Внедрение инноваций всегда связано с позитивными ожиданиями изменений результатов обучения и воспитания. За последние два десятилетия казахстанское образование подвергалось внедрению нескольких таких инноваций: внедрение электронного обучения, Кембриджская программа повышения педагогического мастерства учителей, дуальная система профессионального образования и другие. Сами по себе инновации применительно к отдельным организациям образования дают положительный результат, однако при системном массовом внедрении в организациях образования они ожидаемого эффекта не дают. Причины разных результатов при массовом и индивидуальном внедрении кроются в системообразующих процессах. Если инновация внедряется в отдельно взятой организации образования, то в данном учебном заведении разрабатывается план, содержащий пошаговые действия от изучения инновации, возможности ее внедрения, административного и методического сопровождения до контроля результатов на основании принятых измерителей. Это классическая схема процедуры внедрения инновации.
К сожалению, в казахстанском образовании чаще принято начинать процесс без необходимого нормативно-правового и методического сопровождения. Примером может служить дуальная система профессионального образования признанная в мире одной из самых эффективных систем подготовки трудовых ресурсов. В Казахстане неоднократнопредпринимались попытки ее внедрения через международные проекты Европейского фондаразвития образования (ЕФО), проекты Германского общества технического сотрудничества (GTZ). Интерес к дуальной системе профессионального образования у профессионально-технических училищ и колледжей проявлялся до того времени, пока проект финансово обеспечивался инвесторами. После завершения проекта деятельность организаций профессионального образования возвращалась к прежней системе функционирования. Основная причина таких результатов слабое законодательное и нормативное обеспечение подготовки трудовых ресурсов в организациях технического и профессионального образования (ТиПО).
В 2010-2012 годах Министерство образования и науки РК (МОН) финансировало научно-исследовательский проект «Совершенствование законодательного обеспечения развития технического и профессионального образования». Результатами научного исследования стал анализ законов Республики Казахстан регламентирующих деятельность организаций технического и профессионального образования (ТиПО) и предложения по внесению в них изменений и дополнений в целях более полного законодательного обеспечения подготовки трудовых ресурсов. После завершения научного исследования МОН РК не инициировало ни одного предложения в качестве изменения и дополнения в законы в части развития профессионального образования сформулированного в научном исследовании. Практическая значимость научного исследования оказалась минимальной, а государственные средства потрачены неэффективно. Приходится констатировать, что без соответствующего законодательного и нормативного обеспечения дуальное обучение в организациях ТиПО так и останется благим пожеланием.
Другой большой государственный проект внедрения электронного обучения «E-learning», был начат в 2011 году в соответствии с «Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы» (ГПРО). Его цель «обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям». По итогам четырех лет реализации проекта «E-learning» можно подвести первые итоги. Проект реализуется по трем основным направлениям:
– материально-техническое и программное обеспечение;
– разработка и обеспечение организаций образования цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР – электронный учебник);
– обучение педагогического и управленческого персонала организаций среднего и профессионального образования применению системы электронного обучения.
По данным направлениям работа велась разными организациями. Вместе с тем следует отметить необходимость соблюдения определенной последовательности, реализации проекта электронного обучения.
1. На первом этапе должны быть разработаны программные продукты электронного обучения (электронные журнал, расписание, дневник, делопроизводство и т.д.) и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР – электронные учебники). Определены технические спецификации оснащения необходимым оборудованием организаций образования различных типов и видов.
2. На втором этапе обучение руководителей, учителей и преподавателей пользованию программными продуктами электронного обучения и электронными учебниками.
3. На третьем этапе необходимо обеспечить организации образования техническим и методическим сопровождением внедрения электронного обучения.
Отдельные направления должны были быть разработаны до начала реализации других. Так обучение работников образования применению системы электронного обучения должно проводиться на основе программного обеспечения ведения школьной документации (электронные расписание, дневник, делопроизводство, статистика и отчетность, сервисы оповещения). Однако данные программы были представлены системе повышения квалификации в 2013 году, через два года после начала проекта. Поэтому специалистам Республиканского института повышения квалификации руководящих и научно-педагогических кадров системы образования (РИПК СО) пришлось самим разработать методическое обеспечение учебного процесса. Внедрение электронного обучения предполагает применение в учебном процессе электронных учебников. Значит, учителей необходимо было научить применению электронных учебников. Однако в 2011 г. был разработан и утвержден МОН РК только один электронный учебник – учебник истории Казахстана. До настоящего времени полный перечень электронных учебников для средней школы МОН РК не апробирован и не утвержден. Соответственно наибольший эффект при обучении применения электронного обучения получили только учителя истории. Учителя других предметов пользованию цифровыми образовательными ресурсами обучались виртуально. Программное обеспечение электронного обучения было разработано в 2013 году с опозданием на 2 года. В результате потребовалось дополнительное обучение администраторов и педагогов школ уже прошедших обучение. Даже после того как программное обеспечение электронного обучения разработчиками было предоставлено учебным заведениям низкое качество не позволяло использовать его продолжительное время. В 2013 г. оно менялось каждый квартал. Техническая поддержка программного обеспечения разработчиками не обеспечивала бесперебойного функционирования.
