Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

УЧЕБНЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Копжасарова У.И. 1 Алпысбаева А.С. 1
1 Карагандинский государственный университет им Е.А. Букетова
Данная статья посвящена актуальной проблеме современной педагогической науки и практики – использованию учебных игр в обучении английскому языку младших школьников. В настоящее время учителя не могут ограничиться теми методами, приемами и средствами обучения, которые рассчитаны на простое, чисто механическое запоминание. Повышение теоретического уровня знаний, заложенных в действующих учебных программах, а, следовательно, и эффективность обучения существенно зависит от использования на уроках игр. Игры являются ярким примером синтеза различных видов педагогического воздействия на учеников: интеллектуального, нравственно-волевого и эмоционального. Процесс игры подчинен решению дидактической задачи, которая всегда связана с определенной темой учебной программы и предполагает овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для реализации замысла игры.
учебные игры
игровые методы обучения
иностранный язык в младшем школьном возрасте
иноязычные коммуникативные умения и навыки
1. Петричук И.И. Еще раз об игре // Иностранный язык в школе. – 2008. – №2. – С.37–42.
2. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Метод.пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004 – 240 с.
3. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.:Просвешение, 1991 – 256 с.
4. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. – М.: Политиздат, 1988. – 256 с.
5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. – М.: НИИ Школьных технологий. – 2006, – Т. 2 – 816 с.
6. Эльконин Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.
7. Стронин М.Ф. Обущающие игры на уроках английского языка. – М: Просвещение, 1981. – 112 с.
8. Китайгородуева Г.А. Методика интенсивного обучениия. – М.: Изд-во Просвещение 2003. – 152 с.
9. Султанбаева А.Р. Игра, ее назначение в обучении иностранному языку детей младшего возраста // Иностранный язык в школе. – 2008. – №1. – С. 52–57.

Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игры в процессе обучения [1]. Это объясняется тем, что в игре проявляются особенно полно, а порой и неожиданно способности любого человека, а ребенка в особенности.

Однако хочется отметить, что использование игры недостаточно хорошо изучено в преломлении к обучению иностранным языкам в начальной школе. А ведь игра выполняет исключительную роль в мотивации познавательного интереса, облегчения сложного процесса учения, создания условий для формирования творческой личности учащихся.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Игровая технология охватывает определенную часть учебного процесса и объединяется общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.

Как считают ученые-психологи и методисты, оптимальным и благоприятным временем для обучения младшего школьника иностранному языку считается его ранний возраст [2,3]. В этот период он делает для себя новые открытия, неведомые ему ранее, активно проявляет интерес ко всему тому, что окружает его в мире. Именно этим, на наш взгляд, постулируется мнение о целесообразности обучения иностранному языку в начальной школе. На начальном этапе обучения в средней школе закладываются основы иноязычных знаний, умений и навыков учащихся, существенные и достаточные для их последующего развития и совершенствования на среднем и старшем этапах обучения иностранному языку. Чтобы заложить основы иноязычных коммуникативных умений и навыков, требуется довольно продолжительный срок, потому как учащимся необходимо с первых шагов ознакамливаться с изучаемым языком как средством общения. Процесс усвоения младшими школьниками новой информации на уроках английского языка лучше всего осуществляется в игре.

Одним из форм обучения иностранному языку младших школьников является учебная игра. Лишение ребенка игровой практики – это лишение его жизненно важного источника развития в целом. Для детей игра – это часть жизни, где они могут проявить свою фантазию, смекалку, развить способность к воображению, изобретательности, делать домыслы, предположения, полученные на основе их собственной интуиции.

Известный педагог А.С. Макаренко в своих педагогических трудах отмечал, что детская игра занимает главное место в жизни ребенка – такое же место, какое у врослого занимает его сфера деятельности, работа, служба. Каким ребенка мы видим в игре, таким в большинстве случаев он будет в своей работе. Ввиду этого воспитание младшего школьника как будущего деятеля, в первую очередь, должно проходить в игре [4].

