Несмотря на то, что военно-патриотическая работа Приказом Министра обороны Российской Федерации № 803 от 28.12.2021 г. (далее – Приказ 803 [1]) определена как одно из направлений военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее – ВС РФ), она не является выраженным видом деятельности, по ней не существует четких определений, ее направления, формы и средства названы, но понимаются по-разному. Специфичность военно-патриотической работы определяется ее целями. В Приказе 803 они характеризуются как оказание содействия органам и организациям власти различного уровня в патриотическом воспитании разных категорий граждан. Исходя из этого, Приказ 803 перечисляет направления военно-патриотической работы. Их четыре: 1) утверждение в обществе осознанного отношения к выполнению конституционного долга и обязанности гражданина РФ по защите Отечества, повышение авторитета и престижа военной службы; 2) реализация в пределах предоставленных полномочий государственных программ патриотического воспитания граждан РФ и их подготовки к военной службе; 3) организация взаимодействия органов военного управления и военных комиссариатов субъектов РФ с государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами и организациями в интересах военно-патриотического воспитания молодежи; 4) содействие в установленном порядке деятельности молодежных и ветеранских организаций, общественных объединений, движений, центров [1, ст. 28]. Подробно они рассматриваются в статье.
Цель исследования – проанализировать направления, формы и средства, накопленные в отечественной педагогике, применительно к опыту воспитания военнослужащих.
Материалы и методы исследования
Для объективной оценки предмета исследования авторы статьи обращаются к сопоставительному анализу разработанной нормативно-правовой базы, в том числе приказа Министра обороны России, а также имеющегося педагогического опыта (Е.Н. Гарин, М.О. Грек, Е.В. Ступоченко, А.В. Черкасов и др. [2–5]).
Результаты исследования и их обсуждение
Под утверждением в обществе осознанного отношения к чему-либо понимается выработка определенной формы общественного сознания. В данном случае гражданско-государственной идеологии. Она сопровождается сначала появлением чувства заинтересованности к формируемой идее, после – сопричастности к усилиям людей, организующих ее, наконец, необходимости собственного вклада, потребности в активном участии и (или) организации. Так, например, в Советском Союзе, особенно в 1930–1960-е гг., существовала система патриотического воспитания, готовящая детей-октябрят, подростков-пионеров, людей юношеского возраста – комсомольцев к сознательной активной жизни патриота. К сожалению, со временем эта идея нивелировалась. Существующая сегодня система формирования гражданско-государственной идеологии в сознании молодежи не имеет стройной закономерности: она в реальности не продвигается дальше этапа заинтересованности; этап сопричастности достигается лишь в 5–10 % случаев, а необходимость возникает лишь у людей, профессионально занимающихся патриотическим воспитанием молодежи. Для сравнения, к 1941 г. только число членов общества «ГТО» (старших подростков) в СССР составляло более 5 млн чел., 2,5 % от общей численности населения [6]. Численность пионеров и комсомольцев – 21,9 млн чел., или 11,2 % от количества населения страны [7]. Поэтому усилия ВС РФ в этом направлении при правильной организации должны и могут обеспечить положительный рост осознанного отношения к военно-патриотическим обязанностям молодежи.
Реализация государственных программ патриотического воспитания осуществляется в основном в рамках Федерального проекта «Патриотическое воспитание», и по подсчетам его организаторов охватывает не менее 24 % населения России. Проект включает в себя: патриотическое движение Ассоциации студенческих патриотических клубов «Я горжусь»; Общероссийскую общественно-государственную детско-юношескую организацию «Российское движение школьников»; Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия»; Всероссийский конкурс «Большая перемена» и др. Участие должностных лиц, подразделений и частей ВС РФ в этой работе приоритетно должно быть ориентировано на подготовку граждан к военной службе.
