Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

THE MAIN DIRECTIONS, FORMS AND MEANS OF MILITARY-PATRIOTIC WORK IN THE ARMED FORCES OF RUSSIA

Bulygin A.A. 1 Postnikov S.V. 1
1 Volsky Military Institute of Material Support (branch) of the Military Academy of Material and Technical Support named after Army General A.V. Khrulev of the Ministry of Defense of the Russian Federation
Annotation. The article describes the main directions, forms and means of military-patriotic work organized in the structure of military-political work in the Armed Forces of the Russian Federation. This direction appeared relatively recently and, although it has well-established traditions back in the twentieth century, it has not been used in the practice of military teachers for many years. Only in the 2010s. it has regained its meaning. The main difference between military-patriotic work is its focus on the formation of patriotism not among military personnel, but among civilian youth of pre-conscription and military age, attracting the efforts of both educators in the structure of the Armed Forces and military pensioners, volunteers cooperating with military units, state and municipal authorities, representatives of public organizations working together with military organizations. To date, a solid regulatory framework has been created in this direction. However, military educators do not have a clear understanding of the variety of directions, forms and means of military-patriotic work. The authors not only provide a classification, but also provide some recommendations for their possible implementation. The work is addressed to specialists in military and political work in the Armed Forces of the Russian Federation.
military-political work
military-patriotic work
areas of education
forms of education
means of education

Несмотря на то, что военно-патриотическая работа Приказом Министра обороны Российской Федерации № 803 от 28.12.2021 г. (далее – Приказ 803 [1]) определена как одно из направлений военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее – ВС РФ), она не является выраженным видом деятельности, по ней не существует четких определений, ее направления, формы и средства названы, но понимаются по-разному. Специфичность военно-патриотической работы определяется ее целями. В Приказе 803 они характеризуются как оказание содействия органам и организациям власти различного уровня в патриотическом воспитании разных категорий граждан. Исходя из этого, Приказ 803 перечисляет направления военно-патриотической работы. Их четыре: 1) утверждение в обществе осознанного отношения к выполнению конституционного долга и обязанности гражданина РФ по защите Отечества, повышение авторитета и престижа военной службы; 2) реализация в пределах предоставленных полномочий государственных программ патриотического воспитания граждан РФ и их подготовки к военной службе; 3) организация взаимодействия органов военного управления и военных комиссариатов субъектов РФ с государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами и организациями в интересах военно-патриотического воспитания молодежи; 4) содействие в установленном порядке деятельности молодежных и ветеранских организаций, общественных объединений, движений, центров [1, ст. 28]. Подробно они рассматриваются в статье.

Цель исследования – проанализировать направления, формы и средства, накопленные в отечественной педагогике, применительно к опыту воспитания военнослужащих.

Материалы и методы исследования

Для объективной оценки предмета исследования авторы статьи обращаются к сопоставительному анализу разработанной нормативно-правовой базы, в том числе приказа Министра обороны России, а также имеющегося педагогического опыта (Е.Н. Гарин, М.О. Грек, Е.В. Ступоченко, А.В. Черкасов и др. [2–5]).

Результаты исследования и их обсуждение

Под утверждением в обществе осознанного отношения к чему-либо понимается выработка определенной формы общественного сознания. В данном случае гражданско-государственной идеологии. Она сопровождается сначала появлением чувства заинтересованности к формируемой идее, после – сопричастности к усилиям людей, организующих ее, наконец, необходимости собственного вклада, потребности в активном участии и (или) организации. Так, например, в Советском Союзе, особенно в 1930–1960-е гг., существовала система патриотического воспитания, готовящая детей-октябрят, подростков-пионеров, людей юношеского возраста – комсомольцев к сознательной активной жизни патриота. К сожалению, со временем эта идея нивелировалась. Существующая сегодня система формирования гражданско-государственной идеологии в сознании молодежи не имеет стройной закономерности: она в реальности не продвигается дальше этапа заинтересованности; этап сопричастности достигается лишь в 5–10 % случаев, а необходимость возникает лишь у людей, профессионально занимающихся патриотическим воспитанием молодежи. Для сравнения, к 1941 г. только число членов общества «ГТО» (старших подростков) в СССР составляло более 5 млн чел., 2,5 % от общей численности населения [6]. Численность пионеров и комсомольцев – 21,9 млн чел., или 11,2 % от количества населения страны [7]. Поэтому усилия ВС РФ в этом направлении при правильной организации должны и могут обеспечить положительный рост осознанного отношения к военно-патриотическим обязанностям молодежи.

