Современное общество предъявляет особые требования к специалисту с высшим образованием, который должен обладать не только определенными профессиональными компетенциями, но также иметь творческий потенциал и навыки исследовательской работы [1]. Решать эти задачи помогает применение в вузовском образовательном процессе технологии проектного обучения. Проектное обучение направлено на практическое применение теоретических знаний для решения конкретных проблем и задач, что стимулирует развитие творческих и исследовательских способностей студентов. [2,3,4,5]. По мнению Полат Е.С., 2010, проектное обучение развивает также умения работать в команде и коммуникативные навыки [6,7].
Анализ зарубежной образовательной практики показывает, что инновационные университеты при подготовке специалиста-профессионала, особенно технического профиля, во главу угла ставят навыки проектирования, а приобщение студентов к проектной деятельности начинается с первого курса с акцентом на групповые проекты [8,9]. В отечественном преподавании знакомство студентов с исследовательской и проектной деятельностью начинается, обычно, на старших курсах, при этом большее внимание уделяется не коллективным, а индивидуальным исследовательским проектам [10,11].
Преподавание на стоматологическом факультете дисциплин профилактической направленности требует высокого уровня мотивации студентов, так как большинство из них настроены на работу в области ортопедической, хирургической или терапевтической стоматологии, значительно реже – в области детской стоматологии [12,13]. Возможно, повысить мотивацию студентов к обучению поможет проектная технология. Однако работ по изучению её эффективности в преподавании стоматологических дисциплин недостаточно.
Анализ зарубежной образовательной практики показывает, что инновационные университеты при подготовке специалиста-профессионала во главу угла ставят навыки проектирования. Фактически групповая проектная работа осуществляется в течение всего периода обучения. Вместе с тем нарастание ее доли в образовательном процессе идет постепенно (с 25 до 75%). В начале семестра читаются общеобразовательные и специальные дисциплины, связанные с проектом, позволяющие подготовить обучающихся к участию в нем, организуются вводные семинары, тренинги, на которых учат студентов эффективной организации совместной деятельности. Группы демонстрируют свой прогресс в виде творческих отчетов по теме своей работы, презентаций, которые становятся предметом общего обсуждения студенческой аудитории. Таким образом, в вузе формируется университетская среда, стимулирующая комплексное формирование академических, профессиональных и социально-личностных компетенций обучающихся. В целях четкой организации проектной работы за каждой группой закрепляется преподаватель, который консультирует студентов, направляя их деятельность [14,15,16]
Заметим, что если в зарубежном опыте приобщение студентов к проектной деятельности начинается с первого курса с акцентом на групповые проекты, то в отечественном опыте знакомство студентов с исследовательской и проектной деятельностью начинается лишь на старших курсах, ставка делается на индивидуальные проекты, которые доминируют над коллективными.
В Волгоградском Государственном Медицинском Университете на кафедре стоматологии детского возраста на втором курсе осуществляется преподавание раздела «Профилактика и коммунальная стоматология». В ходе обучения студенты осваивают навыки осмотра полости рта детей разного возраста, определения индексов гигиены полости рта и заболеваний пародонта, запись зубной формулы, обучения детей и их родителей гигиене полости рта, правильному питанию, а также изучают основные и дополнительные предметы и средства гигиены полости рта [17,18,19].
Информационно-объяснительный подход, преобладающий в образовательном процессе во всех высших учебных заведениях России, не предполагает обращения студентов к ценностно-смысловой основе получаемых знаний, практически не актуализирует процессы поиска смысла, выбора и оценивания полученных знаний и умений. Эти обстоятельства создали предпосылки для совершенствования методики преподавания профилактики у студентов-стоматологов, а совершенствование высшего медицинского образования невозможно без внедрения в методический арсенал педагога новых педагогических и информационных технологий, новых методик обучения и оригинальных методических приемов [20,21,22].
В настоящий момент процесс обучения профилактической дисциплине на кафедре стоматологии детского возраста реализуется через организационные формы, которые выполняют интегративную роль, обеспечивая объединение и взаимодействие всех его компонентов.
Для преподавания дисциплины «Профилактика и коммунальная стоматология» мы выбрали технологию проектного обучения. Суть этой технологии заключается в том, что студентам предлагаются темы научных проектов, из которых они выбирают интересующую их тему и пути реализации данного проекта. В процессе обучения на цикле студенты одной группы делятся на несколько подгрупп и вместе одной подгруппой разрабатывают проект – обучающую программу по профилактике кариеса «Уроки здоровья», в которой рассказывают детям о рациональном питании, о вреде сладкой пищи, учат правильно чистить зубы. Самостоятельно выбирают возрастную категорию слушателей (дети детского сада 4-5, 5-6 и 6-7 лет, дети начальной школы 1, 2, 3, 4 классы), методы и средства воздействия на аудиторию и на завершающем этапе оценивают полученные результаты [23,24,25].
