Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

К ВОПРОСУ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ

Шапошников В.И. 1
1 НОЧУ ВПО «Кубанский медицинский институт»
Производится оценка подготовки студентов в медицинских вузах. Кроме профессиональной подготовки в вузе надо пристальное внимание уделять и моральному облику будущих специалистов, чтобы они твердо усвоили, что выше врачебного долга ничего нет дороже в профессии врача. Это их избавит от многих неприятностей в будущей трудовой деятельности.
оценка
подготовка
студенты
медицинский
вуз

Усовершенствование методик преподавания различных учебных дисциплин в медицинском вузе должна осуществляться с позиций современных взглядов на учебный процесс, как на оказание образовательных услуг. В этом процессе преподавателям неоценимую помощь оказывает, как современная мультимедийная информационная технология, так и фантомы, но без активного включения студента в клинический процесс мышления создать грамотного врача просто невозможно. По этой причине освоение медицинских навыков студентами во время их самостоятельных дежурств в ночные часы и в другое свободное от занятий время, приобретает исключительно важное значение , так как это существенно повышает уровень их профессиональной подготовки. Это особенно ярко демонстрируется во время государственных экзаменов. Так, например, до 85 % выпускников, которые получили оценки «отлично» и «хорошо», именно так вели себя в период всей учебы в вузе. После получения диплома врача многие из них стали успешно работать по выбранной специальности в различных лечебных учреждениях.

Материалы и методы исследования. Продолжительный личный опыт работы в медицинском вузе свидетельствует о том, что одна часть студентов даже на последнем курсе учебы так еще и не определилась с характером своей будущей врачебной деятельности. Другая же, наоборот, определила профиль будущей своей работы, но в силу учебной программы, на ее взгляд, вынуждена на занятиях получать информацию по дисциплинам, которые их мало интересуют. Требуется их убедить в том, что «лишних знаний» в здравоохранении просто нет. Часто, например, бывает так, что терапевт или другой специалист сталкивается с хирургическими заболеваниями или наоборот. Если информация по всем этим заболеваниям у него отсутствует, то любой профильный специалист становится беспомощным дилетантом в другой медицинской профессии и неизбежно допускает грубую диагностическую и лечебную ошибку. Мало того, у оного пациента могут быть несколько конкурирующих патологических процессов, которые надо рассматривать в комплексе, ибо только тогда можно достигнуть успеха в лечении. Вместе с тем, мешать студенту в увлечении и выборе профессии просто невозможно и, мало того, недопустимо, то есть в вузе личная его заинтересованность в той или иной сфере будущей трудовой деятельности должна быть учтена и развита. При этом особое внимание нужно уделять пропаганде хирургии, так как хорошо известно, что из 10–12 студентов 6-го курса лишь один хочет заниматься ей, а для остальных она – persona nonrated. Однако дефицит хирургов опасен для общества. Ведь все хирургические заболевания требуют экстренного вмешательства, а их может осуществить только хирург, и сделать это он должен незамедлительно.

В силу указанных выше факторов, освоение хирургии студентами происходит без особого энтузиазма – фактически формально без профессионального интереса и желания познания глубинных процессов. Зато они хотят быть окулистами, кардиологами и т. д. Так, на занятиях невольно сталкиваются интересы отдельных групп учащихся, то есть одни хотят получить расширенную информацию, выходящую за пределы учебной программы, по одной дисциплине, а другие – по другой, а в результате – не интересно никому. Занятия проходят без эмоционального подъема. Одни хотят присутствовать в операционной, а другие – нет. В итоге преподаватель вынужден игнорировать интерес и запрос части учащихся, что не совсем корректно в отношении их. Более правильным было бы, если на 5 и 6 курсах группы формировались бы с учетом будущих профессий, но это не позволяет «Учебная программа». Выходит, нужно серьезно видоизменить и само преподавание той или иной дисциплины. В некоторых зарубежных странах это уже практикуется. Однако, если делать упор на изучение отдельных медицинских дисциплин, теряется профессия врача как единого целого, что чревато грубыми врачебными ошибками. Ведь порою пациент, например, страдающий хирургическим патологическим процессом, впервые попадает на прием не к хирургу, а к терапевту, невропатологу или к другому специалисту, который полностью некомпетентен в вопросах хирургии. В результате заболевание не распознано, а пациент даже не направлен на консультацию к хирургу.

Переход на рыночную экономику требует кардинальным образом изменить и сам принцип подготовки кадров для медицинских учреждений, а главное решительным образом изменить отношение студентов к усвоению учебной программы. А для этого нужно применить рычаги финансового воздействия на отношение студентов к процессу накопления профессиональных знаний и навыков. Исходя из этого, учащийся, под гарантию, должен получать ежегодный кредит в банке, при этом предусмотреть и объем погашения кредита за качество усвоения учебной программы. Например, у отличников он полностью погашается за счет государства, а у хорошистов только на 50 %. Однако именные стипендии надо сохранить, так как они вносят дополнительный стимул в учебный процесс. По-видимому, следует вернуться и к системе централизованного направления врачей (после окончания вуза) в тот или иной регион России, а при формировании профильных групп студентов учитывать заявки, которые поступают в вузы из учреждений практического здравоохранения. Так можно будет действенным образом повлиять не только на качество учебы студентов, но и целенаправленно оказывать им образовательные услуги, что отражает собою веление времени.

К другому виду самостоятельной деятельности студента следует отнести и пропаганду целесообразности его ночного дежурства в лечебных учреждениях, во время которых он будут осваивать как технику инструментальных манипуляций, так и «вживаться» в свою будущую профессию через личный контакт с большим числом пациентов.

