Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

РАЗРАБОТКА РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО», «ПЕДИАТРИЯ», «СТОМАТОЛОГИЯ»

Артюхина А.И. 1 Федотова Ю.М. 1 Орехов С.Н. 1 Матвеев С.В. 1 Аюпов И.Ш. 1 Ефремян Г.М. 1
1 ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России
В современном мире меняется образовательная и культурная ситуация в обществе, трансформируется социальный заказ системе высшего образования. Информатизация образования определяет актуальность использования современных образовательных ресурсов. Важным условием выполнения социального заказа является формирование дидактической и методической подготовки преподавателя с помощью которых он сможет организовать свою педагогическую деятельность, учитывая психолого-возрастные характеристики студентов, в соответствии с закономерностями учебного процесса. Задача преподавателя заключается в подготовке компетентного специалиста с формированием профессионального ориентирования студентов на основе развития у них мыследеятельности как психического процесса. Актуальность темы нашего исследования определяется противоречием между необходимостью формирования профессиональной компетентности студентов как будущих специалистов, организации самостоятельной работы, усвоению теоретических знаний и действительным, при объяснении материала студентам необходимо систематизировать свои знания для лучшего освоения, но педагог не имеет возможности достаточно полно управлять течением и формированием мыслительной деятельности студентов.
рабочая тетрадь
медицинское образование
педагогический эксперимент
1. Артюхина А.И., Великанов В.В., Великанова О.Ф., Чумаков В.И. Проектное обучение в формировании базовых и профессиональных компетенций студентов // Альманах-2014 / Международная академия авторов научных открытий и изобретений, Волгоградское отделение; Российская академия естественных наук; Европейская академия естественных наук; Волгоградская академия МВД Российской Федерации. – Волгоград, 2014. – С. 294–299.
2. Артюхина А.И., Чумаков В.И. Педагогическая рефлексия как один из ведущих факторов качественного повышения квалификации врачей-педагогов медицинского университета // Медицинское образование 2013: Сборник тезисов конференции, 2013. – С. 29–32.
3. Артюхина А.И., Чумаков В.И. Реализация инноваций в высшей медицинской школе (андрагогический аспект) // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2015. – № 2. – С. 14–20.
4. Артюхина А.И., Чумаков В.И. Формирование готовности преподавателей медицинского вуза к педагогическим инновациям // Современные аспекты реализации ФГОС и ФГТ. Вузовская педагогика: Материалы конференции / Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого; гл. ред. С.Ю. Никулина, 2013. – С. 199–201.
5. Гумилевский Б.Ю., Жидовинов А.В., Денисенко Л.Н., Деревянченко С.П., Колесова Т.В. Взаимосвязь иммунного воспаления и клинических проявлений гальваноза полости рта // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 7–2. – С. 278 – 281.
6. Данилина Т.Ф., Жидовинов А.В. Гальваноз как фактор возникновения и развития предраковых заболеваний слизистой оболочки полости рта // Волгоградский научно-медицинский журнал. – 2012. – №3. – С. 37–39.
7. Данилина Т.Ф., Наумова В.Н., Жидовинов А.В. Литье в ортопедической стоматологии: Монография. – Волгоград, 2011. – С. 89–95.
8. Данилина Т.Ф., Жидовинов А.В., Порошин А.В., Хвостов С.Н. Профилактика гальваноза полости рта у пациентов с металлическими зубными протезами // Вестник новых медицинских технологий. – 2012. – Т. 19, № 3. – С. 121–122.
9. Данилина Т.Ф., Жидовинов А.В., Порошин А.В., Хвостов С.Н., Майборода А.Ю. Диагностические возможности гальваноза полости рта у пациентов с металлическими ортопедическими конструкциями // Современные наукоемкие технологии. – 2012. – № 2. – С. 49–51.
10. Данилина Т.Ф., Михальченко Д.В., Жидовинов А.В., Порошин А.В., Хвостов С.Н., Вирабян В.А. Способ диагностики непереносимости ортопедических конструкций в полости рта // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 1. – С. 46–48.
11. Данилина Т.Ф., Михальченко Д.В., Жидовинов А.В., Порошин А.В., Хвостов С.Н., Вирабян В.А. Расширение функциональных возможностей потенциалометров при диагностике гальваноза полости рта // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. – 2013. – № 1. – С. 260.
12. Данилина Т.Ф., Михальченко Д.В., Наумова В.Н., Жидовинов А.В. Литье в ортопедической стоматологии. Клинические аспекты. – Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2014. – С. 184.
13. Данилина Т.Ф., Михальченко Д.В., Порошин А.В., Жидовинов А.В., Хвостов С.Н. Коронка для дифференциальной диагностики гальваноза // Патент на полезную модель РФ № 119601, заявл. 23.12.2011, опубл. 27.08.2012. – Бюл. 24. – 2012.
14. Данилина Т.Ф., Наумова В.Н., Жидовинов А.В., Порошин А.В., Хвостов С.Н. Качество жизни пациентов с гальванозом полости рта // Здоровье и образование в XXI веке. – 2012. – Т.14; № 2. – С 134.
15. Данилина Т.Ф., Порошин А.В., Михальченко Д.В., Жидовинов А.В., Хвостов С.Н. Способ профилактики гальваноза в полости рта // Патент на изобретение РФ №2484767, заявл. 23.12.2011, опубл. 20.06.2013. – Бюл. 17. -2013.
