В соответствии с частью 10 статьи 11 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов» [1]. Ориентируясь на данное право, в Южном федеральном университет действует Положение об образовательных стандартах Южного федерального университета, разработанных и утвержденных самостоятельно. Данное положение принято Ученым советом ЮФУ и учитывает новые требования к результатам освоения программ высшего образования, измененные в законе об образовании Федеральным законом от 02.05.2015 г. №122–ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»». В соответствии с данным законом часть 7 статьи 11 закона об образовании излагается в следующей редакции: «Формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии).» [2].
Подготовка специалистов по защите информации началась в Таганрогском радиотехническом университете (в 2006 году Постановлением Правительства РФ был создан Южный федеральный университет, в состав которого был включен Таганрогский государственный радиотехнический университет) в 1996 году с открытия на кафедре безопасности информационных технологий специальности 090103 (075300) «Организация и технология защиты информации». В 1997 году решением Ученого совета Таганрогского радиотехнического университета был организован факультет информационной безопасности, в состав которого вошли четыре кафедры: кафедра безопасности информационных технологий (БИТ), кафедра радиоэлектронных средств защиты и сервиса (ныне кафедра информационной безопасности телекоммуникационных систем (ИБТКС)), кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности (ПиБЖ) и кафедра экологии [3].
В 2000 году на факультете информационной безопасности начата подготовка по специальностям 090104 (075400) «Комплексная защита объектов информатизации» (кафедра БИТ) и 090106 (075600) «Информационная безопасность телекоммуникационных систем» (кафедра ИБТКС), в 2012 году была открыта подготовка бакалавров по направлению 090900.62 «Информационная безопасность» с профилем «Информационно-аналитические системы финансового мониторинга» (кафедра Информационно-аналитических систем безопасности (ИАСБ)), а в 2013 году начата подготовка по специальности 090915.65 «Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере» (кафедра ПиБЖ).
В декабре 2013 года путём структурной реорганизации факультета информационной безопасности, факультета автоматики и вычислительной техники и естественно-научного и гуманитарного факультета был образован Институт компьютерных технологий и информационной безопасности (ИКТИБ). В настоящее время в состав ИКТИБ входит 12 кафедр, 4 из которых занимаются подготовкой в сфере информационной безопасности: кафедра безопасности информационных технологий, кафедра информационной безопасности телекоммуникационных систем, кафедра информационно-аналитических систем безопасности и кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности. Наличие в составе ИКТИБ кафедр, специализирующихся в сфере высшей математики, вычислительной техники, информационных технологий, программирования и интеллектуальных систем, позволяет обеспечить обучающимся высококачественную базовую подготовку. В состав ИКТИБ также входят научные и научно-образовательные подразделения, одним из которых является Южно-Российский региональный учебно-научный центр по проблемам информационной безопасности в системе высшей школы (ЮР РУНЦ ИБ), ведущий активную подготовку по программам дополнительного профессионального образования в области защиты информации, а также выполняющий значительное количество научно-исследовательских работ. В структуре ИКТИБ успешно функционирует единственный на юге России диссертационный совет по специальности 05.13.19 – Методы и системы защиты информации, информационная безопасность.
В настоящее время Южный федеральный университет является общепризнанным лидером в области подготовки высококвалифицированных специалистов по информационной безопасности на юге России. Таким образом обширный опыт подготовки специалистов в области информационной безопасности и право определённое законом об образовании создали благоприятные условия и предпосылки для разработки образовательных стандартов Южного федерального университета по УГСНП 10.00.00 Информационная безопасность.
Концепция образовательных стандартов
При разработке концепции образовательных стандартов и образовательных программ Южного федерального университета в основу были положены принципы ФГОС ВО [4], проекты профессиональных стандартов специалиста по информационной безопасности (специалист по защите информации в автоматизированных системах, специалист по защите информации в телекоммуникационных системах и сетях, специалист по безопасности компьютерных систем и сетей, специалист по автоматизации информационно-аналитической деятельности в сфере безопасности) [5], стандарты [6] и планируемые результаты обучения CDIO [7], образ современного компетентного инженера, а также тенденции развития высшего образования [8], актуализирующие следующие особенности подготовки специалиста по информационной безопасности:
– интеграция учебного процесса, проектной, научной и практической деятельности посредством социального партнерства, взаимодействия вуза с корпоративной (отраслевой) наукой, производством, бизнесом, социальной сферой, участия работодателей в разработке и реализации образовательных программ;
– индивидуализация образовательных траекторий, академическая мобильность, ориентация на обучающегося, его способности, потребности и запросы;
– повышение конкурентоспособности выпускников посредством расширения спектра видов профессиональной деятельности и междисциплинарной подготовки в смежных областях науки и техники;
– использование образовательных технологий, дающих новое качество образовательных результатов: профессиональных и общекультурных компетенций, культуры проектной, инновационной, инженерно-предпринимательской деятельности, способности к саморазвитию и др.
