Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО КОМПОНЕНТА ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НИТ

Новикова Т.Б. 1
1 ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
Учёные отмечают, что существенной предпосылкой эффективности выполнения деятельности является наличие у личности готовности к её осуществлению. Принимая во внимание специфику исследования, мы рассматривали готовность будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОУ как интегративное образование личности, имеющее системную организацию, сложную, многоуровневую структуру и выступающее как совокупность, взаимодействие и взаимопроникновение мотивационного, когнитивного, деятельностного компонентов, степень сформированности которых позволяет будущему учителю продуктивно использовать возможности НИТ в формировании имиджа ОУ, совершенствовать свой опыт в их использовании и расширять его границы. Деятельностный компонент, выполняющий трансляционную и регулятивную функции, отражает практическую готовность будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОУ. В структуру данного компонента мы включили комплекс умений (диагностические, проектировочные, организационные, коммуникативные, рефлексивные), степень сформированности которых отражает практическую готовность будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОУ.
деятельностный компонент
имидж
образовательное учреждение
1. Давлеткиреева, Л.З. Информационно-предметная среда как средство профессиональной подготовки будущих специалистов в университете: дис. …канд. пед. наук / Л.З. Давлеткиреева. – Магнитогорск, 2006. – 157 с.
2. Курзаева Л.В. Введение в теорию систем и системный анализ: учеб. Пособие / Л.В. Курзаева. – Магнитогорск: МаГУ, 2015. – 211 с
3. Курзаева Л.В. Международный опыт управления качеством образования на основе рамочных структур/Л.В. Курзаева, И.Г. Овчинникова // Научная дискуссия: вопросы социологии, политологии, философии, истории: материалы VI международной заочной научно -практической конференции. Часть II (17 октября 2012 г.). – М.: Изд. «Международный центр науки и образования», 2012. – С. 51–56.
4. Новикова Т.Б. Подготовка будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Магнитогорский государственный университет. – Магнитогорск, 2009.
5. Овчинникова И.Г. Мониторинг образовательного процесса вуза / И.Г. Овчинникова, Л.В. Курзаева, И.В. Полякова // Современные проблемы науки и образования. – М., 2009. – № 11. – С. 82–85.
6. Чусавитина Г.Н., Давлеткиреева Л.З. Всероссийская научная школа для молодежи «Управление информационными ресурсами образовательных, научных и производственных организаций // Управление информационными ресурсами образовательных, научных и производственных организаций Всероссийская научная школа для молодежи. – 2009. – С. 13–31. (дата обращения: 21.02.2015).

В данной статье рассмотрены результаты проведённого исследования, целью которого являлась разработка и экспериментальная проверка модели подготовки будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения (ОУ). На примере деятельностного компонента рассмотрим подробнее. Деятельностный компонент выполняет трансляционную и регулятивную функции и отражает практическую готовность будущего учителя к использованию новых информационных технологий (НИТ) в формировании имиджа ОУ. В структуру данного компонента мы включаем комплекс умений использования НИТ в формировании имиджа ОУ. Рассматривая компонентный состав данных умений, мы проанализировали классификации умений, которые выстроены по функциям деятельности (В.А. Николаев, М.В. Романова, З.Ф. Есарева и др.), этапам педагогического процесса (В.А. Сластенин), логике процесса деятельности (И.Ф. Исаев, И.Г. Н.М. Яковлева и др.) [1, 2].

Соглашаясь с утверждением Н.В. Кузьминой о том, что структура умений должна соотноситься с функциональной структурой соответствующей им деятельности, опираясь на точку зрения Г.В. Суходольского, который в рамках концепции психологической теории деятельности доказал, что все виды деятельности, в принципе, содержат одинаковую функциональную структуру и компонентный состав, мы выделили следующие группы умений: диагностические, проектировочные, организационные, коммуникативные и рефлексивные (таблица) [3, 4].