Преподаватель осуществляет руководство и консультативную помощь в реализации проекта. В подгруппе происходит разделение труда, которое позволяет учитывать способности разных студентов и их интересы, они чувствуют ответственность друг перед другом и, таким образом, у них есть возможность лучше проявить себя в процессе реализации коллективной работы. Работая непосредственно с детьми, студенты закрепляют полученные знания на дисциплине и улучшают коммуникативные навыки общения с детьми. В процессе подготовки к урокам здоровья студенты разрабатывают памятки по гигиене полости рта, рациональному питанию, оформляют плакаты с необходимыми данными и рисунками для лучшего восприятия детьми новой информации. Также во время проведения уроков здоровья студенты снимают видео, в последующем сами монтируют видеоролик о профилактике кариеса и обучению гигиене полости рта. На последнем занятии совместно с преподавателем разбирают положительные стороны разработанных уроков здоровья и отмечают, что можно улучшить в дальнейшем [26,27,28,29].
При организации аудиторных и внеаудиторных проектов мы рекомендуем использовать разнообразные формы поощрения: грамоты, дополнительные баллы при выставлении промежуточного и итогового рейтингов успеваемости студента.
На наш взгляд, предложенная система работы по использованию проектов на занятиях по дисциплине «Профилактика и коммунальная стоматология» в медицинском вузе повышает мотивацию студентов на каждом занятии. Также положительными результатами являются активизация познавательной активности обучающихся на профилактической дисциплине, формирование навыков работы в команде и формирование индивидуального опыта у студентов [30].
В исследование результативности разработанной технологии обучения были вовлечены 4 группы студентов 2 курса стоматологического факультета ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России. На кафедре стоматологии детского возраста при преподавании раздела «Профилактика и коммунальная стоматология» в двух группах студентов проводились технологии проектного обучения (группы 1,2 – 30 человек), в двух других группах (группы 3,4 – 29 человек) обучение проводилось традиционно – путем передачи информации, опросов и тестирования. Количество и возрастно-половой состав студентов во всех группах были примерно одинаковыми. Преподавание в группах проводил один и тот же преподаватель. При обучении студентов использовались одни и те же методические рекомендации, одна и та же учебная литература. Студентам 1, 2 групп в качестве проекта предлагали разработать программу обучения детей в детских образовательных учреждениях по вопросам профилактической стоматологии, применить её и оценить результаты обучения детей. Студентам 3, 4 групп разработка проектов не предлагалась [31,32,33].
Для определения влияния технологии проектного обучения на успеваемость студентов, во всех группах определили средний балл успеваемости по данным учебных журналов. Кроме того, с помощью 10-балльной визуально-аналоговой шкалы определили самооценку освоения студентами программы раздела «Профилактика и коммунальная стоматология»: 0 баллов – не освоил программу обучения, 10 баллов – очень хорошо освоил программу обучения. Для выяснения, как влияет технология проектного обучения на творческий и исследовательский потенциал студентов, оценили активность участия студентов в работе молодежного научного общества [34,35].
Результаты исследования и их обсуждение
Технология проектного обучения позволила развивать творческий потенциал и самостоятельность молодежи 1,2 групп. Студенты этих групп сами выбирали условия создания проекта. Определяли детское учреждение (детский сад, школа). Решали, в какой возрастной группе дошкольников (младшая, средняя, старшая, подготовительная) или в каком классе у школьников (с 1 по 10 классы) будут проводить обучение. Предлагали формы обучения детей (урок, спектакль, викторина, и т.д.). В студенческих группах формировались творческие коллективы для написания сценария, подготовки презентации, костюмов, иллюстраций, подарков для детей. В процессе выполнения проекта студенты разрабатывали памятки по гигиене полости рта, рациональному питанию, оформляли плакаты с необходимыми данными и рисунками для лучшего восприятия детьми новой информации. Каждый студент группы находил свое место при выполнении проекта. Происходило разделение труда, которое позволяло учитывать способности и интересы разных студентов. Студенты чувствовали ответственность друг перед другом и, таким образом, у них появлялась возможность лучше проявлять себя в процессе реализации коллективной работы. Работая непосредственно с детьми, студенты закрепляли полученные знания и улучшали свои коммуникативные навыки общения с детьми. Детей учили здоровому питанию, правильному уходу за полостью рта, объясняли необходимость посещения врача-стоматолога. Студенты самостоятельно готовили вопросы (тесты) для проверки профилактических знаний и навыков детей, интервьюировали детей до и после обучения. Затем проводилась статистическая обработка полученных данных интервьюирования детей. Во время выполнения проекта студенты снимали видео, в последующем сами монтировали видеоролики о профилактике кариеса, обучению детей гигиене полости рта и т.п. Итогом проектов была подготовка сообщений и презентаций о результатах стоматологического воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях и школах.
Преподаватель осуществлял руководство и консультативную помощь в реализации каждого проекта. На последнем занятии в каждой группе студенты, совместно с преподавателем, подводили итоги каждого проекта, рассматривали положительные и отрицательные стороны, отмечали, что можно улучшить в дальнейшем.
Оценка успеваемости студентов 1,2 и 3,4 показала, что средний балл у участников проектного обучения был существенно выше, чем у студентов, обучавшихся традиционно: 4,7±0,1 и 4,1±0,2 баллов соответственно, p<0,01 (рис. 1).
