Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ (ВОЛОНТЕРСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Грувер Н.В. 1
1 ОЧУ «Международный юридический институт»
В статье представлен семантический анализ результатов диссертационных исследований и научно-исследовательских работ по педагогике, посвященных вопросам организации добровольческой (волонтерской) деятельности в российских организациях высшего образования. В результате анализа выявлены различные педагогические аспекты организации названной деятельности, указана ее специфика, социально-педагогические условия результативности, воспитательный эффект. Педагогический потенциал добровольческой деятельности успешно актуализируется при создании комплекса организационно-педагогических условий. Волонтерская деятельность в вузе рассматривается как квазипрофессиональная, альтруистическая общественно-полезная деятельность, как важнейший нравственный ресурс для развития у будущих специалистов таких профессионально-значимых личностных качеств, как эмпатия, толерантность и рефлексивность.
волонтерская деятельность
педагогический потенциал волонтерской деятельности
ценности волонтерства
технология волонтерской деятельности
1. Азарова Е.С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности: дис…. канд. психол. наук. – Кемерово, 2008. – 192 с.
2. Ахметгалеев Э. Д. Формирование профессиональной направленности будущего социального работника в процессе участия в студенческом волонтерском движении: дис. … канд. пед. наук. – Казань, 2009. – 214 с.
3. Бархаев А.Б. Социально-психологические условия вовлечения волонтеров в деятельность общественных организаций: дис. … канд. психол. наук. – М., 2010. – 292 c.
4. Болотова Л.В. Организация добровольческой деятельности как аспект вузовской подготовки будущих социальных работников: дис…. канд. пед. наук. – Тамбов, 2007. – 250 с.
5. Вандышева Л.В. Формирование готовности будущих специалистов по социальной работе к волонтерской деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Самара, 2006. -18 с.
6. Григорьев И.Н. Социально-культурные условия формирования гражданской активности молодежи в процессе волонтерской деятельности: дис. ... канд. пед. наук. – Тамбов, 2009. – 207 с.
7. Екимова С.Г. Волонтерская деятельность как ресурс личностно-профессионального развития будущих специалистов по социальной работе: дис. ... канд. пед. наук. – Хабаровск, 2010. – 226 с.
8. Жаворонков Р.Н. Гражданско-правовое регулирование добровольческой и благотворительной деятельности в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2004. – 29 c.
9. Каримов В.Р. Развитие волонтерской компетенции студентов педагогических вузов: дис….канд. пед. наук. – Тула, 2011. – 237 с.
10. Кириллова Л. С. Формирование профессиональных умений и навыков у будущих бакалавров социальной работы в процессе добровольческой практики: дисс. …канд. пед. наук. – Ставрополь, 2004. – 206 с.
11. Козодаева Л.Ф. Социально-культурные условия формирования нравственных качеств студенческой молодежи в процессе добровольческой деятельности: дис. ...канд. пед. наук. – Тамбов, 2010. – 179 с.
12. Конвисарева Л.П. Волонтерское движение как фактор развития социальной активности молодежи: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Кострома, 2006. – 20 с.
13. Луговая Е.А. Феномен добровольчества в социокультурном про-странстве России: Автореф. дисс. канд. культурол. наук. – Саратов, 2002. – 22 с.
14. Черепанова Н.В. Социальное обучение в добровольческом движении: дисс. канд. пед. наук. – Ставрополь, 2006. – 160 с.
15. Маковей Н.В. Педагогические условия подготовки студентов вузов к волонтерской деятельности: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Комсомольск-на-Амуре, 2006. – 20 с.
16. Митрофаненко В.В. Реализация педагогического потенциала студенческого социального добровольчества в профессиональной подготовке специалистов социальной работы: дисс. ... канд. пед. наук. – Ставрополь, 2004. – 221 c.
17. Оленина Г.В. Социально-культурные технологии оптимизации добровольческой деятельности студенческой молодежи в сфере досуга: Автореф. дисс. канд. пед. наук. – Барнаул, 2004. – 22 с.
18. Сикорская Л.Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности в социализации студенческой молодежи: дис. … д-ра пед. наук. – Елец, 2011. – 205 с.

Вопросам организации добровольческой (волонтерской) деятельности в российских образовательных учреждениях высшего образования посвящен ряд педагогических диссертационных исследований.

Одной из первых работ, посвященных исследованию феномена добровольчества в социокультурном пространстве России, стала диссертационная работа Е.А. Луговой (2002 г.), в рамках которой были выявлены философско-мировоззренческие и культурологические основания добровольчества, базирующиеся на таких нравственных категориях, как альтруизм, свобода воли, сострадание, добро и бескорыстие. В работе была предложена авторская историческая периодизация развития феномена добровольчества в России: I этап – дохристианский период взаимопомощи внутри родовой общины; II этап (конец X в. – середина XVI в.) – развитие добровольчества, основанного на нормах христианской добродетели; III этап (середина XVI в. – конец XVIII в.) – секуляризация добровольческой деятельности, ее частичная институциализация в рамках государственных благотворительных учреждений; IV этап (XIX в. – 1917 г.) – развитие добровольчества под патронатом представителей аристократии, появление женского добровольчества, добровольческий труд как выражение гражданской активности интеллигенции; V этап (1922 г. – 1991 г.) – добровольческий труд в СССР; VI этап (с 1991 г.) – добровольчество в РФ.

