Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЛЮБИТЕЛЬСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Чупин В.Е. 1 Лопатин В.В. 1
1 ИБК ППО «Российский профессионально педагогический университет»
В статье поднимается проблема недостаточного количества музыкальных учреждений, специализирующихся на дополнительном образовании для юношества, молодежи и взрослых людей. Ставится вопрос об их увеличении в связи с необходимостью духовно-нравственного развития данной категории населения. Исследуются индивидуально-личностные мотивы, побуждающие к творческой деятельности взрослого человека. Делается вывод о том, что музыкальная школа для взрослых это востребованная для общества модель дополнительного образования, основой для которой лежат возросшие потребности общества в духовно-эстетическом развитии.
дополнительное образование
творческий потенциал
музыкальное творчество
музыкальная школа для взрослых
1. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 12, 22.03.2010.
2. Музыкальный цитатник [электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikiquote.org/wiki (дата обращения 12.12.2015).
3. Яцкова О.Ю. Анализ понятия «творческий потенциал» в современной педагогической литературе / О.Ю. Яцкова // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 25-27.
4. Митина А.М. Перспективы развития дополнительного образования взрослых // Известия ВолгГТУ. – 2006. – №8. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-vzroslyh (дата обращения 7.12.2015).
5. Музыкальная школа им. Н. Римского-Корсакова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rimkor.edu.ru (дата обращения 4.12.2015).
6. Музыкальная школа им. С. Прокофьева [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://msprokofiev.ru (дата обращения 15.12.2015).
7. Кенгерлинская Т.В. СОВРЕМЕННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.21israel-music.com (дата обращения 17.12.2015).
8. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. – К1, 1996. – С. 427.
9. Музыкальная школа для взрослых [электронный ресурс]. Официальный сайт. URL: http://musshkola.nethouse.ru (дата обращения 14.12.2015).

Если мне отрубят обе руки, я буду всё равно писать музыку, держа перо в зубах» [2], сказал однажды русский советский композитор, пианист, музыкально-общественный деятель, педагог, профессор, доктор искусствоведения Д.Д. Шостакович. Высокая оценка музыки в высказывании Шостаковича показывает, что духовные потребности личности, выражающиеся в творчестве, могут иметь чрезвычайно огромное значение для человека.

Однако в нашей стране получить музыкальное образование можно только до шестнадцати лет. После этого такая возможность отсутствует. Это затрудняет творческое развитие. Проблемой обучения людей данных возрастных категорий является отсутствие ориентированного на них методического материала. Так же, проблема состоит в недоступности учреждений дополнительного музыкального образования, предназначенных для обучения взрослых.

На сегодняшний день, будучи специалистами в разных отраслях, люди проявляют интерес к музыкальному искусству. Однако повышение их музыкальной образованности затруднено многими факторами. Необходимость создания музыкальных школ для взрослых, обуславливается тем, что занятия музыкой способствуют не только воспитанию творческого мировосприятия и сознания, но и воли, целеустремлённости, трудолюбия, инициативы, самостоятельности, умению предвидеть ситуацию, верно различать главное от второстепенного, и многие другие качества, столь важные и значимые в любой профессиональной деятельности [7].

Целью исследования является изучение современных тенденций становления и перспектив развития музыкального образования для людей зрелого возраста в России.

В психолого-педагогической литературе понятие творчество чаще всего связывается с понятием творческих способностей (возможностей) и рассматривается как личностная характеристика. Это объясняется тем, что творчество является личностным качеством, базирующимся на развитии высших психических функций. Так считал и советский психолог Выготский Л.С.

Как известно, творчество не может быть стандартно, ведь каждый человек является носителем индивидуально своеобразных черт, следовательно, всякое творчество, в том числе и музыкальное, может быть развито только самим человеком.

Проблему индивидуального музыкального творчества невозможно решить вне контекста развития музыкальных способностей. Для их приобретения, для каждого человека предусмотрены уроки музыки в начальной школе для учеников 5-9 классов.

Согласно трактовке ФГОС [1] начального образования на каждом этапе школьного образования, можно выявить заинтересованность законодателя в духовно-нравственном развитии и воспитании обучающихся. Законодатель, подчеркивает важность освоения основ музыкальной культуры, называя музыку неотъемлемой частью общей духовной культуры.

Также, согласно ФГОС, в результате прохождения музыкальной программы, в идеале, каждый ученик должен иметь творческое воображение, мотивационную направленность на продуктивную музыкально-творческую деятельность [1] .

Содержание начального образования предусматривает индивидуальный подход к каждому ученику [1], но в то же время сам термин «стандарт» несет в себе что-то шаблонное, трафаретное, не заключающее в себе ничего оригинального, творческого. По ФГОС, за содержанием образования всегда выступает модель человека – идеального носителя желаемой образованности. Однако, как мы видим, далеко не каждый ученик после окончания музыкальной программы овладевает основами музыкальной грамотности, развитыми творческими способностями в многообразных видах музыкальной деятельности.

Следовательно, человек, не овладевая по каким-либо причинам музыкальными знаниями в соответствии со стандартом музыкальной программы в школе, не будет ими обладать, а значит, развитие его творческого потенциала будет заторможено.

