Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКОВ, НУЖДАЮЩИХСЯ В РЕАБИЛИТАЦИИ ПО ПСИХИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ

Былинина Л.В. 1 Смирнова С.В.  1
1 ФГБОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия» Минздрава России
Реабилитация подростков вследствие психиатрических проблем стала в последнее время крайне актуальной. Социально-психологический и психопатологический анализ поведения подростков, находящихся на стационарном лечении психиатрической больницы, выявил большое число подростков, совершивших общественно-опасные деяния, в основном грабежи (в среднем составляет 63?%). Отмечается тенденция к увеличению числа сопутствующих заболеваний. У подростков обоего пола выявлено наличие эписиндрома. По клиническим проявлениям выявлено преобладание полиморфных эпиприпадков, острых дисфорических состояний, синдрома резко выраженной инертности и замедленности психических процессов. Все это позволяет говорить о серьезности проблемы как при сочетанном, так и осложненном варианте эписиндрома. В психиатрическом стационаре выявлено увеличение числа подростков с умственной отсталостью легкой степени. Реабилитация детей нуждается в развитии и внедрении инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины, повышения эффективности службы родовспоможения, развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения.
подростки
реабилитация
психическое состояние
1. Анисимов Л.Н. Профилактика алкоголизма и наркомании среди молодежи / Л.Н. Анисимов. – М., 1988. – С. 29–34.
2. Былинина Л.В., Смирнова С.В. Социально-психологическая и психопатологическая характеристика подростков, находящихся на стационарном лечении в психиатрической больнице // Вопросы медицинской реабилитации при оказании психиатрической помощи: сборник научных трудов; под общ. ред. Е.В. Руженской. – Иваново, 2016. – С. 3–8.
3. Воронина О.А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе / О.А. Воронина // Общественные науки и современность. – 2000. – № 4.9. – 20 с.
4. Галагузова М.А. Социальная педагогика: курс лекций / М. А. Галагузова. – М., 2000. – С. 209–234.
5. Гиниятова Ю.Р., Комаров С.Д., Корягина Н.А., Иванова С.В., Руженская Е.В. Реабилитационные возможности социального волонтерского проекта «Антистресс» // Научный поиск. – 2015. – № 2.2. – С. 50–53.
6. Гурьева В.А. Юношеские психопатии и алкоголизм. – М., 1980.
7. Клиническая и судебная подростковая психиатрия / под ред. В.А. Гурьевой. – М., 2001. – 480 с.
8. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков – Л.: Медицина, 1977.
9. Клецина И.С. Гендерная социализация / И.С. Клецина. – СПб., 1998. – С. 56–58.
10. Руженская Е.В. Профилактическое направление в сфере охраны психического здоровья детского населения // Психические и наркологические расстройства: социальная стигма и дискриминация: есть ли выход?: Материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием / ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет», ГУЗ «ТОКПБ №1 им. Н.П. Каменева»; под. ред. Д.М. Ивашиненко, 2015. – С. 93–98.
11. Руженская Е.В. Современные подходы к организации социореабилитации лиц с психическими расстройствами // Вестник Ивановской медицинской академии. – 2016. – Т. 21. № 2. – С. 10–15.
12. Смирнова С.В., Овчинникова И.В. Детерминанты криминальной агрессивности молодежи // Вестник Ивановской медицинской академии. – 2009. – Т. 14. – С. 97–98.
13. Смирнова С.В. Социально-психологическая характеристика молодежной криминальной агрессивности: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Кострома: Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова, 2006.
14. Смирнова С.В. Социально-психологические и личностные детерминанты, предрасполагающие к криминальной агрессивности в молодежной среде // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2005. – Т. 11; № 10. – С. 64–66.

Защита прав подростков стала в последние десятилетия государственной задачей во всех цивилизованных странах, что нашло отражение в соответствующих международных документах («Пекинские правила», 1985; «Конвенция о правах ребенка», 1990 и пр.). Изучение подростковой психопатологии становится все более актуальным в условиях непрекращающихся сложных социально-экономических преобразований в обществе.

Подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11–12 до 14–15 лет). В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности.

Анализ клинико-психопатологической и социально-психологической характеристики подростков, находящихся на лечении в психиатрическом стационаре позволил сделать следующие выводы. В психиатрическом стационаре выявлено увеличение числа подростков с умственной отсталостью легкой степени. Так, заболеваемость мальчиков составила 37,5 % в 2011 г., в 2013 г. – 63 %, а девочек – 30 % в 2011 г., 67 % в 2013 г. Наряду с этим снизилась выраженная степень заболевания у мальчиков и у девочек (с 25 до 0 %), что говорит о более стойких терапевтических ремиссиях данного контингента больных. Наряду с этим, у девочек прослеживается преобладание заболеваний эмоционального уровня – эмоционально-неустойчивое расстройство личности, истерическое расстройство личности, острая депрессивная реакция на стресс.

