В медицинском вузе особая роль отводиться фундаментальным дисциплинам, так как медико-биологические предметы создают базу для клинических дисциплин, поэтому актуальным остается повышение уровня знаний у студентов начального уровня высшего образования изучающих фундаментальные дисциплины. Сегодня осуществляется переход к компетентностно-ориентированному образованию, когда в результате интегрирования понятий «знание-понимание-навыки» формируются способность и готовность к профессиональной деятельности, обозначаемые как компетенции. Особенности преподавания анатомии человека в современных условиях обусловлены, прежде всего, высокими требованиями к уровню анатомических знаний будущих врачей, как фундаменту профессиональной и мировоззренческой подготовки. Совершенствование учебного процесса и повышение качества подготовки студентов является приоритетной задачей кафедры анатомии человека в Волгоградском государственном медицинском университете (ВолгГМУ). При классическом подходе преподавания анатомии, когда изучая что-либо, ведется учёт возраста и пола, актуальным, является подход к анатомии не как к учебному предмету, а как к науке, постоянно осуществляя поиск и внедрение новых методологических принципов изучения предмета [1,2,3,4,5].
Преподавание предмета студентам разных факультетов необходимо учитывать свои специфические особенности. Так, для студентов педиатрического факультета очень важно знать возрастные особенности органов и систем организма ребенка. Для студентов стоматологического факультета – особенности зубочелюстного аппарата человека. Программа дисциплины анатомия человека на медико-профилактическом факультете определяет профиль подготовки специалистов с учетом будущей профессии, задачей которой является сохранение здоровья населения [6,7,8,9,10].
Учебный процесс на кафедре анатомии человека ВолгГМУ состоит из лекций, практических занятий и самостоятельной работы студентов. При этом важной составляющей процесса обучения является формирование «творческого мышления» будущего врача, которое должно осуществляться с первых шагов учебы студента в вузе. Суть его состоит в том, что студенты, усваивая информацию по специальности, не являются творцами полученных знаний. И если весь процесс обучения будет построен на принципе знания – усвоение, то уйти от стереотипов мышления студенты не смогут, следовательно, будут лишены способности к творческому мышлению. Для преодоления этих негативных факторов процессе обучения перед студентом следует ставить проблемы науки, нерешенные вопросы, ориентировать их на самостоятельные поиски. Преподавателям следует использовать педагогические технологии в рамках новых государственных образовательных стандартов, которые предполагают интенсификацию обучения. Все это приводит к необходимости совершенствования применяемых педагогических технологий и идеологии предмета, например, рассмотрение органов в рамках целостного организма, соблюдая «принцип целостности» [11,12,13].
Совершенствование методов обучения, сегодня, достигается за счет использования методик активного обучения, коллективных форм познавательной деятельности, информационных технологий. В связи с этим преподавание анатомии на современном уровне невозможно без качественного и реалистичного наглядного материала. В настоящее время нет недостатка в анатомических учебниках и атласах, являющихся необходимой составляющей образовательного процесса, особенно, если рисунки многоцветные. Несмотря на то, что атлас имеет высокое полиграфическое качество, он не демонстрирует истинности структур человеческого тела. Студенты и молодые врачи не узнают на мониторах при эндоскопических исследованиях структур тела человека, они видели их в зафиксированном формалином виде [14,15,16].
Анатомия представляет собой раздел морфологии, который претерпел значительное изменения, в связи, с появлением принципиально новых методов исследования позволяющих установить новые факты и выявить важные закономерности. Всё это невозможно без методологического подхода, предполагающего учёт единства структуры и функции [17,18,19].
В анатомических атласах появились фотографии и изображения анатомических структур, полученных при помощи рентгеновского метода исследования, компьютерной и магниторезонансной томографии, а также изображений эндоскопических исследований тела живого человека. Некоторые анатомические издания делают акценты на клинику, физиологию, иные содержат излишнее количество клинических терминов, которые еще не понятны студентам первого и второго года обучения. Исходя из этого, разработка учебного анатомического материала должна быть в центре внимания анатомов-профессионалов. Все чаще, для этого применяют компьютерные технологии, вплоть до виртуальных трехмерных изображений. В обеспечении практических занятий, при изучении морфологических структур, все чаще используют мультимедийную технику. При создании электронных лекций ведущей идеей является логическая и последовательная подача материала и высокая наглядность. Известно, что практические навыки врачей при проведении лечебных манипуляций, исследованиях базируются на распознавании анатомических элементов, а также на приобретенных знаниях формы и топографии структур в определенной анатомической области. Очень важно, чтобы будущий врач, как можно раньше начал свое профессиональное образование с изучения реальных анатомических образований, чтобы они стали ему привычными и знакомыми по форме, положению, цвету, консистенции. Без высококачественной истинной цветопередачи анатомических частей тела человека с сохранением их формы, положения невозможно изучать анатомию человека. В настоящее время стало возможным использовать цветные фотографии с натуральных анатомических препаратов, представленных в анатомических атласах нового типа – фотографических атласах. Студент изучает анатомию, имея дело только с одной небольшой областью, и это все можно представить на фотографиях натуральных препаратов, где анатомические структуры выглядят как на человеческом теле. Также следует отметить, что необходимо не забывать об организме как о едином целом, соблюдая методологический принцип целостности.[20,21,22]
Используемые инновационные методы исследования в совокупности с традиционными педагогическими технологиями позволят оптимизировать образовательный процесс. Совершенствование системы преподавания предмета анатомии включает в себя и организацию учебного процесса, отвечающую современным требованиям подготовки специалистов, формирование у студентов устойчивого интереса и интерактивного отношения к процессу обучения. Это позволяет сформулировать методологический принцип – учёт влияния факторов внешней среды [23,24,25].