Взаимодействие органов военного управления с органами гражданского управления на всех уровнях может быть только в рамках взаимосогласованных усилий. Например, Минпросвещения России, как инициатор и актор федеральных военно-патриотических проектов и программ, обращается к Минобороны России за необходимыми консультациями (собственных специалистов по военной подготовке у Минпросвещения в штате нет), за предоставлением действующих образцов вооружения, техники, военного оборудования для демонстрационных и тренировочных целей (из-за монополии Минобороны на данные средства), за использованием территорий, полигонов, плацев, музеев, выставочных комплексов (ввиду невозможности гражданскими властями содержать реальные объекты военной инфраструктуры) и т.д. Подобные формы взаимодействия должны быть налажены не только на федеральном уровне, но и на региональном и местном. Так, образовательные организации Вольского и Балаковского муниципальных образований Саратовской области активно взаимодействуют с Вольским военным институтом материального обеспечения, используя в качестве воспитательной базы школьников музей, военно-тренировочный комплекс «Красное Поле» и выставочный комплекс «Партизанская деревня», клуб, аллеи героев-выпускников, специализированные аудитории и площадки военного вуза.
Содействие различным молодежным и ветеранским организациям, общественным объединениям, движениям, центрам в их деятельности по военно-патриотическому воспитанию со стороны военных органов ведется по всем направлениям имеющимися средствами. При этом воинские части и подразделения могут стать площадкой по взаимосогласованию их усилий. В частности, взаимодействие детских и молодежных организаций может происходить с ветеранской организацией воинской части на площадке, предоставленной самой частью. Организационную роль будет играть командование части.
Реализация перечисленных направлений осуществляется через основные формы военно-патриотической работы: военно-шефская работа; военно-патриотические молодежные акции и вахты памяти; военно-тактические и военно-спортивные игры; слеты, фестивали, смотры и конкурсы; военно-патриотические лагеря и смены; встречи с ветеранами войн, боевых действий и Вооруженных Сил, с военными, государственными и общественными деятелями, учеными, писателями, художниками и спортсменами; уроки мужества; экскурсии, дни открытых дверей; выставки вооружения и военной техники; показные занятия по боевой подготовке. Представим их сущность и содержание.
1. Военно-шефская работа, как одна из форм взаимодействия и связи общества с Вооруженными Силами, представляет собой многогранный процесс по оказанию помощи материального, культурного, просветительского, воспитательного и иного характера [8, с. 5]. По материалам доклада Комиссии Общественной палаты РФ 11.04.2012 г. в области военно-патриотического воспитания военно-шефская работа должна быть направлена на оказание практической помощи массовым оборонным обществам, военно-патриотическим объединениям (клубам) в подготовке допризывной молодежи к выполнению воинского долга по защите интересов российского государства; проведение целенаправленной работы по отбору и направлению призывников срочной службы и на контрактной основе в подшефные воинские части и на корабли; участие в установленном порядке в работе по отбору, направлению молодежи для учебы в военно-учебные заведения с последующим направлением молодых офицеров на службу в подшефные воинские части и на корабли; обмен делегациями молодежи и военнослужащих, моряков подшефных воинских частей и кораблей; участие в проведении военно-мемориальных мероприятий, а также в праздновании памятных, юбилейных дат воинской славы, подшефных воинских частей и кораблей [8, с. 6]. К сожалению, эта форма военно-патриотической работы имеет ряд проблем. Выделяются снижение качества связи армии и общества, неудовлетворительный уровень готовности молодежи к армейской службе, сокращение численности объектов военно-патриотического воспитания, низкая позитивность и мотивированность военно-шефских усилий, незначительное участие в процессе военно-патриотического воспитания школьников на штатной основе офицеров запаса, низкое качество нормативного обеспечения военно-шефской работы, отсутствие контактов между руководителями органов военного и гражданского управления, низкий уровень взаимного информирования о положении дел [8, с. 16–18].