16. Данилина Т.Ф., Сафронов В.Е., Жидовинов А.В., Гумилевский Б.Ю. Клинико-лабораторная оценка эффективности комплексного лечения пациентов с дефектами зубных рядов // Здоровье и образование в XXI веке. – 2008. – Т. 10, № 4. – С. 607–609.
17. Жидовинов А.В. Обоснование применения клинико-лабораторных методов диагностики и профилактики гальваноза полости рта у пациентов с металлическими зубными протезами / Жидовинов А.В.: Дис. – Волгоград: ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет», 2013.
18. Жидовинов А.В. Обоснование применения клинико-лабораторных методов диагностики и профилактики гальваноза полости рта у пациентов с металлическими зубными протезами: автореф. дис. ... мед. наук. – Волгоград,. – 2013. – 23 с.
19. Жидовинов А.В., Головченко С.Г., Денисенко Л.Н., Матвеев С.В., Арутюнов Г.Р. Проблема выбора метода очистки провизорных конструкций на этапах ортопедического лечения // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. – С. 232.
20. Жидовинов А.В., Павлов И.В. Изменение твердого неба при лечении зубочелюстных аномалий с использованием эджуайз-техники // Сборник научных работ молодых ученых стоматологического факультета ВолгГМУ: Материалы 66-й итоговой научной конференции студентов и молодых ученых / Ред. коллегия: С.В. Дмитриенко (отв. редактор), М.В. Кирпичников, А.Г. Петрухин (отв. секретарь). – 2008. – С. 8–10.
21. Мануйлова Э.В., Михальченко В.Ф., Михальченко Д.В., Жидовинов А.В., Филюк Е.А. Использование дополнительных методов исследования для оценки динамики лечения хронического верхушечного периодонтита // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – С. 1020.
22. Медведева Е.А., Федотова Ю.М., Жидовинов А.В. Мероприятия по профилактике заболеваний твёрдых тканей зубов у лиц, проживающих в районах радиоактивного загрязнения // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12–1. – С. 79–82.
23. Михальченко Д.В., Слётов А.А., Жидовинов А.В. Мониторинг локальных адаптационных реакций при лечении пациентов с дефектами краниофациальной локализации съемными протезами // Современные проблемы науки и образования. -2015. – № 4. – С. 407.
24. Михальченко Д.В., Гумилевский Б.Ю., Наумова В.Н., Вирабян В.А., Жидовинов А.В., Головченко С.Г. Динамика иммунологических показателей в процессе адаптации к несьёмным ортопедическим конструкциям // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. – С. 381.
25. Михальченко Д.В., Порошин А.В., Шемонаев В.И., Величко А.С., Жидовинов А.В. Эффективность применения боров фирмы «Рус-атлант» при препарировании зубов под металлокерамические коронки // Волгоградский научномедицинский журнал. Ежеквартальный научнопрактический журнал. – 2013. – № 1. – С. 45–46.
26. Михальченко Д.В., Филюк Е.А., Жидовинов А.В., Федотова Ю.М. Социальные проблемы профилактики стоматологических заболеваний у студентов // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. – С. 474.
27. Поройский С.В., Михальченко Д.В., Ярыгина Е.Н., Хвостов С.Н., Жидовинов А.В. К вопросу об остеоинтеграции дентальных имплантатов и способах ее стимуляции // Вестник Волгогр. гос. мед. ун-та. – 2015. – № 3 (55). – С. 6–9.
28. Столярчук Л.И., Ануфриева Е.В., Полежаев Д.В., Машихина Т.П., Радзивилова М.А., Дресвянина А.В., Роговская Н.И., Шустова Л.П., Елькова Л.С., Зиновьева Э.Х., Чумаков В.И., Фролова Т.М., Розка В.Ю., Целуйко В.М., Блудилина О.А., Ворожбитова А.Л. Гендерный подход и вопросы образования // Волгоградский государственный медицинский университет. – Волгоград, 2010. – С. 56–63.
29. Харькова Н.Н., Чумаков В.И. К вопросу о проблемах воспитания иностранных студентов медицинского вуза // Грани познания. – 2014. – № 3 (30). – С. 81–84.
30. Чумаков В.И. Организация педагогического взаимодействия преподавателя и иностранных студентов на занятиях по социологии (гендерный аспект) // Грани познания. – 2010. – № 2 (7). – С. 48–49.
31. Чумаков В.И. Развитие гуманистической направленности женского образования в России во второй половине XIX – начале XX в.: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Волгоград: Волгоградский государственный педагогический университет, 2007.
32. Чумаков В.И. Развитие гуманистической направленности женского образования в россии во второй половине XIX – начале XX вв.: Дис. … канд. пед. наук. – Волгоград: Волгоградский государственный педагогический университет, 2007.
33. Шемонаев В.И., Михальченко Д.В., Порошин А.В., Жидовинов А.В., Величко А.С., Майборода А.Ю. Способ временного протезирования на период остеоинтеграции дентального имплантата // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 1. – С. 55–58.
34. Mashkov A.V., Sirak S.V., Mikhalchenko D.V., Zhidovinov A.V. Variability index of activity of masticatory muscles in healthy individuals within the circadian rhythm // International Journal Of Applied And Fundamental Research. – 2016. – № 5.
35. Matveev S.V., Sirak S.V., Mikhalchenko D.V., Zhidovinov A.V. Rehabilitation diet patients using the dental and maxillofacial prostheses // International Journal Of Applied And Fundamental Research. – 2016. – № 5.

