Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ФАКТОРЫ УСПЕШНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Руженская Е.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Ивановская государственная медицинская академия» Минздрава России
В настоящей работе приведены результаты исследования данных показателей 2503 сотрудников психиатрической службы четырех областей ЦФО – Ивановской, Владимирской, Рязанской и Ярославской. Было проведено анкетирование по вопросам к готовности к ведению новых диагностических и клинических технологий, а также тестирование по «Ориентационной анкете». Оценка и развитие инновационного потенциала как элемента профессиональной готовности – одна из ведущих задач при реформировании здравоохранения. Этот потенциал у специалистов психиатрической службы является высоким, 82,1% медиков, работающих в психиатрии, положительно относятся к внедрению новых диагностических и клинических технологий в свою профессиональную деятельность. Этот процент высок как во врачебной, так и в сестринской среде (83,7 и 81,6% соответственно). Наибольшую направленность медики показывают на профессиональную деятельность (39,35%), врачи имеют достоверно более высокие показатели (48,59%), чем медсестры (36,42%).
медсестры
профессиональное совершенствование
инновационный потенциал.
1. Березовская М.А., Пичугина Ю.А. Оптимизация преподавания психиатрии студентам факультета высшего сестринского образования // Медицинская сестра. – 2007. – № 1. – С. 37-38.
2. Бутенко Т.В., Саблина Т.А. Типологические особенности трудовой мотивации медицинских сестер // Психологическая наука и образование. – 2011. – № 4. – С. 20-30. – URL: www.psyedu.ru
3. Занько О.В., Островская И.В. Взаимодействие с пациентами медсестер-выпускников факультета высшего сестринского образования // Медицинская сестра. – 2014. – № 3. – С. 46-49.
4. Лазарева И.Г., Волочаева М.В., Ткаченко И.В. Стандартизация сестринской деятельности – путь к становлению системы управления качеством медицинской помощи // Здравоохранение Дальнего Востока. – 2011. – № 2 (48). – С. 61-68.
5. Матвейчик Т.В. Образование медсестер в Республики Беларусь: научно-педагогические инновации // Медицинская сестра. – 2016. – № 1. – С. 41-45.
6. Недашковский Э.В., Киров М.Ю. Непрерывное медицинское образование врачей и медсестер – задача клинических кафедр СГМУ. В сборнике: Образовательные и воспитательные технологии в современном медицинском вузе: материалы XVI Межрегиональной учебно-методической и научно-практической конференции / отв. ред. Ю.В. Агафонов. – 2011. – С. 24-26.
7. Руженская Е.В. Общие вопросы мониторинга профессионального становления специалистов психиатрической службы // Вестник Ивановской медицинской академии. – 2007. – Т. 12, № 3-4. – С. 215-217.
8. Руженская Е.В.Мотивация профессионального совершенствования медицинского персонала психиатрической службы // Российский психиатрический журнал. – 2010. – Т. 5. – С. 54.
9. Руженская Е.В. Образовательная активность медицинского персонала психиатрической службы // Вестник Ивановской медицинской академии. – 2013. – Т. 18, № 2. – С. 5-11.
10. Руженская Е.В., Карасёва Т.В. Проблемы формирования компетентности персонала психиатрической службы // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2014. – № 4. – С. 43-46.
11. Сизова Л.А. Инновационный образовательный ресурс дополнительного профессионального образования медсестер в условиях многопрофильного лечебного учреждения // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 4-1. – С. 270-272

Современные мировые тенденции развития здравоохранения предъявляют высокие требования к качеству профессионализма медицинского персонала и его готовности к развитию. Соответствие этим требованиям во многом определяется инновационным мышлением медицинского персонала, готовностью к внедрению новых методик, моделей оказания помощи. Высокая профессиональная готовность – качество, являющееся профессионально значимым для врача, а в целом медицинском коллективе определяет общую успешность работы, инновационный потенциал учреждения.

Целью исследования было изучение готовности сотрудников психиатрической службы к достижению цели, направленности личности на профессиональную деятельность, активность в вопросах введения новых технологий.