Грамотно организованная игровая деятельность на уроке позволяет развивать у младшего школьника умения и навыки во всех видах речевой деятельности. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую: самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, проявляют себя в неимитационных играх. Игра формирует устойчивый интерес к дальнейшему изучению английского языка, а также уверенность в успешном овладении им.

В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит посредством введения игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане. Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр – по логике разыгрываемой роли, в имитационно – моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия [5].

Итоги игры выступают в двойном плане – как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а так же ход учебно-игрового взаимодействия [6].

Дидактическое значение игры отмечалось еще К.Д. Ушинским. Педагогический феномен игры учащихся истолкован в трудах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Д.Б. Эльконина и др. К.Д. Ушинский, Дж. Селли, К. Бэллер рассматривали игру как проявление воображения или фантазии, а А.И. Сикорский и Дж. Дьюи связывали игру с развитием мышления. Суммируя их взгляды, становится ясно, что игра – это сплав определенных способностей, которые можно представить следующим образом: восприятие, память, мышление, воображение.

Д.Б. Эльконин полагал, что игра социальная по своей природе, насыщенна и спроецирована на отражение мира взрослых. Называя игру «арифметикой социальных отношений», Д.Б. Эльконин трактует игру как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых.

По определению М.Ф. Стронина, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением [7]. Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции и самореализации.

В учебном процессе учащимся на начальном этапе приходится переключаться с языкового кода родного языка на иностранный, что вызывает затруднения. Это чрезвычайно сложная методическая ситуация порождает целый ряд теоретических и практических проблем.

Педагогический опыт практикующих учителей показывает, что овладение иностранным языком в процессе учебных игр в младших классах повышает мотивацию и добавляет стимулы к изучению нового языка, способствует развитию логического и образного мышления учащихся и т.д. В этой связи весьма важным является отбор, систематизация учебного материала с учетом возрастных особенностей младших школьников.

В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; имеются игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету; игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.

Изучение тем «Любимые игрушки», «Спортивные увлечения», «Времена года», «Пища», «Одежда» и др. целесообразно пополнять информацией лингвострановедческого характера, используя игровые технологии. Стремление учащихся к расширению своего собственного кругозора, желание познакомиться с жизнью страны изучаемого языка, с ее географией, историей, бытом является одним из важнейших мотивационных стимулов изучения иностранного языка.

Обучение иностранному языку направлено на изучение его как средства международного общения посредством формирования и развития базовых коммуникативных навыков и умений в основных видах речевой деятельности; социокультурного развития школьников в контексте европейской и мировой культуры с помощью страноведческого, культуроведческого и лингво-культуроведческого материала.

Коммуникативные навыки формируются на основе языковых знаний и навыков, а также лингвострановедческих и страноведческих знаний.

В процессе обучения иностранному языку, мы должны помнить, что одновременное развитие умений и навыков устной и письменной речи на начальном этапе его овладения не всегда правомерно, в силу некоторых особенностей психолого-физического развития младших школьников. Многие зарубежные педагоги, психологи, лингвиты, методисты (М. Берлиц, Ф. Гуэн, М. Вальтер, В. Фиетор, П. Пасси, Г. Суит, Б. Эггерт, Ш. Швейцер, Э. Симоно, Г. Палмер, М. Уэст, Л. Блумфилд) считали, что начинать обучение иностранному языку в младшей школе необходимо именно с устной речи [8].

При организации коммуникативного процесса на иностранном языке важную роль играет учет личностных и возрастных особенностей младших школьников. Младший школьный возраст является чрезвычайно благоприятным для овладения коммуникативными навыками на уроках английского языка. Любовь к предмету в данном возрасте очень тесно связано с ощущением психологического комфорта, радости, потребности и готовности к общению, которые создает учитель на уроке.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский считал, что при правильной организации учебного процесса, обучение детей иностранным языкам должно начинаться с дошкольного возраста; правильным, по его мнению, является путь развития речи ребенка посредствам совершенствования детского мышления с опорой на конкретные зрительные образы, наглядности.