Реализация государственных программ патриотического воспитания осуществляется в основном в рамках Федерального проекта «Патриотическое воспитание», и по подсчетам его организаторов охватывает не менее 24 % населения России. Проект включает в себя: патриотическое движение Ассоциации студенческих патриотических клубов «Я горжусь»; Общероссийскую общественно-государственную детско-юношескую организацию «Российское движение школьников»; Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия»; Всероссийский конкурс «Большая перемена» и др. Участие должностных лиц, подразделений и частей ВС РФ в этой работе приоритетно должно быть ориентировано на подготовку граждан к военной службе.

Взаимодействие органов военного управления с органами гражданского управления на всех уровнях может быть только в рамках взаимосогласованных усилий. Например, Минпросвещения России, как инициатор и актор федеральных военно-патриотических проектов и программ, обращается к Минобороны России за необходимыми консультациями (собственных специалистов по военной подготовке у Минпросвещения в штате нет), за предоставлением действующих образцов вооружения, техники, военного оборудования для демонстрационных и тренировочных целей (из-за монополии Минобороны на данные средства), за использованием территорий, полигонов, плацев, музеев, выставочных комплексов (ввиду невозможности гражданскими властями содержать реальные объекты военной инфраструктуры) и т.д. Подобные формы взаимодействия должны быть налажены не только на федеральном уровне, но и на региональном и местном. Так, образовательные организации Вольского и Балаковского муниципальных образований Саратовской области активно взаимодействуют с Вольским военным институтом материального обеспечения, используя в качестве воспитательной базы школьников музей, военно-тренировочный комплекс «Красное Поле» и выставочный комплекс «Партизанская деревня», клуб, аллеи героев-выпускников, специализированные аудитории и площадки военного вуза.

Содействие различным молодежным и ветеранским организациям, общественным объединениям, движениям, центрам в их деятельности по военно-патриотическому воспитанию со стороны военных органов ведется по всем направлениям имеющимися средствами. При этом воинские части и подразделения могут стать площадкой по взаимосогласованию их усилий. В частности, взаимодействие детских и молодежных организаций может происходить с ветеранской организацией воинской части на площадке, предоставленной самой частью. Организационную роль будет играть командование части.

Реализация перечисленных направлений осуществляется через основные формы военно-патриотической работы: военно-шефская работа; военно-патриотические молодежные акции и вахты памяти; военно-тактические и военно-спортивные игры; слеты, фестивали, смотры и конкурсы; военно-патриотические лагеря и смены; встречи с ветеранами войн, боевых действий и Вооруженных Сил, с военными, государственными и общественными деятелями, учеными, писателями, художниками и спортсменами; уроки мужества; экскурсии, дни открытых дверей; выставки вооружения и военной техники; показные занятия по боевой подготовке. Представим их сущность и содержание.

1. Военно-шефская работа, как одна из форм взаимодействия и связи общества с Вооруженными Силами, представляет собой многогранный процесс по оказанию помощи материального, культурного, просветительского, воспитательного и иного характера [8, с. 5]. По материалам доклада Комиссии Общественной палаты РФ 11.04.2012 г. в области военно-патриотического воспитания военно-шефская работа должна быть направлена на оказание практической помощи массовым оборонным обществам, военно-патриотическим объединениям (клубам) в подготовке допризывной молодежи к выполнению воинского долга по защите интересов российского государства; проведение целенаправленной работы по отбору и направлению призывников срочной службы и на контрактной основе в подшефные воинские части и на корабли; участие в установленном порядке в работе по отбору, направлению молодежи для учебы в военно-учебные заведения с последующим направлением молодых офицеров на службу в подшефные воинские части и на корабли; обмен делегациями молодежи и военнослужащих, моряков подшефных воинских частей и кораблей; участие в проведении военно-мемориальных мероприятий, а также в праздновании памятных, юбилейных дат воинской славы, подшефных воинских частей и кораблей [8, с. 6]. К сожалению, эта форма военно-патриотической работы имеет ряд проблем. Выделяются снижение качества связи армии и общества, неудовлетворительный уровень готовности молодежи к армейской службе, сокращение численности объектов военно-патриотического воспитания, низкая позитивность и мотивированность военно-шефских усилий, незначительное участие в процессе военно-патриотического воспитания школьников на штатной основе офицеров запаса, низкое качество нормативного обеспечения военно-шефской работы, отсутствие контактов между руководителями органов военного и гражданского управления, низкий уровень взаимного информирования о положении дел [8, с. 16–18].

