XXI век продолжает осваивать всё новые и новые технологии. Активно используя их, большинство видов деятельности изменяют свою форму. Перед человеком сегодня стоит задача контроля адекватности изменений содержательной стороны развития всех сфер жизни. Пришли перемены и в образование [2,3]. В контексте неизбежности применения интерактивных технологий в учебном процессе меняется соотношение применения прежних методов обучения и образования, видоизменяются и временем проверенные приемы [1,4]. Философия образования отмечает необходимость активизации методики индивидуального подхода в обучении и воспитании [1]. Образование всегда было направлено на человека, его развитие и втягивание в культуру. Но так как в разные эпохи человек по-разному понимал свои жизненные задачи, то и расположение его в образовательном пространстве менялось: индивидуальность в Античности, член общины в Средние века, секуляризованный новатор в Возрождении, элемент материального производства в Новое время, самопознающий субъект современности. Конечная цель индивидуальной работы сегодня заключается в развитии способности самостоятельно жить в меняющемся мире, соединяя непрерывный процесс обучения с активной творческой трудовой деятельностью, с креативностью во всех видах общения.
Основой для разработки методов индивидуальной работы является природа индивидуальности, суть которой изучалась еще в Древней Греции. Одной из первых рационализаций индивидуальности можно считать классификацию души Платоном. Разрабатывая учение об «Идеальном государстве», он заботился о распределении функции внутри общества. По Платону душа каждого неповторима и обогащена пребыванием в мире Идей – в мире вечном, неизменном, истинном и потому познаваемом. В миг рождения эта потенциально всемогущая душа встречается с телом – элементом мира вещей-теней – мира отраженного, изменчивого, не познаваемого. Платон предложил классификацию по четырем признакам (табл. 1):
1) объект получения главного удовольствия;
2) отношение к материальному;
3) соотношение личных и общественных интересов;
4) социальная роль.
Таблица 1
Классификация Души по Платону
Признак |
Душа |
||
«разумная» |
«аффективная» |
«вожделенная» |
|
Главное удовольствие жизни |
Умозрение, интеллектуальный труд |
Риск, экстремальная ситуация, публичность |
Физический труд |
Отношение к материальному достатку |
Умение довольствоваться малым |
Равнодушие |
Стремление к постоянному обогащению |
Соотношение индивидуального и общественного |
Предпочтение общественного индивидуальному |
Проявление индивидуального через общественное |
Предпочтение индивидуального общественному |
Социальное предназначение |
Правители |
Воины, охранники |
Ремесленники и земледельцы |
Социально-воспитательный смысл этой классификации для Платона заключался в призыве к тому, чтобы каждый получал удовольствие от своего дела, увлекаясь более процессом, чем результатом, что, в свою очередь, непроизвольно призвано повышать результат как совокупное общественное богатство при стабильно положительном психологическом настрое влюбленных в своё дело людей.
Ученик Платона Аристотель видел причину индивидуальности не в прирожденных свойствах души, а в уровне её развития при земной жизни (табл. 2).
Таблица 2
Классификация Души по Аристотелю
Уровень развития души |
Свойства души |
Растительная |
Питание, размножение |
Чувственная |
Питание, размножение, переживание |
Разумная |
Питание, размножение, переживание, умозаключение |
Аристотель своей классификацией подчеркивал не столько изначальную неодинаковость всех людей, сколько возможность каждого совершенствоваться в земной жизни ради своего и всеобщего блага в космическом масштабе. Постигая мироздание, он пришел к выводу о том, что после физической смерти душа пополняет собою Вселенский Разум. Следовательно, от качества души каждого зависит состояние Вселенной, а самосовершенствование себя как человека разумного есть дело не личное, а ответственное перед всем Космосом.
Современная психология дает немало подсказок для совершенствования методики индивидуальной работы. Полезно, например, учитывать, что самоуглублённый анализ успокаивает интроверта, который не волнуется в одиночестве, самостоятелен, ему легче принять самому решение, чем выслушивать советы других, которые его раздражают. Он предпочитает работать один и получает удовольствие от первенства. В условиях обучения психика интроверта способствует результативности индивидуальных заданий, самостоятельного творческого поиска, провоцирует выбор индивидуальных форм отчетности. Такому человеку трудно даются публичные выступления, участие в выполнении коллективных заданий, он предпочитает работу в малых группах. В то время как экстраверт всё предпочитает делать в коллективе, одиночество угнетает его, он робок в процессе принятия решений, зато получает удовольствие от коллективных обсуждений, диалогов, с благодарностью относится к советам, любит уточнять, переспрашивать, постоянно ждет соучастия и помощи, сам готов помочь. Экстраверт комфортно чувствует себя на публике, охотно берётся за выступления на научных конференциях, но часто не находит времени для самостоятельного самоуглубленного изучения проблемы, он нуждается в постоянном контроле, который для него не надзор, а форма общения. Методика преподавания, учитывающая эти особенности психики обучающегося, призвана не облегчить его жизнь через выбор предпочтительных форм работы, а помочь освоить все виды работы с наименьшей степенью травмы психики от наиболее сложных заданий.