Автором обосновано понимание феномена добровольчества как неотъемлемой части менталитета и культуры русского народа, проведен комплексный анализ общих оснований правовой культуры добровольческой деятельности, включая правовые нормы. Кроме того, было предложено авторское разделение форм проявления добровольческой активности на традиционные и современные. В качестве иллюстрации рассмотрены добровольческие практики в сфере культуры (работа в музее), здравоохранения (профилактика ВИЧ/СПИДа среди молодежи), а также в рамках деятельности Русской Православной Церкви и благотворительных мусульманских организаций. Также рассмотрен феномен добровольческой деятельности в качестве социокультурного капитала и представлено авторское видение добровольчества как культурного капитала сквозь призму реализуемых функций. Е.А. Луговая исследовала потенциал добровольческой деятельности в России и обозначила ряд проблемных вопросов, оказывающих негативное влияние на развитие этой социокультурной практики [13].

К содержанию анализируемых в данной статье диссертационных работ далее будем обращаться в хронологической последовательности.

Значимой в контексте рассматриваемой проблемы представляется диссертационная работа «Социально-культурные технологии оптимизации добровольческой деятельности студенческой молодежи в сфере досуга» (2004 г.), выполненная Г.В. Олениной. Цель работы – разработка и апробация социокультурных организационных проектов формирования студенческих добровольческих объединений. В соответствии с гипотезой исследования, разработка и реализация социокультурных технологий формирования студенческих добровольческих объединений оптимизирует социально-педагогический потенциал внеучебной воспитательной работы в вузе; выступает фактором педагогического социокультурного воздействия на развивающий досуг студентов; гармонизирует процесс личностного роста и социально-профессиональной адаптации студентов в социуме.

В качестве базового методологического принципа исследования было избрано сочетание сущностного и проблемно-логического методов исследования на основе междисциплинарной парадигмы: при анализе проблемы досуга использованы сравнительно-исторический, аксиологический принципы; эмпирический и организационно-управленческий подходы были применены при изучении практики формирования технологий молодежного добровольчества. Кроме того, при моделировании авторской организационно-управленческой технологии формирования студенческого добровольчества был использован метод программно-целевого проектирования. Базой проведения исследования являлись Алтайская краевая общественная организация «Поддержка общественных инициатив» (АКОО «ПОИ»), Алтайский государственный институт искусств и культуры (АГИИК).

Значимость исследования Г.В. Олениной состоит в том, что разработаны: теоретическая комплексная модель досуга студентов на основе гуманистической концепции культуры; прогностическая социально-педагогическая модель досуга студентов в российских вузах, включающая развитие социальных инициатив в форме студенческих отрядов [17].

Обратимся далее к гипотезе диссертационного исследования В.В. Митрофаненко (2004 г.) по теме «Реализация педагогического потенциала студенческого социального добровольчества в профессиональной подготовке специалистов социальной работы» [16], в котором обозначена следующая идея: формирование профессиональной компетентности будущих специалистов социальной работы будет успешным, если:

– в содержание процесса профессиональной подготовки специалистов социальной работы будет включена элективная дисциплина педагогической направленности, соответствующая задачам реализации педагогического потенциала добровольчества в структуре деятельности специалиста социальной работы;

– будут осуществляться интегративные и межпредметные связи дисциплин профессиональной образовательной программы подготовки специалиста социальной работы, располагающих педагогическим потенциалом и специальным элективным курсом по социальному добровольчеству;

– будет обеспечен достаточный объем и качество добровольческих программ для организации непрерывной практической образовательной деятельности студентов – будущих специалистов социальной работы.

Опытно-экспериментальной базой названного исследования стали социально-психологический факультет Северо-Кавказского государственного технического университета, государственные и муниципальные социальные службы и учреждения, негосударственные некоммерческие социальные организации, созданные движением социального добровольчества.

В работе В.В. Митрофаненко подчеркивается полифункциональность педагогического потенциала студенческого социального добровольчества в профессиональной подготовке специалиста социальной работы, которая представлена описанием прикладной, адаптивной, интегративной, ориентационной, оценочной, статусной функциями, а также функцией социализации и функцией профессионального развития. В качестве критериев сформированности профессиональной компетентности будущего специалиста социальной работы посредством реализации педагогического потенциала студенческого социального добровольчества рассматриваются: когнитивный, деятельностный, коммуникативный, ценностно-мотивационный, эмоциональный, культурологический, интегративный, организационный [16].

Диссертационная работа Л.С. Кирилловой посвящена исследованию педагогических условий формирования профессиональных умений и навыков у бакалавров социальной работы в процессе добровольческой практики (2004 г.). Гипотеза автора заключалась в предположении, что добровольческая практика, являясь одной из форм профессиональной подготовки бакалавров социальной работы, обладает ярко выраженным образовательным потенциалом.