Единственное направление проекта внедрения электронного обучения«E-learning», которое в полном объеме выполнено это повышение квалификации работников образования. За 2011-2014 годы в системе повышения квалификации ежегодно по проекту «E-learning» обучено 24 тысячи педагогов. По 8 тысяч в год. Именно система повышения квалификации постоянно поднимала проблемы: программного обеспечения, разработки ЦОР, методической поддержки внедрения электронного обучения.
Внедрение электронного обучения значительный государственный проект в образовании его результативность должна быть обеспечена законодательными и нормативными актами. Поэтому в Плане мероприятий пореализации ГПРО (утвержден Постановлением Правительства РК № 130 от 11.02.2011 г.) предусмотрена «Разработка нормативной правовой базы системы электронного обучения, включая сбор первичных статистических данных, на основе международных стандартов и технических регламентов эксплуатации системы электронного обучения». Очевидно, что должны быть внесены соответствующие дополнения и изменения в Закон «Об образовании», разработаны и утверждены МОН РК положения об электронном обучении, внесены изменения в должностные обязанности работников образования, разработаны и утверждены технические спецификации оснащения организаций образования различных типов и видовоборудованием для применения электронного обучения. В штаты организаций образования должны быть введены специалисты обеспечивающие работу техники и программного обеспечения. Без выполнения этих условий эффективность проекта электронного обучения «E-learning» представляется проблематичной.
С 2012 года в системе повышения квалификации начался масштабный проект по обучению учителей школ педагогическим технологиям. Только в АО Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» за три года (2012-2014 гг.) по кембриджским программам прошли обучение 27898 учителей. Общее количество учителей обучившихся на уровневых курсах составило 39850 человек. Все участники обучения отмечают прогрессивность программы для профессионального роста учителя. Государство обеспечило финансовую поддержку учителям во время учебы (оплата командировочных расходов в течении двух месяцев) и успешно освоившим программу. Прошедшим обучение на сертификат третьего уровня зарплата повышена на 30%, второго уровня на 70%, первого на 100% (дополнение в постановление Правительства РК от 29 декабря 2007 г. № 1400 от 9 ноября 2012 г. № 1424). Вместе с тем на практике влияние учителей обучившихсяна уровневых курсах, на своих коллег в школах оказалось малоэффективным. Причин тому несколько. Первая – руководители школ не знакомы с данной программой и ее влиянием на качество образования. Без их поддержки инновации в учебном процессе не могут быть успешно реализованы. Вторая – для учителей освоивших новые педагогические технологии методическая поддержка не обеспечена. На местах методическое обеспечение осуществляют областные, районные и городские методические кабинеты. Данные методические подразделения небыли включены в проект обучения уровневым программам. Разовые поездки тренеров в регионы для консультации учителей имеют ограниченный эффект поскольку ориентированы не на систему образования, а на работу отдельного педагога. В результате приходится констатировать, что внедрение уровневых программ в практику работы учителей школ продумано только на этапе обучения. Последующая работа учителей освоивших уровневые программы не обеспечена методическим сопровождением, системой измерения результатов внедрения педагогической технологии в учебный процесс. Контролирующие подразделения МОН РК и областных управлений образования не готовы осуществлять контроль и определять эффективность работы учителей окончивших уровневые курсы, так как их не обеспечили необходимой подготовкой и измерительным инструментарием.
Наверное, планируя обучение учителей на трехмесячных курсах, следовало предусмотреть обучение всех задействованных в процессе внедрения новых образовательных технологий, специалистов сферы образования. Это можно было реализовать через систему повышения квалификации.
Наиболее сложной в процессе внедрения педагогических технологий является оценка эффективности их внедрения. Следует отметить, что обучение на уровневых курсах ведется с 2012 года, то есть четвертый год. Сертификаты у педагогов, окончивших курсы, заканчиваются через пять лет. Возникает вопрос кто, когда и по каким методикам будет проводить оценку эффективности применения педагогических технологий, которым обучались учителя школ на уровневых курсах?
Приведенные примеры наглядно демонстрируют, к чему приводят не до конца продуманные процессы внедрения инноваций. Можно выделить несколько условий, которые необходимо соблюдать, внедряя инновации в образование.
1. Каждый процесс внедрения инноваций требует индивидуального подхода, который выражается в выстраивании последовательности действий всех задействованных в нем участников.
2. Последовательность действий должна закрепляться документами МОН РК с указанием ответственных исполнителей и сроков выполнения.
3. Внедрение инноваций не является самоцелью, поэтому необходим инструментарий оценки результатов внедрения.
4. Всегда должна определяться конечная цель внедрения инноваций. Для среднего и профессионально-технического образования это результаты обучения учащихся.
Только учебные достижения учащихся могут объективно демонстрировать об эффективности внедрения инноваций.
Проблема внедрения инноваций для образования не нова. Ее обсуждают на протяжении всего развития образования. Однако в последнее десятилетие, когда в странах Содружества независимых государств, проявились и реализуются собственные подходы к организации и содержанию учебного процесса применение в учебном процессе инноваций приобретает национальные подходы, отражающие различный ход изменений в образовании. В то же время появилась возможность видеть новые инициативы инновационных процессов позволяющих различным странам сверять траекторию развития собственной системы образования.
Библиографическая ссылка
Семченко А.А. ТЕХНОЛОГИЯ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В ПРАКТИКУ РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБРАЗОВАНИЯ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – № 1. – С. 56-59;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1510 (дата обращения: 23.11.2024).