Страх проявляется в неприятном эмоциональном и физическом ощущении в ответ на какую-либо угрозу, существующую в реальности, мыслях или воображении. Основа страха – наш инстинкт самосохранения, желание уберечься от опасностей. В этом смысле страх имеет положительное значение. «Боязнь падения, внезапного шума, высоты, неизвестности, животных или смерти побуждает нас заботиться о своей безопасности и проявлять осторожность» [4, c. 52]. Воображаемые страхи, проявляясь в определенном возрасте, свидетельствуют о прогрессе в развитии ребенка и необходимы для взросления (перед темнотой, чудовищами или ведьмами). Способность детей в возрасте 3–6 лет преодолевать страх перед чудовищами – признак того, что в них уже закрепились такие навыки, которые позволяют отделять реальность от фантазии и справляться с внутренней агрессией, которая усиливается в этот период развития.
Страхи могут появиться вследствие неразрешимых переживаний или острых психологических нарушений, а также на фоне перенапряжения нервных процессов, такие страхи называются невротическими. Поэтому невротические страхи требуют особого внимания со стороны родителей, психологов, педагогов. Мы считаем, что старший дошкольный возраст, является самым благоприятным периодом для профилактики и коррекции страхов, так как, по мнению психологов: «у детей старшего дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий» [1, с. 53].
Данная проблема исследования отражена в ряде таких нормативно-правовых документах как: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», где говорится, что: «психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации» [6, с. 38].
В Конвенции о правах ребенка отмечается что: «Государства-участники принимают все необходимые меры для того, чтобы содействовать физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка…» [2, с. 18].
В Федеральном Государственном Образовательном стандарте дошкольного образования указано, что: «дошкольное учреждение должно оказывать качественную психолого-педагогическую и социальную помощь всем участникам воспитательно-образовательного процесса» [3].
Поэтому на наш взгляд вопрос о профилактики и коррекции детских страхов, является актуальным в современном мире.
Для того чтобы определить, какие методы и приемы используют в своей работе по профилактике и коррекции детских страхов у детей старшего дошкольного возраста современные педагоги и психологи, мы проанализировали и обобщили опыт отечественных педагогов и психологов-практиков в РФ и РС (Я), что позволило выделить следующие методы и приемы работы:
1) игротерапия – Е.К. Белоног (педагог-психолог, п. Чульман, РС (Я)); О.И. Кирасирова (педагог-психолог, г. Нерюнгри, РС (Я)); Ж.В. Бянкина (воспитатель, г. Нерюнгри, РС (Я)); Е.И. Рогов (профессор, д. п. н. зав. каф. «Организационной и прикладной психологии», г. Ростов-на-Дону, Ростовская область); В.А. Царенкова (воспитатель, п. Тяжинский, Кемеровская область,); О.Л. Кожухарова (педагог-психолог, п. Новый, Приморский край); Е.А. Черногузова (педагог-психолог, г. Братск, Иркутская область); Т.Б. Суханова (педагог-психолог, п. Усть-Кут, Иркутская область); Е.В. Соковкина (преподаватель психологии, г. Саратов, Саратовская область);
2) изотерапия – О.И. Кирасирова (педагог-психолог, г. Нерюнгри, РС (Я)); М.А. Балеева (педагог-психолог, п. Чульман, РС (Я)); Л.Ю. Попова (воспитатель, г. Нерюнгри, РС (Я)); Ж.В. Бянкина (воспитатель, г. Нерюнгри, РС (Я)); А.С. Ясногородский (психолог-консультант, г. Тольятти, Самарская область); С.Н. Дружинина (педагог-психолог, г. Армавир, Краснодарский край); О.А. Круглова (педагог-психолог, г. Буй, Костромская область); В.А. Царенкова (воспитатель, п. Тяжинский, Кемеровская область,); О.Л. Кожухарова (педагог-психолог, п. Новый, Приморский край); Г.Ю. Осипова (воспитатель, г. Сергиев Посад, Московская область); Е.В. Соковкина (преподаватель психологии, г. Саратов, Саратовская область);
3) сказкотерапия – О.И. Кирасирова (педагог-психолог, г. Нерюнгри, РС (Я)); О.А. Круглова (педагог-психолог, г. Буй, Костромская область); Т.Б. Суханова (педагог-психолог, п. Усть-Кут, Иркутская область);
4) танцевальная терапия – Г.Ю. Осипова (воспитатель, г. Сергиев Посад, Московская область);
5) куклотерапия – В.А. Герасимова (воспитатель, г. Туапсе, Краснодарский край).
