Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

THEORETICAL SUBSTANTIATION OF PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF A POSITIVE ATTITUDE TO THE WORLD IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN

Belskaya M.M. 1 Shumakova A.V. 1
1 Stavropol State Pedagogical Institute
This article substantiates the problem of forming a positive attitude to the world in children of primary school age, identifies effective pedagogical conditions for the formation of a positive attitude to the world in children of primary school age. It is established that the system of positive life relations is the position of a primary school student, which is a conscious system of positive meanings, values and norms in relation to the surrounding world. This system expresses subjective and emotional stability, as well as high life satisfaction. For younger students who have a positive attitude to life, it is important to enjoy the world around them and interact with other people, because this allows them to feel their own confidence. In the experience of modern teachers, there are attempts to socialize primary school children in the learning process, however, the efforts of general education institutions do not always achieve the expected results, partly due to the lack of development of suitable methods for forming a system of positive relationships among younger schoolchildren. Consequently, there is a growing need to identify effective methods of pedagogical work with primary school students in order to form a system of positive attitude to the world.
primary school age
morality
positive attitude to the world
self-regulation
conditions

В современном обществе одной из важнейших задач является формирование у личности позитивного отношения к миру. Этот подход охватывает различные аспекты, такие как развитие эмоциональной культуры, навыков взаимодействия и общения, а также соблюдение нравственных правил в обществе. Сегодня перед педагогами и родителями стоит цель воспитания высокообразованных и воспитанных детей младшего школьного возраста, способных ценить и уважать как материальные, так и духовные достижения человечества.

Младший школьный возраст в современной периодизации психического развития охватывает период от 6–7 до 9–11 лет и характеризуется интенсивным формированием всех психических процессов (мышления, внимания, памяти, речи, восприятия, воображения, самопознания). В этот возрастной период происходит адаптация к обучению в школе, то есть привыкание к систематическому обучению и новым условиям школы.

В настоящее время у большинства учащихся начальных классов наблюдается снижение мотивации к обучению в школе. Ю.Д. Гакаме объясняет это тем, что младшие школьники зачастую испытывают большие перегрузки. В случае, если родители не подготавливали ребенка к обучению в школе и он встречается со школьной системой впервые, придя на урок, это может обернуться серьезным стрессом для него.

В связи с этим Ю.Д. Гакаме подчеркивает важность успешной адаптации младших школьников, влияющей на формирование мотивации к обучению и школьную успеваемость учеников [1, с. 12].

Переход ребенка от дошкольного к младшему школьному возрасту сопровождается кризисом семи лет, который сопутствует психофизическому развитию ребенка. Возрастные и индивидуально-психологические особенности учащихся начальных классов обусловлены тем, что их физиологическое здоровье оказывает непосредственное влияние не только на личностное развитие, но и на адаптацию к обучению в целом. К этому времени в основном заканчиваются все сопутствующие физиологическое преобразования организма ребенка. Однако, отмечает А.Г. Асмолов, при неблагоприятных условиях социальной адаптации эти процессы могут протекать с большими аномалиями [2, с. 26].

Переход из дошкольного детства в младший школьный возраст представляет собой стрессовый, переломный момент жизни для ребенка. С приходом его в начальную школу активно протекают процессы социализации и адаптации, наблюдаются изменения в психофизиологическом развитии школьника. А.Г. Асмолов подчеркивает, что социальные контакты, возникающие в ходе нового вида деятельности (учебной деятельности), оказывают влияние на взаимоотношения ребенка с окружающими.

Для младших школьников предъявляется ряд требований, которые предполагают проявление максимальной ответственности, сосредоточенности внимания, интеллектуальных и физических усилий. В настоящее время учебная деятельность становится ведущей для ребенка, замещая игровую.

Социальное поведение ребенка претерпевает значительные изменения, поскольку он становится членом общества и приобретает социальные обязанности. Способность ребенка справиться с этими изменениями и приспособиться к новым требованиям важна для его дальнейшего развития и формирования личности в целом.

Младший школьный возраст сензитивен для формирования позитивного отношения к миру у детей. Позитивное отношение к миру у детей младшего школьного возраста – психологическое состояние, которое определяет взгляд ребенка на жизнь, способность находить позитивные стороны в любых ситуациях и создавать гармоничные отношения с окружающими. Позитивное отношение к миру у детей младшего школьного возраста проявляется в их поступках и поведении.

Основные характеристики позитивного отношения к миру у детей младшего школьного возраста:

1. Оптимизм. Позитивное отношение выражается в том, что ребенок верит в лучшее будущее и способен находить позитивные аспекты даже в трудных ситуациях. Оптимизм помогает справляться с жизненными вызовами и сохранять веру в свои возможности.

2. Доброжелательность. Эта характеристика подразумевает, что ребенок обладает открытостью и дружелюбием в отношениях с другими. Он проявляет интерес к окружающим людям и заботится о их благополучии. Доброжелательность способствует созданию гармоничных межличностных связей.

