Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПОРТИВНЫХ ИГР В СИСТЕМЕ ВОЕННЫХ ДОВУЗОВСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Иглин А.В. 1
1 Московский финансово-юридический университет (МФЮА)
Статья посвящена изучению состояния физической подготовки воспитанников военных довузовских образовательных организаций, совершенствованию тренировочного процесса с учете индивидуальных особенностей занимающихся, подборе оптимальных нагрузок, саморегламентации методики выполнения физических упражнений. Отмечается необходимость совершенствования процесса физической подготовки на основе системного подхода, современных представлений об адаптации организма. Автор отмечает, что переход физического воспитания на гуманистические позиции поставил в центр внимания проблему индивидуализации в системе физической подготовки воспитанников. В то же время уделено внимание созданию условий для достижения индивидуально-оптимальных результатов занимающимися в процессе комплексных занятий. Актуальность рассматриваемой проблемы обуславливается состоянием физической культуры в стране, состоянием здоровья населения, а также повышением уровня физической подготовленности воспитанников, их слаженности и сплоченности.
физкультурно-спортивные отношения
физическая подготовка
здоровый образ жизни
физические упражнения
тренировочный процесс
адаптация организма
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. – М. Просвещение, 2005. – 287 с.
2. Барчуков И.С. Организация и методика проведения практических физкультурно – спортивных мероприятий. – М.: Юнита 2, 2013. – С. 125 – 158.
3. Барчуков И.С. Физическая культура. – М.: Академия, 2011. – 525 с.
4. Бернштейн Н.А. Физиология активности. – М., 1996. – 317 с.
5. Верхошанский Ю.Л. Специальная физическая подготовка спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 273 с.
6. Войтицкий О.Н. Структура двигательной подготовленности военнослужащих. – Л. ВДКФФКиС, 1974. – С.12 – 13.
7. Воронин В.С. Развитие выносливости у военнослужащих. – Л.: ВИФК, 1985. – С. 89 – 96.
8. Годик А.М. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 285 с.
9. Годик М.А. Спортивная метрология. – М.: Физкультура и спорт, 1992. – 191 с.
10. Горбунова Г.Д. Психология физической культуры и спорта. – М.: Академия, 2012. – 254 с.
11. Дорофеев В.А. Система проверки и оценки физической подготовки Вооруженных сил НАТО. – СПб.: ВИФК, 2013. – 67 с.
12. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение, 1989. – 113 с.
13. Евсеев Ю.И. Физическая культура. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 382 с.
14. Ендальцев Б.В. Физиологические основы современной физической подготовки военнослужащих. СПб. ВИФК. 2013. С. 101 – 102.
15. Ендальцев Б.В. Физическая подготовка военнослужащих на современном этапе развития вооруженных сил. – СПб.: ВИФК, 2013. – С. 111 – 113.
16. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. – М.: Академия, 2013. – 143 с.
17. Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура». – М. Академия, 2015. – 270 с.
18. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. – М. Физкультура и спорт, 1986. – 199 с.
19. Ильин Е.И. Психофизиология физического воспитания. – М.: Просвещение, 1980. – 271 с.
20. Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. – М.: Физкультура и спорт, 2012. – 116 с.
21. Коротков И.М. Подвижные игры в школе. – М.: Просвещение, 1999. – 135 с.
22. Кощеева С.Ю. Развитие специальных физических качеств баскетболистов в подготовительной части занятия. – Омск: ОмГТУ, 2012. – 168 с.
23. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. – М.: Советский спорт, 2014. – 464 с.
24. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. – М. Советский спорт, 2006. – 208 с.
25. Ломейко В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры. – М. 1990, 126 с.
26. Лях В.И. Координационные способности школьников. – Мн.: Полымя, 1989. – 159 с.
27. Миронов В.В. Теория и организация физической подготовки войск. – СПб.: ВИФК, 2012. – 357 с.
28. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 31 июля 2013 г. № 560 «О внесении изменений в Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденное приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 2009 г. № 200».
29. Приказ министра обороны Российской Федерации от 30 октября 2004 г. № 352 «Об утверждении наставления по физической подготовке и спорту для суворовских военных, нахимовских военно – морских, военно-музыкальных училищ и кадетских, морских кадетских, музыкальных кадетских корпусов министерства обороны российской федерации».
30. Туманян Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование. – М.: Академия, 2012. – 342 с.
31. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Академия. 2013. – 478 с.
32. Яковлев В.Г. Игры для детей. – М.: Физкультура и спорт, 2012. – 158 с.

Проблема преодоления низкого уровня физической подготовленности воспитанников представляется исключительно актуальной проблемой в военных довузовских образовательных организациях. Это связанно с достаточно значительной представительностью данной категории лиц в системе военного образования Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ). Наличие в довузовских образовательных организациях воспитанников с уровнем физической подготовленности не соответствующей установленным требованиям в существенной мере снижает эффективность учебной деятельности и ставит под сомнение способность их, в дальнейшем, продолжить обучение в системе военного образования в качестве курсантов высших военно – учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации (МО РФ). Особенно наглядно это проявляется в ходе проверок физической подготовленности воспитанников довузовских образовательных организаций.

Итак, физическая культура обучающихся в военных довузовских образовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации является важнейшей частью их обучения и воспитания. В ее содержание входят следующие элементы: физическое воспитание, спорт, оздоровительные и рекреационные мероприятия. Физическая культура осуществляется в тесной взаимосвязи с воинским, нравственным, а также эстетическим воспитанием.

Цель физической культуры заключается в формировании физической культуры личности, развитии физических качеств, формировании двигательных и прикладных навыков, укреплении здоровья, закаливании обучающихся и приобщение их к здоровому образу жизни.

Задачами физической культуры являются:

– формирование физической культуры личности;

– развитие и последующее совершенствование основных физических способностей с учетом возрастно – половых особенностей;

– расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными и прикладными навыками;

– улучшение физического развития, укрепление состояния здоровья, формирование правильной осанки;

– формирование потребности в систематическом выполнении физических упражнений [29].

Физическая культура, также, должна способствовать поддержанию умственной и физической работоспособности, воспитанию смелости, решительности, уверенности в своих силах, настойчивости и упорства, целеустремленности, дисциплинированности, инициативы и находчивости, чувства коллективизма и психической устойчивости в целом. Основные средства физической культуры – физические упражнения, которые выполняются с учетом возрастно – половых особенностей, а также с соблюдением требований гигиены и безопасности, а также правил закаливания.

Формами физической культуры воспитанников являются учебные занятия (уроки), утренняя физическая зарядка, секционная (спортивная) работа и попутная физическая тренировка при нахождении в летних лагерях [27].

Физическая культура обеспечивает образовательную, профессионально – прикладную, развивающую и оздоровительно – рекреационную направленности.

Образовательная направленность физической культуры заключается в приобретении воспитанниками необходимых специальных знаний и формировании двигательных навыков.