В современном мире меняется образовательная и культурная ситуация в обществе, трансформируется социальный заказ системе высшего образования. Информатизация образования определяет актуальность использования современных образовательных ресурсов. Важным условием выполнения социального заказа является формирование дидактической и методической подготовки преподавателя с помощью которых он сможет организовать свою педагогическую деятельность, учитывая психолого-возрастные характеристики студентов, в соответствии с закономерностями учебного процесса. Задача преподавателя заключается в подготовке компетентного специалиста с формированием профессионального ориентирования студентов на основе развития у них мыследеятельности как психического процесса. Актуальность темы нашего исследования определяется противоречием между необходимостью формирования профессиональной компетентности студентов как будущих специалистов, организации самостоятельной работы, усвоению теоретических знаний и действительным, при объяснении материала студентам необходимо систематизировать свои знания для лучшего освоения, но педагог не имеет возможности достаточно полно управлять течением и формированием мыслительной деятельности студентов [12,3,4,5].

Анализ научно-педагогической и методологической литературы свидетельствует, что одним из наиболее эффективных средств высшего образования является организация самостоятельной деятельности студентов. В концепции федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования самостоятельная работа превращается в ведущую форму организации учебного процесса. Широкое распространение приобретают средства обучения, которые могут выполнять функцию преподавания и учения, к ним можно отнести рабочие тетради. Рабочая тетрадь представляет собой дидактический материал, способствующий работе студента по усвоению учебной дисциплины на занятии и дома в самостоятельной форме, формировании практических умений и навыков[4,5,6] .Рабочая тетрадь студента, моделирует психологическую структуру познавательной и практической деятельности студента. Модернизация учебно-воспитательного процесса в Волгоградском государственном медицинском университете проходит на основе требований нового Федерального государственного образовательного стандарта. Она основывается на «Концепции развития Волгоградского государственного медицинского университета на 2013 – 2018 гг.», в которой предусмотрен синтез образования, науки и инновационной деятельности, позволяющий разрабатывать и внедрять новые образовательные технологии мирового уровня, формировать у выпускников вуза профессиональные компетенции, обеспечивающие их конкурентоспособность на международном рынке медицинских услуг. Проблемы совершенствования подготовки специалистов-медиков продолжают оставаться актуальными, в том числе и ввиду наличия дисбаланса между требованиями к базовым компетенциям врачей и отставанием их формирования, то есть освоение студентами базовых компетенций на завершающих этапах профессионального образования, а не на начальных. [6,7,8,9,10]