Материалы и методы исследования

В настоящей работе приведены результаты исследования данных показателей 2503 сотрудников психиатрической службы четырех областей ЦФО – Ивановской, Владимирской, Рязанской и Ярославской. Это специалисты с высшим и средним медицинским образованием, работающие во всех учреждениях психиатрического профиля (областных психиатрических учреждениях, районных психиатрических кабинетах, городских психотерапевтических и психиатрических кабинетах системы здравоохранения, интернатах психоневрологического профиля системы социального обеспечения). В исследовании приняли участие 603 врача (из них 182 организатора здравоохранения и 421 врач-клиницист) и 1900 медсестер (237 организаторов сестринского дела и 1663 практикующие медсестры).

Было проведено анкетирование по вопросам к готовности к ведению новых диагностических и клинических технологий, а также тестирование по методике «МАС» и «Ориентационной анкете».

Результаты исследования и их обсуждение

При изучении потребности в достижении средний балл медиков, участвующих в исследовании, составил 13,36 ± 0,05. Врачебный персонал демонстрирует достоверно более высокий показатель – 14,09 ± 0,09 (p<0,001 при t =7,0904 по отношению к общей выборке), в группе среднего медицинского персонала (СМП) показатель ниже – 13,12 ± 0,05 (p<0,01 при t =3,3941 к общей выборке, и p<0,001 при t=17,2888 по отношению к врачебному персоналу). Более высокие показатели прослеживаются у врачей-психиатров и при изучении инфраструктуры персонала по уровню потребности в достижении. Среди медиков преобладает средний уровень потребности в достижении, однако во врачебной среде больше специалистов, обладающих высоким уровнем потребности в успехе (3,81%) и выше среднего (22,89%).

Людям с высокой потребностью в достижениях важно все, чем они занимаются. Это особенно значимо в медицине, когда на кону профессионального успеха – здоровье человека.

Профессионалов с высоким уровнем привлекает ситуация достижения, они уверены в успешном исходе. Им свойственны поиск информации для суждения о своих успехах, готовность принять ответственность, решительность в неопределенных ситуациях, большая настойчивость при стремлении к цели, они получают повышенное удовлетворение от интересных задач.

Таких людей в целом очень немного, это те «звезды» в медицине, которые ведут ее вперед. Но есть у данной категории людей и свои «минусы» в мотивации. Они хотят выполнить более или менее сложную, но реально выполнимую работу, сверхсложные или простые задачи не вызывают у них энтузиазма. Данные специалисты характеризуются стремлением к разумному риску, имеют средний, реалистический уровень притязаний, повышают его после успеха и понижают после неудачи. То есть девиз – только успех!

Но в медицине такого не бывает. Решать клинические задачи приходится и очень простые, и очень сложные, а также с неопределенным видом на успех. Ведь главное для медика – не собственная победа, а здоровье конкретного пациента, которому он помогает. Потому наиболее ценны в нашей профессии специалисты с высоким, но не максимальным уровнем потребности в достижении – по данной методике он оценивается как «выше среднего».

По нашим данным, таких специалистов в психиатрической службе – 15,95%. Среди врачебного персонала этот показатель существенно выше – 22,89%, что достоверно выше как среднего по выборке (p<0,001), так и показателя сестринского персонала (p<0,001). У СМП это показатель составляет 79%, что достоверно ниже среднего среди всех медиков (p<0,05) и врачебного показателя. Имеются отличия и в уровне потребности в достижении среди разных возрастных групп медицинского персонала психиатрии. Отставание сестринского персонала от врачебного по данному показателю равномерно прослеживается во всех возрастных группах.

Другим важным показателем является направленность личности. В ориентационной анкете выявлены мотивационные предпочтения – на собственную личность и интересы, на общение и на профессиональную деятельность (на себя – на общение – на дело).

Наибольшую направленность медики показывают на профессиональную деятельность (39,35%). Причем врачи имеют достоверно более высокие показатели (48,59%), СМП – достоверно более низкие (36,42%). Данная тенденция прослеживается и во всех возрастных группах медицинского персонала психиатрической службы.