Формирование компетентностной модели
Отечественные и зарубежные исследователи указывают следующие характеристики компетентного инженера [9, 10]:
– владение современной методологией осмысления действительности, гибкость и многогранность научного мышления;
– умение решать проблемы, мыслить интегративно и глобально, критически и творчески;
– владение иностранными языками, информационными технологиями, методами компьютерного моделирования, технологиями обеспечения безопасности и технологиями дизайна, вопросами экономики, менеджмента, интеллектуальной собственности, социально-культурного «конструирования»;
– мобильность специалиста, возможность перехода от одного вида профессиональной деятельности к другому;
– способность к адаптации в современном глобальном мире, умение реагировать на происходящие перемены;
– навыки самооценки, умение обучаться на протяжении всей жизни, способность к самообразованию и саморазвитию в условиях постоянно изменяющихся технологий;
– коммуникативные умения, навыки межличностного общения и работы в команде (в т.ч. эмпатия, способность выстраивать позитивные взаимоотношения, преодолевать конфликты).
При этом планируемые результаты обучения CDIO обозначают [7], что при подготовке квалифицированного инженера необходимо обеспечить овладение выпускником следующими наборами компетенций:
– дисциплинарные знания и основы: базовые знания математики и естественных наук; ключевые знания основ инженерного дела; углублённые знания основ инженерного дела, методов и инструментария;
– профессиональные компетенции и личностные качества: аналитическое обоснование и решение проблем; экспериментирование, исследование и приобретение знаний; системное мышление; позиция, мышление и познание; этика, справедливость и другие виды ответственности;
– межличностные умения: работа в команде и коммуникации на русском и иностранном языках;
– планирование, проектирование, производство и применение продукции (систем) в контексте предприятия, общества и окружающей среды: социальный и экологический контекст; предпринимательский и деловой контекст; планирование, системный инжиниринг и менеджмент; проектирование; производство; применение; лидерство в инженерном предприятии; инженерное предпринимательство.
Анализ сформулированных характеристик и результатов обучения позволил сформировать виды профессиональной деятельности, к которым может готовиться выпускник программы специалитета или бакалавритата по УГСНП 10.00.00 Информационная безопасность (таблица 1).
Наряду с традиционными видами деятельности в группе стандартов введен новый вид профессиональной деятельности – инженерно-предпринимательская деятельность, в соответствии с которой выпускник должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач: осуществление планирования, проектирования, производства и применения продукции профессиональной деятельности в рамках решения задач предприятия, общества и окружающей среды; создание предприятия, организация и управление его работой, разработка бизнес-планов предприятия, управление капитализацией компании и её финансами; маркетинг инновационной продукции, планирование производства продукции и услуг с использованием инновационных технологий; формирование команды предприятия и стимулирование инженерных процессов; управление интеллектуальной собственностью.
Таблица 1
Виды профессиональной деятельности в образовательных стандартах ЮФУ по УГСНП 10.00.00 Информационная безопасность
Виды профессиональной деятельности выпускника программы подготовки бакалавров |
Виды профессиональной деятельности выпускника программы подготовки специалистов |
экспериментально-исследовательская |
научно-исследовательская |
проектно-технологическая |
|
контрольно-аналитическая |
|
организационно-управленческая |
|
эксплуатационная |
|
инженерно-предпринимательская |
Данный вид деятельности планируется к введению во всех проектируемых образовательных стандартах по инженерным направлениям подготовки в Южном федеральном университете. Он не является обязательным, как, впрочем, и все остальные, так как при проектировании основной образовательной программы (ООП) предполагается, что она должна быть направлена на один или несколько видов профессиональной деятельности. При введении данного вида деятельности авторы понимали, что предпринимательство как вид профессиональной деятельности инженера не может быть обязательным для всех обучающихся, однако для некоторой части обучающихся данный вид деятельности будет полезен. Необходимость введения данного вида деятельности продиктована активной позицией обучающихся, которые участвуют в различных конкурсах и соревнованиях, таких как УМНИК, СТАРТАПы, Хакатоны и т.д. При этом наблюдается, что часто этим студентам для успешного участия в данных конкурсах не хватает компетенций именно в области предпринимательства, исследования рынка в соответствующей области техники и технологий, формирования бизнес моделей. Для реализации подготовки инженеров к предпринимательской деятельности планируется, что при подготовке ООП будут разрабатываться две образовательных программы по каждому инженерному направлению подготовки, одна из них наряду с другими видами деятельности будет направлена также на инженерно-предпринимательскую деятельность выпускника. Такой подход позволит объединять обучающихся разных направлений в группы для подготовки к инженерному предпринимательству.
