Развитие системы образования в данный исторический период может служить индикатором направленности социально-экономических изменений. В последнее десятилетие знания и компетенция все чаще рассматриваются как один из основных экономических ресурсов. Принципиальные изменения в экономике, информационных технологиях требуют от специалистов более широких компетенций, которые могут быть перенесены из одной сферы деятельности в другую. Возрастает роль социальных и коммуникативных умений, способности работать в команде, принимать решения и пр. В связи с этим роль образования приобретает особую значимость, как для стратегии развития отдельной личности, так и для работодателя и для общества в целом. Становление глобального рынка труда и политические перемены предъявляют новые требования к качеству подготовки специалиста. И на первое место выходит такая качественная характеристика результата обучения в школе, колледже, вузе как актуальность приобретенных знаний и навыков, т.е. конкурентоспособность выпускника. Качество – это степень соответствия выпускника предъявленным требованиям рынка труда, в контексте Болонского соглашения, не только одной страны рынка труда, но и Европейского. Новые задачи диктуют необходимость создания образовательного учреждения инновационного типа. Одним из путей решения данной проблемы является более широкое внедрение новых информационных технологий в образовательную среду, а именно в процесс создания, диагностирования и издания учебной литературы.
В настоящее время формируется представление об учебниках нового поколения, который, прежде всего, должны создаваться на основе оригинальной концепции, отличающей издание от уже имеющихся в системе образования. Появились новые жанры учебных изданий. Рассмотрим некоторые из них.
1. Концепция курсов. Авторы разных учебников и пособий по разному относятся к этому вопросу. Одни считают, что нужна концепция учебного издания, а другие считают, что материалы концепции можно отразить в пояснительной записке к программе. Единого подхода не существует. На мой взгляд, концепция нужна, так как автор в ней систематизирует свои мысли, ставит конкретные задачи и указывает каким образом достичь конечной цели и что это даст.
2. Учебники-тетради. У такой книги очень короткий срок использования в школе, что способствует удорожанию образовательного процесса, но тем не менее есть необходимость создания данного учебного издания. К примеру, Учебная тетрадь, созданная мною и моим коллегой Каламыциным «Школа здорового питания» вызвала большой интерес среди учителей, учеников, родителей городов Астаны и Алматы. Яркая рабочая тетрадь с сюжетной линией и полюбившимся детям персонажем казахских сказок Алдар – Косе в роли помощника учителя в объяснении «вкусного и полезного материала». Герои рабочей тетради – современные дети, такие есть в каждой школе. Персонажи «Школы здорового питания» говорят с ребенком на одном языке, они близки и понятны. Задания подобраны таким образом, чтобы ребенок смог дополнить полученные знания своим собственным опытом и воображением. Главная задача рабочей тетради привить интерес к знаниям и самостоятельно дойти до конечного результата получаемых знаний и опыта.
3. Учебник-практикум, например по литературе, не всегда может заменить учебник, который представляет целостное систематическое изложение содержания учебного курса. Учебник-практикум содержит не только теоретические сведения, но и систему практических заданий на основе текста, что создаёт условия для реализации взаимосвязи уроков русского языка и литературы. Такие учебники предназначены для дополнительных занятий по любому предмету во всех звеньях общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, для факультативных занятий, а также для самостоятельной работы старшеклассников при подготовке к экзаменам (тестированию). Учебник входит в учебно-методический комплект, включающий программу, методические рекомендации, дидактические материалы. К примеру, в УМК для учащихся 11 класса «Русская литература XX века Писатель и эпоха», В УМК для учащихся 11 класса «Русская литература XX века Писатель и эпоха» Алматы, издательство «Жазушы» имеется: учебник, хрестоматия и методические рекомендации для учителя. В хрестоматии даны не только отрывки из произведений, но практические задания, которые способствуют самостоятельному усвоению материала и дают возможность делать выводы учащихся самостоятельно.
4. Учебное пособие – учебное издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник и официально утверждённое в качестве данного вида изданий.
В школе, колледже, вузах к учебным пособиям относятся: хрестоматии, сборники задач и упражнений по изучаемой дисциплине различные справочники и словари (орфографические, иностранных слов), математические таблицы и т.д.
В хрестоматиях в зависимости от задач обучения определённому методу подбираются литературно-художественные или научно-популярные произведения (отрывки из них). Хрестоматии, включающие научно-популярные произведения, называют, как правило, книгами для чтения. Они предназначены для внеклассного чтения. Учебник и учебное пособие имеют гриф, который проставляется на титульном листе.
Практикум – учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению, закреплению пройденного и проверке знаний.
Учебно-методическое пособие – учебное издание, включающее материалы по методике преподавания учебной дисциплины, её раздела, части или по методике воспитания.
Содержание книг учебно-методической тематики разнообразно. В них освещается передовой опыт учителей, раскрывается специфика преподавания конкретных предметов. Издаются методические пособия, в которых раскрывается способ обучения. Эти издания называют методическими пособиями для учителей.
Методические пособия выпускаются по всем дисциплинам, изучаемым в общеобразовательных школах, колледжах, вузах. Характер пособий различен. Некоторые из них охватывают преподавание одного учебного предмета во всех классах школы, колледжа, вуза другие – изучение отдельных предметов в разных классах, группах, курсах или изучение отдельных тем программы. Пособия содержат методические указания к учебникам, методические разработки и планы уроков, темы контрольных работ, тестовых заданий, сочинений, библиографические списки и т.д.
Учебное наглядное пособие – учебное издание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию. Примером учебного наглядного пособия являются картографические издания по истории Казахстана, используемые при изучении истории Казахстана в средней школе. В этом направлении много учебно-наглядных пособий для учащихся начальной школы, для студентов колледжей, вузов по специальностям строительства, архитектуры, дизайна и т.д.
Производственное издание включает сведения по технологии, технике и организации производства, оно рассчитано на специалистов различной квалификации, занятых в сфере практической деятельности.
Производственные издания необходимы для тех, кто работает на предприятиях разного направления. Больше всего встречается в банковской структуре, на заводах, фабриках. Это: официальное, научное, научно-популярное, производственное, учебное, общественно-политическое, справочное и энциклопедические. К примеру, стандарты – нормативное производственно – практическое издание, содержащее комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации, которые устанавливают на основе достижений науки, техники и передового опыта и утверждают в соответствии с действующим законодательством. Стандарты существуют и используются во всех отраслях, в том числе и в системе образования (ГОСО Р.К. по всем ступеням обучения, Положения и правила о деятельности учебных заведений, предприятий, банков и т.д.)
Практические руководства содержат преимущественно описательно-эмперический материал и служат повышению квалификации специалистов или рассчитаны на лиц, желающих самостоятельно овладеть какой-либо профессией или навыками работы. Практические руководства, методические рекомендации также используются в различных отраслях, в зависимости от направления деятельности (медицине, образовании).
Справочное издание содержит краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания. К справочным изданиям принадлежат отраслевые энциклопедии, словари, разнообразные по своему характеру справочники. Как пример этого вида изданий можно назвать «Педагогическую энциклопедию» и «Педагогический словарь».
Библиографическая ссылка
Имангожина О.З. НОВЫЕ ЖАНРЫ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – № 4. – С. 13-15;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1517 (дата обращения: 03.12.2024).