Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД КАК ЕДИНСТВО ОРГАНИЗАЦИОННЫХ И ТЕОРЕТИЧЕСКИХ УСИЛИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ

Котлова Т.Б. 1 Гришина Е.С. 2
1 ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный энергетический университет»
2 ФГОУ ВПО Дальневосточный федеральный университет
Саморазвитие культуры в контексте постоянной смены технологий всех видов деятельности, изменяя материальную базу образовательного процесса, с неизбежностью требует внимания к содержательному наполнению традиционных методов обучения и воспитания. Авторы актуализируют значение индивидуального подхода к студенту в условиях современного инновационного вуза. Основой совершенствования педагогических методов индивидуальной работы признается знание психологии обучающегося с одной стороны, самосознание, самоанализ и саморазвитие личности педагога – с другой. Анализируется многообразие психологических методов изучения индивидуальности студента. Показано влияние на учебный процесс таких признаков личности, как экстровертность и интровертность; проактивность и реактивность; продуктивность и репродуктивность. Обосновывается необходимость постоянного сохранения лидирующей роли преподавателя в контексте отношений сотрудничества всех участников образовательного процесса.
метод обучения
индивидуальный подход
психика
личность
самоанализ
саморазвитие.
1. Гришина Е.С. Образование как пространство культурной идентификации: монография / НОУ ВПО «Интернет технологии и бизнеса». – Находка, 2010.
2. Джавадян Г.Г. Трансформация роли преподавателя «инновационного вуза» // Альманах современной науки и образования. – 2011. – № 8 (51). – С. 112-114.
3. Кожемяченко Н.Р. Интерактивные технологии в учебном процессе разных форм обучения // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 8. – С. 95-98.
4. Котлова Т.Б. Воспитание и обучение – две грани образования… // Известия высших учебных заведений. Серия: Гуманитарные науки. – 2011. – Т. 2, № 4. – С. 331-333.

XXI век продолжает осваивать всё новые и новые технологии. Активно используя их, большинство видов деятельности изменяют свою форму. Перед человеком сегодня стоит задача контроля адекватности изменений содержательной стороны развития всех сфер жизни. Пришли перемены и в образование [2,3]. В контексте неизбежности применения интерактивных технологий в учебном процессе меняется соотношение применения прежних методов обучения и образования, видоизменяются и временем проверенные приемы [1,4]. Философия образования отмечает необходимость активизации методики индивидуального подхода в обучении и воспитании [1]. Образование всегда было направлено на человека, его развитие и втягивание в культуру. Но так как в разные эпохи человек по-разному понимал свои жизненные задачи, то и расположение его в образовательном пространстве менялось: индивидуальность в Античности, член общины в Средние века, секуляризованный новатор в Возрождении, элемент материального производства в Новое время, самопознающий субъект современности. Конечная цель индивидуальной работы сегодня заключается в развитии способности самостоятельно жить в меняющемся мире, соединяя непрерывный процесс обучения с активной творческой трудовой деятельностью, с креативностью во всех видах общения.

Основой для разработки методов индивидуальной работы является природа индивидуальности, суть которой изучалась еще в Древней Греции. Одной из первых рационализаций индивидуальности можно считать классификацию души Платоном. Разрабатывая учение об «Идеальном государстве», он заботился о распределении функции внутри общества. По Платону душа каждого неповторима и обогащена пребыванием в мире Идей – в мире вечном, неизменном, истинном и потому познаваемом. В миг рождения эта потенциально всемогущая душа встречается с телом – элементом мира вещей-теней – мира отраженного, изменчивого, не познаваемого. Платон предложил классификацию по четырем признакам (табл. 1):

1) объект получения главного удовольствия;

2) отношение к материальному;

3) соотношение личных и общественных интересов;

4) социальная роль.