3. Эмпатия. Позитивное отношение к миру также включает в себя умение поставить себя на место другого человека и понимать его эмоции и переживания. Эмпатия помогает ребенку развивать глубокие и близкие отношения с окружающими.

4. Уважение. Оно проявляется в уважении к взглядам, мнениям и потребностям других людей, даже если они отличаются от собственных. Уважение к разнообразию мнений и стилей жизни способствует толерантности и гармонии в обществе.

5. Коммуникация. Позитивное отношение к мру основано на умении ребенка эффективно общаться с другими людьми. Это включает в себя навыки активного слушания и выражения своих мыслей и чувств без агрессии или критики. Хорошая коммуникация способствует улучшению отношений и решению конфликтов [3, с. 112].

В начальной школе рекомендуется систематически формировать знания, чувства, оценки, переживания и развитие способностей и интересов у детей. Качество этого процесса во многом зависит от педагогов начальной школы и оказывает значительное влияние на общий успех учащихся. Особенно важно стимулировать познавательные интересы и потребности детей данного возраста. При активной поддержке педагогов и их целенаправленной работе они могут эффективно развивать произвольное внимание. Этот элемент связан с развитием ответственности за усвоение знаний, и даже ученики младших классов способны дисциплинированно выполнять задания. Их эмоциональная жизнь находится в норме для этого возраста. В этом периоде развиваются более глубокие чувства, включая нравственные, интеллектуальные и эстетические аспекты.

В гуманистической психологии признается тот факт, что духовно-нравственные аспекты в формировании положительного отношения к миру у детей младшего школьного возраста взаимосвязаны с потребностями ребенка в самоуважении и адекватной оценке окружающими его поступков, любви и признании со стороны взрослых.

С психологической точки зрения сам процесс формирования положительного отношения к миру у детей младшего школьного возраста не представляет собой результат отдельного воспитательного воздействия на личность, а является прогрессивным процессом межличностного взаимодействия ребенка с окружающими людьми – взрослыми и сверстниками в ходе различных видов деятельности (учебной, трудовой, досуговой, игровой, коммуникативной и др.). В данном процессе важное место занимает профессионализм педагога, который должен олицетворять собой образец морали и нравственности, демонстрировать свое положительное отношение к миру.

Важно отметить, что формирование положительного отношения к миру у детей младшего школьного возраста является длительным процессом, ориентированным на долгосрочную перспективу. Структура этого процесса имеет концентрическую форму, начинается с базовых уровней, переходя на высокий уровень в ходе участия детей в различных видах деятельности с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Негативное отношение к миру у учащихся начальных классов может формироваться в процессе обучения в школе, так как, поступая в первый класс, они учатся отличать «житейское» понимание мира от морально-нравственного, учатся обосновывать свое отношение к окружающему с точки зрения научного подхода. Такое обучение происходит на различных уроках и во внеурочной деятельности.

Имеет большое значение в формировании у учеников положительного отношения к миру оценочная деятельность педагога, беседы со школьниками и внеурочные мероприятия, в ходе которых дети учатся активно между собой взаимодействовать, а также вступать во взаимодействие с педагогом.

Также важным фактором, оказывающим непосредственное влияние на процесс формирования позитивного отношения к миру у младших школьников, является интеграция обучения и воспитания в ходе активного становления личности ребенка, его нравственных качеств [4, c. 96].

В этой связи эффективному формированию позитивного отношения к миру и становлению нравственных качеств детей младшего школьного возраста способствует включение в учебный план гуманитарных учебных предметов.

Процесс формирования позитивного отношения к миру у детей младшего школьного возраста в условиях начальной школы основан на создании соответствующих педагогических условий.

В этой связи целью исследования явилось выявление эффективных педагогических условий формирования позитивного отношения к миру у детей младшего школьного возраста.

Материалы и методы исследования

Анализ психолого-педагогической и методической литературы, анализ и обобщение опыта педагогической деятельности по проблеме формирования позитивного отношения к миру у детей младшего школьного возраста.

Результаты исследования и их обсуждение

Эффективным педагогическим условием формирования позитивного отношения к миру у детей младшего школьного возраста является воспитание нравственных ценностей у учащихся. Для этого целесообразно увеличить значимость гуманитарных наук в общей программе обучения, чтобы более эффективно способствовать формированию нравственных ценностей и позитивного отношения к жизни у младших школьников.

Учебная деятельность представляет собой ценный инструмент для развития нравственных качеств учеников в процессе изучения различных учебных предметов.

Деятельностный и личностно-ориентированный подходы к воспитанию нравственных качеств учащихся начальных классов и формированию у них позитивного отношения к миру сосредоточены на присвоении младшими школьниками социальных норм в обществе.

С учетом данных подходов педагогическую работу по формированию позитивного отношения к миру у детей младшего школьного возраста необходимо строить с учетом нравственного развития каждого ученика. Главная цель такой работы заключается в формировании у младших школьников положительных ценностных ориентаций, обучении принимать нравственно-волевые решения при совершении нравственного выбора, развитии нравственного поведения [5, c. 11].