При подготовке врачей приходится принимать во внимание особенность специальности. Учитывая этические аспекты профессиональной деятельности врача, организация учебного процесса довольно затруднительна. Рабочие тетради позволяют изучить, проанализировать, обобщить и распространить передовые медицинские знания и умения [11,12].

Основным источником, обеспечивающим обратную связь преподавателя и студентов, являются опрос, проверочные работы, тестирование. При этом опрос носит эпизодический характер и требует значительных затрат времени. Поэтому наиболее оптимальным средством управления мыслительной деятельности является рабочая тетрадь. Перед нами стоит противоречивая задача: с одной стороны, использовать все возможные методы для формирования развития познавательных интересов обучаемого, вывести его на новый уровень знаний, а с другой сделать доступным материал, который базируется на фундаментальных знаниях. Одной из форм, помогающих решить проблему, являются систематизированные, логически, целенаправленно разработанные задания для самостоятельной работы студентов, в которых последовательно выдвигаются познавательные задачи. Решая эти задачи, студенты осознанно и активно усваивают знания и учатся творчески применять их в новых условиях. Самостоятельная работа, как отмечает П.И. Пидкасистый, – это любая организованная преподавателем активная деятельность студентов, направленная на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний[].Рабочая тетрадь студента, моделирующая психологическую структуру познавательной и практической деятельности студента на занятии, включает [13,14,15,16,17]:

– схему ориентировки в учебном материале, раскрывающую системообразующие связи между модулями, темами и элементами каждой компетенции (знать, уметь, владеть),

– мотивационную задачу/задание,

– блок целеполагания,

– пакет учебной литературы,

– программу учебно-исследовательской деятельности студента по работе с учебной литературой методом системного анализа,

– систему ситуационных/клинических и логических задач,

– материалы самостоятельной работы,

– материалы рефлексии продукта и результата учебной деятельности студента на учебном занятии.

У студента формируются следующие элементы общекультурных и профессиональных компетенций – знание и умение:

– работать с учебной литературой и извлекать из нее необходимую информацию;

– проводить обобщение и систематизацию информации;

– строить «схемы ориентировки» в изучаемом материале системного типа (методом системного синтеза);

– «превращать» научные знания в свои субъектные знания;

– строить деятельность (ее структуру и содержание) в процессе решения учебно-профессиональных практических задач (на основе системно-деятельностного метода);

– приводить доказательства и аргументы для обоснования выбранного способа решения учебно-профессиональных практических задач;

– работать с понятиями, выделять их внутреннюю структуру и содержание, внешние связи между понятиями;

– использовать логические приемы мышления (группировка, сравнение, классификация, построение причинно-следственной связи и др.) в решении задач;

– проводить самоконтроль, самооценку и самокоррекцию своей учебной деятельности.

Как следствие, у каждого студента:

– развивается учебная самостоятельность как показатель сформированности его «умения учиться», что проявляется в угасании потребности студента обращаться за помощью к кому-либо или чему-либо по причине наличия у него построенных им самим опорных таблиц и опорных карт;

– повышается качество формируемых компетенций, которое оценивается по их главному компоненту:

– умению, интегрирующему в себе и знания, и навыки (которые входят в это умение);

– навыку как автоматизированному умению;

– резко сокращается количество допускаемых ошибок в решении учебно-профессиональных практических задач по сравнению с предыдущим материалом или другой рядоположной по сложности дисциплиной;

– резко сокращается количество пересдач и отработок учебного материала и высвобождается свободное время для других дел;

– повышается мотивация к процессу учения и будущей профессиональной деятельности;

– появляется высокая результативность учебно-профессиональной деятельности;

– появляется моральное удовлетворение процессом и результатами своей учебной деятельности [18,19,20].

