Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Барабанов Р.Е. 1
1 АОЧУ ВО «Московский финансово-юридический университет МФЮА»
Актуальность данной статьи обусловлена тем, что в настоящее время система образования в РФ находится на этапе модернизации и внедрения различного рода инноваций. Автор рассматривает важнейшие причины провала инноваций и возврата образовательной модели к прошлому состоянию. В статье приводятся также основные факторы успешного внедрения инноваций.
система образования
инновации
образовательная среда
система воспитания и обучения
педагогические работники
1. Барабанов Р.Е. Систематизация школьного процесса обучения // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. на-уч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). – Уфа: Лето, 2013. – С. 35–40.
2. Барабанов Р.Е. «Роботы в школе» – перспектива развития российского образования?! // ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ научный альманах. Москва, 2016. С. 76–78.
3. Барабанов Р.Е., Мисоченко М.С., Чистовский Д.И., Чистякова И.Г. Современное мировое образовательное пространство и перспективы его развития // Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи материалы научно-практической конференции. – М., 2016. – С. 543–585.
4. Дергачева Н.С., Барабанов Р.Е. Теоретические аспекты и принципы организации образовательного процесса в рамках уроков истории как способ формирования культурного самосознания, социальной и гражданской идентичности // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2016. – № 3. – С. 52–59.

Для современного педагогического работника наиболее сложной в образовательном процессе является ступень внедрения различных инноваций [1]. Актуальным является изучение механизмов внедрения инновационных методов обучения и воспитания в современную систему образования, поскольку перед педагогами нередко возникают проблемы, связанные с провалами инновационных моделей и возвратом к прошлому состоянию. В связи с этим мы считаем необходимым подробно рассмотреть данную проблему по пяти позициям:

1. Образовательная среда бурно развивается, жизнь получают новые инновационные технологии [3]. Именно на этапе внедрения инноваций весь теоретический материал приходится вставлять в рамки реальности. Именно на этом этапе многое приходится пересматривать и иногда очень долго «работать напильником». Причем зачастую приходится пересматривать цели, чтобы адекватно использовать имеющиеся образовательные средства.

2. Не мудрено, что процесс внедрения инноваций очень часто заканчивается провалом и возвратом к прошлому состоянию из-за недостаточно проработанного материала, из-за того, что за основу брался всем известный материал и из-за недостатка средств (знаний, финансовых потоков) [3].

3. Провал внедрения, на наш взгляд, – это обязательная составляющая потому что, теория – теорией, но практика обычно отличается от моделей, на которых разрабатывается теория [1, 3]. Нет абсолютно идеальных условий в реальности чтобы любая теоретически разработанная схема была реализована полностью – что-то приходится доделывать или кардинально изменять, что несомненно является провалом воплощения изначальной модели. Инноватор должен чётко это осознавать и не страшиться. В случае провала инновации следует выделить те цели, которых удалось достичь, проанализировать достижимость оставшихся и выставить новые, более близкие и реальные. Если этого не происходит, то наблюдается регресс, отказ от инновационной деятельности вообще.

4. В ходе реализации различных инноваций приходится пройти множественные этапы моделирования, разработки, согласования, внедрения, «допиливания», сопровождения [1, 2, 3]. Препятствиями и трудностями могут стать: адекватность расстановки приоритетов и целей, готовность их изменения. В этом случае важна надёжность и ответственность исполнителей и интеграторов инноваций. Адекватная профессиональная подготовка людей, непосредственных участников инновационной работы – является залогом успешной инновационной деятельности.

5. Этап внедрения инноваций также может закончиться провалом из-за недостаточной технической поддержки применения инновационных технологий, недостаточной квалифицированности специалистов, которые должны использовать инновации в образовательном процессе. Инновации должны оставаться инновациями, не входить в обиход, а быть всегда интересными, заставляющими участников образовательного процесса продолжать своё развитие в профессиональной сфере [2, 3].

Безусловно, внедрение инноваций в образовательную среду является достаточно сложным шагом на пути реализации новых педагогических идей, так как педагогические раздумья здесь предполагают владение психолого-педагогической теорией, умение выстроить в единую концепцию свои идеи, обоснование необходимости или неизбежности инноваций, выделение факторов, способствующих внедрению новшества. Этот этап предполагает информационное обеспечение планируемого нововведения. Тщательная работа на этапе организации нового образовательного пространства влечет за собой дальнейших успех по внедрению инноваций в педагогический процесс [3].

Чтобы избежать провала инноваций необходимо серьезно подойти к вопросу создания новых образовательных структур, способствующих освоению новшества. Эти структуры должны быть мобильны, самостоятельны и независимы.

Педагогу нужно четко осознавать, на каком уровне осуществляется инновационный процесс; соотнести состояние образовательного учреждения в целом (или состояние преподавания конкретного предмета, например, история) с тем прогностическим состоянием, которого предполагалось достичь в результате внедрения нововведения [4]. Если соответствие не состоялось, надо найти ответ на вопрос: «почему?».

Успех на внедренческом этапе зависит от двух факторов:

От материально-технической базы того учебного заведения (или образовательной среды), где осуществляется новшество;

От квалификации педагогических кадров и руководителей, от их отношения к новациям вообще, от их творческой активности и уровня креативности.

Любые инновации требуют от педагогических работников повышенных эмоциональных и интеллектуальных затрат, следовательно, и оплачиваться этот труд должен адекватно. В силу названных проблем (профессионализм преподавательского состава; материально-техническая база и общественная оценка труда) инновации в образовании пробивают себе дорогу долго и достаточно болезненно.

Если проанализировать систему отличий традиционного обучения от инновационного и выявить педагогические способы реализации инновационной деятельности, то этот анализ подведет нас к мысли о необходимости смены технологий обучения [2].

В заключение хочется сказать: обязательно нужно помнить о том, что вовлечение различных типов людей в коллективную образовательную деятельность способствует рассмотрению различных позиций, выдвижению чётких и взвешенных инновационных целей, их успешному воплощению, даже в условиях ограниченного финансирования. Коллективное продвижение и развитие средств и идей в любом случае (как бы то ни было) имеет своей целью их окончательное воплощение в практической деятельности. В связи с чем в итоге необходим критический анализ достигнутых результатов и подготовка почвы к дальнейшим инновациям.


Библиографическая ссылка

Барабанов Р.Е. ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 1. – С. 16-17;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1537 (дата обращения: 26.10.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074