В «Концепции 12-летнего среднего образования Республики Казахстан» [1] подчеркивается, что основной функцией начальной ступени является формирование интеллектуальной, эмоциональной, деловой, коммуникативной готовности учащихся к активно-деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Следовательно, меняются приоритеты целей начального образования. На передний план ставятся цели, которые заключаются не только в вооружении учащегося определенной суммой предметных знаний, умений и навыков, но и в воспитании его личности на основе формирования учебной деятельности. Формирование учебной деятельности тесно связано с повышением теоретического уровня содержания образования и использование новых форм и методов в обучении.
Ориентация современной школы на разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать задачи и т.п. Учителя начальных классов призваны развивать творческие способности детей, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием развития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.
Для педагогической науки проблема развития творческих способностей у дошкольников не нова, и будет справедливо признать, что в этом важном вопросе сделано немало. И все же формирование и развитие творческих способностей дошкольников по-прежнему вызывает достаточно серьезные затруднения у педагогов и психологов. Поэтому учителю необходимо придерживаться следующих требований: внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям творческой активности детей; помогать каждому ребенку понять самого себя; всячески поощрять стремление высказывать и обсуждать с товарищами креативные идеи.
В возрасте от 3-х до 6-7-ми лет у ребёнка происходит дальнейшее интенсивное развитие психической, физической и личностной организации. Развиваются внутренние органы, увеличиваются мышечная масса, вес мозга, усиливается регулирующая роль коры больших полушарий. Все это создает необходимые условия для психического и личностного развития. У ребёнка развивается зрительная, слуховая, кожно-двигательная чувствительность. Формируется элементарная наблюдательность, когда ребенок сознательно изучает предмет, выявляя его основные свойства и признаки. Дети-дошкольники с удовольствием рассматривают картинки, слушают музыку, смотрят детские спектакли. Они способны давать первичные эстетические оценки: красиво – некрасиво, нравится – не нравится. Внимание и память преобладают у ребенка в непроизвольной форме. Ребенок внимателен к непосредственно вызывающему интерес объекту или ситуации, запоминает то, что запоминается само. Развивается воображение, преобладает конкретное мышление, т.е. мышление в непосредственном действии. К концу дошкольного периода ребенок в значительной степени осваивает родную речь: обогащается словарь, происходит дальнейшее совершенствование грамматического строя речи, появляется речевое мышление. Все перечисленные данные способствуют переходу ребенка на новый уровень развития личности [2].
Спецификой дошкольного возраста является изменение социальных условий (социальной ситуации развития), в которых живет ребенок. Он становится более самостоятельным, повышаются требования со стороны взрослых, изменяется система отношений как со сверстниками, так и со взрослыми. Начинается внутренний конфликт между своими желаниями, потребностями быть «как большой» и недостатком физических и психических возможностей реализовывать это. Возникает кризисная ситуация, имеющая несколько особенностей:
- негативизм (ребенок отказывается подчиняться требованиям взрослых);
- упрямство (ребенок настаивает на собственных требованиях и решениях);
- строптивость (ребенок протестует против порядков, существующих в доме);
- своеволие (проявляется в стремлении отделиться от взрослого);
- обесценивание взрослых (мать может услышать от ребенка, что она – «дура»);
- протест-бунт (ребенок часто ссорится с родителями);
- в семьях с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму.
Разрешение возрастного кризиса лежит в открытии для ребенка новых видов деятельности, дающих ему возможность проявить свою инициативу, и в системе социальных связей, способствующих личностному росту.
Известные российские ученые-психологи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин) считают, что в дошкольном возрасте ребенок пытается установить новые, более зрелые формы отношений с окружающими. Родители и воспитатели отмечают любимую фразу ребенка в этом возрасте: «Я сам!». Ребенок пытается самоутвердиться. Если поддержать ребенка в его самоутверждении, то у него сформируются такие качества, как инициативность, предприимчивость. Если же родители и воспитатели будут препятствовать утверждению ребенком своего «Я», у него могут сформироваться чувства вины и зависимости.
На 3-м году жизни дети пытаются играть вместе. Ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра, имеющая важное значение для психического развития ребенка. Участие в игре предполагает согласование действий, помощь товарищу по игре, подчинение и руководство. В ней происходит развитие инициативы ребенка, способности подчиняться правилам, стремления соблюдать этические нормы и правила общения. Понаблюдайте за детьми, играющими во дворе. Малыши 3-4 лет еще не способны к совместным играм, каждый из играющих стремится установить свое игровое пространство. Дети постарше договариваются о ходе и содержании игры, введением жеребьёвки подчиняют индивидуальные желания общему правилу.