В педагогике высшей школы много внимания уделяется вопросам системе развивающего обучения, новым коммуникационным технологиям в образовании, педагогической технологии [21,22,23].

Рабочая тетрадь – это не просто другая форма организации учебного материала, но иная технология работы, предполагающая активную субъектную позицию студента, который, выполняя задания на страницах тетради, творит своё мнение, позицию. Использование рабочей тетради способно решить многие задачи, стоящие перед преподавателем и студентом. Для этого, на наш взгляд, необходимо, чтобы она соответствовала рабочей программе и календарно-тематическому плану дисциплины. Кроме этого, рабочая тетрадь должна соответствовать ряду принципов. Основоположником принципов дидактики стал Ян Амос Коменский, чешский педагог-гуманист. Он внес большой вклад в педагогику, раскрыл сущность каждого принципа и показал необходимость применять принципы в работе. При создании рабочей тетради должны использоваться основные принципы дидактики. В дидактике известна регулярность: усвоение всегда происходит в процессе активной умственной деятельности обучаемых. С этой регулярностью связан принцип сознательности и самостоятельности в обучении. На этом принципе базируется создание рабочей тетради [24,25].

При разработке рабочих тетрадей возникает множество проблем. Проблемами создания и использования рабочих тетрадей в образовательном процессе не только школ, но и вузов занимаются Шиленков Р.В., Голобокова Г.И., Привалова Е.А., которые сошлись в едином мнении, что электронная рабочая тетрадь многофункциональное дидактическое средство, которое помогает развить самостоятельность обучающихся при индивидуальных занятиях, а также повышает эффективность учебного процесса в целом [26,27,28].

Учитывая внедрение новых дидактических средств для организации разных видов учебной деятельности студента на занятии и моделирования ситуации его «вынужденного правильного действия» при выполнении разных видов заданий и задач, мы решили разработать рабочие тетради по оториноларингологии по специальности «лечебное дело», «стоматология», «педиатрия». Исследования апробируется на 6 группах, обучение проводилось в прошедшем времени. С РТ студенты работали во время занятия, на ее заполнение отводилось 40 минут в конце семинара по каждой теме для закрепления материала. Рассмотрим применение РБ на примере изучения студентами дисциплины оториноларингология в Волгоградском государственном медицинском университете [29,30].

Представленная рабочая тетрадь соответствует следующим требованиям:

1. Обеспечена достаточная глубина и научная достоверность изложения содержания учебного материала, предоставляемого РБ.

2. Доступность обучения осуществляется посредством образовательных ресурсов, что означает необходимость определения степени теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно индивидуальным особенностям обучающихся.

3. Обеспечивается проблемность обучения, что обусловлено самой сущностью и характером учебно-познавательной деятельности.

4. Сознательности обучения осуществляется обеспечением средствами РБ самостоятельных действий студентов по извлечению информации при четком понимании конечных целей и задач учебно-познавательной деятельности.

5. Систематичность и последовательность обучения подтверждаются тем, что знания, умения, навыки и компетенции формируются в определенной системе, в строго логическом порядке и находят применение в практической деятельности.

6. Развивается интеллектуальный потенциал студента при работе с РБ.

Структура рабочей тетради:

– главная страница;

– цели студента;

– информационный блок;

– практический блок;

– контролирующий блок;

– литература.

Главная страница – это своеобразное меню, содержащее наименования разделов. Информационный блок содержит краткие теоретические сведения, в виде таблиц. Пример таблицы.

Таблица 1

Пример таблицы

Интраоперационные

Ранние послеоперационные осложнения

Поздние послеоперационные осложнения

кровотечения

выкашливание трахеотомической трубки

грануляции

остановка дыхания и коллапс

эмфизема подкожная и медиастенальная

рубцовые стенозы гортани, трахеи

повреждения пищевода

ателектаз

Трахео-эзофагеальный свищ

 

пневматоракс

 
 

закупорка трахеотомической трубки

 
 

гнойный транхеобронхит

 
 

Вторичные кровотечения

 

Практический блок включает ситуационные задачи, вопросы, таблицы, наглядные схемы и рисунки по нозологическим разделам для самостоятельной аудиторной работы студентов, соответственно каждому факультету.