Профессионально-прикладная (военно – прикладная) направленность физической культуры обеспечивается включением в содержание военно – прикладных физических упражнений и видов спорта.

Развивающая и оздоровительно – рекреационная направленности физической культуры заключаются в улучшении физического развития воспитанников с учетом возраста, пола и индивидуальных особенностей, в соблюдении санитарно – гигиенических требований, в проведении лечебно-профилактических и физкультурно – спортивных мероприятий.

Основными задачами обучения в военных довузовских образовательных организациях являются:

– создание основы для осознанного выбора и освоения профессии, получение воспитанниками знаний, необходимых для продолжения дальнейшего обучения в профильных образовательных учреждениях;

– создание оптимальных условий единого культурно – образовательного пространства, благоприятной образовательной среды для воспитанников, в том числе в области художественно – эстетического и спортивного направления, ориентированной на творческое развитие и творческую самореализацию воспитанников;

– обеспечение преемственности и непрерывности в содержании и организации учебного и воспитательного процесса;

– развитие у воспитанников высоких морально – психологических, деловых и организаторских качеств, физической выносливости;

– осуществление интеграции базового и дополнительного образования, предоставление каждому воспитаннику, на выбор, возможности занятий видом спорта, музыкой, танцами, иностранными языками, а также в технических и иных кружках и студиях;

– воспитание гражданственности, любви к Родине и семье, уважительного отношения к духовному и культурному наследию [27].

Исходя из этого можно сформулировать главную цель обучения воспитанников в военных довузовских образовательных организациях – это качественная подготовка к военной службе в качестве курсантов, а далее офицеров ВС РФ.

Готовность воспитанников к прохождению военной службы на профессиональном уровне зависит от многих факторов, важнейшее место среди которых занимает физическая подготовка – один из основных предметов боевой подготовки, важная и неотъемлемая часть воинского обучения и воспитания, составная часть и одно из средств повышения боеготовности ВС РФ.

В Наставлении по физической подготовке в ВС РФ (НФП – 2013) основной целью физической подготовки в Вооруженных Силах определено обеспечение необходимого уровня физической подготовленности военнослужащих для выполнения боевых и других задач в соответствии с их предназначением.

Данная цель конкретизируется следующими общими задачами:

• формирование здорового образа жизни;

• гармоничное физическое и духовное развитие;

• развитие и поддержание на требуемом уровне выносливости, силы, быстроты, ловкости и гибкости;

• формирование навыков в передвижении по пересеченной местности в пешем порядке и на лыжах, преодолении естественных и искусственных препятствий, рукопашном бое, военно – прикладном плавании.

Цели и задачи функционирующей системы физической подготовки в ВС РФ отображены в руководящих документах МО РФ на основе полного анализа объективных специфических и неспецифических функций физической подготовки как составной части системы боевого совершенствования войск, а также общих и специфических требований учебно-боевой и боевой деятельности к физическому состоянию военнослужащих.

Целью физической подготовки военнослужащих, в соответствии с Наставлением по физической подготовке, является – обеспечить их физическую готовность к боевой деятельности, а также способствовать решению других конкретных задач их обучения и воспитания в интересах боевой подготовки войск ВС РФ [28].

В данном контексте органично соединены специфические и неспецифические функции физической подготовки как составной части системы боевого совершенствования войск. Обеспечение физической готовности военнослужащих к боевой деятельности является ведущим, основополагающим фактором всей системы физической подготовки. Именно поэтому она является одним из основных предметов боевой подготовки, как относительно самостоятельная составная часть системы боевого совершенствования войск. В отношении прочих задач обучения и воспитания военнослужащих роль физической подготовки другая – способствовать их решению вместе с другими предметами боевой подготовки, также являющими составными элементами системы боевого совершенствования войск.

Цель физической подготовки достаточно объективно и корректно подчеркивает то обстоятельство, что процесс физического совершенствования должен быть направлен на улучшение не только физических качеств воспитанников, но и всех остальных свойств их личности в интересах боевой подготовки войск [15].

Физическая подготовка является важнейшим элементом системы воинского обучения и воспитания. Ее формами, средствами и методами формируется ряд личностных и профессионально значимых качеств, обеспечивающих психологическую готовностЬ к действиям военнослужащих в экстремальных условиях. Важная роль физической подготовки также заключается в профилактике различных заболеваний и увеличении срока профессионального долголетия военнослужащих. На занятиях по физической подготовке воспитывается настойчивость, упорство, целеустремленность, инициатива, находчивость, выдержка, самообладание, смелость, решительность, коллективизм, сплоченность.

Неоценимо значение физической подготовки и как средства реабилитации военнослужащих в ходе и после завершения боевых действий.

Все общие задачи, сформулированные в Наставлении по физической подготовке, в зависимости от степени их значимости можно разделить на три группы:

1. Задачи, направленные на обеспечение должного уровня развития элементов физической готовности военнослужащих к боевой деятельности, т. е. физического развития, функционального состояния организма и физической подготовленности (основная группа общих задач).

2. Задачи, направленные на привитие военнослужащим знаний и соответствующих умений, позволяющих усилить их активность, сознательность и компетентность в процессе своего физического совершенствования.

3. Задачи, отражающие участие физической подготовки в повышении уровня развития других слагаемых боеготовности военнослужащих, ее содействие достижению всех необходимых качественных параметров боеспособности личного состава армии и флота [28].

К основной группе общих задач физической подготовки относятся:

– развитие и постоянное совершенствование выносливости, силы, быстроты и ловкости;

– овладение навыками в передвижении по пересеченной местности в пешем порядке и на лыжах, преодолении препятствий, рукопашном бою, военно – прикладном плавании;

– улучшение физического развития, укрепление здоровья повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов военно – профессиональной деятельности.

Развитие физических качеств военнослужащих поставлено на первое место не случайно. Значение высокого уровня их развития является общеизвестным и общепризнанным. В современных условиях не только подтверждена значимость этих качеств, но и получена количественная и качественная характеристика их влияния на боеспособность личного состава.

Военнослужащие, обладающие достаточно высоким уровнем развития указанных физических способностей, т.е. разносторонне физически подготовленные, в условиях воздействия больших физических нагрузок и психических напряжений, как правило, значительно превосходят по различным показателям военно-профессиональной работоспособности военнослужащих, у которых развитие этих способностей только соответствует удовлетворительному уровню или находится ниже его.

Вторая общая задача физической подготовки предусматривает формирование у всех военнослужащих военно-прикладных двигательных навыков, проявляющихся в той или иной мере во всех видах военно-профессиональной деятельности личного состава армии и флота.

Умение быстро преодолевать различные расстояния на местности, искусственные и естественные препятствия, а также уверенно вступать с противником в рукопашную схватку, при необходимости, является важнейшей составляющей действий всех, без исключения, военнослужащих в различных условиях ведения боя. Данные умения, к тому же, являются эффективным средством развития большинства физических и психических качеств [11].