Опытно-экспериментальной базой исследования выступали Северо-Кавказский государственный технический университет и его филиал – Георгиевский технологический институт. Отдельные аспекты исследования прошли экспериментальную проверку на базе Дагестанского государственного университета и Армавирского государственного педагогического университета. Общее количество участников эксперимента составило более 100 человек. Автором работы было научно обосновано, что добровольческая практика является компонентом непрерывного практического обучения студентов социальной работы и находится в тесной междисциплинарной взаимосвязи с теоретическим обучением, рассматривается как профессионально ориентированная безвозмездная работа студентов, направленная на помощь людям, семьям, сообществу в решении их социальных проблем. Формирование профессиональных умений и навыков у бакалавров социальной работы в процессе добровольческой практики наиболее эффективно происходит при реализации следующих педагогических условий:

– содержание добровольческой практики разрабатывается в тесной взаимосвязи с основными направлениями будущей профессиональной деятельности в области социальной работы;

– в добровольческой практике используются активные формы и методы обучения, обеспечивающие реализацию субъектной позиции студента;

– добровольческая деятельность бакалавров социальной работы развивает мотивацию студентов на оказание безвозмездной помощи людям, находящимся в трудной жизненной ситуации [10].

Диссертационное исследование Н.В. Маковей [15] посвящено изучению педагогических условий подготовки студентов вузов к волонтерской деятельности (2006 г.). В качестве цели работы автор определила выявление, научно-теоретическое обоснование и экспериментальное подтверждение педагогических условий подготовки к волонтерской деятельности студентов в процессе профессионального обучения и разработку эффективных путей и средств их реализации. Основными условиями подготовки студентов к волонтерской деятельности названы: содействие самореализации студентов в процессе занятия волонтерской деятельностью; наполнение соответствующего педагогического взаимодействия личностными смыслами; педагогическое обеспечение формирования у студентов позитивной «Я-концепции».

В качестве конструктивного тезиса, изложенного в работе Н.В. Маковей, которое, по мнению автора, заслуживает внимания, – это предложение осуществлять подготовку к волонтерской деятельности студентов вузов посредством введения спецкурса «Основы волонтерской деятельности», организации участия студентов в добровольческих акциях и активного стимулирования самореализации личности студента в данной сфере деятельности на основе обеспечения соответствующих организационно-педагогических условий в образовательном процессе вуза. Автор считает, что подготовка обучающихся к волонтерской деятельности строится не просто на основе выработки навыка работы с людьми, а главным образом на «выращивании» личностных стратегий и тактик поведения, выработке индивидуального стиля взаимодействия с другими. Этот подход определяется как личностно ориентированный, а преподаватель вуза при этом играет роль фасилитатора.

Проведенное экспериментальное исследование (диагностикой были охвачены 250 студентов, к формирующему эксперименту были привлечены 125 студентов в ходе изучения спецкурса «Волонтерская деятельность») подтвердило ряд предпосылок, способствующих реализации выявленных педагогических условий подготовки студентов к осуществлению волонтерской деятельности: высокий уровень выраженности ответственности студента как активного носителя субъектного опыта; развитость у студентов толерантности; активное ценностное отношение педагогов вуза к проблеме подготовки студентов к волонтерской деятельности.

В диссертационной работе Н.В. Маковей было предложено определять уровень подготовленности студентов к волонтерской деятельности с помощью таких критериев, как: сформированность мотивации к достижению успеха в волонтерской деятельности; осознание и принятие ценностей волонтерства как жизненно важных; стремление студентов-волонтеров к гуманистически-ориентированному взаимодействию [15].

В диссертационном исследовании на соискание степени кандидата педагогических наук Л.В. Вандышевой разработана и апробирована практико-ориентированная концепция формирования готовности будущих специалистов по социальной работе к волонтерской деятельности (2006 г.). В названной диссертационной работе:

– раскрыто содержание ключевого понятия «готовность будущих специалистов по социальной работе к волонтерской деятельности» (интегративное личностное образование; системообразующие когнитивный, ценностно-мотивационный, технологический, субъектный компоненты; развитие показателей, которые обеспечивают становление направленности на включение в волонтерскую деятельность и развитие способностей для решения профессиональных задач);

– разработана система формирования готовности будущих специалистов по социальной работе к волонтерской деятельности (часть общепрофессиональной системы подготовки будущих специалистов по социальной работе, представляющая совокупность содержательных и методических основ волонтерской деятельности (специфический содержательный компонент «Волонтерская деятельность как филантропический феномен» в курсе «Искусство общения», «Анимация как технология волонтерской деятельности» в курсе «Организация культурно-досуговой деятельности в учреждениях социальной защиты населения», «Социальное проектирование как технология волонтерской деятельности» в курсе «Проблемы социальной работы с молодежью» и учебные ситуации, идентичные формам волонтерской деятельности);

– обосновано, что филантропический подход к подготовке будущих специалистов по социальной работе представляет основную методологическую позицию, обеспечивающую получение педагогического результата в виде готовности будущих специалистов по социальной работе к волонтерской деятельности.

