Согласно последним тенденциям педагогики высшей школы необходимо внедрять педагогические технологии, максимально отвечающие разнообразным потребному студентов [1; 85]. Необходимо внедрять методы обучения, реализующую инклюзию студентов с особыми образовательными потребностями [2;92] Несомненно, к таким студентам относятся учащиеся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. В последние годы наблюдается тенденция резкого омоложения заболеваний опорно-двигательного аппарата (ОДА) [5,6]. Это приводит к тому, что до 30 % выпускников вузов имеют прямые или косвенные противопоказания к освоению выбранной специализации и последующей профессиональной деятельности. Следствием этого может быть невозможность работы по полученной специальности или значительный риск прогрессирования функциональных расстройств и хронической патологии, раннее формирование профессионально обусловленных заболеваний [3,7].
Несмотря на большую практическую значимость, в научно-методической литературе крайне мало исследований, в которых раскрывались бы теоретические основы и давались практические рекомендации к использованию средств физического воспитания при сочетанных нарушениях функций опорно-двигательного аппарата. Большинство специалистов предлагают коррекционные программы либо при плоскостопии, либо при сколиозе, рассматривая эти функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата как самостоятельные патологические процессы, а не как провокацию системного поражения организма в целом.[4]
Мнения учёных и специалистов физического воспитания об эффективности средств и методов коррекции нарушений осанки и плоскостопия также расходятся. Многие авторы в своих методиках используют лишь монотематические подходы в выборе средств физической культуры (хатха-йога, стретчинг, цигун, плавание, асимметричные упражнения и т.д.), тем самым оказывая узконаправленное воздействие на функциональное состояние и уровень физической подготовленности занимающихся.[8]
Таким образом, представление об актуальности темы и степени ее разработанности в научно-методической литературе свидетельствует о существовании объективных противоречий, заключающихся:
1) в увеличении количества студентов с сочетанными нарушениями функций ОДА и отсутствием эффективного подхода к организации, подбору средств, методов и проведению занятий по физическому воспитанию в специальном учебном отделении с данным контингентом с учётом особенностей их функционального состояния и физической подготовленности;
2) в необходимости определенного профилирования физического воспитания студентов медицинского вуза с сочетанными нарушениями функций ОДА и недостаточной разработанностью вопросов по эффективной организации и проведению занятий по физической культуре в специальном учебном отделении с занимающимися с заболеваниями данной нозологической группы с учётом особенностей профессиональной деятельности медицинских работников.[9].
С учётом этих противоречий, определена проблема исследования, состоявшая в имеющихся затруднениях разработки рациональной методики физического воспитания студентов, имеющих сколиоз и плоскостопие I-II степени, учитывающей особенности функционального состояния и физической подготовленности занимающихся, а также особенности будущей профессиональной деятельности.
Цель исследования: разработка и экспериментальное обоснование педагогической технологии организации занятий со студентами медицинского вуза, имеющих сочетанные нарушения функций опорно-двигательного аппарата.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования решались следующие задачи: с целью выявления лимитирующих факторов, снижающих эффективность профессиональной деятельности и качество жизни медицинских работников, определить у врачей различных специальностей наиболее часто встречающиеся дискомфортные ощущения со стороны ОДА; определить особенности физического развития и функционального состояния студентов медицинского вуза с сочетанными нарушениями функций ОДА; повысить уровень сформированности знаний по вопросам профилактики и коррекции нарушений функций ОДА у студентов медицинского вуза; разработать наиболее эффективную компоновку средств оздоровительной физической культуры, обеспечивающих профилактику и коррекцию сочетанных нарушений функций ОДА; оценить эффективность применения авторской методики коррекции и профилактики сочетанных нарушений функций ОДА для студентов медицинского вуза с учётом будущей профессиональной деятельности.[10]
Методика исследования. Основные разделы программы по физической культуре (практический, методико-практический и самостоятельный) формировались с учётом физического развития, физической подготовленности и функционального состояния студентов с сочетанными нарушениями функций ОДА; специфики основных показателей тяжести и напряжённости труда специалистов здравоохранения; повышения мотивации занимающихся к занятиям физической культурой; материально-технической базы вуза; профессиональной квалификации преподавательского состава кафедры физической культуры и здоровья.
