Введение
Внедрение компетентностного подхода в высшее профессиональное образование привело к изменениям в его содержании, методах и формах подготовки. Вузовское обучение сегодня носит комплексный, междисциплинарный характер, и ориентировано на овладение не только знаниями и умениями, но и на способность их использовать в профессиональной деятельности. «Качество и эффективность подготовки будущего специалиста оценивается по наличию не только узкопрофессиональных, но и социальных, психологических, культурных, индивидуально-личностных компетенций, которые включают умение определять социокультурный контекст экономической деятельности, социальную ответственность, самостоятельность, активность, навыки групповой, коммуникативной деятельности, работы в команде и т.д.» [3].
Современная экономическая ситуация на рынке труда требует высококвалифицированных специалистов в области информационных технологий. Доступные на рынке труда вакансии стараются покрыть полный жизненный цикл процесса разработки программного обеспечения – начиная с процесса предложения различных вариантов и заканчивая их технической поддержкой. И на каждом этапе требуются хорошо обученный персонал. Таким образом, можно утверждать, что современные работодатели ждут от будущих сотрудников высокого профессионального уровня, знания новейших решений технологических, управленческих и коммуникационных проблем.
В проекте разработки программного обеспечения, даже если это явно не определено, кто-то должен выполнять роль системного аналитика для взаимодействия с другими заинтересованными сторонами. Для этой работы необходим специалист, помогающий определить разницу между тем, что клиент говорит о своих желаниях и тем, что ему на самом деле нужно. Официальные названия этой должности могут быть разными: системный аналитик, инженер по требованиям, бизнес-аналитик, продукт-менеджер или просто аналитик.
Рис. 1. Коммуникации системного аналитика [7]
Главная обязанность системного аналитика заключается в том, чтобы собирать, анализировать, документировать и проверять потребности заинтересованных сторон проекта – это главный канал для обмена информацией между заказчиком и командой проекта (рис. 1) [2].
Опытные и грамотные аналитики приносят огромную пользу – их деятельность помогает снизить усилия, необходимые для реализации проекта, на одну треть по сравнению с аналогичными проектами с участием менее опытных аналитиков [9].
Цели и задачи
Целью данной работы является выявление ключевых компетенций системного аналитика и сопоставление выявленных компетенций со знаниями и умениями выпускника факультета информационных технологий технического вуза. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить требования к ключевым компетенциям системного аналитика на основе анализа вакансий.
2. Выявить компетенции, получаемые в процессе обучения в техническом вузе по направлению подготовки системного аналитика.
3. Сопоставить компетенции, наиболее востребованные для аналитика с компетенциями, которые формируются в процессе обучения по специальности.
Ключевые компетенции системного аналитика
В книге «Путь аналитика. Практическое руководство IT-специалиста» [4] вводится понятие профиля аналитика, где основные характеристики разделяются на следующие группы компетенций:
- профессиональные;
- управленческие и организационные;
- специальные;
- лидерские;
- личностные.
Основные требования на вакансию системного аналитика можно также разделить на пять больших групп: требования к теоретическим знаниям, требования к практическим навыкам, требования к опыту использования знаний и навыков, требования к личностным качествам и другие требования. Таким образом, можно сделать вывод, что профиль аналитика, описанный выше, полностью соответствует требованиям, предъявленным к вакансии.
Ниже приведен фрагмент модели компетенций системного аналитика, используемый в консалтинговой организации ООО «Логика Бизнеса», входящей в ГК «АйТи»:
1. Профессиональные компетенции:
0 Постановка задач и разработка функциональной спецификации.
0 Документирование требований к системе.
0 Документирование решения (инструкции, регламенты использования системы).
0 Моделирование бизнес-процессов.
0 Управление требованиями.
0 Консультирование (обучение) пользователей, консультирование технической поддержки.
0 Знание и умение использования специализированного программного обеспечения.
2. Личностные компетенции:
0 Сотрудничество (выстраивание эффективного взаимодействия, учитывая интересы команды, компании; предложение и оказание помощи коллегам в решении их проблем, в т.ч. не имеющих отношение к его непосредственным должностным обязанностям).
0 Инновационность (стремление к инновациям, генерация новых идей, поиск нестандартный решений традиционных задач).
0 Результативность (принятие ответственности за выполненные действия, высокая работоспособность, пунктуальность).
0 Гибкость (применение индивидуального подхода к человеку, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой).
0 Стрессоустойчивость.
0 Коммуникабельность (обладание грамотной устной и письменной речью, четкое изложение своих мыслей; легкое установление деловых контактов, связей, отношений; умение слушать собеседника и расположить его к себе).
Формирование карты компетенций
На основании выявленного списка компетенций и критериев их оценки была сформирована карта компетенций (рис. 2), которая отражает требуемый уровень знаний на указанных должностных позициях [4, 5].
Рис. 2. Компетенции системного аналитика различных уровней
Анализ профессиональной подготовки системного аналитика
Наибольшими шансами трудоустроиться на должность системного аналитика обладают выпускники профильных (математических и технических) вузов после прохождения стажировки или работы в качестве помощника бизнес- или системного аналитика. Требования к молодым специалистам достаточно высоки: они должны владеть компьютером на уровне эксперта, знать принципы построения информационных систем и процессов внедрения, методологию системного анализа, иметь базовую психолого-педагогическую подготовку. Пригодятся и навыки работы со специализированным программным обеспечением (ARIS, BPWin, MS Project и т.д.).
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) выпускник должен быть готов решать следующие профессиональные задачи [6]:
- участие в проведении переговоров с заказчиком и выявление его информационных потребностей;
- сбор детальной информации для формализации предметной области проекта и требований пользователей заказчика;
- проведение работ по описанию информационного обеспечения и реализации бизнес-процессов предприятия заказчика;
- документирование компонентов информационной системы на стадиях жизненного цикла;
- начальное обучение и консультирование пользователей по вопросам эксплуатации ИС.
