Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

THE STUDY OF SOCIAL INTELLIGENCE IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH DIFFERENT LEVELS OF IMPAIRED SPEECH FUNCTIONS

Troshina K.A. 1 Loginova O.A. 1
1 Penza State University
The article presents the results of an empirical study of the level of development of social intelligence and the level of speech development of preschool children of the speech therapy group preparatory for school. The main objectives of the study were: measuring the level of development of social intelligence, studying the level of speech development of children, as well as the relationship of these characteristics. A hypothesis was proposed: there is a direct relationship between the level of speech development and the level of development of social intelligence of older preschool children with different levels of speech impairment. With the help of Spearman’s correlation coefficient, a direct connection was made between the studied signs. The content of high, medium and low levels of structural components of children’s social intelligence is described, combinations of which determine the content of levels of children’s social intelligence in general. The levels of speech development of older preschool children are outlined. In conclusion, it is concluded that the better the structural components of speech are formed, the better the child pronounces all the sounds of his native language, correctly uses lexical and grammatical categories, the higher his ability to anticipate the consequences of behavior is developed, logical thinking and generalization of social situations are more effective, and hence the higher the level of development of social intelligence.
social intelligence
speech development
senior preschool age
sound culture of speech
vocabulary
grammatical structure of speech
coherent speech
interpersonal interaction
emotional sphere of personality

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подчеркивает важность учета «индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией, состоянием здоровья, и гарантирует создание для него особых условий для получения образования, развития и социальной адаптации» [1]. Для реализации этих задач необходимо опираться на основные показатели эффективности психолого-педагогической помощи детям, включающие «обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ дошкольного образования» [1]. Именно поэтому в дошкольных образовательных учреждениях отводится особая роль успешной социальной адаптации ребенка, имеющего особенности реализации речевых функций. Ведь именно речь напрямую связана с межличностным взаимодействием, что во многом составляет понятие социальной адаптации, а значит, связана и с уровнем развития социального интеллекта воспитанника.

Развитый социальный интеллект, как индивидуально-психологическая особенность ребенка, позволяет дошкольнику легко адаптироваться к меняющимся условиям, эффективнее участвовать в социальном взаимодействии, прогнозировать социально-коммуникативные отношения и регулировать свое поведение. Очевидно, что нарушение речевых функций разной степени выраженности сказывается на развитии социального интеллекта. Тяжелое нарушение речи связано не только с изменением непосредственно речевых функций, но и предполагает сочетанные нарушения как последствия речевых или их обуславливающие. Тяжелое нарушение речи естественным образом способствует снижению уровня общения ребенка, содействует незрелости отдельных психических функций и возникновению психологических поведенческих особенностей, приводящих к затрудненной адаптации дошкольника, побуждает к проявлению специфических черт общего и речевого поведения, что приводит к снижению активности в общении и эмоциональной неустойчивости. Все это в целом снижает уровень развития связной речи ребенка. А именно этот компонент способствует вхождению детей в различные формы вербального общения и способствует социальному развитию и адаптации, а значит, влияет на уровень развития социального интеллекта.

Именно эти рассуждения позволили сформулировать цель исследования – изучить уровень развития социального интеллекта и уровень речевого развития у детей старшего дошкольного возраста, имеющих различные нарушения речевых функций, выяснить наличие взаимосвязи между указанными показателями.

Материалы и методы исследования

Рабочей гипотезой нашего исследования выступило следующее предположение: существует прямая взаимосвязь между уровнем речевого развития и уровнем развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, имеющих различный уровень нарушения речевых функций.

Для доказательства или опровержения гипотезы было проведено эмпирическое исследование, задачи которого:

1. Провести подбор выборки дошкольников для изучения их уровня речевого развития и социального интеллекта.

2. Проанализировать и отобрать методики для исследования социального интеллекта и уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

3. Осуществить организационные мероприятия и провести эмпирическое исследование по диагностике уровня речевого развития и уровня развития показателей социального интеллекта дошкольников.

4. Получить и обработать результаты исследования с помощью аппарата математической статистики.

5. Проанализировать и обобщить конечные данные и сделать выводы.

Эмпирическое исследование проводилось на базе МБДОУ Детский сад «Лукоморье» г. Пензы (с. Засечное, ул. Центральная, д. 12а). Письменное согласие от родителей (законных представителей) на проведение исследования было получено.

Выборка для исследования составила 15 детей логопедической группы, имеющих различный уровень нарушения речевых функций.

Возраст детей: 6–7 лет.