Рассмотрим опыт отечественных педагогов и психологов РФ и РС (Я) более подробно.
1. Е.К. Белоног (педагог-психолог МДОУ № 23 «Лесная сказка», п. Чульман, РС (Я)), использует в профилактике страхов детей старшего дошкольного возраста метод игротерапии. Индивидуальные или групповые формы работы она определяет по особенностям конкретного ребенка или группы детей, специфическими задачами коррекции и ее продолжительностью. В групповых занятиях использует следующие игры: «В гостях у темноты», «Волшебный цветок», ««Автобусы ловят, щекочут темноту». По мнению Екатерины Константиновны с помощью игры можно устранить или частично обесценить чувство страха, кроме этого игротерапия способствует развитию фантазии, повышает самооценку ребенка и развивает коммуникативные навыки.
2. О.И. Кирасирова (педагог-психолог МУ ПМПК, г. Нерюнгри РС (Я)) в профилактике детских страхов использует метод изотерапии, с помощью следующих приемов и техник: дорисовка «защитного объекта» (клетка, сундук, замок-ключ потеряли, крепость, тюрьма и т.п.); закрашивание «страшного»; уничтожение зла (скомкать, разрезать, порвать, сжечь); дорисовка интересных, интригующих деталей (сюрприз); видоизменение рисунка, превращение «страшного» в «смешное»; развитие (дорисовка) ситуации, с возможными последующими решениями; украшение мрачного, преобразование в красивое.
Также в профилактики и коррекции детских страхов Октябрина Ивановна использует метод сказкотерапии с помощью психотерапевтических сказок (когда необходимо объяснить смысл происходящего, и помочь изменить к нему отношение), медитативных сказок (сообщение нашему подсознанию позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми) и метод игротерапии с помощью такого приема, как разыгрывание страха в игре. Данные методы и приемы по ее мнению: способствуют не только лучшему осознанию себя, но и развитию умения говорить о себе без стеснения, оценке собственных лучших сторон, а также преодолению страха перед группой и установлению в ней доброжелательной атмосферы.
3. М.А. Балеева (педагог-психолог МДОУ № 30 «Буратино», п. Чульман, РС (Я)), в качестве профилактики детских страхов использует изотерапию с применением таких техник, как: кляксография, монотипия (передача эмоционального состояния через художественный образ), а также с помощью упражнений с разными изобразительными материалами, актуализирует визуальные, аудиальные, кинестетические ощущения. Она считает, что с помощью этих приемов и техник, можно побороть детский страх.
4. Л.Ю. Попова (воспитатель МДОУ №48 «Энергетик», г. Нерюнгри, РС (Я)) считает самым эффективным методом в профилактике детских страхов изотерапию. В большинстве случаев она применяет следующие приемы изотерапии: рисование знакомых персонажей, героев сказок; рисование-игра, сначала изображается объект тревоги, а затем его закрашивают; использования красок различных цветов и различной насыщенности, улучшает состояние ребенка, переживающего страх; рисование на больших листах бумаги широкой кистью или руками.
5. Ж.В. Бянкина (воспитатель МБСОУ начальная школа-детский сад № 3, г. Нерюнгри, РС (Я)) в профилактической работе с детскими страхами использует методы изотерапии и игротерапии. В изотерапии она использует следующие техники рисования: кляксографию; рисование пальцами. В игротерапии она использует комплекс игр: подвижные игры с целью раскрепощения, которые уменьшают эмоциональное торможение и зажатость; игры позволяющие снизить чувство страха и неуверенность в себе; ролевые игры.