Каждый, осознанно или нет, делает выбор: степень активности, самостоятельности, возможности творческого развития, лидерства или подчинённости, отношение к общественным нормам. Последние складываются в две группы: «круг значений» – совокупность изначальных для каждого общественных условий, норм, традиций; «круг влияний» – то, на что из перечисленного человек может и хочет влиять или создать сам, свободная форма бытия. У каждого есть стремление не только к согласию с социумом, но и к противоречию с ним, не только к повтору норм, но и к их развитию. Творчество – это желанная норма жизни. Но создать новое нельзя иначе, как, освоив круг значений, прорваться в круг влияний. Высшее образование как территория концентрированного познания и самопреобразования является важным условием преодоления круга значений. Дипломированный специалист должен быть в состоянии сам формулировать значения, способствовать их обобществлению и, тем самым, расширять круг влияний.
Постоянное пребывание в круге значений провоцирует и укрепляет репродуктивность психики. В результате человек привыкает быть «на вторых ролях», не проявляет инициативы, не ставит перед собой серьёзных творческих задач. При этом репродуктивность психики обеспечивает точность исполнения заданий, пунктуальность, послушание, точное воспроизводство. Дерзновение к новому невозможно без элементов продуктивного настроя и успех в творчестве делает продуктивность более устойчивой чертой психики. Это помогает в развитии лидерских качеств, формированию дисциплины, самостоятельности и ответственности. Человек с продуктивной психикой это организатор, новатор, изобретатель, а с репродуктивной – надежный помощник, хороший ретранслятор его идей.
Методика преподавателя неодинаково отзывается в студентах с реактивной и проактивной психикой. Первая усиливает зависимость от внешних условий, неспособность их преодолеть. Такой человек не инициативен, боязлив и мнителен, склонен к слепому послушанию, к преувеличению силы препятствий. Если эти процессы никак не регулировать, то психика будет всё дольше угнетена мало мотивированным страхом и даже фатальной уверенностью в том, что всегда кто-то или что-то помешает дойти до цели. Реактивная психика задерживает человека в круге значений и не позволяет ему ни на что серьёзно влиять. Ученик с такой установкой отказывается отвечать, даже если готов, его подавляет авторитет учителя, его знания и опыт, функция в образовательном процессе. Реактивная психика робеет перед любым официальным лидером. Если реактивной психикой обладает педагог, то он становится ведомым, зависимым, боится учеников, рискует потерять качества официального лидера. В этом случае участники образовательного процесса как бы меняются местами. Всё осложняется тем, что, завладев ситуацией формально, ученики чаще всего не в состоянии самостоятельно поддерживать и развивать содержательную составляющую обучения, и учебный процесс разваливается. Между тем, ситуации, способные расстроить нормальный ход занятий, встречаются в нашей действительности нередко. Вспомним самые типичные из них. Группа полностью не готова к практическому занятию, студенты пришли с опозданием и перевозбужденными после занятий физкультурой, аудитория не приспособлена к занятиям или вообще закрыта, а ключ потерян и т. д., и т.д.. Все эти неполадки преподаватель обязан профессионально преодолеть и перевести общение в русло продуктивного занятия, оставшись внутренне возмущенным, а внешне непобедимым лидером процесса. Таким образом, преподаватель по определению профессии не может обладать реактивной психикой. Проактивная психика – это потенциальный союзник педагога. Он легко обретает свободу от внешних обстоятельств, способность конструировать ситуацию, менять общественный климат, собирая настроение всех вокруг себя. Такой человек не ждет, когда с ним поздороваются, а умело провоцирует их доброжелательное приветствие; ему значительно легче преодолевать круг значений и выполнять функции лидера. Именно проактивность психики призвана помочь преподавателю выполнять функции не только «транслятора», но и воспитателя, научного деятеля, инноватора – все функции преподавателя современного «инновационного вуза» через толерантность, креативность, творчество, инициативность [2]. Но и у такого преподавателя есть опасности: преувеличение своего влияния, игнорирование ситуации, неумение подчиняться общим правилам и конкретным административным распоряжениям. Человеку с явно проактивной психикой надо постоянно помнить, что и преподаватель, и студент – оба суть участники единого организованного процесса. Каждому, вписываясь в него, необходимо так себя настроить, чтобы не игнорировать общие правила с одной стороны, но и не попасть под их полное, влияние, с другой. Лидером в этом постоянном процессе адаптации призван оставаться преподаватель.
Итак, саморазвитие культуры объективно меняет содержание методики постоянного по форме индивидуального подхода в обучении; основой совершенствования педагогических методов индивидуальной работы являются знания психологии личности обучающегося; индивидуальная работа предусматривает самоанализ и саморазвитие личности педагога.
Библиографическая ссылка
Котлова Т.Б., Гришина Е.С. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД КАК ЕДИНСТВО ОРГАНИЗАЦИОННЫХ И ТЕОРЕТИЧЕСКИХ УСИЛИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 2. – С. 70-73;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1599 (дата обращения: 22.11.2024).