Результатом экспериментальной работы Л.В. Вандышевой стала разработка программы курса «Технология волонтерской деятельности» и ее методическое сопровождение, которые внедрены в практику подготовки специалистов по социальной работе в Самарском государственном университете с 2006 г., а также могут быть включены в содержание профессиональной подготовки социальных педагогов и социальных психологов. Формирующий эксперимент продемонстрировал, что к старшим курсам значительное число студентов проявляли интерес (к волонтерской деятельности – до 63%, потребность в реализации волонтерской деятельности возникла у 40%), что обусловлено применением активных форм и методов обучения, способствующих формированию практической готовности к реализации технологий волонтерской деятельности [5].

Целью другого диссертационного исследования – «Социальное обучение в добровольческом движении» (2006 г.), выполненного Н.В. Черепановой, явилась разработка технологий и педагогических условий социального обучения добровольцев в условиях деятельности некоммерческих организаций. Согласно определению автора, социальное обучение добровольцев – это специально организованный педагогический процесс по принятию обучающимися определенных ролей, предусматривающих владение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для осуществления ими основных функций некоммерческой организации. Его результатом является готовность эффективно исполнять роли добровольческой деятельности при оказании помощи людям, а также активно действовать в сложных жизненных ситуациях, реализуя социальную роль гражданина. По мнению Н.В. Черепановой, формированию социальной компетентности добровольца в процессе внеформального социального обучения способствуют следующие педагогические условия: соответствие целей, задач и содержания социального обучения миссии и функциям некоммерческих организаций; учет индивидуально-личностных особенностей обучающихся добровольцев; гибкость дизайна учебных программ; использование методов внеформального обучения. С позиций деятельностного подхода, по мнению автора, социальная компетентность добровольца определяется целями и задачами, содержанием его добровольческой деятельности (его социальными функциями и ситуациями, которые в ней возникают) и одновременно является предпосылкой ее эффективности. Под социальной компетентностью добровольца понимается обладание знаниями, умениями и навыками, необходимыми и достаточными для эффективного исполнения разнообразных ролей при реализации общих и специфических функций некоммерческой организации в процессе осуществления добровольческой деятельности [14].

Предметом диссертационного исследования Н.П. Конвисаревой является социально-педагогические условия развития социальной активности молодежи в волонтерском движении (2006 г.). В ходе исследования было установлено, что воспитательные возможности волонтерского движения в развитии социальной активности детерминируются такими принципами, как:

– добровольность включения молодежи в различные виды социально-ценной (волонтерской) деятельности;

– право самостоятельного выбора средств достижения цели при совместном решении социально-значимых проблем;

– признание равенства личных и общественных потребностей;

– осознание волонтерами собственной социальной защищенности при готовности защищать интересы других и соответствующей компетентности;

– разумное и гармоничное сочетание самоуправления с последовательным развитием демократических начал в управлении;

– неформальность, нестандартность содержания добровольческой (волонтерской) деятельности;

– целенаправленая ориентация на качественное образование при восприятии его как средства достижения социально-значимых целей и личностного роста волонтеров [12].

Предметом диссертационного исследования Л.В. Болотовой по теме «Организация добровольческой деятельности как аспект вузовской подготовки будущих социальных работников» (2007 г.) является организация добровольческой деятельности будущих специалистов социальной работы как аспект их вузовской подготовки. На основе аксиологического, системного, личностно-деятельностного и контекстного подходов автором разработана модель организации добровольческой деятельности студентов как звена целостной дидактической системы, обоснованы организационно-педагогические условия, необходимые для реализации модели с учетом региональных условий Тамбовской области. Согласно Л.В. Болотовой, в аспекте вузовского обучения специалистов социальной работы добровольческая (волонтёрская) деятельность представляет собой самостоятельную работу студентов в учреждениях системы социальной защиты населения и общественных организациях социального профиля по различным направлениям, которая осуществляется во внеучебное время. Предпосылками, актуализирующими необходимость организации добровольческой деятельности студентов как звена целостной дидактической системы, по мнению Л.В. Болотовой, являются совершенствование требований к специалисту социальной работы с учетом особенностей деятельности в условиях развития гражданского общества, а также потребность в разрешении противоречий, обусловливающих трудности формирования в вузе мотивационного, когнитивного и операционального компонентов готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности.

В названном исследовании представляет интерес изложенная Л.В. Болотовой сущность педагогического потенциала добровольческой деятельности студентов. Согласно ее видению, добровольческая деятельность студентов должна рассматриваться как:

– форма и способ, с одной стороны, выражения будущим специалистом своих ценностных ориентаций, а с другой – форма и способ их развития;

– разновидность трудовой деятельности, которая открывает перед студентом – будущим специалистом возможности конструктивного и успешного перехода от учебно-познавательной к профессиональной деятельности;

– способ освоения будущими специалистами инновационного опыта организации социальной работы в условиях развития в России гражданского общества [4].

Целью диссертационного исследования Э.Д. Ахметгалеева было выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования профессиональной направленности студентов в процессе активного участия в студенческом волонтерском движении вуза (2009 г.). Автором было показано, что к условиям формирования профессиональной направленности средствами волонтерского движения в вузе должны быть адаптированы педагогические технологии, адекватные требованиям личностно-ориентированного подхода. К ним отнесены: метод групповых дискуссий, метод «групповая проблемная работа», технология коллективных творческих дел (КТД), игровые технологии, проектная технология (разработка социально-педагогических проектов различного уровня сложности – от уровня учебной группы до уровня республиканского масштаба). Данные технологии, по мнению Э.Д. Ахметгалеева, обеспечивают эффективное формирование профессиональной направленности в процессе активного участия в студенческом волонтерском движении [2].