Наиболее ориентированы на дело врачи возрастных групп 40-49 лет и 50-59 лет. В этот период уже произошло становление личностного пути и карьерных ориентиров, врач чувствует себя профессионалом своего дела и реализуется в профессии. Для работы в психиатрии это особенно значимо, т.к. специальность узкая, психиатрических учреждений и частных ЛПУ соответствующего профиля в регионе ограниченное количество и существенно врачу-психиатру затруднительно изменить свой профессиональный путь. Среди среднего медицинского персонала пик направленности на профессиональную деятельность приходится на более возрастные группы – от 50 лет и старше.

Психиатрия является классической наукой с устоявшимися взглядами на многие процессы и характеризуется низкой включенностью в изменения здравоохранения последних лет. Она не включена в национальные проекты, очень ограниченно включена в модернизацию. Вследствие этого совершенствование службы, её развитие осуществляется в условиях и объеме, организационно возможном в конкретном регионе. Такое внедрение требует не только высокого личностного потенциала медицинских работников на местах, но и творческого, инновационного подхода

Оценка и развитие инновационного потенциала как элемента профессиональной готовности – одна из ведущих задач при реформировании здравоохранения. Этот потенциал у специалистов психиатрической службы является высоким, 82,1% медиков, работающих в психиатрии, положительно относятся к внедрению новых диагностических и клинических технологий в свою профессиональную деятельность. Причем этот процент высок как во врачебной, так и в сестринской среде (83,7 и 81,6% соответственно). Однако достаточно большая группа специалистов (14,7%) относятся к нововведениям безразлично, а 3,1% – отрицательно.

Для выявления особенностей профессиональной готовности сотрудников психиатрической службы мы провели анализ внутри профессиональных групп:

- в зависимости от образования (во врачебных и сестринских группах);

- в зависимости от пола, возраста, стажа работы;

- в зависимости от должностного статуса;

- от уровня психиатрического учреждения, его ведомственной принадлежности.

В разных профессиональных группах были выявлены свои особенности, которые позволяют найти наиболее уязвимые места уровня инновационной готовности. Выявление этого крайне значимо и потому, что опыт внедрения нового, возможность творчества в работе является и фактором удовлетворенности профессиональной деятельностью, что влияет на стремление медиков остаться в профессии, и в конечном итоге на сохранение кадров.

Средний медперсонал чаще уклоняется от нововведений (относятся безразлично 15,5% по сравнению с 11,3% во врачебной группе, р<0,01), но реже относится к ним открыто негативно (2,5% по сравнению с 5% у врачей-психиатров, р<0,02). .Несмотря на укрепившееся мнение о лидерстве мужчин при внедрении нового, они проявили несколько меньшую готовность к введению в психиатрии новых диагностических и клинических технологий (78,3%) по сравнению с медиками-женщинами (82,5%). Среди мужчин оказалась весомее доля и негативно настроенных к инновациям специалистов (7,6%),что достоверно отличалось как от результата их коллег-женщин (2,6%, р<0,01), так и от результата в целом по выборке (3,1%, р<0,01).

Проанализировав результаты у специалистов, занимающих разное место в должностной иерархии психиатрической службы, надо отметить, что как организаторы здравоохранения и сестринского дела, так и практические врачи и медсестры, в целом демонстрируют высокую готовность к инновациям, и не имеют существенных отличий в группах с высоким мотивационным показателем.

В группе медиков, безразлично относящихся к нововведениям, как уже отмечено, лидирует средний медперсонал. По мере повышения среди респондентов должностного статуса этот показатель снижается. Так, при среднем показателе по выборке безразлично относящихся к инновациям специалистов 14,7%, среди организаторов здравоохранения он составляет 9,3% (р<0,02), среди практических врачей – 12,1%, среди организаторов сестринского дела (старших медсестер) – 12,2%, среди простых медсестер – 16,3%. Среди открыто негативно относящихся к инновациям, доля организаторов здравоохранения и практических врачей сравнима (4,9 и 5,0% соответственно), организаторов СМП – 3,0%, простых медсестер – 2,5%.