Образовательные стандарты Южного федерального университета формируют требования к результатам обучения выпускников определяя три группы компетенций:
– общекультурные компетенции (ОК);
– общепрофессиональные компетенции (ОПК);
– профессиональные компетенции (ПК).
При этом группы ОК и ОПК для направления и специальностей УГСНП 10.00.00 Информационная безопасность в образовательных стандартах ЮФУ было решено сделать едиными для всей укрупненной группы. Общекультурные компетенции были сформулированы как:
– способность анализировать социально значимые явления и процессы, в том числе политического и экономического характера, мировоззренческие и философские проблемы, применять основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-1);
– способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития России, её место и роль в современном мире для формирования гражданской позиции и развития патриотизма (ОК-2);
– способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3);
– способность понимать социальную значимость своей будущей профессии, цели и смысл государственной службы, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности в области обеспечения информационной безопасности и защиты интересов личности, общества и государства, соблюдать нормы профессиональной этики (ОК-4);
– способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные, культурные и иные различия (ОК-5);
– способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь на русском языке, в том числе по профессиональной тематике, публично представлять собственные и известные научные результаты, вести дискуссии (ОК-6);
– способность к письменной и устной деловой коммуникации, к чтению и переводу текстов по профессиональной тематике на одном из иностранных языков (ОК-7);
– способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-8);
– способность самостоятельно применять методы физического воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, достижения должного уровня физической подготовленности в целях обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-9).
Блок общепрофессиональных компетенций был определен следующим образом:
– способность понимать естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности и применять общенаучные методы при решении инженерных задач (ОПК-1);
– способность учитывать тенденции развития профессиональной сферы, эффективно применять современные технические и программные средства и технологии при решении инженерных задач (ОПК-2);
– способность выполнять работы по организации и управлению проектами профессиональной деятельности (ОПК-3);
– способность решать задачи моделирования, исследования и анализа объектов профессиональной сферы (ОПК-4);
– способность разрабатывать проектную и отчетную документацию, представлять результаты профессиональной деятельности (ОПК-5)
– способность осуществлять поиск, хранение и обработку научно-технической информации для решения профессиональных задач (ОПК-6);
– способность применять междисциплинарные знания для обоснования профессиональных решений с учётом смежных областей науки и техники (ОПК-7).
Согласно стандарту, выпускник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам профессиональной деятельности. При разработке и реализации программ специалитета и бакалавриата разработчики образовательных программ ориентируется на конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов ЮФУ и требований к результатам освоения образовательной программы.
Модульный принцип организации образовательного процесса
Образовательным стандартом ЮФУ определена модульная структура разрабатываемых ООП (рисунок).
Модуль общеуниверситетских дисциплин включает в себя дисциплины (модули) являющиеся обязательными для всех направлений подготовки ЮФУ: Иностранный язык, История, Философия, Безопасность жизнедеятельности, Экономико-правовое обеспечение инженерной деятельности.
Модуль проектной деятельности включает дисциплины и творческие проекты, направленные на решение профессионально-ориентированных задач. В частности, в модуль включена дисциплина Введение в инженерную деятельность, реализуемая с 1 по 4 семестры, при этом в рамках дисциплины студенты должны выполнить 2 творческих проекта. Кроме того, студенты должны выполнить еще один творческий проект на 3 курсе, а в рамках образовательных программ специалитета также еще один проект на 4 курсе.
Модуль общепрофессиональных дисциплин включает дисциплины, направленные на овладение обучающимися общепрофессиональных компетенций, в связи с этим этот блок дисциплин является общим для всех образовательных программ бакалавриата и специалитета УГСНП 10.00.00 Информационная безопасность. В рамках этого модуля студентам предлагается изучить следующие дисциплины: Математика, Физика, Дискретная математика, Основы алгоритмизации и программирования, Математическая логика и теория алгоритмов, Операционные системы, Электротехника, электроника и схемотехника, Аппаратные средства и вычислительная техника, Стандарты и оформление инженерной документации и так далее.
Модуль профессиональных дисциплин объединяет дисциплины, дающие знания, необходимые для успешного овладения профессиональными компетенциями. Образовательными стандартами ЮФУ по УГСНП 10.00.00 Информационная безопасность предусматривается обязательная часть модуля, включающая дисциплины: Мультисервисные сети, Криптографические методы защиты информации, Основы информационной безопасности, Организационное и правовое обеспечение информационной безопасности, Техническая защита информации. и другие дисциплины, направленные на освоение профессиональных компетенций, а также вариативная часть модуля, отражающая требования в области профессиональных компетенций конкретной программы подготовки бакалавров или специалистов.