2. Акция (от лат. actio) – действие, выступление, предпринимаемое для достижения какой-либо цели – проводится для привлечения внимания общества к той или иной проблеме, попытка сформировать отношение граждан к какому-либо событию, к памятной дате, к выдающемуся человеку. Определяется также как коллективное действие, направленное на решение проблемы в обществе средствами военной культуры, дающее возможность оказать внимание большому количеству людей, вызвать у них ощущение единения с окружающими. Акции проводятся как отклик на проблемы общественно-политического и военного характера, начало очередного призыва в армию, протест против незаконных войн и военных конфликтов, выражение солидарности с правозащитниками, демократическими силами и т.д.
Патриотическая акция – это форма организации досуга населения, ставящая целью формирование гражданственности, патриотизма, социальной активности. Ее средствами могут стать торжественный митинг, выступление официального лица, представителя общественной организации; массовое исполнение государственного гимна; массовое шествие; концерт; спортивное состязание; танцевальное шоу, дискотека; праздничный фейерверк и т.д.
Специфика военно-патриотической акции может проявляться как вахта памяти – всероссийская акция, проводимая, чтобы почтить память погибших в Великой Отечественной войне. Законодательно некоторые инструменты ее проведения определены Законом РФ № 4292-I [9].
3. Игровая деятельность – важнейшая часть жизни людей и эффективная форма воспитания подрастающего поколения. Игра – это деятельность, в процессе которой применяется и обогащается накопленный подростками жизненный опыт, углубляются представления об окружающем мире, приобретаются необходимые навыки, воспитываются организаторские способности. В ходе военно-патриотического воспитания используются средства военно-тактических и военно-спортивных игр. Военно-тактическая игра представляет собой имитацию боевых действий, похожую на военные учения; разновидность игры, моделирующей военный конфликт на тактическом уровне, имитирующей действия воинского подразделения и варьирующейся от отдельных транспортных средств и отделений до взводов или рот. В военно-тактических играх в доступной для подростка упрощенной форме отражаются военно-социальные отношения, характерные для военных занятий и боевых действий. Близкая к военно-тактической военно-спортивная игра представляет собой ролевое спортивное действие с элементами «милитаризации». Средствами военно-тактической и военно-спортивной игр могут быть: элементы героики и боевой романтики; выраженная военно-прикладная направленность знаний и действий; применение военной атрибутики (компасов, биноклей, топографических карт, схем, разнообразных средств сигнализации, макетов и учебных образцов оружия, противогазов, имитационных средств и др.); некоторые термины и понятия, применяемые в военном деле, организационной структуре Российской Армии и Флота, в некоторых родах войск и других силовых ведомствах; принятие военных ролей; реализация принципа самоуправления; действие на местности; выполнение разнообразных упражнений и т.д.
4. Каждая из форм – слет, фестиваль, смотр, конкурс – внешне очень похожи, но, если присмотреться к ним внимательнее, имеют целый ряд специфических особенностей. Слет – это сбор детей и подростков в определенном месте для выполнения предварительно намеченной программы военно-туристической направленности. Они проводятся по видам самодеятельного военного туризма: пешеходного, водного, велосипедного. Наибольшую эффективность для целей военно-патриотической работы представляют комбинированные слеты. Они характеризуются широким спектром деятельности, заключающейся в выполнении военно-спортивной и конкурсной частей программы. Фестиваль – массовое праздничное мероприятие, показ достижений военно-музыкального, военно-театрального, военно-изобразительного или другого вида искусства без выявления победителя или определения рейтинга среди участников. В ходе фестивалей его участники делятся различными идеями с коллегами и зрителями. Конкурс – в отличие от фестиваля – показательное соревнование, рассчитанное на зрителей и заранее подготовленных участников, с состязательными элементами и выявлением победителей как конечной целью. Смотр в структуре военно-патриотической работы – это торжественный официальный осмотр строя членов детско-юношеской общественной организации, ознакомление с их выучкой и достижениями в военном деле; публичный показ результатов военной подготовки, общественная ее проверка. Комплексное применение перечисленных форм способно значительно улучшить качество военно-патриотической работы.