Важное, жизненно необходимое значение для всех военнослужащих имеет умение плавать. Оно, кроме того, является фундаментом для освоения важными военно – прикладными навыками такими как плавание с оружием и в обмундировании, с использованием табельных аварийно-спасательных и подручных средств, в легком водолазном снаряжении, ныряние и другие действия на поверхности воды и под водой, специфичные для военнослужащих всех видов и родов войск. В процессе обучения плаванию создаются благоприятные условия для развития отдельных физических и морально-волевых качеств, необходимых для повышения уровня возможностей функциональных систем организма, в частности дыхательной и сердечно – сосудистой, для улучшения состояния здоровья, а также закаливания.

К обучению передвигаться на лыжах привлекаются все военнослужащие, воинские части которых дислоцируются в снежных районах. Несмотря на то, что диапазон непосредственного использования личным составом навыков передвижения на лыжах в боевых условиях в настоящее время ограничен, есть все основания утверждать, что для мотострелковых, разведывательных, парашютно-десантных и некоторых других подразделений, дислоцирующихся в районах с продолжительной снежной зимой, навыки передвижения и боевых действий на лыжах продолжают оставаться важным элементом их военно – профессиональной подготовленности.

В решении третьей общей задачи физической подготовки находит свое выражение прежде всего принцип оздоровительной направленности, характерный для государственной системы физического воспитания в целом. Любые задачи физической подготовки должны решаться не в ущерб здоровью военнослужащих, а наоборот, обеспечивать постоянное закаливание их организма. Хорошее здоровье рассматривается в качестве одного из главных результатов правильно организованного процесса физической подготовки и фундамента для физического совершенствования военнослужащих [14].

Многообразие неблагоприятных факторов боевой деятельности требует повышения, устойчивости организма военнослужащих к их воздействию. Важным условием этого является достижение необходимого уровня разносторонней физической подготовленности личного состава. Однако в большинстве случаев для обеспечения высокой устойчивости организма военнослужащих к воздействию неблагоприятных факторов военно-профессиональной деятельности система общей физической тренировки должна дополняться соответствующими специализированными средствами и методами.

Улучшение физического развития военнослужащих предполагает оптимизацию их росто-весовых показателей, усиление костно-мышечной системы, совершенствование пропорциональности тела и его частей.

Дополнительно к решению вышеизложенных задач физическая подготовка должна способствовать повышению военно-специальной подготовленности, воспитанию морально – политических и психических качеств личного состава совершенствованию боевой слаженности воинских подразделений. В решении этой группы задач значение физической подготовки значительно меньше. Здесь ведущая роль принадлежит другим соответствующим предметам боевой подготовки, другим составным частям системы боевого совершенствования войск у соответствующих родов войск (сил флота) и специальных войск [19].

Специальные задачи физической подготовки являются отражением специфических требований к физическому состоянию военнослужащих, а также наиболее важных особенностей их военно – профессиональной деятельности. Объективное определение специальных задач физической подготовки базируется на выявлении тех показателей физического состояния, которые в наибольшей степени необходимы личному составу того или иного рода войск для проявления и сохранения высокого уровня военно – профессиональной работоспособности в условиях, максимально приближенных к боевым [6].

В целом, учебные занятия являются основной формой физической культуры и направлены на решение теоретических, практических и методических задач. Они, как правило, проводятся в форме урока, продолжительностью 45 минут (допускаются занятия продолжительностью 90 минут).

Теоретические вопросы по физической культуре доводятся воспитанникам преподавателями физической культуры, а также специалистами других служб.

Основными теоретическими вопросами являются:

– роль и место физической культуры в системе военно-профессионального обучения;

– влияние физических упражнений на организм человека;

– содержание физических упражнений в программе по физической культуре;

– психолого-педагогические основы физической культуры и спорта;

– требования личной и общественной гигиены;

– требования предупреждения травматизма на занятиях по физической культуре.

Практические занятия являются основным видом учебных занятий по физической культуре и проводятся по следующим разделам: гимнастика и атлетическая подготовка, легкая атлетика, лыжная подготовка, плавание, преодоление препятствий, спортивные единоборства и рукопашный бой, спортивные и подвижные игры, комплексные занятия и должны иметь учебно-тренировочную направленность. В старших классах обучающиеся овладевают методикой проведения различных форм физической подготовки [29].

Практические занятия по физической культуре проводятся с оптимальной плотностью и должны иметь достаточную физическую нагрузку. Это достигается: сокращением времени на построение и различного рода передвижения; краткостью и ясностью объяснений; увеличением времени непрерывного выполнения упражнений; сокращением перерывов между выполнением отдельных упражнений; выполнением упражнений всеми занимающимися одновременно или потоком; применением круговой тренировки и соревновательного метода; наиболее целесообразным использованием спортивного оборудования [9].

Комплексные учебные занятия направлены на повышение общей и специальной физической подготовленности воспитанников. В содержание комплексных занятий включаются физические упражнения из двух и более разделов физической культуры в различных сочетаниях. Конкретные варианты комплексирования упражнений определяются руководителями занятий в соответствии с периодами и задачами обучения, возрастными особенностями обучающихся и уровнем их физической подготовленности, а также материальным обеспечением занятий. Высокая эффективность комплексных занятий достигается за счет разностороннего воздействия упражнений и повышенной физической нагрузки на организм занимающихся, а также большой эмоциональности в ходе их проведения. Разносторонность тренировочного эффекта комплексных занятий объясняется включением упражнений, приемов и действий из различных разделов, применением различных методов, что приводит к повышению нагрузки и обеспечивает возможность одновременного развития необходимых физических способностей, специальных качеств и прикладных навыков. Более частая схема упражнений, использование соревновательного и игрового метода делает занятия интересными, вызывает эмоциональный подъем, способствует сплочению воинского коллектива [27].

Основная часть занятия организуется на трех и более учебных местах одновременно или с последовательными переходом подразделения с одного учебного места на другое. В этом случае целесообразно сначала отрабатывать упражнения на развитие быстроты, ловкости, упражнения на силу, а затем на выносливость. Конкретные варианты комплексирования упражнений определяются руководителями занятий в соответствии с периодами и задачами обучения, уровнем физической подготовленности воспитанников и материально обеспеченностью занятий.

Развитие основных физических способностей осуществляется посредствам применения содержания, учитывающего возрастно-половые, физические и психологические особенности воспитанников. Упражнения подбираются с таким расчетом, чтобы они по технике выполнения были максимально приближены к основному учебному материалу и учитывали специфику предстоящего обучения в высших военно-учебных заведениях МО РФ.

Руководители практических занятий по физической культуре должны учитывать возрастные особенности обучающихся. В возрасте от 10 до 13 лет приоритетным является развитие гибкости и ловкости; от 13 до 16 лет – быстроты и ловкости; от 16 до 18 лет – силы и выносливости, что определяет их преимущественное применение физических упражнений на занятиях [24].

