Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

DIAGNOSTIC TOOLS FOR THE EXAMINATION OF AUDITORY PERCEPTION AND PRONUNCIATION OF CHILDREN WITH IMPAIRED HEARING

Shleina E.S. 1 Bolshanina L.V. 1
1 Novosibirsk State Pedagogical University
This article presents a set of diagnostic methods for pedagogical examination of auditory perception and pronunciation of children with hearing impairment. The article discusses the role of hearing, which ensures the development of adequate and most complete ideas about the surrounding world, allowing to master sound representations in accessible volumes for successful mastering the speech of children with hearing impairment. The necessity of corrective work on auditory perception for the further formation of speech in a child with impaired hearing is shown. The methodological provisions of the construction of classes for the development of auditory perception and teaching the pronunciation of children of this nosological group are characterized. Methods that can be used to study auditory perception and pronunciation are selected. The special role of the development of auditory perception is indicated, both in correctional classes and in conditions of family education. A set of games for the development of non-speech and speech hearing and pronunciation of children with hearing impairment is presented. It is concluded that the development of auditory perception and pronunciation of children with hearing impairment is significantly enriched in the process of complex work of specialists and parents, as well as the possibility of a holistic perception of the sounds of the surrounding reality is formed.
Ключевые слова: auditory perception
hearing loss
pronunciation
educational process
auditory-speech rehabilitation

Формирование словесной речи является важным фактором развития слухового восприятия у детей с нарушенным слухом. Механизм развития слухового восприятия – это работа над формированием представлений слухового образа, соответствующего элементам речи, доступным слуху глухого или слабослышащего ребенка, и закреплением этих образов в коре головного мозга.

В связи с тем, что на данный момент ведущим способом восстановления слуховой функции является слухопротезирование, с каждым пациентом должна проводиться специальная диагностическая работа, направленная на выявление и отслеживание результатов проделанной работы.

На данном этапе развития специального образования коррекционная работа с детьми с нарушением слуха начинается в условиях ранней диагностики нарушения и раннего слухопротезирования. После проведения обследований и подбора слухового аппарата или проведения операции по кохлеарной имплантации начинается процесс работы над слуховым восприятием и произношением. Этот процесс является многоэтапным, так как затрагивает целенаправленную коррекционную работу, требующую специфических средств психолого-педагогического воздействия, комплекса методических приемов и специальных технологий.

Специальные слуховые упражнения используются в работе над развитием слухового восприятия ребенка с нарушением слуха. Значимость таких упражнений рассматривается в трудах ряда советских ученых (С.А. Зыков, А.Н. Леонтьев, Р.М. Боскис, Ж.И. Шиф, Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина) [1, 2].

Овладение речью детьми с нарушением слуха происходит только в условиях специального обучения, которое строится на основе использования остаточного слуха с привлечением сенсорных эталонов [3].

Для слухоречевой реабилитации ребенка с нарушенным слухом важно организовать систематические занятия с учителем-дефектологом (сурдопедагогом) [4, с. 12]. Поэтому используются основные методические рекомендации для построения коррекционных занятий, направленных на развитие слухового восприятия:

1. Соответствие звукового материала слуховым возможностям детей.

На данном этапе важно понимать, какие слуховые возможности имеет ребенок. Так, от состояния слуховой функции зависит выбор не только речевого материала, но и неречевого.

2. Значимость (сигнальность) звукового материала.

Неречевые и речевые звучания, используемые в работе, необходимо соотносить с определенным предметом или действием, чтобы у ребенка сформировалось единое представление звука с предметом или действием. Если происходит показ неречевого звука игрушкой, то ребенок на начальном этапе должен видеть ее, подержать в руках, познакомиться с ней. При изучении речевых звуков педагог использует различные методические приемы. Например, формирование речи в связи с организованной деятельностью, создание специальных ситуаций для использования речи ребенком, проведение дидактических игр. Также в работе предъявляемые слова должны быть отражены на письменной карточке или должен быть показан сам предмет на картинке или вживую.

Последовательно педагог переходит от грубых дифференцировок к более тонким. Звуковой материал в процессе обучения должен изучаться с постепенным увеличением его сложности. Критерием степени сложности дифференцировок выступает схожесть по звучанию сопоставляемых предметов [5, с. 121].

Единство слухового восприятия у ребенка дошкольного возраста формируется с помощью представлений и знакомства со звуковой стороной окружающего мира. Знакомство с живыми и неживыми звуками окружающей природы помогает сформировать более целостную картину мира слабослышащих детей. Обеспечивает развитие адекватных и наиболее полных представлений об окружающем мире, о его звуковой составляющей, позволяет в доступных объемах овладеть звуковыми представлениями для успешного овладения речью в дальнейшем.