Практический компонент включал в себя учебные занятия по физической культуре со студентами специальной медицинской группы. На каждом занятии решались основные задачи, которые являются неотъемлемой частью для всех студентов специального учебного отделения: развитие аэробной выносливости, совершенствование вестибулярной функции, профилактика нарушений функций опорно-двигательного аппарата, профилактика близорукости [11].
Выбор вышеперечисленных задач явился следствием: особенностей физического развития, физической подготовленности и состояния здоровья студентов с сочетанными нарушениями функций ОДА; низких показателей деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем у занимающихся с заболеваниями всех нозологических групп; нарушения координации движений у значительной части студентов; ухудшения зрения у студентов в процессе учёбы.
В зависимости от поставленных целей и задач обучения, практические занятия по физической культуре со студентами, имеющих нарушения функций ОДА, проводились в условиях специализированного спортивного зала, парковой зоны и плавательного бассейна.
В авторской методике профилактики и коррекции нарушений функций опорно-двигательного аппарата для студентов со сколиозом и плоскостопием I-II степеней использовались следующие средства физического воспитания: оздоровительное плавание, оздоровительные двигательные и дыхательные гимнастики: элементы Хатха-йоги, стретчинга, Суставной гимнастики, Спиральной гимнастики, гимнастики по методике Л. Палей, гимнастики по методике К. Шрот, статико-динамические упражнения, корригирующие упражнения для профилактики и коррекции сколиоза, гимнастика для профилактики плоскостопия по методике И.С. Красиковой, массаж: точечный массаж по методикам Су Джок, Шиацу, А.А. Уманской, дартс [12,13].
По нашему мнению, доминирующим направлением физического воспитания студентов медицинского вуза с нарушениями функций ОДА должно стать развитие аэробных возможностей организма, аппарата дыхания и развитие силовой выносливости мышц туловища и нижних конечностей.
Для развития у занимающихся аэробной выносливости использовались плавание стилем «брасс», ходьба по пересечённой местности, твист-ходьба, дыхательные упражнения.
Важной задачей физического воспитания студентов, имеющих в анамнезе сколиоз, является укрепление ослабленных мышц на выпуклой стороне и уменьшение мышечных контрактур на вогнутой стороне искривления позвоночного столба. Для реализации этой задачи авторами предлагалось использовать комплексы симметричных и ассиметричных корригирующих упражнений [14,22].
Комплекс симметричных упражнений выполнялся только после корригирующего выравнивания позвоночника при помощи маленьких мешочков (подушечек с рисом), которые подкладывались с выпуклой стороны сколиотической дуги под выступающие ребра и мышечные валики. Выбор асимметричных упражнений был направлен на коррекцию позвоночника и оказывал оптимальное воздействие на его кривизну, умеренно растягивая мышцы и связки на вогнутой стороне дуги искривления и обеспечивая дифференцированное укрепление ослабленных мышц на выпуклой стороне. Подбор асимметричных упражнений осуществлялся индивидуально для каждого студента с учётом вида сколиоза, его степени и локализации.
В результате собственных наблюдений и обобщения опыта ряда исследований нами были сформированы методические рекомендации при выполнении комплекса корригирующих упражнений при сколиозе. Симметричные корригирующие упражнения выполнять только после предварительного выравнивания позвоночника при помощи маленьких мешочков (подушечек с рисом). Избирательно дозировать физическую нагрузку. Начинать выполнение упражнений с минимальной нагрузки, постепенно её увеличивая. Не допускать ухудшения самочувствия во время выполнения упражнений. Контролировать ЧСС. Выполнять упражнения в медленном темпе, чередовать напряжение и расслабление мышц. Избегать активного вытяжения позвоночника. Рекомендуется только пассивное вытяжение. Исключить все упражнения, направленные на увеличение мобильности позвоночника. Не выполнять упражнения с элементами вращения туловища вокруг вертикальной оси. Чередовать упражнения для мышц плечевого пояса и рук с упражнениями для мышц нижних конечностей [15,16,21].