Под быстротой понимается способность обучающихся совершать необходимые двигательные действия в минимальное для данных условий время. Различают три формы быстроты: быстроту двигательной реакции, быстроту отдельного движения; частоту движений. Основными средствами для развития быстроты являются: упражнения из содержания спортивных и подвижных игр, упражнения из различных единоборств, циклические и ациклические упражнения максимальной мощности, пробегание коротких отрезков, специально-беговые упражнения, прыжки и метания. Основными методами развития быстроты является: повторный, интервальный, соревновательный и сенсорный.

Под силой понимается способность преодолевать внешние сопротивления или противодействовать им за счет мышечных усилий. Основными средствами для развития силы являются упражнения с внешним сопротивлением, упражнения с собственным весом и изометрические упражнения. Основными методами развития силы являются: повторный, максимальных усилий, до отказа и изометрических напряжений.

Под выносливостью понимается способность организма противостоять утомлению при длительных физических нагрузках. Основными средствами для развития выносливости являются: циклические упражнения, многократные повторения различных физических упражнений. Основными методами развития выносливости являются: непрерывный, повторный, соревновательный, до отказа.

Под ловкостью понимается способность своевременно и рационально справляться с новой, неожиданно возникшей двигательной задачей. Основными средствами для развития ловкости являются: гимнастические и акробатические упражнения, упражнения спортивных и подвижных игр, различные виды прыжковых упражнений, военно – прикладные действия и приемы единоборств. Основными методами развития ловкости являются: нестандартных двигательных заданий, асимметричный, игровой, соревновательный и сенсорный.

Под гибкостью понимается способность выполнять двигательные действия с большой амплитудой. Основными средствами для развития гибкости являются: гимнастические и акробатические упражнения, растяжки, упражнения в парах. Основными методами развития гибкости являются: повторные движения активного и пассивного характера [18].

Обучение физическим упражнениям, приемам и действиям проводится в такой последовательности: ознакомление, разучивание и тренировка (совершенствование).

Ознакомление способствует созданию у воспитанников правильного представления о разучиваемом упражнении. Для ознакомления необходимо: назвать упражнение; образцово показать его в целом; разъяснить влияние на организм и условия применения; показать упражнение еще раз по частям или по разделениям с попутным объяснением техники выполнения и требований безопасности.

Разучивание проводится в целях формирования у воспитанников новых двигательных навыков. В зависимости от их подготовленности и сложности упражнения применяются различные способы разучивания:

– в целом, если упражнение несложное, доступно для воспитанников или его выполнение по элементам невозможно;

– по частям или по разделениям, если упражнение сложное и его можно расчленить на отдельные части;

– с помощью подготовительных упражнений, если упражнение выполнить в целом нельзя из-за трудности, а расчленить на части невозможно.

После разучивания упражнение выполняется в целом [17].

Тренировка – это многократное систематическое повторение разученных упражнений с постепенным усложнением условий их выполнения и повышением физической нагрузки. Тренировкой обеспечивается развитие у воспитанников физических способностей и совершенствование двигательных навыков.

При проведении тренировки соблюдается определенная последовательность в выполнении упражнения: в простой обстановке; после действий, дающих значительную физическую нагрузку; в комплексе с другими действиями как на специально подготовленных местах, так и на различной по характеру местности [1].

Подготовительная и заключительная части учебного занятия по физической культуре проводятся в составе группы. В подготовительной части физическая нагрузка повышается постепенно. Физические упражнения выполняются одновременно всеми обучающимися с постепенным увеличением количества повторений и усложнением упражнений. В заключительной части занятий проводится ходьба, медленный бег, упражнения для расслабления мышц в сочетании с глубоким дыханием, подведение итогов занятия и наведение порядка на местах проведения занятий.

Передвижения воспитанников осуществляются по границам спортивной площадки или зала, против часовой стрелки. Общеразвивающие и вольные физические упражнения выполняются воспитанниками в разомкнутом строю.

На каждом учебном месте руководитель называет упражнение, показывает его и организует обучение или тренировку. Для повышения плотности занятия учебное место должно быть оборудовано достаточным количеством спортивных снарядов и инвентаря.

Основная часть учебного занятия проводится в составе группы со сменой учебных мест и заканчивается играми, соревнованиями, эстафетами, круговой или комплексной тренировкой, включающей в различных сочетаниях бег, прыжки или ранее изученные упражнения для развития физических способностей и формирования двигательных и прикладных навыков.

В основной части комплексного занятия упражнения, приемы и действия выполняются на трех и более учебных местах. В конце основной части занятия могут применяться упражнения для развития выносливости: бег на длинные дистанции, спортивные игры, многократное повторение различных упражнений. При проведении занятий, как правило, применяются групповой, круговой и соревновательный методы тренировки.

Перед каждой сменой мест занятий в течение 2–3 мин проводится многократное выполнение упражнений, приемов и действий потоком по 2–3 человека или в составе группы [3].

Содержание комплексных занятий составляют разнообразные по биодинамической структуре упражнения из различных разделов физическо культуры. Опыт боевой подготовки и анализ результатов научных исследований свидетельствуют о том, что комплексирование средств и методов физического воспитания позволяют сделать процесс обучения воспитанников более интенсивными, особенно в отношении развития и совершенствования физических способностей и прикладных навыков [5].

В настоящее время существует организационно-методическая система взглядов на построение учебного процесса, обоснованы вопросы доступности физических нагрузок текущему состоянию занимающихся, установлены рациональные варианты планирования и параметры контроля тренированности, определены аспекты проведения физической культуры с воспитанниками.

Изучение состояния физической подготовленности воспитанников показало, что значительный потенциал совершенствования учебного процесса заключен в учете индивидуальных особенностей занимающихся, подборе оптимальных нагрузок, саморегламентации методики выполнения физических упражнений [4].

В соответствии с общепринятой классификацией спортивные и подвижные игры относятся к группе нестандартных или ситуационных движений. По сравнению с другими разделами физической подготовки они имеют ряд особенностей, важнейшими из которых являются:

– большое разнообразие движений и действий, выполняемых в различных сочетаниях и условиях;

– высокая эмоциональность, вызывающая активизацию функций как центральной нервной системы, так вегетативных систем;

– большие энергетические затраты занимающихся;

– коллективный характер действий, выполняемых в сложных игровых условиях без заранее определенной последовательности в действиях.

Все эти особенности требуют от воспитанников не только достаточного уровня физической подготовленности и развития физических способностей и специальных качеств, но и хорошего взаимодействия, взаимной выручки, проявление инициативы, творчества и находчивости [12].

Спортивные игры в таком законченном виде, каком мы их знаем, появились не сразу. В своем становлении они прошли длительный путь, возникнув из народных подвижных игр развиваясь с человеческим обществом. Можно сказать, что спортивные игры являются высшей ступенью совершенствования подвижных игр, которые, в свою очередь, возникли на базе тысячелетнего опыта развития общества как одно из обязательных условий его жизнедеятельности.

Таким образом, используемый круг игр можно разделить на две большие группы: подвижные и спортивные.

Подвижные игры – это разновидность игровой деятельности, возникшая для обеспечения утилитарных потребностей человека и включающая в свое содержание различные действия, регламентируемые простейшими правилами.