Содержание деятельностного компонента готовности будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения

Умения

Состав умений

Диагностические умения

умение диагностировать необходимость создания или коррекции имиджа образовательного учреждения, его компонентов с использование НИТ;

умение разработать диагностическую программу;

умение эффективно и корректно применять методы использования НИТ в целях формирования имиджа образовательного учреждения;

Диагностические умения

умение осуществлять мониторинг по использованию НИТ в формировании имиджа образовательного учреждения;

умение осуществлять диагностику процесса формирования имиджа образовательного учреждения, его компонентов с использованием НИТ;

умение осуществить поиск идей и новых информационных технологий в решении проблем

Проектировочные умения

умение ставить цель и задачи по использованию НИТ в формировании имиджа образовательного учреждения;

умение предвидеть результаты использования НИТ по имиджмейкингу ОУ и его компонентов;

умение проектировать программу действий по практическому применению и реализации НИТ в формировании имиджа ОУ;

умение проектировать имидж образовательного учреждения, его компоненты с использование НИТ

умение прогнозировать дальнейшее использование НИТ в формировании имиджа ОУ

Организационные умения

умение организовывать, планировать использование НИТ в формировании имиджа ОУ;

умение осуществлять последовательность действий и составлять алгоритм этапов имиджмейкинга ОУ с использование НИТ;

умение регулировать и корректировать план и ход использования НИТ в формировании имиджа ОУ;

умение организовывать и применять методы самоорганизации при использовании НИТ в формировании имиджа ОУ

Коммуникативные умения

владение вербальными и невербальными технологиями по формированию имиджа ОУ с использованием НИТ;

умение использовать эмоциональные, экспрессивные и регулятивные коммуникативные умения в формировании имиджа ОУ с использованием НИТ;

умение организовывать общение и культуру отношений в сети Интернет, владение сетевым этикетом, психологическими и физиологическими аспектами сетевого общения;

умение выявлять уровни интерактивности в сетевом общении, организации режима диалогового взаимодействия в сети, использования разнообразных средств ведения сетевого диалога

Рефлексивные умения

умение осуществлять самоанализ, самокоррекцию и саморегулирование выполненной деятельности по использованию НИТ в формировании имиджа ОУ;

умение осуществлять самооценку выполненной деятельности по использованию НИТ в формировании имиджа ОУ, критически оценивать полученный результат;

умение изучать собственные возможности для осуществления имиджмейкинга ОУ с использованием НИТ;

умение осуществлять рефлексию своих знаний и умений по использованию НИТ в формировании имиджа ОУ;

умение осуществлять самоанализ, самооценку, самокоррекцию и саморегулирование общения в сети Интернет

Итак, деятельностный компонент, выполняющий трансляционную и регулятивную функции, представлен нами комплексом диагностических, проектировочных, организационных, коммуникативных и рефлексивных умений, степень сформированности которых отражает практическую готовность будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОУ. Представленная цепочка компонентов «мотивационный > когнитивный > деятельностный» фиксирует внутренние механизмы, необходимые и достаточные для формирования готовности будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОУ.

Функциональный анализ готовности связан с обоснованием ее базовых функций, при определении которых мы опирались на исследования М.С. Кагана, в которых доказано, что систему функций необходимо выделять из состава и внутренней организации исследуемого объекта, поскольку между объектом и его функционированием существует высокая степень изоморфизма, «работа этой системы не может не определяться ее содержательным наполнением, а оно, в свою очередь, – тем назначением, которое есть у всех компонентов системы». Описывая содержание компонентов готовности будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОУ, мы отмечали, что каждый компонент выполняет свои функции: мотивационный – стимулирующую функцию; когнитивный – информационную и ориентационную функции; деятельностный – трансляционную. Выделенные функции устанавливают определенные связи и зависимости между компонентами готовности: мотивационный компонент предназначен для овладения знаниями и умениями использования НИТ в формировании имиджа ОУ; когнитивный компонент позволяет удовлетворить и развить потребности, интересы, мотивы и ценностные ориентации будущего учителя на основе имеющейся и формирующейся системы знаний по использованию НИТ в формировании имиджа ОУ; деятельностный компонент позволяет превращать знания в реальные действия будущего учителя в процессе использования НИТ в формировании имиджа ОУ [5, 6]. Акцентируя на внутреннюю целостность готовности будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОУ как устойчивости связей между ее компонентами, инварианта этих связей и стабильности набора функций, которые, в отличие от компонентов готовности, далее не разложимы на субъэлементы, мы выходим на проблему изменения данного личностного образования будущего учителя во времени. Следовательно, мы должны дополнить морфологический, структурный и функциональный анализ генетическим, как объективно необходимым, если ставится задача полноты представления рассматриваемой готовности как системного объекта. Генетический анализ связан с выделением и раскрытием уровней готовности будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа образовательного учреждения.

В научной литературе уровень определяется как дискретное, относительно устойчивое, качественно своеобразное состояние материальных систем, как отношение «высших» и «низших» ступеней развития структур каких-либо объектов или процессов. Уровневый подход позволяет рассматривать любой процесс развития личности как переход от одного уровня к другому, более сложному и качественно отличному.