Кандидат педагогических наук И.Н. Григорьев посвятил свое исследование определению социально-культурных условий формирования гражданской активности молодежи в процесс волонтерской деятельности (2009 г.). Гипотеза ученого заключалась в предположении, что процесс формирования гражданской активности молодежи в условиях волонтерской деятельности будет более эффективным при соблюдении следующих социально-культурных условий: осуществлении целевого воздействия на личность при ее активной включенности в волонтерскую деятельность; учете специфики организации волонтерской деятельности в молодежной среде; выявлении и учете факторов, способствующих оптимизации процесса организации волонтерской деятельности в молодежной среде; учете возрастных и индивидуально-личностных особенностей волонтеров; разработке и реализации программы по организации волонтерской деятельности в молодежной среде.

К социально-культурным условиям эффективного осуществления педагогической деятельности по формированию гражданской активности молодежи в процессе волонтерской деятельности автор относит:

– реализацию важнейших педагогических принципов: признание права на объединение за всеми категориями населения, независимо от их расовой принадлежности, вероисповедания, физических особенностей, социального и материального положения; уважение достоинства и культуры всех людей; оказание взаимной помощи, безвозмездных услуг лично либо организованно в духе партнерства и братства; приобретение новых знаний и навыков, совершенствование способностей, стимулирование инициативы и творчества волонтеров, с целью созидания; развитие чувства ответственности, поощрение семейной, коллективной и международной солидарности;

– учет возрастных и личностных особенности молодежи: мотивационной сферы личности волонтера, особенностей уровня притязаний, деятельности, поэтапное формирование гражданской активности молодежи через систему знаний, умений, навыков на основе сочетания различных форм волонтерской деятельности;

– методическое обеспечение, в частности, педагогической программой и методическими рекомендациями по формированию гражданской активности молодежи в процессе волонтерской деятельности;

– наличие подготовленных руководителей педагогического процесса (лидера, общественного деятеля), способных развивать навыки активного гражданского действия, социального и политического участия, творческое, самостоятельное мышление.

В процессе работы И.Н. Григорьевым создан волонтерский отряд на базе Московского гуманитарного педагогического института, где апробировалась авторская программа «Я – гражданин России». Полученные автором комплексные результаты носят общепедагогический характер и могут быть использованы при разработке комплексных программ для различных типов учреждений образования и социально-культурной сферы [6].

В качестве предмета диссертационного исследования С.Г. Екимовой также выступает роль волонтерской деятельности в вузе при подготовке специалистов социальной сферы (2010 г.). Представляют интерес выводы автора о том, что для большинства студентов первых курсов свойственна социально-психологическая установка, направленная на «эгоизм», отсутствие желания и готовности бескорыстно и безвозмездно помогать людям, нуждающимся в помощи, преобладание личностной направленности, ориентации на удовлетворение своих материальных потребностей и достижение личного благополучия. Однако определенная направленность образовательного процесса в вузе может обеспечивать актуализацию мотивации студентов к их профессиональной деятельности, развитие гуманистической ориентации личности и побуждать их к альтруистическим поступкам. Посредством изменения характера содержания и организации учебных практик может быть обеспечена для студентов возможность активно включиться в волонтерскую деятельность различной формы, расширить и углубить их теоретические знания в процессе практической деятельности, целенаправленно осуществить социально-значимую деятельность.

Согласно утверждению С.Г. Екимовой, волонтерская деятельность может быть эффективным ресурсом профессионально-личностного развития студентов – будущих социальных работников при условии:

– насыщения предметов блока специальных и общепрофессиональных дисциплин смыслами волонтерской деятельности;

– изменения характера содержания и организации учебных практик студентов по специальности «Социальная работа» в соответствии с акцентом на волонтерскую деятельность;

– организации волонтерского сообщества, объединенного единым общим смыслом и желанием осуществлять социально-значимую деятельность в вузе.

Автором обоснована модель волонтерской деятельности в вузе как ресурс, способствующий запуску психологических механизмов профессионально-личностного развития будущего специалиста на основе интеграции антропологического, аксиологического и деятельностного подходов.

В ходе диссертационного исследования С.Г. Екимовой было доказано, что наиболее важными предпосылками волонтерской деятельности являются следующие: ценностно-смысловое сходство социальной работы и волонтерской деятельности; социальная активность студентов и спонтанное целенаправленное проявление ими альтруизма; наличие в вузе лидера, способного увидеть профессиональные смыслы в волонтерской деятельности, организовать и возглавить ее.

Поставленные задачи диссертационного исследования решались на базе Института психологии и управления Дальневосточного государственного гуманитарного университета г. Хабаровска. В преобразующей опытно-экспериментальной работе принимали участие студенты 1–5 курсов по специальности «Социальная работа». Материалы диссертационного исследования использовались автором в процессе преподавания дисциплин «Развитие добровольчества в молодежных организациях» и «Благотворительная деятельность в общественных организациях».