Спортивные игры – это определенные виды спорта, возникшие в течении длительного исторического периода на базе подвижных игр и достигшие более высокой степени совершенства.

Спортивные игры отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадок, оборудование и инвентарь, продолжительность игры, разрешение или запрещение различных приемов. По спортивным играм проводятся учебно-тренировочные занятия и соревнования, игрокам присваиваются спортивные разряды и звания, а судьям – судейские категории [20].

В большинстве спортивных игр (с мячом, шайбой, воланом) ход игры имеет фазовый характер. Обычно различают три фазы:

1. Фаза нападения, когда одна из сторон владеет мячом (шайбой, воланом).

2. Фаза защиты, когда команда действует без мяча (шайбы, волана).

3. Промежуточная фаза, когда ни одна из сторон не владеет мячом (шайбой, воланом).

Фазы, в свою очередь, делятся на отрезки, содержанием которых являются определенные игровые ситуации. Некоторые из них повторяются постоянно и точно в соответствии с регламентом правилами игры. Такие ситуации называются стандартными положениями. В той или иной игровой ситуации участники используют специальные действия, получившие название игровые приемы.

Фазовый характер игры, умение правильно применять игровые приемы определяют основное содержание – технику и тактику игры, которые, в свою очередь, подразделяются на две большие группы: технику и тактику игры в нападении и защите.

Тактика спортивного единоборства в широком понимании – это формы и методы ведения спортивного поединка с учетом его внешних и внутренних условий, техника выступает как средство тактики. В узком же смысле тактика – это выбор рационального решения, а техника – форма его двигательной реализации, осуществляемая с учетом спортивно – педагогических, биохимических и психофизиологических закономерностей [21].

Подвижные и спортивные игры, в силу присущих им особенностям, позволяют совершенствовать физические способности, психические и специальные качества, без которых профессиональная деятельность военнослужащего невозможна. Их следует рассматривать как упражнения общего физического воздействия. Ни одна подвижная и спортивная игра не может служить средством развития какого – то одного качества. В играх с элементами борьбы, как правило, развиваются выносливость и ловкость. Без этого единоборство немыслимо. Взять, например, игру «Перетягивание в парах» – успех определяется не только силовыми качествами игроков, сколько физической выносливостью и волей к победе. Последнее следует подчеркнуть, говоря о применении игр для физической подготовленности. Ведь уровень развития физических способностей определяется не только возможностями органов человека, но и волевыми качествами. Для их развития, как вид деятельности, представляет большие возможности.

Коллективные подвижные и спортивные игры развивают чувства товарищества, привычку критически относится к своим действиям и действиям других участников, способствует эстетическому воспитанию играющих, содействуют совершенствованию координированных, экономных и согласованных движений, приобретение умений быстро входить в нужный темп и режим работы, целесообразно и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость.

Подвижные и спортивные игры активизируют деятельность сердца и легких, повышают их работоспособность, содействуют улучшению кровообращения и обмена веществ в организме. Игры проводимые на свежем воздухе содействуют закаливанию организма. Во время игры ЧСС достигает величины от 120 до 180 ударов в минуту и выше [32].

Систематическое проведение различных игр позволяет создать у воспитанников определенный запас движений. На этой базе легче всего формируется новый навык. Следует подчеркнуть, что навык, формируемый в военной практике, реализуется, как правило, без игры, без участия эмоций. Более того, эмоции способны только нарушать действия и затруднять достижение цели. Игра может прийти на помощь лишь тогда, когда движение автоматизируется и внимание сосредотачивается не только на двигательном акте, но и на результате действий, условий и ситуации, в которых оно выполняется. В этом случае военно – прикладная подвижная игра выступает как комплексное упражнение, заставляющее, к тому же, активизировать процесс мышления [25].

Физическая подготовка – основное средство обеспечения физической готовности военнослужащих к боевой деятельности.

Формирование физической готовности военнослужащих к боевой деятельности происходит под влиянием всей системы боевого совершенствования войск. Строгий режим учебно-боевой деятельности и отдыха, питания и сна, активный характер воинского труда в процессе боевой подготовки, хорошие бытовые условия, регулярное медицинское обслуживание, соблюдение правил личной и общественной гигиены, наличие строго регламентированного свободного времени – все это создает благоприятные условия для физического совершенствования военнослужащих. Однако основным, наиболее естественным и эффективным средством обеспечения физической готовности личного состава к боевой деятельности является физическая подготовка, так как именно в ходе целенаправленного использования разнообразных по характеру физических упражнений достигается многостороннее и глубокое воздействие на организм человека [7].

Формирование физической готовности военнослужащих – это процесс перехода их организма из одного состояния в другое, более совершенное, протекающий за счет прогрессивных функциональных, морфологических и биохимических изменений в организме. Функциональные изменения заключаются в совершенствовании деятельности сердечно – сосудистой, дыхательной, выделительной и других систем организма. Морфологические изменения состоят в укреплении структуры костно-мышечного аппарата, в положительных тканевых и клеточных усовершенствованиях. Биохимические изменения заключаются в активизации различных механизмов, которые позволяют быстро мобилизовывать и превращать химическую энергию в механическую, обеспечивающую двигательную деятельность военнослужащих [19].

Физические упражнения при их выполнении всегда влияют одновременно на все показатели физического состояния военнослужащих, и это вполне понятно, так как все системы человеческого организма тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Вместе с тем, применяя рациональную методику физического совершенствования, вполне возможно использовать средства физической подготовки избирательно – в целях их преимущественного воздействия на отдельные стороны физического состояния [23].

Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что комплексное применение упражнений является более действенным для развития физических и совершенствования двигательных способностей воспитанников, чем обучение их по разделам физической культуры даже при условии концентрированного прохождения материала [2].

Выполнение любого физического упражнения требует от человека проявления не одного, а одновременного нескольких физических качеств. Поэтому для повышения интенсивности учебного процесса в системе военных довузовских образовательных организаций широко применяются комплексные занятия. В содержание комплексных занятий обязательно должны включаться разнохарактерные упражнения из различных разделов физической культуры. Одновременное или поочередное воздействие разнообразных упражнений позволяет более эффективно развивать основные физические способности [17].

Высокая эффективность комплексных занятий характеризуется такими их особенностями, как разносторонность воздействия на организм занимающихся разнообразных по структуре физических упражнений, высокая эмоциональность и повышенная физическая нагрузка.

В довузовской практике используется различное сочетание разделов: гимнастики, рукопашного боя, легкой атлетики, спортивных и подвижных игр, преодоления препятствий и т.д. Это характерно для проведения занятий на открытых площадках в летнее время.

При проведении занятий в залах чаще всего объединяют упражнения из гимнастики, рукопашного боя, спортивных игр. За последние годы широкое распространение получили разнообразные тренажёры как промышленного производства, так и изготовленные силами самих образовательных организаций. Они позволили расширить арсенал средств для комплексного развития скоростно – силовых способностей и избирательного воздействия на ту или иную группу мышц, отличающуюся невысокой эффективностью в работе [8].