Особую роль слух играет в восприятии речи. Слуховое восприятие является важным составляющим во взаимодействии с окружающими. В процессе его развития происходит развитие слуховых дифференцировок, что позволяет детям с нарушением слуха с легкостью социализироваться. Формирование собственно устной речи зависит от развития системы звуков, фонетических кодов ребенка. Это и является базой в формировании собственно устной речи.

Нарушение слуха заметно отражается и на речи ребенка. У ребенка с нарушенным слухом происходит затруднение общения речью. Научение детей с нарушением слуха использованию речи в социуме является одной из немногих задач педагога.

На начальном этапе педагогу необходимо определить слуховые и речевые возможности ребенка, для этого он использует специально подобранные диагностические методики. В процессе обследования, при поступлении ребенка в образовательное учреждение, педагог в протоколах отмечает первые результаты ребенка. После чего происходит их анализ, с помощью которого педагог выстраивает дальнейшую коррекционную работу с ребенком. В процессе еженедельных занятий проводится работа над всеми психическими процессами ребенка.

Одна из основных целей обучения детей с нарушенным слухом – работа по формированию произношения, которая проводится на всех этапах обучения ребенка. Трудность формирования произношения у данной группы детей заключается в недостаточной сформированности слуховой функции речевого развития, уровня восприятия и воспроизведения устной речи [6, с. 210].

В процессе игровой деятельности происходит включение ребенка в игровые ситуации, которые требуют двигательного, голосового или речевого ответа на звук. Также в процессе игры ребенку необходимо определять источник звука и его местоположение, что благоприятно сказывается на формировании умения ориентировки в пространстве. Все это способствует разделению и формированию представлений о разных окружающих ребенка звуках. Происходит развитие мыслительных процессов, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Исследование слуха речью должно начинаться с близкого расстояния, у ушной раковины исследуемого. В процессе диагностирования расстояние увеличивается. Помимо этого исследование должно проводиться в условиях тотальной тишины, в специальном помещении. Для более качественного проведения диагностики необходимо использовать «экран», чтобы не происходило считывания с губ. Перед началом диагностики ребенку необходимо объяснить, что ему надо делать, то есть дать инструкцию.

Цель исследования – подобрать диагностический инструментарий для обследования слухового восприятия и произношения детей с нарушенным слухом

Материалы и методы исследования

Для обследования слухового восприятия и произношения у детей с нарушенным слухом были подобраны методики и игры. Для неречевых детей предлагается методика 1, которая даст оценку слухового восприятия ребенка. Для речевых детей использование методик 2–4.

Методика 1. «Выработка условной двигательной реакции на звук» Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко.

Инструкция: «Послушай. Надень кольцо, когда услышишь звук»

Процедура проведения: ребенку предъявляется звук музыкального инструмента, например барабан. Ему необходимо надеть кольцо на основание пирамидки, когда он услышит звук. Процесс повторяется при предъявлении звуков других музыкальных инструментов [7, с. 19–23].

Методика 2. «Распознавание звуков, слогов, слов» Л.П. Назарова

Инструкция: «Послушай. Повтори».

Процедура проведения: ребенку предъявляются парами или тройками звуки, слоги, слова. Ребенок должен повторить предъявляемый материал.

Речевой материал:

− парные слоги: «б-п», «д-т-д», «г-к», «з-с-з», «в-ф», «ж-ш»;

− слоги, имеющие в составе парные согласные: «ба-па», «да-та-да», «га-ка», «за-са-за», «ва-фа», «жа-ша»;

− слоги с разными гласными и постоянной согласной: «би-бо-ба», «ки-ко-ка», «са-си-со», «гу-ги-го»;

− слова с парными согласными: «дочка – точка», «бочка – почка», «гроза – коза»;

− похожие по звучанию слова: «слон – стол – стон», «кошка – ложка», «лук – жук – крюк», «мак – лак – рак», «игла – игра» [7, с. 220].

Методика 3. «Проверка навыков произношения» Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина

I. Речевое дыхание

1. Произнесение слогов на одном выдохе:

Папапапапа_______

Вавававава________

2. Ответь на вопросы (требуется полный ответ):

В каком классе ты учишься?

Сколько тебе лет?

3. Чтение предложений:

Вова рисует. Мама написала письмо. Мы поставили ветки в банку.