2. Акция (от лат. actio) – действие, выступление, предпринимаемое для достижения какой-либо цели – проводится для привлечения внимания общества к той или иной проблеме, попытка сформировать отношение граждан к какому-либо событию, к памятной дате, к выдающемуся человеку. Определяется также как коллективное действие, направленное на решение проблемы в обществе средствами военной культуры, дающее возможность оказать внимание большому количеству людей, вызвать у них ощущение единения с окружающими. Акции проводятся как отклик на проблемы общественно-политического и военного характера, начало очередного призыва в армию, протест против незаконных войн и военных конфликтов, выражение солидарности с правозащитниками, демократическими силами и т.д.

Патриотическая акция – это форма организации досуга населения, ставящая целью формирование гражданственности, патриотизма, социальной активности. Ее средствами могут стать торжественный митинг, выступление официального лица, представителя общественной организации; массовое исполнение государственного гимна; массовое шествие; концерт; спортивное состязание; танцевальное шоу, дискотека; праздничный фейерверк и т.д.

Специфика военно-патриотической акции может проявляться как вахта памяти – всероссийская акция, проводимая, чтобы почтить память погибших в Великой Отечественной войне. Законодательно некоторые инструменты ее проведения определены Законом РФ № 4292-I [9].

3. Игровая деятельность – важнейшая часть жизни людей и эффективная форма воспитания подрастающего поколения. Игра – это деятельность, в процессе которой применяется и обогащается накопленный подростками жизненный опыт, углубляются представления об окружающем мире, приобретаются необходимые навыки, воспитываются организаторские способности. В ходе военно-патриотического воспитания используются средства военно-тактических и военно-спортивных игр. Военно-тактическая игра представляет собой имитацию боевых действий, похожую на военные учения; разновидность игры, моделирующей военный конфликт на тактическом уровне, имитирующей действия воинского подразделения и варьирующейся от отдельных транспортных средств и отделений до взводов или рот. В военно-тактических играх в доступной для подростка упрощенной форме отражаются военно-социальные отношения, характерные для военных занятий и боевых действий. Близкая к военно-тактической военно-спортивная игра представляет собой ролевое спортивное действие с элементами «милитаризации». Средствами военно-тактической и военно-спортивной игр могут быть: элементы героики и боевой романтики; выраженная военно-прикладная направленность знаний и действий; применение военной атрибутики (компасов, биноклей, топографических карт, схем, разнообразных средств сигнализации, макетов и учебных образцов оружия, противогазов, имитационных средств и др.); некоторые термины и понятия, применяемые в военном деле, организационной структуре Российской Армии и Флота, в некоторых родах войск и других силовых ведомствах; принятие военных ролей; реализация принципа самоуправления; действие на местности; выполнение разнообразных упражнений и т.д.

4. Каждая из форм – слет, фестиваль, смотр, конкурс – внешне очень похожи, но, если присмотреться к ним внимательнее, имеют целый ряд специфических особенностей. Слет – это сбор детей и подростков в определенном месте для выполнения предварительно намеченной программы военно-туристической направленности. Они проводятся по видам самодеятельного военного туризма: пешеходного, водного, велосипедного. Наибольшую эффективность для целей военно-патриотической работы представляют комбинированные слеты. Они характеризуются широким спектром деятельности, заключающейся в выполнении военно-спортивной и конкурсной частей программы. Фестиваль – массовое праздничное мероприятие, показ достижений военно-музыкального, военно-театрального, военно-изобразительного или другого вида искусства без выявления победителя или определения рейтинга среди участников. В ходе фестивалей его участники делятся различными идеями с коллегами и зрителями. Конкурс – в отличие от фестиваля – показательное соревнование, рассчитанное на зрителей и заранее подготовленных участников, с состязательными элементами и выявлением победителей как конечной целью. Смотр в структуре военно-патриотической работы – это торжественный официальный осмотр строя членов детско-юношеской общественной организации, ознакомление с их выучкой и достижениями в военном деле; публичный показ результатов военной подготовки, общественная ее проверка. Комплексное применение перечисленных форм способно значительно улучшить качество военно-патриотической работы.