Волонтерская деятельность в вузе рассматривается С.Г. Екимовой как квазипрофессиональная, альтруистическая общественно-полезная деятельность, как важнейший нравственный ресурс для развития у будущих специалистов таких профессионально-значимых личностных качеств, как эмпатия, толерантность и рефлексивность [7].

Предметом диссертационного исследования Л.Ф. Козодаевой «Социально-культурные условия формирования нравственных качеств студенческой молодежи в процессе добровольческой деятельности» (2010 г.) являлись, как видно из темы, социально-культурные условия формирования нравственных качеств молодежи в добровольческой деятельности. Согласно мнению автора, процесс формирования нравственных качеств студенческой молодежи в процессе добровольческой деятельности представляет собой совокупность целенаправленных и планомерных педагогических воздействий на сознание и поведение молодого человека через включение его в культурно-ценностные социально значимые формы деятельности на основе свободного выбора с целью выработки единой системы альтруистических качеств личности, их перехода в убеждения и реализацию в поступки и действия.

Автором научно обоснована, разработана и апробирована модель процесса формирования нравственных качеств у студенческой молодежи в процессе добровольческой деятельности, включающая условия, принципы, формы, методы, средства, критерии основополагающих компонентов педагогического влияния на воспитание нравственности молодежи. Базами исследования являлись ГОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» и ГОУ ВПО «Воронежский государственный университет».

В ходе исследования был определен комплекс социально-культурных условий формирования нравственных качеств студенческой молодежи в процессе добровольческой деятельности:

– учет теоретико-методологических подходов к формированию нравственных качеств молодежи, сложившихся в отечественных и зарубежных педагогических исследованиях;

– учет индивидуально-личностных и возрастных особенностей молодых людей;

– активное включение молодежи в добровольческую деятельность, направленное на формирование таких нравственных качеств, как доброта, бескорыстие, милосердие, справедливость, совесть и достоинство;

– разработка и реализация программы по нравственному воспитанию молодежи посредством добровольческой деятельности;

– применение адекватного критериального аппарата, включающего когнитивный, ценностно-мотивационный, творческо-деятельностный, коммуникативный и эмоциональный компоненты, и позволяющего проводить объективную оценку сформированности нравственных качеств студенческой молодежи.

Разработанная в рамках диссертационного исследования Л.Ф. Козодаевой авторская программа «Дари добро» направлена на формирование нравственных качеств молодежи на основе добровольчества и способствует более глубокому осмыслению молодежью таких общечеловеческих нравственных ценностей, как гуманизм, альтруизм, справедливость и др.; формированию ценностных ориентаций, нравственных качеств и норм нравственного поведения; развивает коммуникативные связи и творческие способности ее участников, а также создает возможности для индивидуального самовыражения и оптимизиции эмоционального состояния молодых людей [11].

Предметом диссертационного исследования «Развитие волонтерской компетенции студентов педагогических вузов» (2011 г.), выполненного В.Р. Каримовым [9], стало педагогическое обеспечение развития волонтёрской компетенции студентов педагогических вузов. При обосновании актуальности темы названного исследования им было подчеркнуто, что не полностью реализованы возможности организаций высшего профессионального образования в воспитании студентов, обладающих активной гражданской позицией, которая является основой волонтёрской компетенции.

По мнению В.Р. Каримова, успешное развитие волонтёрской компетенции студентов педагогических вузов возможно, если:

1) образовательный процесс будет разворачиваться в логике социально-ориентированного (общенаучный уровень), релятивного (конкретно-научный уровень), праксиологического (методико-технологический уровень) подходов, составляющих теоретико-методическую основу формирования названной компетенции и обеспечивающих опыт личностного развития в профессиональной деятельности;

2) инструментальная основа процесса обеспечивается совокупностью принципов: нравственной рефлексии, адресности, педагогической фасилитации, единства социализации и профессионализации, доминантности, свободы личного выбора и ответственности за него;

3) педагогические усилия будут направлены на культивирование и утверждение общечеловеческих ценностей и гуманных отношений посредством сохранения и приумножения традиций жизнедеятельности студенческого коллектива; организацию партиципативных отношений субъектов образовательного процесса в вузе; разработку и внедрение в учебный процесс в качестве вариативной дисциплины курса «Волонтёрское движение».

В рамках диссертационного исследования экспериментальная работа осуществлялась В.Р. Каримовым на базе ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», «Челябинский государственный университет», «Шадринский государственный педагогический институт» (всего исследованием было охвачено более 580 студентов и около 40 преподавателей). Педагогические условия, обеспечивающие успешность реализации модели волонтёрской компетенции студентов педагогических вузов, включают: 1) культивирование общечеловеческих ценностей и гуманных отношений посредством сохранения и приумножения традиций жизнедеятельности коллектива; 2) организация партисипативных отношений субъектов образовательного процесса; 3) разработка и внедрение дисциплины по выбору студентов «Волонтёрское движение»; 4) вовлечение студентов педагогических вузов в деятельность волонтёрского общественного объединения. В качестве технологического механизма развития волонтёрской компетенции студентов педагогических вузов представлена система партиципативных праксиологических ситуаций (релятивно-витальных, ценностно-ориентированных, рефлексивно-прогностических, действенно-творческих) [9].