При определении содержания и методики проведения комплексных занятий целесообразно:

– при подборе упражнений, приёмов, действий, подвижных игр, элементов спортивных игр исходить прежде всего из возможности их преимущественного влияния на развитие физических способностей, специальных качеств, совершенствование военно – прикладных навыков от их принадлежности к различным разделам физической культуры или видам спорта;

– занятия проводить с преобладанием тренировочной направленности, используя для этого игровой и соревновательный методы, фронтальный и поточный способы организации занимающихся [16].

Исследованиями установлено рациональное сочетание комплексных занятий с предметными, которыми надо руководствоваться при планировании физической культуры. Наиболее целесообразно проводить комплексные занятия так же концентрированно, как и предметные: в начале периода обучения – для повышения уровня общей физической тренированности воспитанников и в конце – для выработки высокой общей и специальной тренированности [25].

В практике физического совершенствования воспитанников набольшее распространение получили 4 варианта комплексных занятий.

Первый вариант (условное наименование «Комплексирование двух разделов»), когда одна половина занятия включает одно – два упражнения из одного раздела физической культуры (например, силовые упражнения на гимнастических снарядах или упражнения с гирей), а другая – одно – два упражнения из другого раздела (например, челночный бег или подвижные или спортивные игры по упрощенным правилам), либо спортивные игры в первой половине занятия, а плавание – во второй.

Второй вариант (условное наименование «Комплексирование нескольких разделов»), когда в первую половину занятия включаются упражнения из нескольких разделов физической культуры (например, силовые упражнения на многопролётных снарядах, преодоление препятствий, приёмы рукопашного боя), а во вторую – из одного раздела физической культуры (например, спортивные игры или бег на 2 – 3 км).

Третий вариант (условное наименование «Комплексное занятие с преимущественным использованием спортивных или подвижных игр, средств гимнастики или рукопашного боя), когда практически всё занятие насыщается тренировкой парных упражнений для совершенствования навыков в приёме и передаче мяча, игровыми упражнениям в парах, тактическими игровыми комбинациями в тройках, атакующими действиями типа «двое против одного», «трое против двоих», комплексными контрольными игровыми упражнениями, выполняемыми на время, или тренировкой простейших упражнений силового, ловкостного, скоростного характера на снарядах, тренажерах и приспособлениях, приёмов рукопашного боя, преодоления препятствий из различных структурных групп упражнений, а заканчивается – двухсторонней игрой по упрощенным правилам, эстафетой или пробеганием дистанции 1000–1500 м.

Четвертый вариант (условное наименование «Комплексирование упражнений и разделов»), когда в течение всего занятия осуществляется последовательное выполнение упражнений из нескольких разделов физической культуры [31].

Конкретные варианты комплексирования упражнений, приёмов и действий во всех случаях определяются руководителем занятий с учётом задач физической культуры воспитанников, их подготовленности и особенностей материальной базы.

Организация и методика проведения комплексных занятий имеет свои особенности. На них, как правило, не разучиваются новые элементы, приёмы и действия, а многократно повторяются наиболее эффективные и простые упражнения. Комплексному занятию присущи: тренировочная направленность, прикладность, нетрадиционное распределение учебной нагрузки, большая плотность, высокий эмоциональный настрой занимающихся.

Упражнения, включаемые в комплексные занятия, как правило, были изучены на предметных занятиях или вообще не требуют разучивания, так как составляют основу естественных двигательных навыков в ходьбе, беге, прыжках в длину, через препятствия, в глубину, лазании, поднимании тяжестей [26].

Прикладное значение комплексных занятий проявляется в насыщении их упражнениями из различных разделов с преимущественной направленностью на развитие специальных физических способностей и формирование двигательных навыков, являющихся профессионально важными для данной воинской специальности. Физиологическая кривая пульса и плотности занятий при общей тенденции повышения имеет неравномерную «рваную» конфигурацию, что в большей мере, чем нагрузка на предметных занятиях, соответствует динамике боя.

Достижение высокой плотности занятий обеспечивается за счёт сокращения времени, используемого на объяснения, а также за счёт увеличения количества повторений и интенсивности выполняемой физической работы, широкого внедрения упражнений игрового характера [28].

Военно-профессиональная деятельность многих воинских коллективов в настоящее время характеризуется большой напряженностью различных сенсорных систем и всего нервно – мышечного аппарата в целом. Высокое психическое напряжение требует периодической разрядки. Снимать его удается лучше всего в системе комплексных занятий, благодаря широкому насыщению последних упражнениями, проводимыми с применением соревновательного и игрового методов [10].

Программный материал по спортивным играм является достаточно сложным для обучаемых как по наличию у них технических умений и навыков так и по уровню развития физических способностей. По степени сходства с соревновательными – тренировочные упражнения, используемые на комплексных занятиях, распределяются на специфические и неспецифические. К специфическим упражнениям относятся технико – тактические приёмы и действия с мячом (шайбой), то есть те игровые упражнения, где есть элементы сходства с соревновательными упражнениями, в частности – тактические комбинации. К неспецифическим упражнениям относятся упражнения без мяча (шайбы) [30].

Применение на учебных занятиях по спортивным играм упражнений, приемов и действий, составляющих содержание других разделов физической культуры, приобретает особое значение, так как позволяет успешно решать следующие задачи:

– более эффективно совершенствовать физические способности, психические качества и двигательные навыки у обучаемых за счёт тренированности, целенаправленного воздействия упражнений, возможности широкого применения различных по интенсивности нагрузок и способов организации занимающихся;

– развивать у обучаемых способность быстро переключаться с одного вида мышечной деятельности на другой;

– значительно увеличивать моторную плотность урока и применять интенсивные физические нагрузки, приближать характер физической тренировки к соревновательному режиму игровой деятельности [22].

В процессе комплексных занятий с преимущественным использованием средств и методов тренировки, применяемых в спортивных играх, не только развиваются физические способности и психологические качества занимающихся, но и совершенствуется их общая техническая и тактическая подготовленность в игровых видах спорта.

На комплексных занятиях необходимо постоянно создавать условия, ситуации, которые непосредственно встречаются в спортивной игре, то есть приблизить выполнение упражнений, приёмов и действий к игровой обстановке, что в совокупности с упражнениями на быстроту и скоростную выносливость оказывает существенное влияние на развитие других физических способностей занимающихся.

При определении содержания занятий основное внимание уделяется обеспечению соответствия применяемых упражнений, приёмов и действий конкретным задачам обучения. При подборе упражнений предпочтение целесообразно отдавать простым по структуре, но достаточно эффективным упражнениям. Их использование является одним из важных условий повышения моторной плотности занятий, что, в свою очередь, способствует общей интенсификации педагогического процесса [13].