Опрошенные нами медики работали в разных психиатрических учреждениях. Наибольшую готовность в внедрению новых диагностических и клинических технологий продемонстрировали специалисты клинических учреждений – 85,0% (при 82,1% в общей выборке, р<0,02, с достоверным отличием и от других категорий персонала). По сравнению со средними значениями показатель достоверно ниже среди специалистов неклинических учреждений – 77,8%, и у медиков психиатрических кабинетов ЦРБ – 76,6%. Причем они достоверно ниже не только среднего показателя по выборке, но и результата среди учреждений здравоохранения (достоверность отличий р<0,02 и р<0,05 соответственно).

Эта тенденция формируется в основном за счет кадров СМП. Среди сестринского персонала этот показатель составляет 85,2-76,1 – 70,4% соответственно и достоверно отличается от среднего по сестринской службе (81,6%) – в лучшую сторону по клиническим больницам, и в худшую – по психиатрическим учреждениям более низкого уровня.

Показатели врачебного персонала системы здравоохранения не имеют достоверных отличий от среднего показателя и в группах медиков, безразлично и негативно относящихся к инновациям. Среди СМП в клинических больницах лишь 12,6% персонала относятся к внедрению инноваций безразлично (15,8% в целом по СМП, р<0,02 и 15,4% среди СМП психиатрических учреждений системы здравоохранения) и 2,5% – негативно. СМП неклинических психиатрических больниц чаще других категорий персонала относится к инновациям безразлично – в 23% случаев (14,7% в целом по выборке респондентов (р<0,01), 15,8% среди всего СМП выборки (р<0,01), 14,4% среди СМП учреждений системы здравоохранения (р<0,01)). Достоверно отличается этот показатель и от 12,1% среди врачебного персонала неклинических психиатрических учреждений (р<0,01). Вместе с тем положительным моментом надо отметить, что в данной профессиональной группе достоверно выявлен самый низкий процент лиц (0,9%), негативно относящихся к нововведениям.

Среди медицинского персонала психиатрических кабинетов в сельских районах отличительной особенностью является самый низкий среди всех медиков системы здравоохранения процент лиц, положительно относящихся к инновациям (76,6%, р<0,05) и самый высокий – носящихся к ним негативно (7,0%, р<0,05). Причем эта тенденция также складывается за счет доли сестринского персонала. Так, положительно мотивированы на нововведения 70,4% персонала этой группы (81,6% среди всего сестринского персонала выборки, р<0,02, и 82,2% среди СМП учреждений системы здравоохранения, р<0,01). Отрицательно относятся к инновациям 8,7% медсестер психиатрических кабинетов ЦРБ (2,5% среди всего сестринского персонала выборки, р<0,02, и 2,3% среди СМП учреждений системы здравоохранения, р<0,02).

Среди специалистов, работающих в психоневрологических интернатах, имеют высокую профессиональную готовность лишь 77,8%, что достоверно отличается от результата медиков, работающих в учреждениях системы здравоохранения (82,8%, р<0,05). Безразлично относятся к введению новых диагностических и клинических технологий 18%, негативно – 4,7%.При оценке готовности к нововведениям разных возрастных групп персонала имеет место снижение мотивации в старших возрастных группах. Так, в положительном отношении отмечается снижение от 83,6% у медиков до 30 лет до 79,4% среди специалистов старше 60 лет, в отрицательном отношении – увеличение от 2,2% до 6,7 соответственно (р<0,01). Наиболее высокомотивированная группа – в возрастном диапазоне от 40 до 49 лет, в дальнейшем идет снижение показателей. Это наблюдается как во врачебной когорте, так и среди сестринского персонала.

Заключение

При реформировании психиатрии, необходимости подбора специалистов для участия в инновационных программах необходимо учитывать их профессиональную готовность. Особенности оценки разными профессиональными группами медиков своей готовности к внедрению новых диагностических и клинических технологий, а также такие мотивационные характеристики как направленность личности и потребность в достижении должны приниматься во внимание при совершенствовании кадровой работы с медицинским персоналом психиатрической службы.


Библиографическая ссылка

Руженская Е.В. ФАКТОРЫ УСПЕШНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 2. – С. 93-96;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1605 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674