II. Голос

III. Звуки (табл. 1, 2)

Таблица 1

Слоги для проверки

Проверяемый звук

Слова и слоги для проверки

Дополнительный материал

а

Лопата па, а

Па-пе

о

Платок по, о

Па-по, по-пу

у

Утка, пу, у

Пу-по, па-по-пу

э

Семь пе, э

Пе-па, пе-пи

и

Вилка пи, и

Пи-пе, па-пе-пи

ы

Мыло пы, ы

Пы-пи

п

Суп па, ап

 

т

Самолет та, ат

 

к

Платок ка, ак

 

ф

Шкаф фа, аф, ф

 

с

Собака са, ас, с

 

ш

Шапка ша, аш, ш

 

х

Мука ха, ах, х

Ха-ка

ц

Лицо ца, ац

Аца-аса, ца-са

ч

Мяч ча, ач

Ача-аша, ча-ша

щ

Щетка ща, ащ

Ща-ша

в

Восемь ва, в

Аыа-афа, ва-фа

м

Самолет ма, му, ми, ам, м

 

н

Нос на, ну, ни, ан, н

 

р

Рука ра, ар, р

 

л

Лампа ла, ала, ал, л

 

б

Собака ба, бу, аба

Аба-апа, ба-па

д

Дом да, ду, ада

Ада-ата, да-та

г

Голова га, гу, ага

Ага-ака, га-ка

з

Зубы за, аза, з

Аза-аса, за-са

ж

Жук жа, ажа, ж

Ажа-аша, жа-ша

я (йа)

Яблоко я

Я-а

е (йо)

Елка е

Е-о

ю (йу)

Юбка ю

Ю-у

е (йэ)

Ест е

Е-э

Таблица 2

Слоги для проверки мягких согласных (в конце II класса)

1. фя

9. ня

17. ма

25. ла

2. са

10. ля

18. ать

26. пя

3. ам

11. та

19. аф

27. ан

4. па

12. арь

20. амь

28. апь

5. фа

13. ась

21. ап

29. ас

6. тя

14. мя

22. ря

30. на

7. ань

15. ра

23. афь

31. ат

8. ар

16. ся

24. аль

32. ал

IV. Сочетание звуков в словах:

Кофта, спасибо, столовая, сколько, штаны, рубашка, шапка, щетка, кто.

V. Словесное ударение:

Стакан, бабушка, ученик, шапка, капуста, барабан, рука, валенки, кукла, тарелка.

VI. Орфоэпия:

1. Оглушение звонких согласных:

Девочка написала пять слов.

У Любы болит зуб.

В пятницу мы ходили в лес.

У меня две ошибки, а у Бори нет ошибок.

2. Безударное о:

Сегодня хорошая погода.

Оля получила подарок.

Методика 4. Л.Н. Нейман «Восприятие слов»

Список 1. Мама, дом, стол, дедушка, парта, собака, рука, барабан, кошка, шуба, мальчик, лампа, часы, сапоги, муха, заяц, тетрадь, суп, чернила, петух.

Список 2. Папа, нос, бабушка, доска, корова, шапка, карандаш, чашка, окно, уши, мяч, палка, булка, коза, школа, чулки, хлеб, капуста, санки, курица.

Список 3. Вова, стул, рубашка, сумка, глаза, голова, каша, нога, молоко, ручка, дым, лошадь, девочка, яблоко, зима, перо, шар, книга, сахар, кукла [4, с. 35].

Результаты исследования и их обсуждение

Таким образом, подобранные методики позволяют продиагностировать слуховое восприятие и произношение детей с нарушенным слухом. Помогают обследовать звукопроизносительные умения, сохранность слоговой структуры слова, соблюдение ударения и лексическую систему языка. Данные методики подходят для обследования детей с нарушенным слухом всех возрастов. Также в процессе обследования педагог может использовать метод педагогического наблюдения, который поможет сделать вывод об использовании остаточного слуха детьми для восприятия речи, неречевых звуков, систематически ли пользуются слуховой аппаратурой.

Игры на развитие неречевого слуха

Игра «Кто это?»

Цель: развитие слухового восприятия.

Ход игры: На индивидуальном занятии педагог с ребенком постепенно изучают и знакомятся с домашними животными и издаваемыми ими звуками. Педагогу необходимо обучить ребенка различать звуки разных домашних животных, а потом соотносить звуки с соответствующим животным.

Для усложнения педагог может посадить ребенка спиной к себе и попросить определить, какое животное издает звук.

Игра «Одинаковые коробки»

Цель: развитие слухового внимания.

Оборудование: баночки с различными крупами.

Ход игры: в небольших баночках находятся разные крупы – горох, гречневая, манная крупа, рис. Баночек с одинаковой крупой должно быть по две. Помимо круп можно использовать соль, макароны, бусинки, камушки и другие материалы, главное, чтобы издаваемый ими звук отличался от остальных. Чтобы звук в парных коробочках не различался, необходимо насыпать одинаковое количество сыпучего материала.

Один набор баночек использует ребенок, а второй набор – педагог. Ребенку необходимо определить и найти такую же баночку. Так как на внешний вид они одинаковые, ребенку нужно определить подходящую баночку по звучанию. После того, как педагог замечает, что ребенок справляется с заданием, он добавляет еще баночки.