В качестве основных средств для развития и совершенствования физических способностей в содержание комплексных занятий по спортивным играм рекомендуется включать следующие упражнения:

– для развития быстроты – упражнения на частоту движений, челночный бег, прыжки в длину, бег 30 – 50 м, подвижные игры с мячом, эстафеты и элементы спортивных игр (гандбол, футбол, регби, баскетбол);

– для развития силы – упражнения с различного рода отягощениями, упражнения вдвоем, подвижные игры с переноской тяжестей;

– для развития ловкости – акробатические и гимнастические упражнения, подвижные игры и эстафеты с включением элементов спортивных игр;

– для развития выносливости – продолжительный бег умеренной и переменной интенсивности, иногда в сочетании с преодолением различных препятствий, двухсторонние игры по упрощенным правилам;

– для развития двигательной координации (как специального качества для многих воинских специалистов) – упражнения в ходьбе и беге, вольные упражнения, упражнения с гимнастической палкой, с мячом, упражнения на гимнастической стенке, прыжковые упражнения, а также подвижные игры и эстафеты с мячом (шайбой);

– для совершенствования быстроты ответных действий и внимания – специально подобранные физические упражнения, для которых характерны быстрая смена движений, необходимость переключения внимания на различные объекты, быстрое выполнение каких – либо двигательных заданий в усложненных условиях, например: старты из различных исходных положений, действия по внезапным сигналам, подвижные игры с различными установками на игровые ситуации [32].

Комплексные учебные занятия по физической культуре, проводимые в целях эффективного овладения игровыми навыками, наиболее результативны тогда, когда в их содержание входят не только упражнения, приёмы, действия самих спортивных игр, но и упражнения из других разделов физической культуры (для развития выносливости, силы, быстроты, ловкости и специальных качеств, а также для формирования прикладных навыков). В содержание таких комплексных учебных занятий с применением спортивных игр в обязательном порядке включаются подвижные игры с элементами общеразвивающих упражнений, бега, упражнений на ловкость, быстроту, а также прыжки в длину, высоту, лазание по лестнице, броски и ведение мяча. Подвижные игры, включаемые в подготовительную и основную части учебного занятия, не только способствуют эффективному развитию физических способностей и психических качеств занимающихся, но и совершенствуют их активность, самостоятельность, коллективность действий в постоянно меняющихся условиях деятельности.

В зависимости от педагогических задач, периода обучения, уровня физической и технической подготовленности занимающихся, а также от особенностей различных видов спортивных игр содержание комплексных занятий во всех случаях конкретизируется [14].

Говоря о практике, отметим, что каждое комплексное учебное занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

В подготовительной части занятия (продолжительность 7–10 мин) решаются такие задачи, как организация занимающихся, общее укрепление их организма и подготовка к овладению техникой выполнения игровых приемов, тактикой игры и военно – прикладными двигательными навыками из других разделов физической культуры.

Основная часть занятия (продолжительность 35–40 мин) направлена на развитие физических способностей, специальных и психических качеств, совершенствование техники владения мячом (шайбой) и взаимодействия в различных игровых ситуациях.

В основной части комплексных занятий с преимущественным использованием спортивных игр физические упражнения целесообразно применять в следующем порядке:

– скоростные упражнения;

– упражнения на силу;

– скоростно-силовые упражнения;

– комплексные упражнения из игровых видов спорта (подвижные игры);

– двухсторонние игры по упрощенным правилам;

– контрольные упражнения на быстроту (ловкость, силу, выносливость), используемые при проверке и оценке физической подготовленности воспитанников.

Заключительная часть комплексного учебного занятия (продолжительность 3–5 мин) обеспечивает приведение организма в относительно спокойное состояние и заканчивается подведением итогов занятия, выставлением полученных оценок и заданием на самостоятельную подготовку.

Методика проведения комплексных учебных занятий с преимущественным использованием спортивных игр для совершенствования физической подготовленности на фоне больших физических нагрузок требует от руководителя занятий прочных навыков в их организации. Хорошая организация занимающихся на комплексных занятиях обеспечивается целесообразными построениями обучаемых для лучшего и безопасного выполнения ими упражнений и решения игровых ситуаций, а также для быстрого изменения характера движения и действий. На комплексных занятиях по спортивным играм преимущественно применяются фронтальный, двухсторонний и групповой способы организации занимающихся.

Фронтальный способ предусматривает одновременное выполнение занимающимися одинаковых упражнений, приемов и действий (по командам или заданию руководителя), как правило, в шеренгах, колоннах или кругах всем подразделением (взводом, ротой) в заданном темпе и ритме. Он позволяет активизировать всех обучаемых и достигнуть высокой моторной плотности занятия.

Основными приемами изменения характера выполнения упражнений при использовании на занятии фронтального способа организации занимающихся являются:

– одновременное выполнение всеми занимающимися упражнений в определенном темпе и ритме, затем – с изменением темпа и ритма;

– самостоятельное выполнение упражнений в индивидуальном темпе и ритме в зависимости от команд (сигналов);

– поточное выполнение упражнений (одиночно, одновременно несколькими занимающимися, шеренгами);

– выполнение упражнения по отделениям.

Двухсторонний способ организации занимающихся предусматривает выполнение упражнений, приемов и действий в непосредственной связи с противодействующим партнером или группой. Этот способ позволяет отдельному занимающемуся или подгруппе проявлять находчивость, противопоставлять свою быстроту, ловкость, силу более слабому, равному или более сильному партнеру.

Изменение характера выполнения упражнений при использовании двухстороннего способа действий с партнером осуществляется за счет:

– пассивного противодействия одного – двух партнеров;

– изменения темпа, ритма и скорости выполнения упражнений;

– активного противодействия одного – двух партнеров;

– смены противодействующих партнеров по кругу;

– полного противодействия одного – двух партнеров в соревновательном плане.

Групповой способ организации занимающихся предусматривает разделение взвода на подгруппы и выполнение каждой из них различных упражнений, приёмов, действий.

Таким образом, факторами, оказывающими влияние на совершенствование методики обучения воспитанников с низким уровнем физической подготовленности являются:

– фактический уровень физической подготовленности воспитанников;

– время необходимое для достижения необходимого уровня физической подготовленности;

– экономичность функционирования организма на заданные физические нагрузки.

Таблица 1

Варианты комплексирования учебно-тренировочных занятий

Упражнения

Части учебного занятия

подг.

осн.

закл.

