Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

АНАЛИЗ ЛИЧНОСТНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К ПОДГОТОВКЕ СИСТЕМНОГО АНАЛИТИКА

Иванова А.Д. 1 Бармина О.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет»
Современные работодатели ждут, что сотрудники будут иметь высокий профессиональный уровень, а также навыки решения технологических, управленческих и коммуникационных проблем. При разработке программного обеспечения для взаимодействия с заинтересованными сторонами необходим системный аналитик, который собирает, анализирует, документирует и проверяет потребности всех сторон, вовлеченных в проект. Цель данной работы – выявление ключевых компетенций системного аналитика и сопоставление их со знаниями и умениями выпускника факультета информационных технологий технического вуза. Для получения полноценной профессиональной подготовки в учебные планы будущих системных аналитиков необходимо ввести блок психолого-педагогических дисциплин. Психолого-педагогическое образование будущего системного аналитика должно отвечать общим требованиям, предъявляемым к высшему образованию в целом, и иметь ряд специфических черт, учитывающих его особую прикладную направленность. Выполнение этих условий должно обеспечить качественную профессиональную подготовку специалиста.
системный аналитик
высшее образование
компетенции
профессиональная подготовка
личностные качества
психология и педагогика
информационные технологии.
1. Иванова А.Д. Особенности методических и психолого-педагогических аспектов в преподавании «Педагогики и психологии высшей школы» для магистров технических специальностей // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. – URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23480 (дата обращения: 13.01.2017).
2. Карл И. Вигерс Разработка требований к программному обеспечению / пер. с англ. – М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2004. – 576 с.
3. Компетентностный подход к формированию профессиональной культуры будущих экономистов / Кунгурцева Г.Ф., Иванова А.Д., Шамсутдинова Д.Ф. // Управление экономикой: методы, модели, технологии: материалы XV международной конференции: в 2 т. Т. 2 / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. – Уфа: УГАТУ, 2015. – С. 212-215.
4. Перерва А.Д., Иванова В.А. Путь аналитика. Практическое руководство IT-специалиста. – СПб.: Питер, 2012. – 304 с.
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от «28» октября 2014 г. № 809н «Об утверждении профессионального стандарта «Системный аналитик». (Зарегистрировано в Минюсте России 24.11.2014 № 34882). – URL: http://asu.edu.ru/images/File/umu_oop/06_022_ps.pdf (Дата обращения: 13.01.2017)
6. ФГОС ВО Уровень высшего образования бакалавриат. Направление подготовки 09.03.03 Прикладная информатика. – URL: http://base.garant.ru/70929524/ (Дата обращения: 13.01.2017).
7. Karl E. Wiegers So You Want to Be a. Requirements Analyst? // Software Development. – 2003. – Vol. 11, № 7 (July). (Zowghi et al, 2001).
8. Future Work Skills 2020 Report [SR- 1382A] // Institute for the Future [Офиц. сайт]. – URL: http://www.iftf.org/ uploads/media/SR-1382A_UPRI_ future_work_skills_sm.pdf (дата обращения: 13.01.2017).
9. Barry W. Boehm Software cost estimation with Cocomo II (Upper Saddle River: Prentice Hall PTR, 2000).

Введение

Внедрение компетентностного подхода в высшее профессиональное образование привело к изменениям в его содержании, методах и формах подготовки. Вузовское обучение сегодня носит комплексный, междисциплинарный характер, и ориентировано на овладение не только знаниями и умениями, но и на способность их использовать в профессиональной деятельности. «Качество и эффективность подготовки будущего специалиста оценивается по наличию не только узкопрофессиональных, но и социальных, психологических, культурных, индивидуально-личностных компетенций, которые включают умение определять социокультурный контекст экономической деятельности, социальную ответственность, самостоятельность, активность, навыки групповой, коммуникативной деятельности, работы в команде и т.д.» [3].

Современная экономическая ситуация на рынке труда требует высококвалифицированных специалистов в области информационных технологий. Доступные на рынке труда вакансии стараются покрыть полный жизненный цикл процесса разработки программного обеспечения – начиная с процесса предложения различных вариантов и заканчивая их технической поддержкой. И на каждом этапе требуются хорошо обученный персонал. Таким образом, можно утверждать, что современные работодатели ждут от будущих сотрудников высокого профессионального уровня, знания новейших решений технологических, управленческих и коммуникационных проблем.

В проекте разработки программного обеспечения, даже если это явно не определено, кто-то должен выполнять роль системного аналитика для взаимодействия с другими заинтересованными сторонами. Для этой работы необходим специалист, помогающий определить разницу между тем, что клиент говорит о своих желаниях и тем, что ему на самом деле нужно. Официальные названия этой должности могут быть разными: системный аналитик, инженер по требованиям, бизнес-аналитик, продукт-менеджер или просто аналитик.

missing image file

Рис. 1. Коммуникации системного аналитика [7]

Главная обязанность системного аналитика заключается в том, чтобы собирать, анализировать, документировать и проверять потребности заинтересованных сторон проекта – это главный канал для обмена информацией между заказчиком и командой проекта (рис. 1) [2].

