В настоящее время в образовательной деятельности школ используют такие активные методы обучения как метод проектов. В современной школе созданы условия для школьников, где они могут проявить свои способности и индивидуальность; для формирования у них навыков и умений научно-практической деятельности [1].
Проектную деятельность обычно проводиться как во время урока, так и во внеурочное. Из за специфики исследовательской работой наш проект проводился вне школы.
Поэтому предлагаем для рассмотрения организацию проектной деятельности учащихся во внеурочное время.
Исследования и практика многих ученых показывает, что наибольший интерес у учащихся вызывает деятельность практического характера. Школьникам нравится работать с тем биологическим материалом, который они могут перенести в реальную жизнь, который найдет непосредственное применение в их жизни [2,3].
Рассмотрим методику организации проекта «Изучение фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях ЮКО» на занятиях кружка.
Проектная деятельность учащимися выполнялась поэтапно. На первом этапе была организована подготовительная работа: школьники ознакомились с целью и задачами проекта, методами исследования.
На втором этапе проводилась непосредственная работа над школьным проектом «Изучение фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях ЮКО».
На заключительном этапе были представлены результаты выполненного проекта.
Цели проекта:
Образовательная: формировать умения применять биологические знания в решении практических задач.
Развивающая: развивать способности к анализу и синтезу.
Воспитательная: способствовать поддержанию интереса к биологическим наукам, формированию умения работать в группе.
Материалы и методы исследования
Для выполнения проектной деятельности использовались методы исследования: анализ педагогической и методической литературы; теоретические методы для разработки методики организации проектной деятельности и непосредственной реализации этой разработки; эмпирические методы для внедрения разработанной методики в организацию биологического кружка и стандартные методы отлова, учета и определения насекомых.
Результаты исследования и их обсуждение
Организации проектной деятельности школьников во внеурочное время осуществлялось на базе биологического кружка в №15 школе-лицей им. Д.И. Менделеева г. Шымкента.
Разработанная программа проекта «Изучение фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях ЮКО» была апробирована на занятиях секции «Энтомолог» биологического кружка и рассчитана на учащихся 7 – 9 классов. Секцию посещало 12 учеников. Занятия проводились один раз в неделю.
Данная программа предусматривала формирование у школьников интереса к зоологии и применение биологических знаний в повседневной жизни.
Планируемый результат: научить учащихся распознавать клопов, в том числе среди них вредителей, обитающих на посадках томатов в огороде, на даче, познакомиться с мерами борьбы с ними, применять биологические знания для решения задач практического характера.
Актуальность темы. Овощеводство является одними из ведущих отраслей сельского хозяйства Южно-Казахстанской области. Среди овощных культур большое народно-хозяйственное значение имеют томаты. Ни одна из овощных культур не используется так широко и многообразно, как томаты. Кроме потребления в свежем виде, они служат высококачественным сырьем для консервной промышленности.
Почвенно-климатические условия Южно-Казахстанской области благоприятны для выращивания этой ценной по своим качественным и вкусовым показателям культуры томатов. Однако, существенным фактором, снижавшим урожайность и качество плодов томатов является вредная деятельность многих видов насекомых.
Целью работы поставили изучение видового состава фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях Южно-Казахстанской области.
Определили следующие задачи исследования:
• изучение видового состава полужесткокрылых;
• выявление клопов-вредителей томатов;
• изучение сезонной динамики популяций наиболее вредоносных видов клопов.
Школьники ознакомились с методами исследования: стандартные методы отлова, учета и определения насекомых.
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследований по изучению фауны вредителей томатов окажут помощь в разработке рекомендаций «Системы защиты культуры томатов, картофеля от вредителей и болезней в условиях Южно-Казахстанской области».
Аналитический этап. Школьники, выполняющие проект были разделены на две группы, которые провели обзор литературы по теме исследования. Первая группа сделала анализ литературы по исследованиям фауны полужесткокрылых, обитающих в агробиоценозах пасленовых. Вторая группа сделала анализ литературы по биоэкологическим особенностям основных клопов-вредителей томата.
Анализируя информацию, ребята отметили, основными вредителями томата являются переносчики вирусных болезней – разные виды тлей, клопов, а также гусеницы хлопковой совки, которые повреждают растения томата.
Этап обобщения информации. После того, как все учеты насекомых проведены, определена их видовая принадлежность, настает самый ответственный момент – обработка полученных данных.
Заключительный этап показал, что у учащихся сформированы умения ставить проблемы, выделять цель и задачи своей работы, а также оценивать результат, осуществлять поиск информации, обрабатывать ее; навыки письменной, групповой коммуникации, умение вести себя в публичном выступлении.
Участники проектной деятельности представили свои работы членам кружка и учителям, которые сопровождались комментариями и описанием фауны полужесткокрылых, обитающих на плантациях томата. Ученики рассказали о проведенной работе, о трудностях, с которыми встретились на пути создания проекта. Остальные участники высказали свое отношение к проделанной работе. По окончанию выступления задавались вопросы по ходу организации, проведению работы, по теоретическому разделу курса.
Были предложены варианты продолжения работы над проектом «Изучение фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях ЮКО».
Результаты оценки проектной деятельности показали, что учащиеся смогли использовать знания зоологии в работе над проектом. А также показали ответственное отношение к выполнению поставленных задач.
Участники самостоятельно провели все этапы работы над предложенным проектом, оформили свои мысли в письменном виде, представили результат своей работы остальным участникам.
В ходе обсуждения, школьники высказали свою заинтересованность в выполнений подобных проектов.
Анализ деятельности каждого участника проекта показал, что поставленные цели и задачи были полностью выполнены.
Выводы
1. Организация проекта «Изучение фауны полужесткокрылых на плантациях томата в условиях ЮКО» во внеурочное время в рамках биологического кружка дала положительные результаты. В ходе проектной деятельности учащиеся приобрели новые знания о сущности метода проектов, его реализации, овладели навыками проектной работы, научились выделять цели и задачи проекта, тем самым составлять план всей работы, разбиваться на группы, внутри группы делить обязанности (распределять роли), осуществлять работу по поиску и обобщению информации, по предоставлению результата своей деятельности.
2. Результаты школьного научного проекта по изучению видового состава фауны полужесткокрылых агроценоза томатах показали, что растения заселяются 6 видами насекомых, относящихся к 3 отрядам.
3. Основными вредителями томата в условиях ЮКО являются свекловичный, полынный, люцерновый клопы.
Библиографическая ссылка
Бозшатаева Г.Т., Оспанова Г.С., Адилбекова Г.О., Турабаева Г.К. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ // Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. № 1. С. 29-31;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1539 (дата обращения: 02.04.2025).