Общеразвивающие упражнения

Строевые приёмы: построения, повороты, размыкания

+

+

+

Ходьба, бег, упражнения в движении (с высоким подниманием колен, пригнувшись, боком, спиной вперед, с поворотами, наклонами туловища, с выпадами, с изменением скорости и направления движения)

+

-

-

Вольные упражнения: для мышц рук и плечевого пояса, туловища, ног, вдвоем

+

-

-

Упражнения на гимнастической стенке: прогибания, приседания, взмахи ногами, поднимание и разведение ног

+

-

-

Упражнения на гимнастической скамейке: наклоны, поднимание ног, сгибание и разгибание рук в упоре, прыжки через скакалку

+

-

-

Упражнения на выносливость

Бег на 1 км

-

+

-

Бег на 400 м

-

+

-

Челночный бег 4 по 100 м

-

+

-

Упражнения на силу

     

Подтягивание на перекладине

-

+

-

Комплексное силовое упражнение

-

+

-

Подъем переворотом

-

+

-

Поднимание гири 24 кг (рывок)

-

+

-

Упражнения на быстроту

     

Бег на 100 м

-

+

-

Челночный бег 10 по 10 м

-

+

-

Упражнения на ловкость

     

Прыжок ноги врозь

-

+

-

Комплексное упражнение на ловкость

-

+

-

Сгибание и разгибание рук в размахивании на брусьях

-

+

-

Комплексы вольных упражнений (№ 1 и № 2)

+

-

-

Упражнения на развитие специальных качеств

     

Угол в упоре на брусьях

-

+

-

Ныряние в длину

-

+

-

Комплексные упражнения для формирования военно-прикладных навыков

Общее контрольное упражнение на единой полосе препятствий

-

+

-

Общий комплекс приёмов рукопашного боя (РБ-1)

+

-

-

Упражнения, приемы и действия, составляющие основное содержание

спортивных игр

     

Упражнения для совершенствования техники передвижения

+

+

-

Упражнения для совершенствования техники владения мячом (шайбой)

+

+

-

Упражнения для совершенствования техники игры полевого игрока

-

+

-

Упражнения для совершенствования техники игры вратаря

-

+

-

Упражнения для совершенствования тактики нападения

-

+

-

Упражнения для совершенствования тактики защиты

-

+

-

Занятия с использованием спортивных и подвижных игр проводились исключительно с экспериментальной группой во время учебных занятий. По следующим вариантам.

Таблица 2

Вариант 1. Продолжительность одна неделя

Содержание комплексного занятия

Время

(мин.)

1.

2.

3.

Подготовительная часть:

– ходьба, бег, общеразвивающие упражнения для мышц рук, туловища и ног;

– подвижная игра «Один вне игры» (Приложение 1).

Основная часть:

– баскетбол;

– челночный бег;

– сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях;

– подтягивание на перекладине;

– поднимание ног к перекладине.

Заключительная часть:

– медленный бег, ходьба с упражнениями в глубоком дыхании на расслабления мышц

10

5

5

30

20

3

3

2

2

5

5

Таблица 3

Вариант 2. Продолжительность две недели

Содержание комплексного занятия

Время

(мин.)

1.

2.

3.

Подготовительная часть:

– ходьба, бег, общеразвивающие упражнения для мышц рук, туловища и ног;

– подвижная игра «Наездники» (Приложение 1).

Основная часть:

– мини-футбол;

– специально-беговые упражнения;

– сгибание и разгибание рук в упоре лежа;

– подтягивание на перекладине;

– поднимание ног к перекладине.

Заключительная часть:

– медленный бег, ходьба с упражнениями в глубоком дыхании и на расслабление мышц

10

5

5

30

20

4

2

2

2

5

5

Таблица 4

Вариант 3. Продолжительность одна неделя

Содержание комплексного занятия

Время

(мин.)

1.

2.

3.

Подготовительная часть:

– ходьба, бег, общеразвивающие упражнения для мышц рук, туловища и ног;

– подвижная игра «Перетягивание в парах» (Приложение 1).

Основная часть:

– гандбол;

– приседания с партнером , различные виды ускорений (в парах, в тройках);

– гири (рывок, толчок).

Заключительная часть:

– медленный бег, ходьба с упражнениями в глубоком дыхании и на расслабление мышц

10

5

5

30

20

4

2

2

2

5

5

Известно, что уровень физической подготовленности человека является производным от уровня физического развития, функционального состояния, и степени мотивации к осуществлению двигательной деятельности и наличие двигательного опыта. Поэтому, важно проанализировать вышеуказанные факторы у воспитанников, различающихся по уровню физической подготовленности.

Перед началом эксперимента, а также по его завершению обе группы были проверены по пяти упражнениям: бег на 100 метров, бег на 3 километра, подтягивание на перекладине, прыжок в длину с места, поднимание туловища из положения лежа на спине и они показали следующие результаты.

Таблица 5

Показатели результатов до и после эксперимента

п/п

Наименование упражнения

КГ

ЭГ

до

эксп.

после эксп.

Р

до

эксп.

после эксп.

Р

1.

Бег на 100 м (с)

13,8 ±0,07

13,6 ±0,12

Р≥0,05

14,2 ±0,05

13,3 ±0,06

Р≥0,05

2.

Бег на 3 км (мин)

12,2 ±0,13

12,0 ±0,81

Р≥0,05

12,1 ±0,06

11,9 ±0,08

Р≥0,05

3.

Подтягивание на перекладине

(кол-во раз)

14,0 ±2,0

15,0 ±3,0

Р≥0,05

12,0 ±2,0

18,0 ±2,0

Р≥0,05

4.

Прыжок в длину с места (см)

220,0 ±12,0

225,0 ±23,4

Р≥0,05

215,0 ±5,6

230,0 ±9,8

Р≥0,05

5.

Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз)

45,0 ±3,0

50,0 ±4,0

Р≥0,05

43,0 ±2,0

48,0 ±2,0

Р≥0,05

Из показателей до и после эксперимента (табл. 5) следует, что результаты в беге на 100 м у КГ после проведения эксперимента улучшились на 0,2 секунды, а у ЭГ на 0,9 секунды; в беге на 3 км у обеих групп результаты улучшились на 0,2 минуты; в подтягивании на перекладине у КГ результаты улучшились на 1 раз, а у ЭГ на 6 раз; в прыжке в длину с места у КГ результат улучшился на 5 см, а у ЭГ на 15 см; в поднимании туловища из положения лежа на спине у обеих групп результат улучшился на 5 раз. Исходя из этого следует, что предложенные варианты комплексного занятия с использованием спортивных и подвижных игр повышают уровень физической подготовленности эффективнее, чем занятия проводимые согласно типовой учебной программе.

Анкетирование и опрос у занимающихся показал, что при проведении комплексного занятия с использованием спортивных и подвижных игр дает большой заряд позитивных эмоций, а также вызывает интерес к проводимому занятию.

Таким образом, с практической точки зрения при проведении учебных занятий большое внимание уделить воспитанникам с низким уровнем физической подготовленности, используя специальные упражнения и методы тренировки в ускоренном развитии физических способностей.

Спортивные и подвижные игры целесообразно включать как в содержание комплексных занятий, так и отдельно.

Наконец, в комплексные занятия по физической культуре подвижные игры включать в подготовительную часть занятия после общеразвивающих упражнений. В основной части занятия спортивные игры могут предшествовать выполнению упражнений, направленных на развитие физических способностей или могут применяться после выполнения упражнений.


Библиографическая ссылка

Иглин А.В. СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПОРТИВНЫХ ИГР В СИСТЕМЕ ВОЕННЫХ ДОВУЗОВСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – № 6. – С. 65-80;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1574 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674