С целью профилактики прогрессирования сколиоза и плоскостопия, часть занятий по физической культуре проводилась в условиях плавательного бассейна. В основной части занятия по плаванию нами использовались:
• Плавание брассом на груди с максимальным вытяжением руки со стороны вогнутой части сколиотической дуги. Упражнения, выполняемые в изометрическом режиме в положении коррекции основной дуги сколиоза с асимметричным исходным положением плеч и таза. Упражнения, развивающие силу мышц – плавание с ластами на ногах или утяжелителями на руках. Свободное плавание и подвижные игры в воде. Элементы Хатха-йоги, суставной гимнастики, стретчинга [17].
• Использование упражнений с элементами Хатха-йоги, Суставной гимнастики, стретчинга в воде – это нетрадиционное средство профилактики и коррекции нарушений функций ОДА, которое позволило расширить спектр воздействия гимнастических упражнений, благодаря повышению сопротивления водной среды и воздействию ее температуры на кожно-сосудистые рефлексы и механизмы терморегуляции. В результате исследований было замечено, что темп выполнения гимнастических упражнений в воде существенно ограничивался, тогда как степень мышечных напряжений пропорционально возрастала. Снижался также объем или количество повторений упражнений по сравнению с обычными условиями. Водная среда облегчала мышечную релаксацию и формировала специфическую систему управления движениями с более выраженной и более длительной фазой расслабления мышц конечностей после фазы динамического напряжения.
Для развития функции равновесия были подобраны специализированные комплексы упражнений для развития вестибулярной устойчивости как на суше, так и в воде: общеразвивающие упражнения, упражнения из оздоровительной систем Пилатес и Хатха-йоги [18,19,20].
Для улучшения подвижности в суставах нами была использована Спиральная гимнастика. Упражнения Спиральной гимнастики просты в исполнении, не требуют от занимающихся чрезмерных физических усилий, что позволило нам их использовать при организации учебных занятий со студентами специальной медицинской группы, как на суше, так и в воде [23,24,25].
В ходе анализа занятий и обобщения литературных источников были сформированы организационно-методические рекомендации по использованию упражнений Спиральной гимнастики:
1. Все движения Спиральной гимнастики выполнять только в комфортных границах, при том объеме нагрузки на суставы, который не вызывает ни боли в них, ни ощущения растяжения в мышцах.
2. При выполнении упражнений соблюдать принцип постепенного увеличения физической нагрузки.
3. Соблюдать принцип непрерывности процесса физического воспитания.
4. Выполнять гимнастику ежедневно. Время выполнения упражнений от 5 до 15 минут в день.
4. Во время самостоятельных занятий по возможности проводить занятия в одно и то же время.
5. Лучше всего выполнять Спиральную гимнастику утром или вечером, но не непосредственно перед сном.
Для устранения характерной при сколиозе асимметрии тонуса мышц авторами использовалась гимнастика по методу К. Шрот. Основной задачей при выполнении упражнений по методу К. Шрот является не формирование мышечного корсета, а так называемое «вправляемое» воздействие на тело во всех трех плоскостях, улучшение функциональных показателей основных жизнеобеспечивающих систем. [26,27,28,29]
С целью профилактики прогрессирования плоскостопия студентам с нарушением функций ОДА предлагалось использовать комплексы упражнений, разработанные И.С. Красиковой (2013 г.). Также для каждого студента индивидуально подбирались специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление связочно-мышечного аппарата стоп и голеней. В занятиях применялись упражнения с мелкими предметами (мячами, шариками, кубиками, палочками и др.), захват их пальцами ног, ходьба на носках и наружных сводах стоп, самомассаж стоп и голеней, точечный массаж.
Методико-практический компонент представлен в авторской программе методико-практическими занятиями, предусматривающими освоение, самостоятельное расширенное и творческое воспроизведение студентами основных методов и способов формирования учебных, профессиональных, жизненных умений и навыков средствами физической культуры и спорта.