В многочисленных исследованиях и экспериментах российских (Л.С. Выготский, С.Л. Рубенштейн), так и зарубежных психологов (Дж. Брунер, В. Пенфилд, Р. Робертс, Т. Элиот и др.) выявлены сенситивные периоды в усвоении иноязычной речи. Возраст ребенка от рождения до 8–9 лет является наиболее сенситивным для его речевого развития, языки в этом возрасте усваиваются гораздо легче, чем в последующие годы.

Иноязычные коммуникативные навыки включают такие важнейшие умения, как: читать и понимать несложные, аутентичные тексты (с пониманием основного содержания и с полным пониманием); устно общаться в стандартных ситуациях учебно-трудовой, культурной, бытовой сфер; в устной форме кратко рассказать о себе, окружении, пересказать, выразить мнение, оценку; умение письменно оформить и передать элементарную информацию (письмо). Так определяется минимальный уровень иноязычных коммуникативных навыков в государственном образовательном стандарте по иностранным языкам [9].

Необходимость раннего обучения иностранному языку официально признана государством. Раннее обучение иностранному языку дает большой практический эффект в плане качества владения им, поскольку иноязычные коммуникативные умения и навыки, приобретаемые в раннем возрасте, фиксируются на всю жизнь и служат надежной основой для дальнейшего совершенствования.

Раннее изучение иностранного языка:

• положительно влияет на развитие психических функции ребенка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения;

• стимулирует общие речевые способности ребенка;

• открывает возможности для обучения второму/третьему/ иностранным языкам, необходимость владения которыми в условиях поликультурного окружения становится все более очевидной.

При обучении иноязычной речи детей младшего школьного возраста целесообразно использовать приемы, побуждающие их к физической активности: игровые (познавательные игры), драматизация, инсценирование (английских народных сказок и сказки на родном языке), раскрашивание, рисование, пение и танец.

Игра мотивирует речевую деятельность, т.к. обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать. Игра отвечает на вопросы почему (мотив) и зачем (цель) нужно что-то сказать. Таким образом, центром внимания партнеров становится содержание беседы, что само по себе является положительным фактором. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно и нужно использовать как средство общения.

В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника в нужный момент, согласиться с ним или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы. Немаловажным является и то, что игра учит быть чувствительным к социальному употреблению иностранного языка. Хорошим собеседником часто является не тот, кто лучше пользуется структурами, а тот, кто может наиболее четко распознать ситуацию, в которой находятся партнеры, учесть ту информацию, которая уже известна (из ситуации, опыта) и выбрать те лингвистические средства, которые будут наиболее эффективны для общения.

Успех использования игр зависит, прежде всего, от атмосферы речевого общения, которую учитель создает в классе. Важно, чтобы учащиеся привыкли к такому общению, увлекались и стали вместе с учителем участниками одного процесса.

Таким образом, учебным играм принадлежит существенная роль в процессе обучения иностранному языку младших школьников. Они являются залогом создания психологически благоприятной среды; способствуют снятию напряжения, гарантируют позитивное эмоциональное состояние. Более того, игры обучают, развивают, воспитывают, социализируют, выявляют психологические и физиологические, а также интеллектуальные возможности младшего школьника.

Подводя итоги изложенному выше, резюмируем, что использование учебных игр на младшей ступени обучения мотивирует интерес к изучению учащимися иностранного языка, создает возможности для развития иноязычных коммуникативных умений, способствует их интеллектуальному, когнитивному развитию; а также расширению их общего кругозора.


Библиографическая ссылка

Копжасарова У.И., Алпысбаева А.С. УЧЕБНЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 1. – С. 116-119;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1553 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674