И, наконец, особое внимание обратим на диссертацию доктора педагогических наук Л.Е. Сикорской, посвященную исследованию педагогического потенциала добровольческой деятельности студенческой молодежи (2011 г.).

В работе обосновывается, что педагогический потенциал добровольческой деятельности обусловлен ее философско-этической основой, заложенной социально-историческим опытом и традициями соединения в жизнедеятельности человека двух онтологических категорий его бытия – Свободы воли и Блага. Емкость формирующего потенциала добровольчества отражается в целостном этическом пространстве ее феноменологии, которое образуют следующие векторы добровольной активности: героико-гражданский, виктимно-моралистический, преобразовательский и жизнеутверждающий. Каждый из этих векторов как мотивационная модальность добровольчества отвечает соответствующему типу сознания – социоцентрическому, религиозному, антропоцентрическому, нравственному.

По мнению Л.Е. Сикорской, структура добровольческой деятельности отражает ее нравственный потенциал – это сфера заботы, внимания, социального участия и помощи. Объект добровольческой деятельности – это проблемные социогуманитарные явления; предметом выступает помощь как технология социального содействия и участия; содержанием выступает общественно полезная деятельность; к адресатам добровольческой деятельности относятся социально незащищенные группы населения и все те, кто нуждается в помощи; мотивацией добровольческой деятельности служат внутренний долг, бескорыстное участие, любовь и совесть; результат данной деятельности воплощается не только в материальном виде (улучшение условий существования и пр.), но и в моральном эффекте (доверие, солидарность, согласие, признательность, справедливость). Педагогический потенциал добровольческой деятельности успешно актуализируется при создании комплекса организационно-педагогических условий, а именно:

– обеспечение добровольности включения обучающихся в социально полезную деятельность;

– целенаправленное педагогическое сопровождение добровольческой деятельности студенческой молодежи, ориентированное на развитие социальных компетенций, активизацию личностного роста, межличностного общения и взаимодействия, самоопределения его участников;

– реализация долгосрочных социально-педагогических проектов, ориентированных на взаимный интерес и соответствие молодежных инициатив актуальным проблемам социума.

Добровольческая деятельность обеспечивает социально позитивный эффект проявления молодежью своих личностных качеств в ситуациях реализации самостоятельных инициативных проектов [18].

Завершая далеко не полный обзор диссертационных работ по проблемам организации волонтерской деятельности молодежи, подчеркнем, что педагогические исследования направлены, прежде всего, на изучение условий, способных обеспечить достижение воспитательного (педагогического) эффекта в ходе общественно полезной деятельности молодежных объединений различной структуры и направленности (Е.В. Акимова, Д.П. Даянова, Г.Х. Калимуллина, Д.В. Кирш, Л.П. Конвисарева, Е.М. Могалюк, А.В. Моров, Г.В. Оленина, JI.M. Пролеева, Б.А. Титов, М.А. Швецова и др.).

При этом упомянем, что также волонтерская деятельность выступает и как объект психологического исследования. Актуальность психологических исследований определяется, как правило, наличием противоречия между необходимостью изучения психологических детерминант и реальных эффектов добровольческой деятельности. Не ставя себе целью обзор диссертационных работ по психологии, обратимся лишь к двум примерам.

В диссертации Е.С. Азаровой представлены результаты исследования психологических детерминант добровольческой деятельности и ее психологические эффекты (2008 г.). Автором дано научное осмысление добровольческой деятельности как системы, обладающей собственными функциями, содержанием, структурой и особенностями. В работе подчеркивается, что собственно психологических подходов к изучению добровольческой деятельности существует мало. В основном предметом изучения являются мотивация добровольцев и их значимые личностные характеристики, необходимые для реализации данной деятельности. Все они, по мнению Е.С. Азаровой, схожи в одном. Главной характеристикой добровольческой деятельности является отсутствие мотива материального вознаграждения, ее безвозмездность. А основными личностными качествами выступают эмпатия и толерантность. Е.С. Азарова обосновала, что индивиды, реализующие добровольческую деятельность, характеризуются динамичностью в области межличностного общения и социальной экстраверсией. Детерминантами добровольческой деятельности выступает система индивидуально-психологических характеристик личности: высокий уровень уверенности, интернальность, эмпатия и толерантность, самоконтроль и ответственность, альтруистическая и творческая направленность личности, высокий уровень самоактуализации и осмысленности жизни, наличие таких ценностей, как активная жизненная позиция и положительное отношение к людям.

В экспериментальную группу вошли студенты, принимающие участие в волонтерском движении (волонтеры г. Белово, г. Новокузнецка, г. Кемерово – 100 человек). В результате данного исследования были также выявлены такие психологические особенности людей, реализующих добровольческую деятельность, как: общительность, социальная смелость, творческий потенциал, гибкость, высокая нормативность поведения, внутренний локус контроля, лидерские качества [1].