Пример наглядного рисунка для студентов стоматологического факультета

art1.tiff

Рис. 1. Типы строения верхнечелюстной пазухи

Назовите три типа строения верхнечелюстной пазухи, в зависимости от расположения ее дна относительно нижней стенки полости носа (рис. 1).

Пример ситуационной задачи для стоматологического факультета

Прочитайте условия ситуационной клинической задачи, установите предварительный диагноз, составьте план обследования и лечения в соответствии со стандартом оказания медицинской помощи [30,31,32]

Больная Д., 37 лет, обратилась на консультацию к оториноларингологу с жалобами на выделения из левой половины полости носа, боли в правой половине лица. Находилась на стационарном лечении в ЛОР отделении, где выполнялись пункции верхнечелюстной пазухи слева, получали зловонный гной светло-серого цвета. Консультирована челюстно-лицевым хирургом – данных за одонтогенный синусит не выявлено. Больная выписана из стационара. Вышеописанные жалобы у больной на фоне лечения не купированы.

Объективно: слизистая оболочка полости носа отечная, гиперемированая, нижние носовые раковины застойные, в левой половине носа гной, перегородка носа S – образно искривлена. Глотка, гортань без особенностей. Барабанные перепонки с обеих сторон серые, с опознавательными знаками. При акуметрии шепотная речь 6 м, разговорная речь 12 м с обеих сторон. После осмотра рекомендовано выполнение компьютерной томографии околоносовых пазух (рис. 2).

art2.tiff

Рис. 2. Компьютерная томография околоносовых пазух

Пример таблицы для педиатрического факультета

Укажите уровень расположения гортани по отношению к позвоночнику в различные возрастные промежутки.

Таблица 2

Уровень расположения гортани по отношению к позвоночнику в различные возрастные промежутки

У взрослого человека

 

У детей

 

У пожилых людей

 

Пример ситуационной задачи для педиатрического факультета

Ребенок 5 лет плохо дышит носом, часто страдает респираторными заболеваниями, несколько раз болел ангиной, плохо спит, вскрикивает во сне, отмечается ночное недержание мочи.

Объективно: бледность кожных покровов, полуоткрытый рот. Сглаженность носогубных складок. Высокое, «готическое» небо.

Пример ситуационной задачи для факультетов «лечебное дело.

Прочитайте условия ситуационной клинической задачи, установите предварительный диагноз, составьте план обследования и лечения в соответствии со стандартом оказания медицинской помощи.

Больной Б., 42 года, обратился в поликлинику к оториноларингологу с жалобами на заложенность носа, гнойные выделения из обеих половин полости носа, гипосмию, головную боль в височной области, повышение температуры до 37,6°C. Самостоятельно стал использовать спрей Ксилометазолин, с незначительным положительным эффектом. Из анамнеза установлено, что данные жалобы появились около 10 дней назад, на следующий день после удаления 15, 16, 26, 27 зубов. Объективно: носовое дыхание затруднено с обеих сторон, слизистая оболочка полости носа отечная, гиперемированая, перегородка носа S – образно искривлена, нижние носовые раковины увеличены, застойные. В области средних носовых ходов с обеих сторон отмечается слизисто – гнойное отделяемое. По задней стенке глотки стекает слизь.

Подтверждение эффективности РБ мы отслеживали по результатам выполнения студентами специально составленных итоговых тестов. Экспериментальная группа (ЭГ) состояла из 38 студентов, а контрольная (КГ) из 37 студентов четвертого курса по специальности «лечебное дело», «педиатрия», «стоматология». ЭГ обучалась с использованием диагностируемой педагогической технологией, КГ обучались с использованием классической педагогической технологии, соответственно рабочей программы.

Для оценки результативности нашей работы мы использовали порядковую шкалу, в которой выделили три уровня знаний, низкий (средний балл от 3.0до 3.9), средний (средний балл от 4.0 до 4.4), высокий (средний балл от 4.5 до 5.0). Сформировали в программе Microsoft Excel для Windows табл.1, в которой указаны верхние границы диапазонов.

Поставили в соответствии уровням знаний (низкому, среднему и высокому) баллы – 1,2 и 3. Вычислили на основании табл. 1 сначала для КГ и ЭГ до начала эксперимента число ее членов, получивших балл, принадлежащий тому или иному диапазону, потом для ЭГ и КГ после эксперимента, распределили по уровню знаний табл. 2.