Рис. 1. Модульная структура ООП
Модуль по физической культуре и спорту реализуется дисциплиной Культура здоровья и элективными дисциплинами по физической культуре.
Вариативный блок предусматривает альтернативную реализацию трех модулей: Модуля университетской академической мобильности, Модуля инженерного предпринимательства и Модуля военной подготовки. Модуль университетской академической мобильности позволяет дополнить образовательную программу базовыми знаниями, умениями и навыками из других предметных областей, он включает в себя три набора дисциплин по выбору студента, трудоемкостью по 5 з.е. каждая, реализуемые на 2 и 3 курсах. Модуль инженерного предпринимательства вводится в образовательную программу в случае выбора инженерно-предпринимательского вида профессиональной деятельности, как одного из видов деятельности на которые направлена данная образовательная программа. Структура этого модуля, как отмечалось выше, едина для всех инженерных направлений подготовки ЮФУ. Реализация модуля военной подготовки возможно только в рамках образовательных программ специалитета, реализуемых совместно с Институтом военного обучения ЮФУ. В рамках данного модуля реализуются дисциплины соответствующей военной учётной специальности.
Разработанные образовательные стандарты ЮФУ по УГСНП 10.00.00 Информационная безопасность формулируют довольно жесткие требования для материально технического обеспечения образовательного процесса, минимально необходимые для успешной реализации образовательных программ. Данные требования опираются на рекомендации учебно-методического объединения [11].
Проектный подход
Технологию проектов, применяемую как в модуле проектной деятельности, так и в других частях образовательной программы, мы рассматриваем как специальную организацию самоуправляемой учебно-профессиональной деятельности малой группы студентов через совокупность поисковых, проблемных, творческих, оргдеятельностных методов, развивающих общекультурные и профессиональные компетенции обучающихся в процессе создания конкретного продукта. Образовательная ценность технологии проектов заключается в возможности организации такой деятельности студентов, которая обеспечивает:
– продуктивность познавательной деятельности, творческий поиск, самопроизводство знаний;
– накопление опыта решения реальных профессиональных или квазипрофессиональных задач (контекстный характер обучения), ориентация на конкретный социально полезный результат, усиливающий вовлеченность студентов в деятельность;
– групповое взаимодействие и выполнение разных ролей;
– высокий уровень самостоятельности студента, как в выполнении учебной деятельности, так и в принятии решений относительно того, что изучать и/или проектировать, как изучать и какие средства и ресурсы для этого использовать.
ООП подготовки специалиста по информационной безопасности предусматривается использование проектного подхода как одного из методов организации учебно-профессиональной деятельности обучающегося, включенного в традиционную лекционно-семинарскую систему в рамках лабораторной или контролируемой самостоятельной работы студентов, а также в качестве самостоятельной образовательной технологии освоения учебного курса «Введение в инженерную деятельность» в рамках небольших совместно действующих групп. Цели дисциплины «Введение в инженерную деятельность»: формирование способности понимать сущность информационных процессов в обществе и инженерной деятельности; формирование творческого мышления и умения работать в команде; формирование способности понимать сущность проектно-технологической деятельности в информационных технологиях; формирование навыков самостоятельного проведения теоретических и экспериментальных исследований. Дисциплина развивает интерес студентов к инженерной профессии, мотивирует заниматься инженерной деятельностью, помогает студенту в выборе индивидуальной образовательной траектории в рамках направления/специальности подготовки, закладывает основу для развития профессиональных и личностных навыков студента, описанных в перечне планируемых результатов обучения CDIO. Важно, что данный курс обеспечивает включение студентов в проектную деятельность с первого семестра обучения. Дальнейшая реализация проектного подхода и развитие указанных выше компетенций осуществляется в рамках Творческих проектов 3-го и 4-го курса (для специалитета), а также в ходе подготовки выпускной квалификационной работы.
Заключение
Разработанные образовательные стандарты Южного федерального университета в области информационной безопасности ориентированы как на традиции отечественного инженерного образования, профессиональные стандарты и запросы рынка труда, так и на инновационные организационные форматы и образовательные технологии высшей школы: модульный принцип организации образовательного процесса, компетентностный и проектный подходы. Реализация ООП, спроектированных на базе собственных образовательных стандартов ЮФУ, существенно укрепит лидирующую позицию Южного федерального университета в области подготовки высококвалифицированных специалистов в области информационной безопасности и обеспечит заполнение этими специалистами рынка труда на юге России.
Библиографическая ссылка
Веселов Г.Е., Лызь А.Е., Горбунов А.В. КОНЦЕПЦИЯ СОБСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ И ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЮЖНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – № 6. – С. 47-54;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1571 (дата обращения: 21.11.2024).