Опытные и грамотные аналитики приносят огромную пользу – их деятельность помогает снизить усилия, необходимые для реализации проекта, на одну треть по сравнению с аналогичными проектами с участием менее опытных аналитиков [9].

Цели и задачи

Целью данной работы является выявление ключевых компетенций системного аналитика и сопоставление выявленных компетенций со знаниями и умениями выпускника факультета информационных технологий технического вуза. Для этого необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить требования к ключевым компетенциям системного аналитика на основе анализа вакансий.

2. Выявить компетенции, получаемые в процессе обучения в техническом вузе по направлению подготовки системного аналитика.

3. Сопоставить компетенции, наиболее востребованные для аналитика с компетенциями, которые формируются в процессе обучения по специальности.

Ключевые компетенции системного аналитика

В книге «Путь аналитика. Практическое руководство IT-специалиста» [4] вводится понятие профиля аналитика, где основные характеристики разделяются на следующие группы компетенций:

- профессиональные;

- управленческие и организационные;

- специальные;

- лидерские;

- личностные.

Основные требования на вакансию системного аналитика можно также разделить на пять больших групп: требования к теоретическим знаниям, требования к практическим навыкам, требования к опыту использования знаний и навыков, требования к личностным качествам и другие требования. Таким образом, можно сделать вывод, что профиль аналитика, описанный выше, полностью соответствует требованиям, предъявленным к вакансии.

Ниже приведен фрагмент модели компетенций системного аналитика, используемый в консалтинговой организации ООО «Логика Бизнеса», входящей в ГК «АйТи»:

1. Профессиональные компетенции:

0 Постановка задач и разработка функциональной спецификации.

0 Документирование требований к системе.

0 Документирование решения (инструкции, регламенты использования системы).

0 Моделирование бизнес-процессов.

0 Управление требованиями.

0 Консультирование (обучение) пользователей, консультирование технической поддержки.

0 Знание и умение использования специализированного программного обеспечения.

2. Личностные компетенции:

0 Сотрудничество (выстраивание эффективного взаимодействия, учитывая интересы команды, компании; предложение и оказание помощи коллегам в решении их проблем, в т.ч. не имеющих отношение к его непосредственным должностным обязанностям).

0 Инновационность (стремление к инновациям, генерация новых идей, поиск нестандартный решений традиционных задач).

0 Результативность (принятие ответственности за выполненные действия, высокая работоспособность, пунктуальность).

0 Гибкость (применение индивидуального подхода к человеку, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой).

0 Стрессоустойчивость.

0 Коммуникабельность (обладание грамотной устной и письменной речью, четкое изложение своих мыслей; легкое установление деловых контактов, связей, отношений; умение слушать собеседника и расположить его к себе).

Формирование карты компетенций

На основании выявленного списка компетенций и критериев их оценки была сформирована карта компетенций (рис. 2), которая отражает требуемый уровень знаний на указанных должностных позициях [4, 5].

Doc14.tif

Рис. 2. Компетенции системного аналитика различных уровней

Анализ профессиональной подготовки системного аналитика

Наибольшими шансами трудоустроиться на должность системного аналитика обладают выпускники профильных (математических и технических) вузов после прохождения стажировки или работы в качестве помощника бизнес- или системного аналитика. Требования к молодым специалистам достаточно высоки: они должны владеть компьютером на уровне эксперта, знать принципы построения информационных систем и процессов внедрения, методологию системного анализа, иметь базовую психолого-педагогическую подготовку. Пригодятся и навыки работы со специализированным программным обеспечением (ARIS, BPWin, MS Project и т.д.).

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) выпускник должен быть готов решать следующие профессиональные задачи [6]:

- участие в проведении переговоров с заказчиком и выявление его информационных потребностей;

- сбор детальной информации для формализации предметной области проекта и требований пользователей заказчика;

- проведение работ по описанию информационного обеспечения и реализации бизнес-процессов предприятия заказчика;

- документирование компонентов информационной системы на стадиях жизненного цикла;

- начальное обучение и консультирование пользователей по вопросам эксплуатации ИС.

ФГОС ВО по направлению подготовки 09.03.03 определяет следующие профессионально-прикладные компетенции для выпускника:

- способность собирать детальную информацию для формализации требований пользователей заказчика (ППК-1);

- способность проводить описание прикладных процессов и информационного обеспечения решения прикладных задач (ППК-2);

- способность программировать приложения и создавать программные прототипы решения прикладных задач (ППК-3);

- способность составлять техническую документацию проектов автоматизации и информатизации прикладных процессов (ППК-4);

- способность осуществлять инсталляцию и настройку параметров программного обеспечения ИС (ППК-5);

- способность осуществлять ведение базы данных и поддержку информационного обеспечения решения прикладных задач (ППК-6);

- способность осуществлять тестирование компонентов ИС по заданным сценариям (ППК-7);

- способность осуществлять презентацию информационной системы и начальное обучение пользователей (ППК-8).