Анализ наследственности говорит о ее отягощенности. В основном это хронический алкоголизм родителей, являющийся причиной лишения родительских прав. Прослеживаются другие психопатологии (шизофрения одного из родителей, малоумие обоих родителей). Возрастание отягощенности наследственными факторами составляет около 50 % на мужском отделении. На отделении принудительного лечения специального типа отягощенная наследственность составляет 100 %. Среди женщин отмечается отсутствие наследственной отягощенности почти в 70 % случаев.

Алкоголизм – одна из наиболее серьезных проблем нашего времени. «Похититель рассудка». Так именуют алкоголь с давних времен.

Многовековой опыт человечества, а также исследования специалистов-медиков свидетельствуют о том, что потомство в семьях неумеренно пьющих и страдающих алкоголизмом родителей чаще заболевают этой болезнью. Так, французский врач-психиатр, исследовавший эту проблему еще в XIX веке, писал: «В первом поколении – нравственная испорченность, алкогольные излишества; во втором – пьянство в полном смысле; представители третьего поколения страдали ипохондрией, меланхолией, были склонны к убийству и самоубийству; в четвертом – тупость, идиотизм, бесплодие…» – таково рода вырождение чаще всего встречается в семьях неумеренно пьющих. Доказано неспецифическое вредное влияние алкоголя на наследственный аппарат и на половые клетки, в результате чего ребенок чаще рождается с различными отклонениями или уродствами, которые объединяются медиками под общим названием алкогольного синдрома плода. Врожденные аномалии потомства в семьях пьющих встречаются довольно часто в виде различного рода психопатизаций или акцентуаций характера различных степеней: злобность, агрессивность, дебильность, расстройство влечений и поведения, ранняя асоциальность поведения, недостаточная устойчивость к различного рода стрессовым факторам, а также постоянно пониженный фон настроения. Все отмеченные черты сами по себе нередко являются поводом для слишком раннего и частого употребления алкоголя в качестве средства для коррекции поведения. Также отмечено, что у лиц с отклонениями в психике алкоголизм, т. е. зависимость от алкоголя, развивается гораздо раньше, чем у здоровых людей. Тем более алкоголь гораздо сильнее действует на организм детей и подростков, чем взрослых, а потому симптомы алкоголизма появляются у детей в более ранние сроки. Так, установлено, что в возрасте 17–18 лет достаточно от 1,5 до 2 лет пьянства, чтобы стать алкоголиком, тогда как от 14 до 16 лет алкоголизмом заболевают уже в течение 5–6 месяцев. Исследование гендерных особенностей показало, что девочки в целом относятся к алкоголю отрицательно, но девочки в большей степени предрасположены к употреблению алкоголя, чем мальчики. Однако употребление алкоголя зависит от личностных качеств мальчиков и девочек, среды их обитания.

Обращает внимание повышение показателей агрессивности подростков. Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. В ходе ряда исследований были получены данные, которые показывают, что агрессивные подростки при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения отличаются некоторыми общими чертами: бедностью ценностных ориентаций, их примитивностью, отсутствием увлечений, духовных запросов, узостью и неустойчивостью интересов, в том числе и познавательных; повышенной внушаемостью, подражательностью, неразвитостью нравственных представлений, эмоциональной грубостью, озлобленностью как против сверстников, так и против окружающих взрослых, наличием крайних самооценок (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной, в последнем случае агрессия может выступать как защитная реакция компенсирующая собственную уязвимость), повышенной тревожностью, страхом перед широкими социальными контактами эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций, преобладанием защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Этому возрасту свойственны рефлексия и самоанализ. Он характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью. В этот период происходит становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» – центральное психологическое новообразование юношеского возраста.

Социально-психологический и психопатологический анализ поведения подростков, находящихся на стационарном лечении психиатрической больницы, выявил большое число подростков, совершивших общественно-опасные деяния, в основном грабежи (в среднем составляет 63 %). Говоря об особенностях агрессивных проявлений подростков, мы должны помнить, что у мальчиков и девочек они специфически окрашены в соответствии с половой принадлежностью. Мальчики, несмотря на то, что они физически сильнее девочек, обладают большей чувствительностью к воздействию как физических, так и психических факторов. Неслучайно у мальчиков чаще, чем у девочек, встречаются психические нарушения. Данные психологов разных стран мира свидетельствуют о том, что агрессивное поведение гораздо чаще встречается у мальчиков, чем у девочек, а случаи антиобщественных поступков находятся в отношении 10 : 1. Дело в том, что психические различия мальчиков и девочек определяются как половым диморфизмом и соответствующими общими особенностями и закономерностями его развития, так и спецификой проявления характерных типов мужественности и женственности, обусловленных воздействием социальных факторов, уровнем развития общества. Агрессивное поведение подростков нередко связано с алкоголизацией. Поскольку подростки алкоголизируются, как правило, в группе, то подогретое алкоголем стремление «не отставать от других» и «жажда подвига» часто приводят к демонстративным асоциальным поступкам. Особенно усиливает подобные действия наличие в компании подростков женского пола. Нередко они же являются и организаторами противоправных действий. Причём по сравнению с подростками мужского пола у них отмечается более выраженное «огрубление» личности. Имеются значительные различия в проявлении агрессивности у мальчиков и девочек-подростков. Внутри подросткового возраста как у мальчиков, так и у девочек существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. Так, установлено, что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: в 12 и 14–15 лет. У девочек также обнаруживается два пика: в 11 и в 13 лет. За внешней грубостью мальчиков-подростков и скрытностью девочек лежит сложная картина половозрастных различий их развития, в том числе развития и проявления различных форм агрессивности.