Самооценка усвоения материала по теме «Профилактика и коммунальная стоматология» у студентов 1,2 групп была выше, чем у студентов 3,4 групп: 9,05±0,3 и 7,3±0,4 баллов соответственно, p<0,01 (рис. 2).
Рис. 1. Знания студентов (по учету среднего балла)
Рис. 2. Рефлексия студентов (по 10-балльной шкале)
Большинство студентов 1,2 групп выразили желание работать в молодежном научном обществе (МНО) кафедры и подготовили по теме гигиенического воспитания и обучения детей сообщения на научно-практическую конференцию студентов по направлению «Стоматология». Среди студентов 3,4 групп лишь два человека стали заниматься в МНО кафедры, но пока еще не подготовили никаких сообщений.
Материалы проведенного исследования, как и работы других авторов [В.П. Беспалько, Г.Б. Голуб, Н.Ф. Маслова, В.Г. Наводнов, Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат, С.А.Смирнов и др.], показали, что проектная технология обучения студентов стоматологического факультета располагает большими возможностями в плане развития социально-ценностных качеств личности обучаемых и формирования профессиональной компетентности будущих специалистов.
Однако построение образовательного процесса с позиции проектности предполагает пересмотр сложившейся системы методического сопровождения учебного процесса. В рамках проектного обучения, помимо традиционных лекций, семинаров и практических занятий, должны иметь место такие организационные формы, как творческие мастерские, лаборатории, проектные бюро [1].
Результаты проведенного исследования по использованию технологии проектного обучения в процессе преподавании дисциплины «Профилактика и коммунальная стоматология» на кафедре стоматологии детского возраста выявили целый ряд позитивных сдвигов в отношении студентов к обучению. На каждом занятии отмечалось повышение мотивации студентов к освоению дисциплины, усиливалась их познавательная активность, улучшались навыки работы в команде, формировался индивидуальный опыт профессиональной работы с детьми. Возможно, применение разнообразных формы поощрения (грамоты, дополнительные баллы при выставлении промежуточного и итогового рейтингов успеваемости) усилит мотивацию студентов к участию в аудиторной и внеаудиторной проектной деятельности [34,35].
В исследование были вовлечены 4 группы студентов 2 курса стоматологического факультета ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России. На кафедре стоматологии детского возраста при преподавании раздела «Профилактика и коммунальная стоматология» в двух группах студентов проводились технологии проектного обучения (группы 1,2 – 30 человек), в двух других группах (группы 3,4 – 29 человек) обучение проводилось традиционно – путем передачи информации, опросов и тестирования. Количество и возрастно-половой состав студентов во всех группах были примерно одинаковыми. Преподавание в группах проводил один и тот же преподаватель. При обучении студентов использовались одни и те же методические рекомендации, одна и та же учебная литература. Студентам 1,2 групп в качестве проекта предлагали разработать программу обучения детей в детских образовательных учреждениях по вопросам профилактической стоматологии, применить её и оценить результаты обучения детей. Студентам 3,4 групп разработка проектов не предлагалась [23,31,35].
Для определения влияния технологии проектного обучения на успеваемость студентов, во всех группах определили средний балл успеваемости по данным учебных журналов. Кроме того, с помощью 10-балльной визуально-аналоговой шкалы определили самооценку освоения студентами программы раздела «Профилактика и коммунальная стоматология»: 0 баллов – не освоил программу обучения, 10 баллов – очень хорошо освоил программу обучения. Для выяснения, как влияет технология проектного обучения на творческий и исследовательский потенциал студентов, оценили активность участия студентов в работе молодежного научного общества.
Также для определения влияния технологии проектного обучения на усвояемость теоретического материала и его закрепление провели анкетирование студентов. В анкете было 9 вопросов. Результаты анкетирования представлены на рисунках 3-11.
1. Считаете ли Вы, что с применением технологии изучили тему учебного предмета с более полным пониманием материала?
Рис. 3.
2. Насколько технология предоставляет новые способы взаимодействия с преподавателем?
Рис. 4.
3. С использованием технологии, возрос ли Ваш интерес к предмету?
Рис. 5.
4. Понятно ли преподаватель объяснил алгоритм работы по данной технологии?
Рис. 6.
5. Насколько успешно педагогическая технология встроена Преподавателем в учебный процесс?
Рис. 7.
6. Позволяет ли технология освоить новые умения и навыки/способы учебной деятельности?
Рис. 8.
7. С применением технологии как использовалось время занятия?
Рис. 9.
8. Насколько применение технологии активизировали Ваши самостоятельность и творческие способности?
Рис. 10.
9. Насколько применение технологии активизировать общение и взаимодействие внутри студенческой группы?
Рис. 11.
Библиографическая ссылка
Артюхина А.И., Матвиенко Н.В., Федотова Ю.М., Орехов С.Н., Матвеев С.В., Абакумов А.А. АКТИВИЗАЦИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРОФИЛАКТИКА И КОММУНАЛЬНАЯ СТОМАТОЛОГИЯ» // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 2. – С. 15-23;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1589 (дата обращения: 24.11.2024).