ФГОС ВО по направлению подготовки 09.03.03 определяет следующие профессионально-прикладные компетенции для выпускника:
- способность собирать детальную информацию для формализации требований пользователей заказчика (ППК-1);
- способность проводить описание прикладных процессов и информационного обеспечения решения прикладных задач (ППК-2);
- способность программировать приложения и создавать программные прототипы решения прикладных задач (ППК-3);
- способность составлять техническую документацию проектов автоматизации и информатизации прикладных процессов (ППК-4);
- способность осуществлять инсталляцию и настройку параметров программного обеспечения ИС (ППК-5);
- способность осуществлять ведение базы данных и поддержку информационного обеспечения решения прикладных задач (ППК-6);
- способность осуществлять тестирование компонентов ИС по заданным сценариям (ППК-7);
- способность осуществлять презентацию информационной системы и начальное обучение пользователей (ППК-8).
Рис. 3. Сравнение компетенций выпускника вуза и младшего аналитика [4, 6]
На основании выявленного списка компетенций была сформирована карта профессионально-прикладных компетенций, которая отражает требуемый уровень компетенций для выпускника и младшего аналитика (рис. 3).
В составе профиля аналитика лежат личностные навыки, без развития которых состояться в данной профессии невозможно. Данная профессия подразумевает постоянное обучение чему-то новому. И по мере все большего узнавания нового материала, неизбежно происходит понимание, как на самом деле мало вы знаете – это так называемая здравая энтропия профессии. Выбирая профессию аналитика, автоматически выбирается определенный стиль мышления, общения, развития и самой жизни в целом. В системе личностных навыков важной становится каждая деталь – воспитание, характер, образование, жизненный и профессиональный опыт, культура речи, ясность мышления [4]. Самыми главными навыками системного аналитика являются:
- аналитический стиль мышления;
- умение сконцентрироваться и прослеживать главную нить мысли;
- умение конспектировать;
- умение выстраивать эффективные коммуникации;
- умение слушать;
- умение оставаться спокойным и отделять факты от эмоций и др.
Для сравнения, в отчете Institute for the Future была представлена карта профессиональных навыков будущего (Future Work Skills 2020 Sumary Map) [8], в которой названы актуальные навыки в условиях технологического прогресса (рис. 4):
• критическое мышление;
• новаторское адаптивное мышление и умение работать с современными медиа-ресурсами;
• вычислительное мышление;
• проектное мышление;
• управление когнитивной загрузкой;
• социальный интеллект;
• межкультурная компетентность;
• умение работать удаленно;
• трансдисциплинарность.
Стимулы к изменениям |
Развитие небольших устройств и систем |
Мир вычислительных технологий |
Долгосрочная перспектива |
|
Организации нового формата |
Новая экология мультимедийной среды |
Взаимосвязь со всем миром |
||
Новые методы обучения и адаптивный подход |
||||
Необходимые навыки |
Критическое мышление |
Проектное мышление |
Управление когнитивной загрузкой |
|
Новаторское адаптивное мышление |
Социальный интеллект |
Межкультурная компетентность |
||
Вычислительное мышление |
Трансдисциплинарность |
Умение работать удаленно |
Рис. 4. Ключевые навыки для работы в 2020 г. (Future Work Skills 2020) [8]
Можно сделать вывод, что для получения полноценной психолого-педагогической профессиональной подготовки в учебные планы будущих аналитиков необходимо включать особый блок дисциплин: «Психология и педагогика», «Психология личности», «Психология эффективного общения», «Психология лидерства, влияния и власти». Изучение предметов психолого-педагогической направленности формирует у выпускников знания в области психологии личности, познавательных процессов, психологии деятельности, психологии группы (коллектива), психологии человеческих отношений; умения работать в коллективе, создавать обстановку сотрудничества; навыки управления рабочей группой и работы в команде [3].
Вывод
Современный рынок устанавливает высокие требования к техническим специалистам и системным аналитикам в частности. Для подготовки технически грамотного специалиста федеральные образовательные стандарты предусматривают различные специальности, например: «Прикладная информатика», «Бизнес-информатика», «Информатика и вычислительная техника». Рабочие программы этих специальностей в большей степени нацелены на подготовку специалистов начального уровня, таких как младшие аналитики. Дальнейшее получение профессиональных знаний и навыков позволит занять более высокую должностную позицию. Получение карьерного роста в области аналитики в первую очередь зависит от развития своих личностных качеств, таких как коммуникабельность, стрессоустойчивость, гибкость, что связано с большим количеством различного рода коммуникаций.
Психолого-педагогическое образование будущего системного аналитика, с одной стороны, должно отвечать общим требованиям, предъявляемым к высшему образованию в целом, с другой стороны, иметь ряд специфических черт, учитывающих его особую прикладную направленность [1]. Это понимание разницы между озвученными желаниями клиента и тем, что ему на самом деле нужно; способность вычленять важное и абстрагироваться от несущественного при разговоре с заказчиком; знания психологии «обыкновенного» пользователя; умения вести продуктивный и доброжелательный диалог с партнерами; навыки в выстраивании «дружественного» интерфейса. Выполнение этих условий в комплексе должны обеспечить включение психолого-педагогических дисциплин в сферу интересов будущих системных аналитиков и их качественную профессиональную подготовку.
Библиографическая ссылка
Иванова А.Д., Бармина О.В. АНАЛИЗ ЛИЧНОСТНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К ПОДГОТОВКЕ СИСТЕМНОГО АНАЛИТИКА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 2. – С. 54-59;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1596 (дата обращения: 24.11.2024).