Возрастной кризис 6-7 лет связан с тем, что ребенок попадает в новую социальную ситуацию развития: из дошкольного окружения – в окружение учителей, школьников. Этот кризис характерен тем, что он может пройти безболезненно, если не будет слишком большой разницы в системе взаимоотношений, сложившейся у ребенка до школы и при поступлении в нее. Ошибаются родители, которые используют упоминание о школе в качестве инструмента запугивания: «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут...», а также те, которые рисуют для ребенка жизнь в школе радостной и безоблачной. Ребенок с желанием готовится к встрече со школой, но в то же время он должен понимать, что учеба – это труд, требующий серьезных усилий.
Вопроса о сущности и структуре творческих способностей, о тех или иных компонентах, входящих в это сложное образование касаются работы ряда педагогов и психологов, которые выделяют некоторые «опорные пункты для определения особенностей психических процессов при творческой деятельности».
Способность определяется ими как динамическое понятие, существующее только в движении и развитии. Она может возникнуть только в соответствующей конкретной деятельности. На успешность выполнения какой-либо деятельности влияют не отдельные способности, а своеобразное сочетание этих способностей, которые характеризуют данную личность [3].
Проблема соотношения способностей и возраста занимает в теории способностей особое место. В психическом развитии организм проходит через определенные периоды, называемые сензитивными, которые характеризуются особой чувствительностью организма к воздействиям среды, наибольшей интенсивностью развития отдельных психических функций, повышенными возможностями развития психики в целом.
Способности обнаруживаются только в деятельности, и притом только в такой деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей.
Таким образом, способности – это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления данной деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения, необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками [4].
Важной задачей нашего исследования стало осмысление особенностей развивающей среды, которая должна через своё содержание и свойство обеспечить:
– творческую деятельность каждого ребенка;
– воспитание духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности дошкольника.
Всё это должно способствовать проявлению и развитию художественных способностей ребёнка, позволить проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя в дальнейшем при обучении в школе.
Психические особенности личности дошкольника, ее духовный облик и нравственные качества формируются под определяющим воздействием социальной среды. В ракурсе нашего исследования предметно-пространственная среда дошкольного учреждения – это целесообразно организованная совокупность материальных объектов, предметов, находящихся в определенных пространственных взаимоотношениях и непосредственно включенных в контекст развития ребёнка. В предметно-пространственной среде овеществляются силы и способности ребёнка, освоение которых означает развитие и обогащение его самого.
В процессе проектирования развивающей среды как средства подготовки детей дошкольного возраста к школе педагоги стараются учитывать:
- психологические закономерности развития детей старшего дошкольного возраста;
- развитие и формирование личности ребёнка осуществляется в деятельности, которая в своём развитии постоянно меняет психологическое содержание;
- влияние ведущего вида деятельности на другие;
- соответствие среды возможностям ребёнка на грани перехода к последующему этапу его развития – школьному обучению, т.е. создание через среду зоны ближайшего психического развития;
- структуру когнитивной сферы ребёнка;
- информативность среды, удовлетворяющая потребность ребёнка в новизне, преобразовании и самоутверждении;
- личностно-ориентированный тип взаимодействия ребёнка и взрослого;
- общую активность ребёнка, удовлетворение его желания действовать [5].
Таким образом, основные психологические новообразования, которые способствуют развитию творческих способностей дошкольников и на которые следует обратить внимание при воспитании ребёнка дошкольного возраста, следующие:
1. Формируется первое схематичное цельное детское мировоззрение.
2. Возникают первые этические нормы: «Что есть добро и что есть зло».
3. Ребенок способен управлять своими эмоциями, ставить веред собой цели. Это свидетельствует о формировании произвольного поведения.
4. Ребенок отделяет себя от мира других людей, что является основой формирования самосознания.
И не последнюю, но очень важную роль в этом процессе играет среда.
Среда не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, обновлять с учетом специфики детского восприятия, стимулировать физическую, творческую, интеллектуальную активность детей, побуждать к дополнению ее необходимыми для развертывания деятельности различными компонентами.
Развивающая среда, обеспечивающая личностно-ориентированное взаимодействие детей и взрослых – это не только предоставление возможности работать с дидактическим материалом разного уровня сложности, атмосферы доброжелательности и благополучия, не только ориентация в общении на более подготовленных детей.
Это – возможность педагога более гибко и динамично включить ребёнка в активную целенаправленную и разнообразную деятельность; знать и умело использовать его индивидуально-личностные особенности; анализировать содержание субъектного опыта детей, активизируя его в процессе самостоятельной деятельности, поощрять инициативу, творчество, независимо от их способностей.
Таким образом, важной особенностью образовательной развивающей среды дошкольников является использование разных методов и средств активизации деятельности детей, обеспечивающей развитие творческих способностей и наиболее полной самореализации ребёнка.
Библиографическая ссылка
Жунисбекова Ж.А., Керимбеков М.А., Момбиева Г.А. ВЛИЯНИЕ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 3. – С. 10-13;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1613 (дата обращения: 22.11.2024).