5. Военно-патриотические лагеря и смены – организованный отдых детей и подростков, в программу которого входят занятия по военной подготовке; с военным уклоном с целью подготовки к службе в армии. Главными целями организации военно-патриотических лагерей и смен является воспитание у детей чувства патриотизма, активной гражданской позиции, привлечение их к участию в познавательных, творческих и спортивных мероприятиях, развитие в различных направлениях, приучение к труду, уважению старших, любви к природе.

Сегодня определенную известность получили 29 военно-патриотических лагерей. Лидером по их числу является Московская область (9 лагерей). По два лагеря расположились в Забайкальском крае, Иркутской, Костромской, Нижегородской и Новгородской областях, по одному – в других регионах. Многие лагеря устраивают для детей военные смены.

6. Встречи. При всей простоте этой формы – необходимо обеспечить прибытие целевой аудитории и какого-либо известного деятеля в определенное место и в определенное время – на самом деле согласование сценарного плана встречи требует от организатора учета множества факторов: психологического настроя аудитории, готовности к беседе гостя или гостей, наличия технических средств, пропускной режим, временные рамки, заготовки вопросов и ответов на случай если беседа «затухнет» и т.д. На встречи могут быть приглашены различные категории гостей, но для куратора от военной организации предпочтительней всего использовать имеющийся ресурс: задействовать членов ветеранской организации части, города, региона. В качестве целевой аудитории может выступить подшефная детская или молодежная организация.

7. Урок мужества – это форма патриотического воспитания детей и юношества, ставящая целью знакомство со славными боевыми и трудовыми подвигами народа, формирование уважения к подвигам героев войны и труда, выдающихся деятелей России, формирование ценностного отношения к мужеству и его проявлению в различных экстремальных ситуациях, формирование готовности совершить мужественный поступок во имя своего народа, во имя Родины. В отличие от встречи, на уроке мужества используется внутренний ресурс военной организации, например воины-герои, проходящие службу в ней, отличники военной службы, спортсмены.

8. Экскурсия – коллективное посещение достопримечательностей, уникальных мест, музеев и т.д. с учебными или культурно-просветительскими целями. Примером таких экскурсий можно считать посещение музея, мемориальных комнат, досок, памятников, аллей и т.д., расположенных на территории воинской части. Показ объектов военной истории происходит под руководством специалиста ‒ экскурсовода, который передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом.

День открытых дверей – целевая экскурсия, которая проводится, как правило, один-два раза в год, в масштабе воинской части. Он приурочивается к какой-либо знаменательной дате, принятию присяги молодым пополнением, дню воинской части, города, поселка, Дню защитника Отечества и др.

9. Во время экскурсий и дней открытых дверей целевой аудитории может быть предложено посещение выставок вооружения и военной техники. Выставки делятся на стационарные, постоянные под открытым небом, временные (приуроченные к какому-либо событию), переносные, экспонирование одного предмета. Их основная цель – удивить, привить интерес к объектам военной истории и культуры.

10. Показные занятия – это специально организованные образовательные мероприятия, проводимые в целях демонстрации образцовой организации боевой подготовки, с использованием возможностей новой или наиболее эффективной военной техники и приемов ведения боевых действий. На них приглашается целевая аудитория. Занятия организуются силами наиболее подготовленных и квалифицированных специалистов. Показные занятия могут проводиться в форме мастер-классов.

Заключение

Следует отметить, что принятие на вооружение только одного из направлений военно-патриотической работы или применение одной из описанных ее форм не принесет должного эффекта. В организации этой работы нужно использовать весь спектр направлений, форм и средств. Ее успех также зависит от правильного взаимодействия различных организаций в патриотическом воспитании молодежи, грамотном привлечении к нему ветеранов и деятелей военных направлений культуры. Наконец, на эффективность и качество усилий влияет понимание специалистами – организаторами военно-патриотической работы сущности и содержания ее основных составляющих.