Являясь достаточно сложным понятием, творческий потенциал личности не имеет однозначного толкования, общепризнанного определения. Так, сторонники аксиологического подхода определяют творческий потенциал как репертуар полученных и самостоятельно выработанных умений и навыков, как способности к действию и мера их реализации в определенной сфере деятельности и общения (М.С. Каган, А.В. Кирьякова и др.) [3]. Однако авторы личностно-деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн, В.И. Андреев, И.Я. Лернер, М.С. Каган, В.Г. Рындак, Ю.Н. Кулюткин и др.) связывают творческий потенциал с такими характеристиками личности, как её субъектность, самобытность, умение созидать продуктивно новое, уникальное, возможность выполнять творческую деятельность [8].

В современной отечественной и зарубежной психологии и андрагогике потребность к познанию рассматривается в качестве присущего человеку внутреннего мотива к когнитивной деятельности по освоению окружающего мира, который сохраняется в течение всей жизни. Кроме того, в результате проведения многочисленных научных исследований отечественные и зарубежные ученые, изучающие интеллектуальные возможности взрослого человека, пришли к осознанию, что взрослые имеют бесконечный потенциал для развития [4].

Очень часто творческая нить знаменитых музыкантов берет начало в детстве, но если человек решает заняться творчеством в зрелом возрасте?

Сфера дополнительного образования ориентирована, в первую очередь, на одну из базовых потребностей современного человека, актуальную в любом возрасте, – это потребность в творческой деятельности, в творческой самореализации.

В настоящее время набирают популярность курсы обучения музыкальной грамотности, видеоуроки по игре на музыкальных инструментах собирают тысячи просмотров на интернет ресурсах. Авторами данных курсов и видеоуроков часто являются простые любители музыкального искусства. Знания, полученные в результате подобных программ, часто оказываются противоречивыми, а изученные материалы подвергаются критике профессиональных педагогов.

Для взрослых людей, желающих раскрыть свой творческий потенциал и получить музыкальные знания необходимо создавать центры дополнительного образования. Идея создания музыкальных школ может быть заимствована у зарубежных стран, например, в Германии, для преобразования музыкальной жизни страны, улучшения общего воспитания и образования посредством музыки, «Молодежным музыкальным движением», привела тогда же к возникновению «юношеских и народных музыкальных школ» [3]. Их организации содействовало Министерство науки, искусства и народного образования, проводившее политику просвещения широких масс.

Закон об образовании в России также допускает реализацию дополнительных общеразвивающих программ реализуются как для детей, так и для взрослых.

В нашей стране уже существуют данные музыкальные учреждения дополнительного образования. В российских столицах деятельность подобных учреждений, естественно, более заметна, при этом некоторые «школы для взрослых» обладают богатыми традициями. Например, Музыкальная школа им. Н. Римского-Корсакова – старейшая и самая крупная в Петербурге – была основана в 1918 году как 15-я районная народная школа музыкального просвещения, изначально доступная для учащихся всех возрастов [5]. В Москве при Детской городской музыкальной школе им. С. Прокофьева существуют платная вечерняя музыкальная школа и отделение общего музыкального образования [6].

В более чем десяти городах России, от Санкт-Петербурга до Иркутска, функционирует проект «Музыкальная школа для взрослых» [9]. На портале «Уроки музыки», позиционируемом как сеть «музыкальных классов» с огромной информационной базой – сведениями об учителях музыки во всех российских регионах, – можно выбрать преподавателя, репетитора, консультанта для кратковременного либо длительного обучения. Популярно сегодня и дистанционное обучение: видеокурсы, онлайн-школы, скайп-уроки [9].

Столь заметный спрос на музыкальное образование, наблюдаемый у взрослого населения, объясняется меняющейся социокультурной ситуацией, возросшей потребностью общества в духовно-эстетическом развитии, «питании» души, точнее, воспитании – как восполнении недополученного и осуществлении нереализованного в детстве. Приятно, что все больше людей осознают насущную необходимость собственного творческого развития.

В отличие от большинства детей, побуждаемых и направляемых родителями, желание заниматься музыкой у взрослых является вполне осознанным. Как правило, это уже состоявшиеся специалисты самых разных профессий: предприниматели, юристы, инженеры, менеджеры, полицейские, туроператоры. Их заинтересованность, увлеченность и уровень мотивации, безусловно, оказываются намного выше и устойчивее. Вот почему и преподаватели, занимаясь с такими учениками, демонстрируют заметно большую активность и самоотдачу.

К сожалению, большинство редко может позволить себе выше перечисленные «школы музыки», из-за своего социально-экономического положения в обществе. Поэтому многие таланты так и остаются не раскрытыми. Возможно, в дальнейшем, в России станут широко-распространены «Музыкальные школы для всех желающих», которые будут безвозмездно обучать музыкальной науке.

Как сказал Лев Николаевич Толстой: «Музыка – высшее в мире искусство», следовательно, каждому, в полной мере, необходимо предоставить доступ к «высшему искусству»[2].

Тенденции приобщения общества к музыкальному образованию растет, но развитие взрослым человеком своих музыкальных способностей в соответствующих учреждениях, на сегодняшний день затруднено. Создание музыкальных школ для взрослых позволит им реализовывать свою потребность в культурно-эстетическом развитии, и повысит уровень культуры общества в целом.


Библиографическая ссылка

Чупин В.Е., Лопатин В.В. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЛЮБИТЕЛЬСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – № 3. – С. 139-141;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1503 (дата обращения: 22.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674