5. Военно-патриотические лагеря и смены – организованный отдых детей и подростков, в программу которого входят занятия по военной подготовке; с военным уклоном с целью подготовки к службе в армии. Главными целями организации военно-патриотических лагерей и смен является воспитание у детей чувства патриотизма, активной гражданской позиции, привлечение их к участию в познавательных, творческих и спортивных мероприятиях, развитие в различных направлениях, приучение к труду, уважению старших, любви к природе.
Сегодня определенную известность получили 29 военно-патриотических лагерей. Лидером по их числу является Московская область (9 лагерей). По два лагеря расположились в Забайкальском крае, Иркутской, Костромской, Нижегородской и Новгородской областях, по одному – в других регионах. Многие лагеря устраивают для детей военные смены.
6. Встречи. При всей простоте этой формы – необходимо обеспечить прибытие целевой аудитории и какого-либо известного деятеля в определенное место и в определенное время – на самом деле согласование сценарного плана встречи требует от организатора учета множества факторов: психологического настроя аудитории, готовности к беседе гостя или гостей, наличия технических средств, пропускной режим, временные рамки, заготовки вопросов и ответов на случай если беседа «затухнет» и т.д. На встречи могут быть приглашены различные категории гостей, но для куратора от военной организации предпочтительней всего использовать имеющийся ресурс: задействовать членов ветеранской организации части, города, региона. В качестве целевой аудитории может выступить подшефная детская или молодежная организация.
7. Урок мужества – это форма патриотического воспитания детей и юношества, ставящая целью знакомство со славными боевыми и трудовыми подвигами народа, формирование уважения к подвигам героев войны и труда, выдающихся деятелей России, формирование ценностного отношения к мужеству и его проявлению в различных экстремальных ситуациях, формирование готовности совершить мужественный поступок во имя своего народа, во имя Родины. В отличие от встречи, на уроке мужества используется внутренний ресурс военной организации, например воины-герои, проходящие службу в ней, отличники военной службы, спортсмены.
8. Экскурсия – коллективное посещение достопримечательностей, уникальных мест, музеев и т.д. с учебными или культурно-просветительскими целями. Примером таких экскурсий можно считать посещение музея, мемориальных комнат, досок, памятников, аллей и т.д., расположенных на территории воинской части. Показ объектов военной истории происходит под руководством специалиста ‒ экскурсовода, который передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом.
День открытых дверей – целевая экскурсия, которая проводится, как правило, один-два раза в год, в масштабе воинской части. Он приурочивается к какой-либо знаменательной дате, принятию присяги молодым пополнением, дню воинской части, города, поселка, Дню защитника Отечества и др.
9. Во время экскурсий и дней открытых дверей целевой аудитории может быть предложено посещение выставок вооружения и военной техники. Выставки делятся на стационарные, постоянные под открытым небом, временные (приуроченные к какому-либо событию), переносные, экспонирование одного предмета. Их основная цель – удивить, привить интерес к объектам военной истории и культуры.
10. Показные занятия – это специально организованные образовательные мероприятия, проводимые в целях демонстрации образцовой организации боевой подготовки, с использованием возможностей новой или наиболее эффективной военной техники и приемов ведения боевых действий. На них приглашается целевая аудитория. Занятия организуются силами наиболее подготовленных и квалифицированных специалистов. Показные занятия могут проводиться в форме мастер-классов.
Заключение
Следует отметить, что принятие на вооружение только одного из направлений военно-патриотической работы или применение одной из описанных ее форм не принесет должного эффекта. В организации этой работы нужно использовать весь спектр направлений, форм и средств. Ее успех также зависит от правильного взаимодействия различных организаций в патриотическом воспитании молодежи, грамотном привлечении к нему ветеранов и деятелей военных направлений культуры. Наконец, на эффективность и качество усилий влияет понимание специалистами – организаторами военно-патриотической работы сущности и содержания ее основных составляющих.
Библиографическая ссылка
Булыгин А.А., Постников С.В. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ И СРЕДСТВА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИИ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2024. – № 2. – С. 5-9;URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2525 (дата обращения: 25.11.2024).