Сохранение здоровья детей и формирование культуры безопасного и ответственного поведения в отношении их жизни и здоровья являются ключевыми задачами системы образования на современном этапе развития общества. Безопасность – это основная потребность индивидуума, без реализации которой невозможно полное развитие и самореализация личности.
Безопасность ребенка – это более глубокое понятие, которое включает в себя состояние защиты основных жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз, что, в свою очередь, обеспечивает устойчивое развитие личности ребенка в окружающей среде. От уровня сформированности безопасного поведения напрямую зависит безопасность детей школьного возраста. Безопасное поведение – это «поведение, обеспечивающее безопасность существования личности, а также не наносящее вред окружающим людям» [1, с. 201].
Обучение безопасному поведению ребенка – это процесс и результат приобретения индивидуального опыта, который выражается в стабильном изменении поведения, обеспечивающем безопасную жизнь. Ключевая роль в обеспечении безопасности жизни человека, в частности детей школьного возраста, принадлежит образованию, которое формирует осознанный и ответственный подход к проблеме личной безопасности и готовности к безопасному поведению в молодом возрасте [2; 3].
Исследованиями по формированию образовательных программ в сфере безопасности жизнедеятельности занимались такие известные авторы, как В.В. Гафнер, Л.Н. Горина, А.А. Михайлов, В.Н. Мошкин, С.В. Петров, Ю.В. Репин и многие другие. Авторы считали, что своевременное обучение детей безопасному поведению будет способствовать обеспечению безопасности жизни ребенка в окружающей среде.
Проведенный анализ литературных источников по теме исследования позволил отметить, что безопасность – это не только отсутствие реальной угрозы, но и результат правильной когнитивной оценки окружающей среды, способность занимать наиболее выгодную позицию и гибко реагировать на данные изменения. При формировании безопасного поведения необходимо сосредоточиться также на развитии таких личностных качеств человека, как оптимизм, надежность, честность, навыки партнерства, настойчивость, смелость и способность понимать суть происходящего. Особого внимания заслуживает выработка психологической модели безопасного поведения, которая включает
1) идентификацию опасности;
2) принятие когнитивной ориентации;
3) своевременность реагирования в определенной ситуации.
Школьный возраст наиболее благоприятствует формированию у человека правил и стандартов безопасного поведения. В этом возрасте легче формировать модели, побуждающие учащихся соблюдать нормы и правила безопасного поведения, которые станут основой для формирования безопасного и независимого образа жизни [3].
В связи с этим к образовательной деятельности, связанной с выполнением задач по созданию культуры безопасного поведения, предъявляются следующие требования:
1) профессиональная и этическая ответственность специалистов за предупреждение и защиту физического, психологического и социального обеспечения личности;
2) способность педагога быть примером безопасной поведенческой культуры и обучать этому подрастающее поколение;
3) позитивная направленность в отношении личностного роста ученика, а также развитие у подростка чувства собственного достоинства;
4) способность педагога при обучении учитывать неблагоприятные факторы влияния социокультурной среды как в целом, так и конкретной сферы жизни в частности, и на основании этого формировать соответствующие программы развития;
5) организация коллективной и творческой деятельности для формирования нравственных, идеологических, правовых представлений и убеждений по вопросам безопасности, а также безопасного поведения обучающихся с привлечением организаций дополнительного образования и разработки дополнительных программ развития.
В последнее время широкое распространение как в педагогической практике, так и в повседневной жизни получила квест-технология. Квест-технология в образовательном процессе как понятие появилась относительно недавно [4].
«Квест», или «приключенческая игра» (транслит. англ. Quest – поиски, Аdventure – приключение) – это один из основных жанров игр, требующих от участника решения умственных задач для продвижения по сюжету [5]. Проблемой квестов в нашей стране занимаются Андреева М.В., Быховский Я.С., Николаева Н.В. и другие.
Квест-технологии сегодня активно внедряются современными педагогами в учебно-воспитательный процесс для обучения школьников безопасному поведению.
Квест-технологии вызывают интерес у обучающихся разного возраста и применяются при изучении разных учебных предметов, а также во внеурочной деятельности. Особую заинтересованность вызывает у школьников применение квест-технологий на уроках основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). Уроки ОБЖ – это уроки практической направленности, где проигрывание конкретных ситуаций позволяет сформировать необходимые умения и навыки безопасного поведения у обучающихся, научить правильно выстраивать алгоритмы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях и оказывать помощь пострадавшему.
Анализ научно-методической и педагогической литературы показал, что современные педагоги чаще всего используют в образовательной деятельности следующие типы квест-технологий, такие как web-квесты с применением интернет-ресурсов; квесты-гонки, основанные на постепенном выполнении заданий, и т.д. [6].