Анализ экзаменов по практическим навыкам свидетельствует о том, что многие студенты даже на 6 курсе не владеют навыками клинического обследования больных. Хотя хорошо известно, что большое значение в развитии интеллекта у учащейся молодежи имеет именно накопление ими эрудиции за время учебы в высшем учебном учреждении. Огромное значение имеет и развитие у них логического мышления, без которого невозможна успешная производственная деятельность. В этом вопросе определенное значение имеет и самостоятельная работа студента над материалом, который по объему информации превышает тот или иной учебник, утвержденный в качестве учебного пособия (по той или иной учебной дисциплине).

Студент должен за период учебы овладеть методиками клинического обследования больных с заболеваниями органов брюшной и грудной полостей, смежных областей, сосудов, эндокринной системы и др. Овладеть и навыками специальных методов исследования. Уметь обосновать клинический диагноз, выбрать способ лечения, научиться принципам ведения до и после операции, а без контакта с больными этого достичь невозможно.

К важным факторам, предрасполагающим к повышению творческого потенциала у студентов высшей школы, относится и непосредственный их контакт с достижениями научно-технического прогресса. Во многом он обусловлен характером и интенсивностью научно-исследовательской работы, проводимой сотрудниками на той или иной кафедре вуза. Чувство подражания у студентов развито весьма сильно, и оттого личный авторитет руководителя кафедры и его помощников – профессоров, доцентов и ассистентов, в этом случае приобретает исключительно важную роль в выборе студентом профиля своей дальнейшей трудовой деятельности. Не мыслимы без

Однако все эти благие пожелания в вопросах преподавания без правильного набора абитуриентов в медицинские вузы вряд ли принесут желанный эффект. Существующая практика их зачисления по баллам ЕГЭ является порочной, так как совершенно не учитывает профессиональной пригодности претендента, при этом изначально наблюдается искажение истинных знаний школьника путем «утечки информации» через Internet и другие каналы информации. Об этом постоянно сообщалось по телевидению. Дело дошло до того, что иногда будущий студент вообще боится больного человека, но родители хотят, чтобы тот был врачом. Нужно коренным образом изменить стиль зачисления, путем предоставления возможности каждому желающему стать эскулапом, то есть испытать себя в этом трудном деле. С первых же занятий надо дополнительно изучать практические медицинские навыки, которые наряду с нормальной анатомией, физиологией и биологией явятся базовыми в освоении медицины. Уже в конце первого семестра проводить экзамен по оценке профессиональней пригодности студента с обязательным учетом успеваемости. Эта начальная пробная учеба должна быть платной, и лишь в дальнейшем наиболее успевающим студентам следует предоставить бюджетное обучение.

Такой метод набора абитуриентов избавит приемную комиссию от дилеммы, как набрать в вуз настоящих приверженцев профессии врача, а не балласт, который будет только мешать в учебе, а затем в деле сохранения здоровья населения. Случайные студенты хотят лишь получить диплом врача и потому плохо учатся. За период более 20-летней преподавательской деятельности постоянно нами наблюдались студенты, которые медицину не любят и врачами работать не хотят. Для них уже есть место в коммерции, а диплом нужен лишь для престижности. По данной причине в стране не хватает врачей, особенно в сельской местности.

Огромную позитивную роль в вопросах преподавания занимает личный авторитет руководителя кафедры. Ведь очень часто студент ищет для себя авторитет в той или иной отрасли медицины и, как правило, находит, и старается быть похожим на него. Роль каждого руководителя в научно-техническом прогрессе объективно можно определить путем анализа юбилейных докладов и статей, посвященных или ему лично, или учреждению, которое он возглавляет. Во всех этих работах подчеркивается эрудиция, трудолюбие и компетентность юбиляра. Эти изречения можно отнести к «золотому стандарту» руководителя. Однако в этот анализ не включены многие субъективные черты характера рассматриваемой личности, которые или украшают или очерняют её. С этими факторами приходится постоянно сталкиваться не только внутренним и наружным коллегам, но и студентам. Нередко этот человек для коллег просто идеал доброты, а для студентов деспот, нагоняющий страх постоянными завышенными требованиями к изучению своей дисциплины. Такое двуличие часто культивируется целеустремленно, как бы с целью поддержания дисциплины и успеваемости. Однако этот прием порочен по сути своей. Унижение человека никогда не приносило прогресса в преподавании. Студент озлобляется, он вынужден сокращать время на подготовку к другим предметам, что в целом отрицательно сказывается на формировании его как специалиста. Затронутая проблема исключительно сложна ещё и тем, что каждый человек представляет собою целый загадочный мир, раскрыть который очень трудно, но нужно, и это поручается профессорско-преподавательскому составу вуза. Преподавателей, нагнетающих страх у студентов, можно отнести и лицам, сдерживающим научно-технический прогресс в вопросах образования. Ведь добиваться знаний путем репрессий – бесперспективное дело. Заставить думать через унижение – это же вообще нонсенс. И всё же, такая форма преподавания существует.

Заключение

Усовершенствование методик преподавания различных учебных дисциплин в медицинском вузе должна осуществляться с позиций современных взглядов на учебный процесс, как на оказание образовательных услуг. В этом процессе преподавателям неоценимую помощь оказывает, как современная мультимедийная информационная технология, так и фантомы, но без активного включения студента в клинический процесс мышления создать грамотного врача просто невозможно. По этой причине освоению медицинских навыков студентами во время их самостоятельных дежурств в ночные часы и в другое свободное от занятий время, приобретает особое значение. В этом процессе очень важен авторитет преподавателя.


Библиографическая ссылка

Шапошников В.И. К ВОПРОСУ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 1. – С. 160-162;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1563 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674