Doc15.tif

Рис. 3. Сравнение компетенций выпускника вуза и младшего аналитика [4, 6]

На основании выявленного списка компетенций была сформирована карта профессионально-прикладных компетенций, которая отражает требуемый уровень компетенций для выпускника и младшего аналитика (рис. 3).

В составе профиля аналитика лежат личностные навыки, без развития которых состояться в данной профессии невозможно. Данная профессия подразумевает постоянное обучение чему-то новому. И по мере все большего узнавания нового материала, неизбежно происходит понимание, как на самом деле мало вы знаете – это так называемая здравая энтропия профессии. Выбирая профессию аналитика, автоматически выбирается определенный стиль мышления, общения, развития и самой жизни в целом. В системе личностных навыков важной становится каждая деталь – воспитание, характер, образование, жизненный и профессиональный опыт, культура речи, ясность мышления [4]. Самыми главными навыками системного аналитика являются:

- аналитический стиль мышления;

- умение сконцентрироваться и прослеживать главную нить мысли;

- умение конспектировать;

- умение выстраивать эффективные коммуникации;

- умение слушать;

- умение оставаться спокойным и отделять факты от эмоций и др.

Для сравнения, в отчете Institute for the Future была представлена карта профессиональных навыков будущего (Future Work Skills 2020 Sumary Map) [8], в которой названы актуальные навыки в условиях технологического прогресса (рис. 4):

• критическое мышление;

• новаторское адаптивное мышление и умение работать с современными медиа-ресурсами;

• вычислительное мышление;

• проектное мышление;

• управление когнитивной загрузкой;

• социальный интеллект;

• межкультурная компетентность;

• умение работать удаленно;

• трансдисциплинарность.

Стимулы

к изменениям

Развитие небольших устройств и систем

Мир вычислительных

технологий

Долгосрочная

перспектива

Организации

нового формата

Новая экология

мультимедийной среды

Взаимосвязь

со всем миром

 

missing image file

Новые методы обучения и адаптивный подход

Необходимые

навыки

Критическое мышление

Проектное мышление

Управление

когнитивной загрузкой

Новаторское адаптивное мышление

Социальный интеллект

Межкультурная

компетентность

Вычислительное

мышление

Трансдисциплинарность

Умение работать

удаленно

Рис. 4. Ключевые навыки для работы в 2020 г. (Future Work Skills 2020) [8]

Можно сделать вывод, что для получения полноценной психолого-педагогической профессиональной подготовки в учебные планы будущих аналитиков необходимо включать особый блок дисциплин: «Психология и педагогика», «Психология личности», «Психология эффективного общения», «Психология лидерства, влияния и власти». Изучение предметов психолого-педагогической направленности формирует у выпускников знания в области психологии личности, познавательных процессов, психологии деятельности, психологии группы (коллектива), психологии человеческих отношений; умения работать в коллективе, создавать обстановку сотрудничества; навыки управления рабочей группой и работы в команде [3].

Вывод

Современный рынок устанавливает высокие требования к техническим специалистам и системным аналитикам в частности. Для подготовки технически грамотного специалиста федеральные образовательные стандарты предусматривают различные специальности, например: «Прикладная информатика», «Бизнес-информатика», «Информатика и вычислительная техника». Рабочие программы этих специальностей в большей степени нацелены на подготовку специалистов начального уровня, таких как младшие аналитики. Дальнейшее получение профессиональных знаний и навыков позволит занять более высокую должностную позицию. Получение карьерного роста в области аналитики в первую очередь зависит от развития своих личностных качеств, таких как коммуникабельность, стрессоустойчивость, гибкость, что связано с большим количеством различного рода коммуникаций.

Психолого-педагогическое образование будущего системного аналитика, с одной стороны, должно отвечать общим требованиям, предъявляемым к высшему образованию в целом, с другой стороны, иметь ряд специфических черт, учитывающих его особую прикладную направленность [1]. Это понимание разницы между озвученными желаниями клиента и тем, что ему на самом деле нужно; способность вычленять важное и абстрагироваться от несущественного при разговоре с заказчиком; знания психологии «обыкновенного» пользователя; умения вести продуктивный и доброжелательный диалог с партнерами; навыки в выстраивании «дружественного» интерфейса. Выполнение этих условий в комплексе должны обеспечить включение психолого-педагогических дисциплин в сферу интересов будущих системных аналитиков и их качественную профессиональную подготовку.


Библиографическая ссылка

Иванова А.Д., Бармина О.В. АНАЛИЗ ЛИЧНОСТНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К ПОДГОТОВКЕ СИСТЕМНОГО АНАЛИТИКА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 2. – С. 54-59;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1596 (дата обращения: 24.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674