Инструментами для исследования уровня речевого развития детей послужили диагностические методики по оценке разных сторон речи детей дошкольного возраста, рекомендованные О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, Е.А. Стребелевой [2; 3].

Диагностика проводилась по следующим критериям:

− звуковая культура речи;

− словарный запас;

− грамматический строй речи;

− связная речь.

К каждому критерию прилагалась серия заданий. По каждой серии заданий предполагается выставление суммы баллов за каждое задание. Так, за выполнение задания ставились следующие баллы:

0 баллов – в случае, если ребенок не понимает задания, на поставленные вопросы не отвечает, не стремится и не предпринимает попыток использовать помощь взрослого, дает неправильные или отстраненные ответы;

1 балл – в случае, если ребенок демонстрирует понимание задания, но отвечает с помощью дополнительных, уточняющих вопросов, может демонстрировать недостаточный уровень сформированности словаря;

2 балла – в случае, если ребенок правильно понимает задание, отвечает на вопросы самостоятельно и верно.

После работы с ребенком и окончания диагностики суммируются все баллы по всем сериям заданий, вследствие чего определяется уровень речевого развития:

− низкий уровень (0–8 баллов);

− средний уровень (9–18 баллов);

− высокий уровень (19–28 баллов) [2; 3].

Результаты, полученные в ходе диагностики уровня речевого развития детей старшего дошкольного возрасте, представлены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты диагностики уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Ребенок

Серия I

Серия II

Серия III

Серия IV

Сумма баллов

1

8

6

8

6

28

2

8

6

8

6

28

3

8

6

8

6

28

4

3

2

2

1

7

5

8

3

4

1

16

6

8

3

4

1

16

7

8

3

4

1

16

8

8

3

4

1

16

9

3

2

2

1

7

10

3

2

2

1

7

11

3

2

2

1

7

12

8

3

4

1

16

13

3

2

2

1

7

14

3

2

2

1

7

15

3

2

2

1

7

В ходе анализа результатов диагностики речевого развития детей старшего дошкольного возраста у них были определены уровни речевого развития. В табл. 1 продемонстрированы баллы, которые набирали дети, выполняя каждую серию заданий.

Как следует из анализа результатов, низкий уровень речевого развития зафиксирован у 7 дошкольников. У детей этой группы уровень речевого развития значительно ниже возрастной нормы. Можно отметить грубые нарушения звукопроизношения, изменения в фонетико-фонематических процессах, изменения в слоговой структуре слова, нарушения в грамматическом строе речи, недостаточно сформированные лексический состав и связная речь.

Средний уровень отмечается у 5 детей, речевое развитие которых несколько ниже возрастной нормы. У данной группы отмечается недостаточная сформированность фонетико-фонематических процессов, звукопроизношение и словарь. В речи детей наблюдаются аграмматизмы. Связная речь недостаточно сформирована.

Высокий уровень речевого развития выявлен у 3 воспитанников. Уровень речевого развития этих детей соответствует возрастной норме, сформированы фонетико-фонематические процессы, словарный запас (активный и пассивный) соответствует возрасту. Грамматический строй в норме. Связная речь сформирована согласно возрасту, но у испытуемых недостаточно сформировано звукопроизношение.

В качестве инструмента исследования социального интеллекта старших дошкольников была выбрана методика Дж. Гилфорда в обработке и редакции Е.С. Михайловой, адаптированная для детей дошкольного возраста Н.В. Микляевой [4, с. 3–55].

Данная методика представляет собой четыре блока заданий и иллюстрированного материала, аналогичных методике Дж. Гилфорда:

− Первый блок позволяет оценить способность ребенка предположить последствия поведения человека в определенной ситуации. Ребенку предъявляется рисунок, на котором изображена определенная ситуация, и картинки, которые демонстрируют варианты ее окончания. Ребенку дается задание подумать и выбрать один из предложенных вариантов.

− Второй блок позволяет оценить способность ребенка различать эмоции и их символическое изображение. Ребенку предъявляется рисунок с тремя картинками, на которых представлены невербальные экспрессии: мимика, позы, жесты, связанные с выражением чувств, мыслей, состояния человека. А также предъявляются смайлы с изображением эмоций. После размышлений ребенок должен выбрать одну эмоцию, которая, по его мнению, подходит группе экспрессий.