Актуальность выделения уровней овладения человеком деятельностью вообще рассматривалась в рамках продуктивной теории деятельности в работах Б.С. Блума, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и педагогической деятельности, в частности, в работах Т.Е. Климовой, Н.В. Кузьминой, В.Г. Рындак, В.А. Сластенина, Н.П. Тимошенко, Н.М. Яковлевой и др. Анализ данных работ показал, что большинство исследователей при выделении уровней придерживаются «принципа маятника», суть которого заключается в дихотомическом ограничении разнообразных представлений о явлении, а именно, определения граничных областей на основе максимального и минимального проявления состояния изучаемого явления с выделением его среднего состояния. В то же время ученые-педагоги подчеркивают, что трехуровневое представление изучаемой характеристики личности слишком обобщенно, что не позволяет отслеживать изменения внутри этих пограничных состояний. Исходя из этого, они предлагают детализировать уровни, выделив средние состояния между общим средним, максимальным и минимальным проявлениями изучаемой характеристики личности.

Учитывая это, мы выделяем пять уровней готовности будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа образовательного учреждения: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего и высокий. С содержательной стороны низкий уровень готовности отражает уровень грамотности в сфере новых информационных технологий и имиджелогии. Уровень ниже среднего – это ознакомительный уровень в области НИТ и имиджелогии. Средний уровень готовности – это уровень овладения знаниями в области НИТ и имиджелогии. Уровень выше среднего – это пользовательский уровень, уровень образованности в области НИТ и имиджелогии. Высокий уровень готовности мы соотносим с компетентностью в использовании НИТ и имиджелогии.

Заканчивая рассмотрение понятия «готовность будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОУ», обобщим его сущностные характеристики: многоуровневость содержания, системность и динамичность.

1. Готовность будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОУ отражает единство пространственно-временных характеристик, концентрируя в себе одновременно многоуровневость связей и отношений:

– этапный уровень отражает динамику формирования готовности будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОУ: мотивационно-целевой, активно-действенный и обобщающий;

– результативный уровень отражает уровни готовности будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОУ: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий.

2. Системность. Структура готовности будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОУ представляет собой сложное системное образование, включающее в себя мотивационный, когнитивный и деятельностный компоненты. Каждый компонент есть подсистема, интегрирующая в себе комплекс составляющих ее элементов и выполняющая определенные функции. Степень сформированности компонентов, сила связи между компонентами готовности определяют структуру внешнего проявления готовности – частоту, характер и особенности использования НИТ в формировании имиджа ОУ. Таким образом, готовность будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОУ имеет системный характер, в силу чего она обладает атрибутами, свойственными самоорганизующимся, целеустремленным, саморазвивающимся системам (устойчивость, потребность в саморазвитии), имеет собственную внутреннюю логику формирования, не сводимую к логике суммы ее подсистем и логике формирования каждой подсистемы (компонента) в отдельности.

3. Динамичность отражает процесс становления готовности будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОУ. Опираясь на работы Т.Е. Климовой, В.Г. Рындак, Н.М. Яковлевой и других ученых, формирование готовности будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОУ рассматриваем как неотъемлемую часть общего процесса профессионального становления будущего учителя, закономерное, целенаправленное изменение внутренней структуры готовности будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОУ и внешних форм ее проявления, в результате чего возникают новые многоуровневые качественные его состояния, основой которых выступает диалектическое единство возможного и действительного, потенциального и актуального, а также как саморегулирующийся процесс, т.е. внутренне необходимое движение, «самодвижение» от имеющегося уровня готовности до более высокого в соответствии с этапами данного процесса: мотивационно-целевым, активно-действенным и обобщающим.

Вышеизложенное позволяет рассматривать готовность будущего учителя к использованию НИТ в формировании имиджа ОУ как интегративное образование личности, имеющее системную организацию, сложную, многоуровневую структуру и выступающее как совокупность, взаимодействие и взаимопроникновение мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов, степень сформированности которых позволяет будущему учителю продуктивно использовать НИТ в формировании имиджа ОУ, совершенствовать свой опыт в данной деятельности и расширять его границы [4].


Библиографическая ссылка

Новикова Т.Б. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО КОМПОНЕНТА ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НИТ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – № 6. – С. 124-127;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1583 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674