Анатомические препараты – важнейшие наглядные пособия, способствующие познанию строения тела человека. Они позволяют видеть детали естественного строения органов, создать объемное представление о строении органов и об их взаимном расположении. Кафедра располагает полным набором препаратов: костей, отдельных внутренних органов по всем системам, органокомплексов, сосудисто-нервных образований. Студенты работают с натуральными тканями на практических занятиях и во время самоподготовки, для этого в анатомическом музее имеется достаточно полная коллекция препаратов, находящихся в прозрачных стеклянных аквариумах [26,27,28].
Современные мультимедийные средства позволяют в значительной мере повысить наглядность лекций. Использование презентаций при чтении лекций дает возможность продемонстрировать большое количество материала в виде схем, рисунков, фотографий, позволяет включать видеофрагменты, которые иллюстрируют динамику различных процессов. Все это облегчает восприятие материала, вызывает интерес у студентов и повышает мотивацию к изучению предмета [29].
Для демонстрации практической значимости изучаемых анатомических фактов студентам предлагаются для решения ситуационные задачи, которые требуют анатомически обоснованных ответов. Во многом эффективность учебной работы студента зависит от развития системы самоконтроля. Параллельно с разработкой новых форм преподавания на кафедре постоянно совершенствуется система контроля знаний студентов. В настоящее время уже сложилась четкая система текущего, итогового и заключительного контроля знаний студентов [30].
В настоящее время все чаще приходиться слышать об анатомии человека, что она стала исключительно учебным предметом, что же касается научных исследований, то анатомия себя исчерпала. Иными словами никаких новых научных достижений в анатомии человека уже быть не может, подобные рассуждения вызывают определенные недоумения. Иногда коллеги высказываются о бесперспективности науки, не видя возможностей получения принципиально новых, значимых и имеющих важное прикладное значение материалов [31].
Всё больший вес приобретают исследования анатомии на экспериментальных животных. Однако, доля работ на трупном материале не должна уменьшаться, так же, как и объём работ качественного описательного характера, имеющих существенное интегративное значение. Смешаются акценты на цифровые характеристики, которые перегружают результаты исследований. Количественные показатели, имеющие важное значение в вариантной анатомии. Они позволяют с математической точностью сопоставить результаты исследования [32].
Анатомия человека, как и другие предметы медицинского вуза, – это и наука, и искусство. В анатомической науке формулируются и представляются четкие количественные характеристики морфологических структур тела человека на различных уровнях организации, реализуются специфические методические приемы и методологические. Анатомия, как искусство, – это мастерство преподавателя, неповторимость интерактивных форм практических занятий. Сотрудники нашей кафедры приняли участие в проекте по гранту Tempus-IV «Обучение через всю жизнь», который прошел на базе Волгоградского государственного медицинского университета. На кафедре применяются различные интерактивные методы: мозговой штурм, дискуссия, кейс-метод и многое другое [33].
Для достижения цели нашего предмета – уяснения закономерностей строения организма и овладения объемнейшим массивом фактологического материала, используются все доступные и возможные традиционные и современные методологические приемы. На кафедре выпущен ряд изданий «Спланхнология в таблицах» (Н.И. Гончаров, А.И. Краюшкин), многочисленные дидактические материалы на сохранность и выживаемость знаний по всем разделам курса анатомии человека. Для запоминания внешне малосвязанных между собой анатомических фактов давно известны различные мнемотехнические приемы, представленные в стихотворной форме [34].
Известно, что одним из эффективных подходов в оптимизации учебного процесса является доступность обучения, в реализации которой существенным моментом является эмоциональная составляющая образовательного пространства. Одной из задач в дидактическом подходе к изучению анатомии человека является необходимость открыть интерес к освоению первой медико-биологической дисциплины, пожалуй, самой сложной и ответственной для студента медика [35].
Если обучающий-профессионал решается применять инновационную педагогическую технологию в преподавании дисциплины анатомия, не имея корректной информации о результатах её диагностики, это означает, что он берёт на себя всю полноту ответственности за исход обучения и осознаёт риски. Например, открытым является вопрос об эффективности технологии дистанционного обучения, которая имеет как очевидные преимущества, так и несомненные недостатки. Излишнее упование на дистанционные и компьютерные технологии в преподавании анатомии является одним из рисковых в современной педагогике, такие технологии не могут заменить самого главного – живого общения с преподавателем.
В соответствии с Программой инновационного развития Волгоградского государственного медицинского университета на 2013–2017 гг. кафедра анатомии человека, как и другие подразделения ВолгГМУ, призвана внести необходимую лепту в ее выполнение, а стратегической целью реализации этой программы является переход образовательного пространства ВолгГМУ на качественно новый уровень, отвечающий перспективным мировым тенденциям медицинского образования, позволяющий вузу создать условия для осуществления прорыва и интеграции в систему подготовки врачей международного стандарта и распространения положительных результатов на систему высшего медицинского образования Российской Федерации».
Библиографическая ссылка
Артюхина А.И., Агеева В.А., Горелик Е.В., Багрий Е.Г., Чеканин И.М., Федотова Ю.М., Орехов С.Н., Матвеев С.В. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – № 6. – С. 31-35;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1568 (дата обращения: 21.11.2024).