Таблица 1

Классификация Души по Платону

Признак

Душа

«разумная»

«аффективная»

«вожделенная»

Главное удовольствие жизни

Умозрение, интеллектуальный труд

Риск, экстремальная ситуация, публичность

Физический труд

Отношение

к материальному

достатку

Умение довольствоваться малым

Равнодушие

Стремление к постоянному обогащению

Соотношение

индивидуального

и общественного

Предпочтение общественного индивидуальному

Проявление индивидуального через общественное

Предпочтение индивидуального общественному

Социальное

предназначение

Правители

Воины, охранники

Ремесленники и земледельцы

Социально-воспитательный смысл этой классификации для Платона заключался в призыве к тому, чтобы каждый получал удовольствие от своего дела, увлекаясь более процессом, чем результатом, что, в свою очередь, непроизвольно призвано повышать результат как совокупное общественное богатство при стабильно положительном психологическом настрое влюбленных в своё дело людей.

Ученик Платона Аристотель видел причину индивидуальности не в прирожденных свойствах души, а в уровне её развития при земной жизни (табл. 2).

Таблица 2

Классификация Души по Аристотелю

Уровень

развития души

Свойства души

Растительная

Питание, размножение

Чувственная

Питание, размножение,

переживание

Разумная

Питание, размножение, переживание, умозаключение

Аристотель своей классификацией подчеркивал не столько изначальную неодинаковость всех людей, сколько возможность каждого совершенствоваться в земной жизни ради своего и всеобщего блага в космическом масштабе. Постигая мироздание, он пришел к выводу о том, что после физической смерти душа пополняет собою Вселенский Разум. Следовательно, от качества души каждого зависит состояние Вселенной, а самосовершенствование себя как человека разумного есть дело не личное, а ответственное перед всем Космосом.

Современная психология дает немало подсказок для совершенствования методики индивидуальной работы. Полезно, например, учитывать, что самоуглублённый анализ успокаивает интроверта, который не волнуется в одиночестве, самостоятелен, ему легче принять самому решение, чем выслушивать советы других, которые его раздражают. Он предпочитает работать один и получает удовольствие от первенства. В условиях обучения психика интроверта способствует результативности индивидуальных заданий, самостоятельного творческого поиска, провоцирует выбор индивидуальных форм отчетности. Такому человеку трудно даются публичные выступления, участие в выполнении коллективных заданий, он предпочитает работу в малых группах. В то время как экстраверт всё предпочитает делать в коллективе, одиночество угнетает его, он робок в процессе принятия решений, зато получает удовольствие от коллективных обсуждений, диалогов, с благодарностью относится к советам, любит уточнять, переспрашивать, постоянно ждет соучастия и помощи, сам готов помочь. Экстраверт комфортно чувствует себя на публике, охотно берётся за выступления на научных конференциях, но часто не находит времени для самостоятельного самоуглубленного изучения проблемы, он нуждается в постоянном контроле, который для него не надзор, а форма общения. Методика преподавания, учитывающая эти особенности психики обучающегося, призвана не облегчить его жизнь через выбор предпочтительных форм работы, а помочь освоить все виды работы с наименьшей степенью травмы психики от наиболее сложных заданий.

Каждый, осознанно или нет, делает выбор: степень активности, самостоятельности, возможности творческого развития, лидерства или подчинённости, отношение к общественным нормам. Последние складываются в две группы: «круг значений» – совокупность изначальных для каждого общественных условий, норм, традиций; «круг влияний» – то, на что из перечисленного человек может и хочет влиять или создать сам, свободная форма бытия. У каждого есть стремление не только к согласию с социумом, но и к противоречию с ним, не только к повтору норм, но и к их развитию. Творчество – это желанная норма жизни. Но создать новое нельзя иначе, как, освоив круг значений, прорваться в круг влияний. Высшее образование как территория концентрированного познания и самопреобразования является важным условием преодоления круга значений. Дипломированный специалист должен быть в состоянии сам формулировать значения, способствовать их обобществлению и, тем самым, расширять круг влияний.