Суицидальные показатели снизились: у девочек – с 50 до 33 %, у мальчиков – с 22 до 9 %. У подростков, находящихся на отделении принудительного лечения специального типа, за весь анализируемый период в анамнезе не отмечено поступлений с данной патологией.

Немецкий психиатр A. Baer сказал: «Какое ужасающее противоречие в том, что ребенок, рожденный и предназначенный непосредственно для радостного и невинного наслаждения жизнью, сам накладывает на себя руки». По настоящее время общественность не перестает волновать проблема подростковых суицидов, число которых неуклонно возрастает. Данная тенденция отмечается не только в России, но и в ряде западных стран. По данным Всемирной организации здравоохранения, количество суицидов среди лиц в возрасте 15–24 лет в последние 15 лет увеличилось в 2 раза и в ряду причин смертности во многих экономически развитых странах занимает 2–3-е место. Необходимо также учитывать, что на каждое законченное самоубийство у подростков приходится до 100–200 суицидальных попыток. По абсолютному количеству самоубийств среди подростков в возрасте от 15 до 19 лет Россия, к сожалению, занимает 1-е место в мире. Ежегодно добровольно расстаются с жизнью около 2500 несовершеннолетних. Ожидается, что в последующее десятилетие число самоубийств среди подростков будет расти быстрее.

В последнее время произошел резкий сдвиг в скорости биологического созревания молодежи. Их психологическое развитие и социальная адаптация в какой-то степени не способны угнаться за теми требованиями общества, которые позволяют характеризовать подростка как готового к взрослой и самостоятельной жизни. Экономические и социокультуральные изменения последних 20 лет играют определенную негативную роль. Растет распространенность и легкодоступность алкоголя, наркотических средств, которые нередко являются составной частью суицидальной попытки, притупляя чувство самосохранения. Информационная «поддержка» современными СМИ темы суицида, нейтральное отношение к нему общества, распространение суицидальных интернет-сообществ, пропагандирующих индивидуальный или расширенный киберсуицид, также повышают риск совершения суицида у подростков.

По данным А. Е. Личко, лишь в 10 % случаев у подростков имеется истинное желание покончить с собой (покушение на самоубийство), в 90 % – это «крик о помощи». Неслучайно 80 % попыток совершается дома, притом в дневное или вечернее время, т. е. «крик» этот адресован ближним. Очевидно также относительное преобладание подростков-суицидентов старшего пубертатного возраста.

В младшем подростковом возрасте суицидальные попытки наблюдаются у мальчиков и девочек приблизительно поровну, а в среднем и старшем пубертатном периоде попытки самоубийства совершают по преимуществу девочки.

Известно, что распространенность суицидальных попыток среди молодых людей намного выше, чем завершенных суицидов. Наибольший рост числа суицидальных попыток наблюдается в возрасте 13–16 лет. При этом соотношение суицид/попытка суицида у мальчиков составляет 1/15, а у девочек – 1/85.

Отмечается тенденция к увеличению числа сопутствующих заболеваний. У подростков обоего пола выявлено наличие эписиндрома. Это подтверждает известный факт, что пик заболеваемости приходится на пубертатный период, когда происходит значительная эндокринная и нервно-психическая перестройка организма. По клиническим проявлениям выявлено преобладание полиморфных эпиприпадков, острых дисфорических состояний, синдрома резко выраженной инертности и замедленности психических процессов. Все это позволяет говорить о серьезности проблемы как при сочетанном, так и осложненном варианте эписиндрома. Зато отмечено явное снижение числа полиморфных эпиприпадков почти в 2 раза, что в первую очередь говорит о серьезном и масштабном подходе государства к решению данной проблемы. Существование федеральных целевых программ, направленных на обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи, повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную медицинскую помощь, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации.

Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины, повышение эффективности службы родовспоможения, развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей, а также обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами – основные задачи современного здравоохранения.

Повышение роли России в глобальном здравоохранении; рост эффективности и прозрачности контрольно-надзорных функций в сфере охраны здоровья; медико-биологическое обеспечение охраны здоровья населения; обеспечение системности организации охраны здоровья – важные направления дальнейшего развития.


Библиографическая ссылка

Былинина Л.В., Смирнова С.В.  СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКОВ, НУЖДАЮЩИХСЯ В РЕАБИЛИТАЦИИ ПО ПСИХИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 1. – С. 32-35;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1540 (дата обращения: 26.10.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074