Содержание квеста заключается в существовании конкретной конечной цели и единственного способа ее достижения – последовательное решение различных головоломок и сопутствующих ситуационных заданий. Каждая головоломка является ключом к следующему пункту и следующему заданию. Задачи могут быть различного характера и направления: на выявление силовых качеств, активности, творческие, интеллектуальные. Квест имеет четкую структуру и определенные требования для каждого компонента всего процесса.
Структурная составляющая «введения» предполагает наличие хорошо продуманной легенды, то есть источника действия, определяющего направление будущей работы. Благодаря легенде квест-технологии становятся применимыми ко всем предметам обучения.
Весь процесс занятия с применением квест-технологии можно разделить на несколько этапов. Организация работы учеников и роль учителя в каждом из них будут разными: начальная стадия или «команда», ролевая стадия, финальная стадия [7]. Планируя занятия, учитель должен психологически подготовить детей к самостоятельной деятельности. Эти действия подчиняются правилам игры. В связи с вышеизложенным цель исследования заключалась в обучении безопасному поведению детей школьного возраста с использованием квест-технологий.
Материалы и методы исследования
Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы МКОУ «СОШ № 4» (пгт Песковка, Омутнинский район, Кировская область). В исследовании приняли участие 40 обучающихся седьмых классов. Обучение безопасному поведению школьников проводилось на уроках основ безопасности жизнедеятельности с использованием квест-технологий (таблица).
Квест-технологии при обучении безопасному поведению
Квест-технологии |
Краткое содержание |
Квест «Поступаем правильно» |
Решение ситуационных задач, которые зашифрованы различными способами. Темы: «Чрезвычайные ситуации природного характера»; «Оказание первой помощи пострадавшему»; «Правила поведения при пожаре» |
Квест-игра «Знать, уметь, чтобы выжить!» |
Игра включает в себя движение по маршруту из 4 станций. Команда изучает маршрут, по которому нужно следовать во время игры благодаря советам, получаемым при выполнении заданий. В начале все команды одновременно получают первое задание (в зашифрованном виде), которое является отправной точкой их маршрутов. Команды проходят 4 станции: станция «Действия при возникновении чрезвычайной ситуации»; станция «Тише едешь – дальше будешь»; станция «Первая помощь»; станция «Эвакуация – дымовая завеса» |
Квест «Школа безопасности» |
Команда проходит 4 этапа. На каждом этапе они выполняют теоретические и практические задания, о которых делается отметка в маршрутной ведомости. Маршрутный лист также указывает время прохождения каждого этапа, что учитывается при расчете баллов, полученных за задание. Чем меньше потрачено времени на выполнение задания, тем выше оценка. Этап № 1. «Правила поведения во время грозы». Этап № 2. «Правила поведения при химической аварии». Этап № 3. «Безопасность на дороге». Этап № 4. «Первая помощь» |
Квест-игра «Вместе все преодолеем» |
Игра нацелена на предотвращение употребления психоактивных веществ детьми и подростками, повышение интеллектуальной активности учащихся старших классов и обучение навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья. Смысл квеста состоит в том, чтобы найти все способы профилактики психоактивных веществ, зашифрованных в задачах, получить ответ на вопрос, поставленный в задаче на объекте, и пройти весь квест как можно быстрее |
Для выявления уровня сформированности безопасного поведения обучающихся нами было проведено анкетирование. Определение готовности учащихся к безопасному поведению, характеризующее способность к успешной деятельности в опасных и чрезвычайных ситуациях, осуществлялось в соответствии с разработанными критериями и показателями, предложенными В.Н. Мошкиным [8]. Анкета состояла из 47 вопросов. Обучающиеся при ответе на вопросы выражали свое «согласие», «несогласие» со сформулированным утверждением либо вариант «затрудняюсь ответить».
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты анкетирования показали, что уровень мотивации (утверждения «Чтобы перейти через проезжую часть, я двигаюсь к ближайшему светофору, а также внимательно смотрю за приближением автомобилей», «Находясь на улице, я обхожу места с ямами, канавами» и т.д.) к безопасному поведению достаточно высокий, обучающиеся проявляют осторожность и предусмотрительность к различным опасным факторам (поведение на дороге – 90 %, опасные дороги – 50 %, опасные собаки – 60 %, хулиганы и грабители – 60 %). На вопросы, связанные с получением информации о правилах поведения и способах защиты и самообороны, большая часть респондентов (85 %) отдает предпочтение именно просмотру телепередач о безопасном поведении, 45 % в свободное время занимаются в спортивных секциях: «учатся самозащите и самообороне». При этом у 90 % учащихся такой способ получения информации, как «чтение электронных изданий и заметок по вопросам безопасности», не вызывает особого интереса, и лишь 20 % «интересуются литературой и периодически читают ее». Большинство обучающихся в случае получения травмы (90 % респондентов) обратятся за помощью, при встрече с преступником только 45 % школьников позовут на помощь, при этом 30 % затрудняются ответить.