Постоянное пребывание в круге значений провоцирует и укрепляет репродуктивность психики. В результате человек привыкает быть «на вторых ролях», не проявляет инициативы, не ставит перед собой серьёзных творческих задач. При этом репродуктивность психики обеспечивает точность исполнения заданий, пунктуальность, послушание, точное воспроизводство. Дерзновение к новому невозможно без элементов продуктивного настроя и успех в творчестве делает продуктивность более устойчивой чертой психики. Это помогает в развитии лидерских качеств, формированию дисциплины, самостоятельности и ответственности. Человек с продуктивной психикой это организатор, новатор, изобретатель, а с репродуктивной – надежный помощник, хороший ретранслятор его идей.

Методика преподавателя неодинаково отзывается в студентах с реактивной и проактивной психикой. Первая усиливает зависимость от внешних условий, неспособность их преодолеть. Такой человек не инициативен, боязлив и мнителен, склонен к слепому послушанию, к преувеличению силы препятствий. Если эти процессы никак не регулировать, то психика будет всё дольше угнетена мало мотивированным страхом и даже фатальной уверенностью в том, что всегда кто-то или что-то помешает дойти до цели. Реактивная психика задерживает человека в круге значений и не позволяет ему ни на что серьёзно влиять. Ученик с такой установкой отказывается отвечать, даже если готов, его подавляет авторитет учителя, его знания и опыт, функция в образовательном процессе. Реактивная психика робеет перед любым официальным лидером. Если реактивной психикой обладает педагог, то он становится ведомым, зависимым, боится учеников, рискует потерять качества официального лидера. В этом случае участники образовательного процесса как бы меняются местами. Всё осложняется тем, что, завладев ситуацией формально, ученики чаще всего не в состоянии самостоятельно поддерживать и развивать содержательную составляющую обучения, и учебный процесс разваливается. Между тем, ситуации, способные расстроить нормальный ход занятий, встречаются в нашей действительности нередко. Вспомним самые типичные из них. Группа полностью не готова к практическому занятию, студенты пришли с опозданием и перевозбужденными после занятий физкультурой, аудитория не приспособлена к занятиям или вообще закрыта, а ключ потерян и т. д., и т.д.. Все эти неполадки преподаватель обязан профессионально преодолеть и перевести общение в русло продуктивного занятия, оставшись внутренне возмущенным, а внешне непобедимым лидером процесса. Таким образом, преподаватель по определению профессии не может обладать реактивной психикой. Проактивная психика – это потенциальный союзник педагога. Он легко обретает свободу от внешних обстоятельств, способность конструировать ситуацию, менять общественный климат, собирая настроение всех вокруг себя. Такой человек не ждет, когда с ним поздороваются, а умело провоцирует их доброжелательное приветствие; ему значительно легче преодолевать круг значений и выполнять функции лидера. Именно проактивность психики призвана помочь преподавателю выполнять функции не только «транслятора», но и воспитателя, научного деятеля, инноватора – все функции преподавателя современного «инновационного вуза» через толерантность, креативность, творчество, инициативность [2]. Но и у такого преподавателя есть опасности: преувеличение своего влияния, игнорирование ситуации, неумение подчиняться общим правилам и конкретным административным распоряжениям. Человеку с явно проактивной психикой надо постоянно помнить, что и преподаватель, и студент – оба суть участники единого организованного процесса. Каждому, вписываясь в него, необходимо так себя настроить, чтобы не игнорировать общие правила с одной стороны, но и не попасть под их полное, влияние, с другой. Лидером в этом постоянном процессе адаптации призван оставаться преподаватель.

Итак, саморазвитие культуры объективно меняет содержание методики постоянного по форме индивидуального подхода в обучении; основой совершенствования педагогических методов индивидуальной работы являются знания психологии личности обучающегося; индивидуальная работа предусматривает самоанализ и саморазвитие личности педагога.


Библиографическая ссылка

Котлова Т.Б., Гришина Е.С. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД КАК ЕДИНСТВО ОРГАНИЗАЦИОННЫХ И ТЕОРЕТИЧЕСКИХ УСИЛИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 2. – С. 70-73;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1599 (дата обращения: 22.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674