Еще один пример психологического исследования. Предметом исследования, проведенного А.Б. Бархаевым, являются социально-психологические условия вовлечения волонтеров в деятельность общественных организаций (2010 г.). Основная гипотеза автора сводится к тому, что процесс вовлечения волонтеров в деятельность общественных организаций может быть рассмотрен как определенный механизм социализации, приводящий к последующей актуализации социальных перспектив развития личности и общества и при определенном изменении социально-психологических условий может быть достигнуто дальнейшее закрепление вовлеченности участников волонтерских проектов в бескорыстную деятельность.

В исследовании волонтерского ресурса приняли участие студенты ряда вузов Владивостока (Дальневосточный государственный университет и Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского) и Москвы (Московский гуманитарно-экономический институт, Московский государственный университет инженерной экологии, Военный университет Министерства обороны).

Из основных выводов исследования следует, что основными социально-психологическими условиями, обеспечивающими успешность реализации процесса вовлечения студентов в волонтерскую деятельность, выступают: а) «мобилизационная привлекательность» образа общественных организаций и волонтерской деятельности для аудитории волонтерского ресурса; б) «осознанная целеустремленность» трудовой деятельности волонтеров на интересы благополучателя; в) «управляемая организованность» взаимоотношений и общения членов волонтерской общности со стороны руководителя; г) «значимая причастность» референтных по отношению к волонтерству лиц к поддержке статуса волонтера. Пути и средства совершенствования социально-психологических условий, призванные обеспечить активизацию «вовлеченности» участников добровольческих проектов за счет использования возможностей социокультурной среды и социально направленной деятельности в рамках такой формы волонтерской общности как «клуб». Важным ресурсом повышения статуса социальной роли «волонтер» выступает наращивание «значимой причастности» референтных по отношению к волонтерству лиц путем расширения объема и степени интенсивности их «характерообразующих связей» с волонтерами; а также посредством их вовлечения в личностно-ориентированные- и социо-ориентированные «событийные группы», сопровождающие, как сами волонтерские проекты, так и процессы их общественного признания на «ситуативном», «биографическом», «историческом» уровнях. Поддержание данных условий призвано обеспечить реализацию таких основных функций процесса вовлечения как: побуждающую, деятельностную, интегративную, направляющую, способную обеспечивать формирование у участников волонтерских проектов такого качества как «вовлеченность» [3].

Подчеркивая многоаспектность проблемы организации волонтерского движения, укажем на диссертационную работу Р.Н. Жаворонкова «Гражданско-правовое регулирование добровольческой и благотворительной деятельности в Российской Федерации» (2004 г.), которая выделяется среди остальных работ, посвященных добровольческой (волонтерской) деятельности, так как автор являлся соискателем ученой степени кандидата юридических наук, и предметом его исследования являлись нормы, составляющие правовую основу благотворительной и добровольческой деятельности в Российской Федерации, а также практика их применения [8].

Освещению в его работе подвергаются как акты федерального законодательства, регламентирующего благотворительную и добровольческую деятельность, так и акты субъектов федерации и органов местного самоуправления. По мнению автора, необходимо разграничивать близкие по содержанию понятия благотворительной и добровольческой деятельности.

Автор полагает, что не все стороны благотворительной и добровольческой деятельности нуждаются в правовом регулировании. Для регулирования определенных аспектов волонтерства вполне достаточно норм, принимаемых и действующих в рамках общественных объединений и иных некоммерческих организаций. Такие объединения и организации способны, отмечается в работе, к саморегулированию определенных аспектов организуемого ими добровольчества. В то же время есть отношения в сфере волонтерской деятельности, которые нуждаются в обязательном урегулировании их правовыми нормами.

Так к примеру, по мнению Р.Н. Жаворонкова, возрастной порог для добровольцев следует повысить до шестнадцати или пятнадцати лет, а на осуществление волонтерской деятельности с четырнадцати лет установить ограничение в виде обязательного получения предварительного разрешения законных представителей малолетнего и органов опеки и попечительства.

Автор считает и подчеркивает это в работе, что добровольцами следует признавать граждан, осуществляющих благотворительную деятельность под эгидой благотворительной организации. Такой акцент соответствует правовому статусу благотворительной организации, которая создается для реализации благотворительных целей в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. Добровольческие группы и организации, занимающиеся проблемами социально незащищенных категорий населения по типу их основных благополучателей, автор делит на три вида: группы само- и взаимопомощи; группы, лоббирующие интересы социально незащищенных категорий населения; группы, оказывающие услуги другим организациям [8].

Особенности правового регулирования волонтерской деятельности могут, на наш взгляд, влиять и на педагогические аспекты изучения данной проблемы.

Обобщая материалы названных в данной статье диссертационных исследований, следует отметить, что волонтерская деятельность, организованная в учреждениях высшего профессионального образования, рассматривается как важный ресурс профессионального и личностного развития будущих специалистов. Для достижения наиболее высокого социально-педагогического эффекта волонтерства вся работа по развитию данной деятельности и привлечению к ней студентов должна быть интегрирована в образовательную среду вуза.


Библиографическая ссылка

Грувер Н.В. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ (ВОЛОНТЕРСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 1. – С. 77-87;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1546 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674