Утверждения, связанные с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, также подтверждают правильность и последовательность безопасного поведения школьников. Так, например, при поражении человека электрическим током на улице 60 % учащихся будут стараться как «можно быстрее привлечь внимание других людей и звать на помощь», 50 % обучающихся воспользуются правилами перемещения в зоне «шагового напряжения». Однако 40 % испытывают трудности при ответе, что, возможно, говорит о недостаточно сформированных знаниях и умениях, правилах поведения в данной ситуации и требует дальнейшего изучения в ходе учебно-воспитательного процесса.
Большинство обучающихся (55 %) согласны с утверждением о недопуске посторонних лиц в квартиру. О поведении на дороге 90 % респондентов согласны с утверждением «Я никогда не буду перебегать дорогу в неположенном месте или при наличии рядом движущегося автомобиля». Ответом на утверждение «Если укротитель львов скажет, что животные безопасны и можно зайти к ним клетку, я зайду с ним вместе» результаты показали 100 % отрицание, т.е. у школьников отсутствует склонность к неоправданному риску. Вопросы, связанные с наличием различных опасных ситуаций, подтверждают понимание обучающимися необходимости принятия верных решений, правильных действий и, по возможности, оказания первой помощи пострадавшему («опасные ситуации всегда рядом, и необходимо стремиться их избежать» – 65 %, «я считаю, что можно избежать любых опасностей, и обезопасить себя при любых обстоятельствах, и в случае необходимости оказать помощь» – 45 %).
Результаты утверждения «Если наступит опасность, я могу растеряться, испугаться и не смогу действовать так, как надо» распределились одинаково (50 % – «Да», 50 % – «Нет»), что свидетельствует о недостаточной оценке своих возможностей и поведения при опасности.
На утверждение «Если наступит опасность, я никогда не растеряюсь и найду выход при любых обстоятельствах» результаты распределились следующим образом: 15 % – «Да», 55 % – «Нет», 30 % – «Затрудняюсь ответить». Обучающиеся оценивают свои интеллектуальные возможности достаточно адекватно, но незначительная часть опрошенных (30 %) высказывают сомнение, что говорит о несформировавшейся самооценке в случае опасной ситуации. К данному возрасту все обучающиеся осознают причины возможных аварийных ситуаций и травматизма на дорогах (100 %). 90 % школьников подтвердили, что основную информацию о правилах безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях получают на уроках основ безопасности жизнедеятельности, отдавая предпочтение игровым практическим формам обучения. Нравственная готовность к безопасной жизнедеятельности в утверждениях «Я считаю, что очень много добрых и хороших людей, которые в случае опасности придут ко мне на помощь, стоит их только позвать» (25 % – «Да», 25 % – «Нет»), «Если возникла опасная ситуация, не стоит ждать помощи от окружающих, можно рассчитывать только на себя» (50 % «Да», 15 % – «Нет»), «Если на улице на меня нападут грабители, я не растеряюсь и подскажу им, где можно ограбить богатых людей, и они меня отпустят» (5 % – «Да», 30 % – «Нет») подтверждает, что нравственные устои подростков недостаточно сформированы.
Выводы
Таким образом, навыки и способности безопасного поведения ребенка в условиях угроз современного общества не заложены на основе инстинктов и не возникают спонтанно. Формированию умений правильно действовать в опасных для жизни и здоровья ситуациях способствует систематически организованная образовательная деятельность.
На основании полученных результатов можно сделать вывод, что применение квест-технологий в образовательном процессе способствует формированию у обучающихся осознанного отношения к вопросам безопасности, необходимых практических умений и навыков. Применение квестов в учебной деятельности способствует повышению мотивации в изучении учебных предметов, в частности основ безопасности жизнедеятельности. Проигрывая конкретные ситуации-задания, школьники учатся основам самоорганизации, взаимопомощи, умению работать в команде, планировать, распределять роли и функции, что способствует повышению информационной культуры, воспитанию дружеских, доброжелательных взаимоотношений со всеми участниками коллектива. Кроме того, квест-технология нацелена на развитие индивидуальности каждого ученика, создание комфортных условий для успешной деятельности, что благоприятно сказывается на процессе обучения и его результатах.
Благодаря конструктивности, доступности и относительной простоте использования такие интерактивные технологии представляют собой эффективный превентивный инструмент для обеспечения безопасного поведения.