Таблица 2

Результаты диагностики социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста

Ребенок

1 блок

2 блок

3 блок

4 блок

Сумма баллов

1

3

5

3

3

14

2

4

5

4

4

17

3

4

5

3

4

16

4

1

1

2

2

6

5

2

3

3

2

10

6

2

2

2

4

10

7

4

5

2

2

13

8

2

4

2

2

10

9

0

1

1

2

4

10

2

0

2

2

6

11

1

2

2

1

6

12

2

4

1

1

8

13

1

1

2

2

6

14

2

0

1

2

5

15

2

2

2

0

6

− Третий блок позволяет оценить способность ребенка в анализе изменения значения фразы в зависимости от ее эмоциональной окраски. Ребенок визуализирует 3 картинки с изображением разных ситуаций, а потом ему предлагается фраза, произнесенная с определенной интонацией. Ребенок должен определить, к какой ситуации на картинке подходит эта фраза.

− Четвертый блок позволяет оценить, насколько понимает ребенок логику развития ситуации взаимодействия и поведения в ней людей. Ребенку предъявляется серия картинок в последовательном сюжетном порядке. Однако в анализируемой серии не хватает одной картинки. После этого педагог предлагает рассмотреть еще 3 картинки, из которых ребенку нужно выбрать ту, которая, как ему кажется, является пропущенной.

Каждый блок, представленный в методике, имеет шкалу оценки результатов, отражающих выраженность определенной способности. При совпадении ответа с ключом ребенок получает соответствующие баллы по шкале к каждому блоку заданий. При несовпадении – 0 баллов. Затем суммируется общее количество баллов по всем субтестам, и по общему количеству набранных баллов определяется уровень социального интеллекта:

− низкий уровень развития социального интеллекта (0–6 баллов);

− средний уровень развития социального интеллекта (7–13 баллов);

− высокий уровень развития социального интеллекта (14–18 баллов)» [4, с. 3–55].

Результаты диагностики социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста представлены в табл. 2.

Анализ результатов исследования социального интеллекта детей дошкольного возраста – воспитанников МБДОУ Детский сад «Лукоморье» – показал, что у старших дошкольников имеются проблемы в межличностных отношениях. Обобщая результаты, отметим, что в большинстве показателей по всем субтестам отмечаются средний и низкий уровни социального интеллекта. Так, в табл. 2 отражено, что количество набранных баллов, соответствующих низкому уровню социального интеллекта, отмечается у 7 детей, среднему – у 5 детей, а высокому – лишь у 3 детей. Наличие у большинства детей среднего и низкого уровня развития социального интеллекта указывает на общее затруднение в полной мере анализировать и верно интерпретировать информацию о поведении людей, их сигналы невербального общения [5]. Очевидно, что при таком уровне развития способности к социальному прогнозированию дошкольники этой группы будут с трудом проявлять дальновидность в отношениях с другими людьми и более низкую способность к социальной адаптации. В результате исследования также обнаружилось и то, что часть детей продемонстрировали низкий уровень развития социального интеллекта в определенном субтесте и средний уровень социального интеллекта по остальным, что говорит о преимущественной модальности и пластичности ребенка.

Результаты исследования и их обсуждение

Для доказательства выявления наличия или отсутствия взаимосвязи между уровнями социального интеллекта и уровнями речевого развития, к полученным результатам был применен коэффициент корреляции Спирмена. Расчет коэффициента корреляции Спирмена проводился на основании результатов эмпирического исследования. В итоге расчетов получили

missing image file.

В результате коэффициент корреляции Спирмена составил p = 0,935, что указывает на сильную и прямую связь между исследуемыми признаками: между уровнем речевого развития и уровнем социального интеллекта.

Таким образом, предполагаемая гипотеза подтвердилась, прямая связь была выявлена между следующими показателями:

− уровень овладения словарем;

− сформированность активной речи;

− уровень сформированности грамматического строя речи;

− состояние звукопроизношения;

и следующими показателями уровня сформированности социального интеллекта:

− способность предвидеть последствия поведения;

− способность понимать логику ситуации;

− способность понимать эмоции, выражать их самому, применять нужную эмоцию в определенной ситуации [6, с. 275–281].

Заключение

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что чем лучше сформированы структурные компоненты речи, тем выше развита способность предвидеть последствия не только своего поведения, но и поведения другого человека. Чем лучше ребенок произносит все звуки родного языка, чем правильнее использует лексико-грамматические категории, тем эффективнее его логическое мышление и обобщение социальных ситуаций, а значит, и выше развитие социального интеллекта. Заметим, что на развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с различным уровнем нарушения речевых функций несомненное влияние оказывает и цифровая специфика современного образования, и наличие у сегодняшних дошкольников различных гаджетов. Однако этот вопрос является отдельной исследовательской задачей.