Таблица 3

Соответствие уровня знаний порядковой шкале

Уровень знаний

Максимальный средний балл

Низкий (1балл)

3.9

Средний (2 балла)

4.4

Высокий (3 балла)

5.0

Таблица 4

Результаты измерений уровня знаний в контрольной и экспериментальной группе до и после эксперимента

Уровень знаний

Контрольная группа до начала эксперимента

Экспериментальная группа до начала эксперимента

Контрольная группа после окончания эксперимента

Экспериментальная группа после окончания эксперимента

низкий

10

9

8

4

средний

18

20

19

18

высокий

9

9

10

16

art3.tiff

Рис. 3. Результаты измерений уровня знаний в контрольной и экспериментальной группе до и после эксперимента в процентном соотношении

Как мы видим, в ЭГ по сравнению с КГ уровень усвоения знаний более высокий. По мере изучения темы у студентов ЭГ, по сравнению с учащимися КГ, значительно улучшились результаты выполнения контрольных работ, тестирования. Анализ полученных данных выявил положительную динамику уровня усвоения учебного материала студентами при использовании рабочей тетради. Такими образом, применение рабочей тетради в обучении студентов медицинского вуза улучшает качество образования, повышает эффективность учебного процесса на основе его индивидуализации, предоставляет возможность реализации перспективных методов обучения, формирует ключевые образовательные компетенции [32,33,34].

В ЭГ проводилось анкетирование после проведения эксперимента для определения степени результативности образовательной технологии по пятибалльной шкале внутри студенческой группы. Студенты достаточно высоко оценили результативность применения РТ, были удовлетворены образовательным процессом [34,35].

Проведен анализ методического обеспечения кафедры оториноларингологии, целесообразность разработки РБ оправдана, так как кафедра не работала с данной педагогической технологией, но имеет необходимые ресурсы для ее создания. Рабочая тетрадь разработанная по изучаемой дисциплине это наглядное представление основного учебного материала в логике познавательной деятельности.

На сегодняшний день, одним из ведущих направлений деятельности вузов, является разработка педагогических технологий, направленных на самостоятельную работу студентов. РТ предоставляет преподавателю и учащемуся комплекс информационных материалов и образовательных функций, которые сопровождают учебный процесс и делают его эффективным. Для выполнения цели, поставленной в данной выпускной квалификационной работе нами, был изучен материал по выбранной теме, выполнен анализ предметной области, на основании которого подобран материал для рабочей тетради, проанализированы особенности проектирования, преобразован теоретический материал. Первая глава посвящена изучению теоретических основ разработки рабочих тетрадей. Рассмотрены следующие вопросы: этапы разработки, современное состояние проблемы внедрения данного средства обучения, структура, требования по созданию и понятие рабочей тетради, которые позволяют оценить эффективность ее использования [34].

Во второй главе, посвященной разработке и апробации РТ мы экспериментально оценили результативность нашей работы, наглядно увидели эффективность ее применения, увеличение уровня знаний студентов, заинтересованности в предмете, активизации самостоятельной работы учащихся, улучшения показателей итогового тестирования [35].

Основные трудности, которые возникли во время выполнения моей работы были на этапе внедрения, связанные с низким интересом студентов к выполнению заданий в начале их работы, но при детальном ознакомлении большая часть студентов положительно восприняла ее заполнение.

В заключение можно сказать, что РТ является вполне современным способом ведения учебного процесса. Несомненные преимущества: проверка усвоения материала, контроль деятельности учащихся, проверка полученных знаний; сами уроки проходят более разнообразно, следствием чего является повышение интереса аудитории, повышение познавательной самостоятельности у студентов, развитие ключевых образовательных компетенций. Таким образом, РТ является одним из немаловажных атрибутов обучения по оториноларингологии, так и другим дисциплинам в вузе. Разработка и применение данного средства обучения – это та сторона педагогической деятельности, в которой проявляется индивидуальное мастерство, творческий поиск преподавателя, его умение побудить студентов к обучению.


Библиографическая ссылка

Артюхина А.И., Федотова Ю.М., Орехов С.Н., Матвеев С.В., Аюпов И.Ш., Ефремян Г.М. РАЗРАБОТКА РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО», «ПЕДИАТРИЯ», «СТОМАТОЛОГИЯ» // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 1. – С. 7-15;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1536 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674