В качестве форм методико-практической подготовки использовались ролевые, имитационные, психотехнические игры, социально-психологический тренинг, проблемные ситуации, тематические задания для самостоятельного выполнения, в процессе которых выявлялась степень готовности студентов к практическому овладению определенной методикой. [30]
Методико-практический раздел для студентов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата представлен 31 темой. В ходе методико-практических занятий студенты осваивали методику выполнения различных видов массажа и самомассажа, аутогенной тренировки, релаксационной лечебно-профилактической гимнастики. Особое внимание уделялось обучению навыкам контроля и самоконтроля за переносимостью нагрузки на занятиях по физическому воспитанию, методике составления и проведения комплексов корригирующей гимнастики, ЛФК с учётом имеющихся отклонений в состоянии здоровья [31,32,33].
Компонент самостоятельной работы состоял из дальнейшего закрепления и совершенствования методических приемов, полученных на методико-практических занятиях в процессе их многократного воспроизведения в домашних условиях, во внеучебной физкультурно-спортивной деятельности, на отдыхе.
На каждом занятии студенты получали «домашнее задание» – комплекс корригирующей гимнастики, который они должны были выполнять ежедневно. Каждую неделю «домашнее задание» изменялось или корректировалось в зависимости от темы изучения пройденного материала, освоения новых упражнений, индивидуальных ощущений и сложности выполнения [34].
На основании авторской методики нами была разработана оригинальная модель построения учебного процесса по физической культуре в специальном учебном отделении со студентами, имеющих нарушения функций ОДА с учётом проведения занятий в условиях специализированного спортивного зала, плавательного бассейна и парковой зоны [35].
В помощь преподавателям были разработаны 2 учебно-методических пособия – «Инновационные подходы в профилактике и коррекции нарушений функций опорно-двигательного аппарата» и «Анатомические и физиологические предпосылки использования физических упражнений при плоскостопии», в которых отражена совокупность использования в учебном процессе различных форм, средств, методов оздоровления студентов с нарушениями функций ОДА, преемственность в реализации задач за годы учёбы в вузе.
Выводы
1. Анализ анкетирования врачей различных специальностей показал, что наиболее часто работники практического здравоохранения испытывают болевые ощущения в области шеи и поясницы, а также высказывают жалобы на напряжение и усталость в стопах. На это указали более 60 % респондентов.
2. Анализ результатов анкетирования студентов 1–6-х курсов всех факультетов ВолгГМУ до эксперимента показал, что 78,7 % респондентов не владеют необходимыми для специалиста знаниями, умениями и навыками профилактических приёмов для уменьшения проявления дискомфортных ощущений со стороны опорно-двигательного аппарата.
3. Студенты с плоскостопием и сколиозом I-II степеней в сравнении с соответствующими величинами в группах занимающихся с миопией и сердечно-сосудистыми заболеваниями имеют более низкие значения показателей функционального состояния и физической подготовленности.
4. Занятия по авторской методике профилактики и коррекции сочетанных нарушений функций опорно-двигательного аппарата положительным образом отразились на динамике показателей функционального состояния и физической подготовленности студентов экспериментальной группы.
5. Занятия по экспериментальной методике профилактики и коррекции сочетанных нарушений функций опорно-двигательного аппарата способствовали улучшению у занимающихся параметров морфофункционального состояния стоп и выравниванию мышечного тонуса мышц, формирующих осанку.
6. Занятия по авторской методикой способствовали повышению уровню мотивации к занятиям физической культурой и выживаемости знаний по проблемам профилактики и коррекции нарушений функций ОДА.
7. Анализ результатов анкетирования студентов о выраженности признаков нарушений функций ОДА выявил уменьшение дискомфортных ощущений в области шеи у 65,6 % юношей и 71,1 % девушек экспериментальной группы; в области поясницы – у 62,7 % юношей и 59,2 % девушек. Отметили, что их стала меньше беспокоить боль в стопах 55,6 % студентов и 50,2 % студенток экспериментальной группы.
Библиографическая ссылка
Чумаков В.И., Аристакесян В.О. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СО СТУДЕНТАМИ СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ, ИМЕЮЩИХ СОЧЕТАННЫЕ НАРУШЕНИЯ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – № 6. – С. 144-149;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1585 (дата обращения: 21.11.2024).