Педагогическая литература охватывает разнообразные методы, предназначенные для стимулирования положительного восприятия мира у учащихся начальной школы. Среди них выделяются следующие группы методов:

− методы, направленные на комплексное воздействие на мышление, эмоции и волю учащихся с целью формирования их моральных убеждений и взглядов (методы формирования морального сознания личности);

− методы, ориентированные на организацию деятельности и формирование опыта социального поведения;

− методы, направленные на стимулирование желаемого поведения и деятельности.

К приемам формирования позитивного отношения к миру у детей младшего школьного возраста, воспитания нравственных ценностей у учащихся относятся:

1. Создание развивающей творческой среды посредством взаимодействия всех субъектов процесса самореализации, в котором сочетаются традиционные и развивающие методы обучения.

2. Организации педагогической работы по активизации значимой игровой деятельности, базирующейся на основе собственных интересов, нравственных ценностей, обучающихся. Игровые технологии представляют собой уникальную форму обучения и нравственного воспитания младших школьников. Их использование во внеурочной деятельности делает интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и в процессе овладения ими нравственных знаний.

Педагоги в современной школе активно стремятся создать благоприятные взаимоотношения среди учеников и помочь им выразить разнообразные позитивные чувства и отношения, как определено Г.Г. Демчук [6, c. 34]. Однако достижение этой цели чрезвычайно сложно.

В этой связи следующим эффективным педагогическим условием формирования позитивного отношения к миру у детей младшего школьного возраста является учет различных подходов к развитию межличностного взаимодействия в ученическом коллективе.

Современная парадигма взаимоотношений младших школьников в первую очередь основывается на деятельностном подходе. Межличностные отношения в ученическом коллективе совершенствуются в совместных видах деятельности – учебной, игровой, трудовой, проектно-исследовательской и др.

Благодаря другому подходу – социокогнитивному, ребенок приходит к пониманию значения межличностных отношений со сверстниками. В свою очередь, социометрический подход способствует формированию у младшего школьника представлений о реальном межличностном взаимодействии в классе.

Личностно-ориентированный подход подразумевает, что в младшем школьном возрасте общение влияет на развитие и формирование у детей образа самого себя. Первый опыт межличностных отношений, основанный на общении, – это основа, на которой формируется дальнейшее развитие личности ребенка.

Г.Г. Демчук считает, что учитель направляет ученический коллектив, создает микроклимат внутри него с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого его члена [6, c. 35]. Взаимоотношения между младшими школьниками регулируются учителем посредством организации учебно-воспитательного процесса. Действия учителя благоприятствуют становлению социального статуса каждого ученика в классном коллективе, стабилизируют межличностные отношения в классе.

Позитивное отношение к миру у детей младшего школьного возраста проявляется в их поступках и поведении. В связи с этим важным педагогическим условием формирования позитивного отношения к миру у детей младшего школьного возраста является развитие саморегуляции поведения детей младшего школьного возраста. Структура индивидуальной и подгрупповой педагогической работы, направленной на формирование позитивного отношения к миру у детей младшего школьного возраста посредством развития навыков саморегуляции поведения, содержит пять этапов:

1. Коммуникативный этап (предполагает создание доверительных отношений, расположенность и открытость учителю).

2. Педагогическая беседа или консультация (включает в себя этюды, упражнения, направленные на снятие эмоциональной зажатости, на овладение навыками контроля двигательной и эмоциональной сфер).

3. Конструктивно-формирующий этап (направлен на формирование и развитие навыков конструктивного общения, основ саморегуляции).

4. Рефлексия (направлена на осознание собственных эмоций, развитие эмпатии, повышение самооценки).

5. Релаксация (состоит из упражнений на мышечное расслабление, глубокое дыхание, снятие возбуждения).

Одной из эффективных инновационных методик работы с обучающимися по воспитанию у них навыков саморегуляции поведения является Скил-терапия. Данная методика реализуется через следующие формы учебной работы: проектная работа в команде (взрослой, детско-взрослой) позволяет развивать социальные, лидерские и интеллектуальные компетенции, тренинги развития, обучение у других, публичные выступления и презентации, активное участие в общественной жизни [7, c. 57].

Заключение

Таким образом, система позитивных жизненных отношений являет собой позицию ребенка, которая представляет собой осознанную систему положительных смыслов, ценностей и норм в отношении окружающего мира. Эта система выражает субъективную и эмоциональную стабильность, а также высокую удовлетворенность жизнью. Для младших школьников, обладающих положительным отношением к миру, важно получать удовольствие от окружающего мира и взаимодействия с другими людьми, так как это позволяет им чувствовать собственную уверенность.

В связи с этим к педагогическим условиям формирования позитивного отношения к миру у детей младшего школьного возраста относятся: воспитание нравственных ценностей у учащихся посредством различных методов педагогической работы; учет различных подходов к развитию межличностного взаимодействия в ученическом коллективе; развитие саморегуляции поведения детей младшего школьного возраста.