Игра «Что шумит?»

Цель: формирование представлений о звуках окружающего мира, развитие слухового внимания и восприятия.

Ход игры: Педагог знакомит детей с различными бытовыми звучаниями. Например, звук льющейся воды, звук столовых приборов, звук закрывания двери. Дети внимательно слушают, пробуют самостоятельно повторить движения педагога для появления определенного звука (открыть кран, постучать ложками, закрыть дверь). На этом этапе педагогу необходимо сделать акцент на появляющийся звук. После нескольких повторений детям необходимо самостоятельно определить, какой звук демонстрирует им педагог, для этого используются картинки выполняющихся действий.

Комплекс игр позволяет педагогу в образовательном учреждении провести коррекционную работу посредством неречевых стимулов у детей с нарушенным слухом. Данные игры можно использовать не только на коррекционных занятиях, но и в повседневной жизни, комплекс игр рассчитан для родителей, которые могут работать над развитием слухового восприятия у детей с нарушением слуха.

Игры на развитие речевого слуха

Игра «Какая у меня картинка?»

Цель: развитие слухового внимания, умения дифференцированно воспринимать слова на слух.

Оборудование: изображения 3–4 предметов, названия которых имеют различный звуковой состав, таблички с названиями предметов, маленькие карточки с изображением тех же предметов, экран.

Ход игры. Педагог кладет перед детьми картинки, проговаривая их название и подкладывая соответствующую табличку. Затем привлекает внимание детей и за экраном произносит название какой-либо картинки. Если ребенок верно угадывает и произносит названное слово, педагог дает ему маленькую карточку с изображением того же предмета. Выигрывает тот ребенок, у которого окажется больше всего маленьких карточек.

Игра «Собери пирамидку»

Цель: формирование умений воспринимать слова с близким фонетическим составом, уточнение слуховых дифференцировок.

Оборудование: пирамидка, карточки со словами.

Ход игры: Детям предлагается внимательно слушать. Затем педагог произносит слова со звуком «С», а дети, когда услышат этот звук, надевают блок пирамидки на ее основание.

Игра «Матрица»

Цель: формирование умений воспринимать слова, развитие слухового внимания и памяти.

Ход игры: Перед ребенком лежат нарезанные слова. Ему необходимо услышать, в каком порядке произносит их педагог, после чего расположить и назвать в той же последовательности.

Изначально могут использоваться только существительные. В дальнейшем усложнение – составление педагогом предложений.

Игры на развитие произношения

Игра «Конусы»

Цель: развитие навыков произношения и активного словаря.

Оборудование: конусы, карточки с буквами.

Ход игры: Напротив каждого конуса лежит определенная буква. Ребенку необходимо назвать пять слов с этой буквой, после чего он переходит к следующему конусу, где будет написано уже несколько букв, буква с первого конуса и еще одна новая. Можно добавить физические упражнения при переходе к следующему конусу.

Игра «Мяч в воздухе»

Цель: развитие определения первого и последнего звука в словах.

Оборудование: мяч.

Ход: Дети стоят в кругу. Педагог приглашает одного ребенка встать в центр и просит его бросить мяч так, чтобы он ударился об пол один раз, и назвать какое-нибудь слово. Ребенок, поймавший мяч, говорит слово на последний звук предыдущего слова. Дети бросают мяч по очереди, те, кто ошибается, выходят из игры.

Игра «Матрешки»

Цель: развитие навыков произношения и активного словаря, формирование представлений о слоговой структуре слова.

Ход игры: Перед ребенком находится несколько (сначала две, потом добавляется по одной) матрешек. Ему необходимо назвать слова, имеющие один слог. То есть одна матрешка – это один слог, две матрешки – два слога и т.д.

Для усложнения задания педагог может дать инструкцию с произнесением слов на определенный звук или слова, которые содержат определенный звук.

Заключение

Таким образом, формирование речевого слуха и слуховых представлений у детей с нарушенным слухом носит поэтапный и фазовый характер. Поэтому представленный комплекс игр будет способствовать развитию слухоречевого восприятия ребенка с нарушением слуха, а также формированию произносительной стороны речи, всех ее аспектов. Педагог постоянно делает акцент на правильное произнесение слов и фраз, произнесенных ребенком, развивает у ребенка самоконтроль произношения. Работа по развитию слухового восприятия и обучение произношению у детей с нарушенным слухом должно осуществляться в ходе специально организованного педагогического процесса, а также в условиях семейного воспитания, что является важным процессом в создании речевой среды. В результате правильно подобранных методик, игр, систематической работы ребенок с нарушенным слухом получает возможность целостного восприятия звуков окружающей действительности.