6. Е.И. Рогов (д. п. н., г. Ростов-на-Дону, Ростовская область) предлагает применять в профилактике и коррекции детских страхов игротерапию. С помощью игр можно научить ребенка испытывать позитивные эмоции (разыгрывание ситуации взаимодействия с предметом страха в игре). Для таких игр он подбирает игрушки, похожие на тот объект, которого боится ребенок и играет с ребенком в «страх», разыгрывает тот сюжет, в котором можно «расправится» со страхом, отыграть собственные чувства в символической форме и избавиться от напряжения. Также он предлагает в игровой форме показать ребенку незначительность пугающего его предмета, например через выразительный жеста, подчеркнуто короткой фразой, при этом важен тон, с которым произносятся слова, что помогает ребенку приобрести спокойствие и уверенность в себе. Он полагает, что с помощью этих игр, можно раскрепостить ребенка, снять зажатость.
7. А.С. Ясногородский (психолог-консультант в центре персональной и деловой психологии, г. Тольятти, Самарская область) в профилактики и коррекции детских страхов использует метод изотерапии с использованием такого приема, как вербализация страха при помощи рисунка. Он полагает, что воплощение образов в рисунке, связанных со страхом или тревогой дает возможность ребенку увидеть этот страх со стороны, рассмотреть тщательно все его качества. Ребенок по его мнению способен выделить с помощью образа различные эмоции внутри своего переживания. Кроме того он отмечает, что немаловажно присутствие педагога и хороший контакт в процессе изображения ситуации, пугающей ребенка, позволяют разделить с ним травмирующее переживание.
8. С.Н. Дружинина (педагог-психолог МБДОУ № 27, г. Армавир, Краснодарский край) в своей практической деятельности использует детский рисунок, как в диагностики, так и в профилактики детских страхов. При использовании изотерапии применяет такие техники как: «Разноцветные листы», «Рисунок глиной», «Свободный рисунок в круге», «Водный салют», «Рисование пальчиками», «Кляксография».
9. О.А. Круглова (педагог-психолог НДОУ «детский сад № 82 ОАО «РЖД», г. Буй, Костромская область), считает, что эффективными способами в профилактической работе с детскими страхами является изотерапия и сказкотерапия. В своей работе использует такие техники изотерапии как: пальчиковая графика, рисование ладошками, рисование комочками мятой бумаги. В сказкотерапии использует такие приемы как: разыгрывание кукольного сказочного театра, «Придумай конец сказки», драматизация известных сказок. Она считает, что эти методы помогают ликвидировать болезненные переживания и укрепляют психическое здоровье.
10. Т.Б. Суханова (педагог-психолог, МДОУ №8 «Солнышко», п. Усть-Кут, Иркутская область) в профилактике детских страхов советует использовать метод сказкотерапии используя при этом психокоррекционные сказки, где под коррекцией понимается «замена» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также пояснения ребенку смысла происходящего. Также Татьяна Борисовна использует метод игротерапии с применением ролевых игр (если ребенок боится темноты, следует поиграть с ним в разведчики).
11. В.А. Царенкова (воспитатель, МАДОУ № 3 «Золотой ключик», п. Тяжинский, Кемеровской области,) в своей практической деятельности по профилактике детских страхов использует метод изотерапии, что дает возможность по ее мнению высказать свои чувства друг другу и отразить их в рисунке, используя различные цвета, которые соответствуют чувствам детей при помощи таких приемов как: «Рисование своего чувства», «Мое настроение». Так же она использует игротерапию используя игровые занятия с элементами психологических упражнений: «Золотой свет», «Радуга», «Что мне нравиться в других и не нравиться в самом себе». Все эти приемы и методы на ее взгляд, дают возможность создать благоприятный эмоциональный фон, формировать способность понимать эмоциональное состояние свое и других детей, умение правильно выражать свое эмоциональное состояние, испытывать доброжелательное отношение детей друг к другу, передавать собственные чувства друг другу правильным способом, критически оценивать свои недостатки, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова».
12. В.А. Герасимова (воспитатель МБДОУ ДС №26 «Петушок», г. Туапсе, Краснодарский край) предлагает использовать куклотерапию в профилактике детских страхов. Она применяет соответствующий подбор игрушек, который по ее мнению способствует лучшему выражению чувств. В своей работе применяет следующие игрушки: игрушки из реальной жизни (кукольное семейство, кукольный домик, машины, лодки и т.п.); игрушки помогающие снять агрессию (солдатики, ружья, игрушки, изображающие диких животных и др.); игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций (песок и вода).
13. О.Л. Кожухарова (педагог-психолог МБДОУ ЦРР ДС №33, п. Новый, Приморский край) при работе с детскими страхами использует методы изотерапии и игротерапии. На своих занятиях она использует такие игровые упражнения как: «Смелость», «Закончи предложение», «Приручи свой страх», в изотерапии использует такие техники как: «штриховка» и работа с контурами. По ее мнению это помогает оказать эффективную психотерапевтическую помощь боязливым, неуверенным в себе детям, имеющим различные страхи и комплексы.
14. Е.А. Черногузова (педагог-психолог МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 91», г. Братск, Иркутская область) считает, что эффективным способом профилактики является игротерапия, так как игры не только развивают быстроту реакции, но и уменьшают эмоциональное торможение и скованность, для этого она использует следующие игровые упражнения в определенной последовательности: «Теплая лужа»- разминка к последующим играм; «Жмурки» улучшает настроение детей, двигательное оживление., также игра способствует снижению страха темноты, одиночества, неожиданного, внезапного воздействия; «Прятки». Данная игра также способствует снижению интенсивности страха одиночества; «Кто первый?»-в игре создаются элементы ожидания, неизвестности, путаницы и вместе с тем неожиданности и внезапности; «Быстрые ответы». В быстром темпе детям, стоящим на одной линии, задаются вопросы, на которые нужно ответить сразу же, без долгого раздумывания.
15. Г.Ю. Осипова (воспитатель МБДОУ № 21, г. Сергиев Посад Московской области) в профилактики детских страхов предлагает использовать следующие методы:
А) изотерапия. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, которые легче выражаются с помощью зрительных образов. Применяет такие техники, как: совместное групповое рисование, групповые изобразительные
Б) танцевальная терапия. Использует при этом следующие техники: «Джаз Тела» (индивидуальный танец), который активизирует ребенка чувствовать свое тело; «Танец-вибрация» направлен на снижение физического и эмоционального напряжения; «Огонь-лед» помогает снять мышечное напряжение, развивает умение чередовать ритм «напряжение-расслабление».
16. Е.В. Соковнина (преподаватель психологии, гимназия № 58, г. Саратов, Саратовская область) в своей профилактической работе с детскими страхами использует метод изотерапии, на своих занятиях она предлагает ребенку нарисовать свой страх при этом задает ему разные наводящие вопросы, после этого она предлагает уничтожить рисунок, что помогает ребенку побороть страхи, связанные с богатым воображением ребенка. Так же Елена Васильевна использует метод игротерапии при помощи предметно-ролевых игр, например «Пятнашки», «Прятки».
Таким образом, проанализировав и обобщив опыт педагогов и психологов РФ и РС(Я), можно сделать вывод о том, что, из разнообразных методов и приемов профилактики детских страхов выделяется использование таких методов как: игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, куклотерапия, танцевальная терапия. Но одним из самых распространенных методов является изотерапия. Также анализируя опыт современных педагогов и психологов, мы пришли к выводу что изотерапию применяют не только в профилактике, но и в коррекции детских страхов и различных негативных эмоцианальных состояний
Применяя метод изотерапии в профилактики и коррекции детских страхов у старших дошкольников, современные педагоги и психологи-практики РФ и РС (Я) используют такие приемы и техники как: закрашивание «страшного»; уничтожение зла; дорисовка интересных, интригующих деталей видоизменение рисунка; развитие (дорисовка) ситуации, с возможными последующими решениями; украшение мрачного, преобразование в красивое; совместное групповое рисование; групповые изобразительные игры; дорисовка «защитного объекта»; кляксография; монотипия рисование знакомых персонажей, героев сказок; «Рисунок глиной»; «Свободный рисунок в круге»; «Водный салют»; «Рисование пальчиками»; «Штриховка» и работа с контурами; рисование пальчиками.
Перед нами теперь встает задача: разработать психолого-педагогическую программу профилактики и коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста с применением современных приемов и методов изотерапии.
Библиографическая ссылка
Андреева Е.Ф., Николаев Е.В. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ИЗОТЕРАПИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ДЕТСКИХ СТРАХОВ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – № 6. – С. 26-30;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1567 (дата обращения: 21.11.2024).