Актуальными тенденциями образовательного процесса на сегодняшний день являются здоровьесберегающие образовательные технологии и образовательная среда, здоровьеориентированное образовательное пространство. Образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы он способствовал сохранению здоровья детей, формированию у них навыков безопасного поведения и ориентации на ведение здорового образа жизни. Процесс обучения и воспитания в школе должен выстраиваться с учётом особенностей современной ситуации в стране и в мире, способствовать профилактике социальных отклонений [1].
Одной из самых острых проблем современности является злоупотребление подростков и молодежи психоактивными веществами (ПАВ). Употребление ПАВ подростками растёт и уже превратилось из феномена в эпидемию [2]. Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раз чаще, чем население всех других возрастов, а ненаркотическими психоактивными веществами – в 11,4 раза чаще. 97 % первых проб ПАВ приходится на возраст до 17 лет, а основная масса – на 14–15 лет. Участились случаи приобщения к психоактивным веществам детей 10–13 лет. За последние 10 лет в России распространение получила наиболее тяжелая форма наркомании – героиновая, однако сейчас всё большее число подростков употребляют психостимуляторы (экстази, амфетамин). Также в подростковой среде отмечаются случаи сочетанного употребления алкоголя и различных наркотиков. Наблюдается «феминизация наркомании». Если пятнадцать лет назад девушки-подростки составляли 10–15 % наркозависимых, то согласно последним данным соотношение юношей и девушек, зависимых от ПАВ, находится в пределах 2–3: 1 за счет резкого вовлечения в наркопотребление последних [3]. Злоупотребление психоактивными веществами представляет опасность на донозологическом уровне, согласно МКБ-10 (раздел F «Злоупотребление психоактивными веществами с вредными последствиями») имеет медицинские – последствия интоксикаций, социально-психологические последствия – проблемы, связанные с нарушением адаптации в обществе [4].
Всё это говорит о необходимости усиления мер профилактики, реализуемой в том числе в воспитательном процессе общеобразовательных учреждений. Необходимо добиваться максимальной эффективности первичной профилактики употребления ПАВ, искать для её осуществления наиболее результативные способы и методы, с тем, чтобы сформировать у молодёжи грамотное, адекватное и правильное представление о наркотических и иных психоактивных веществах, умение прогнозировать последствия своих действий, критически оценивать информацию о ПАВ, поступающую из различных источников (друзья, СМИ, интернет), с тем, чтобы минимизировать круг лиц, склонных к употреблению ПАВ или употребляющих ПАВ, в том числе с опасными последствиями.
Цель работы: выявление возможности организации первичной профилактики употребления ПАВ через внеурочную деятельность по ОБЖ у обучающихся восьмых классов МБОУ СОШ № 18 г. Абакана.
Материалы и методы исследования
В целях диагностики склонности обучающихся МБОУ СОШ № 18 г. Абакана к употреблению ПАВ нами были выбраны две методики. Тест-опросник «Аддиктивная склонность», Юсупов В.В., Корзунин В.А., 2003 [5], является экспресс-диагностикой риска употребления алкоголя, ПАВ и наркотических веществ. Методика ориентирована на подростков в возрасте 12–16 лет. Опросник содержит 30 утверждений, требующих согласия или несогласия испытуемого (да или нет, вопросы альтернативного типа). Тест RAFFT для выявления склонности к химической зависимости у подростков (Ewing, 1984, модификация А.Ю. Егорова) ориентирован на выявление склонности к алкогольной и (или) наркотической зависимости.
Всего в диагностике приняли участие 40 подростков в возрасте 13–14 лет, обучающиеся восьмых классов МБОУ СОШ № 18 г. Абакана, из них 22 девочки и 18 мальчиков.
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты, полученные с помощью диагностики «Аддиктивная зависимость», представлены на рис. 1.
Анализ полученных результатов: 55 % испытуемых показали низкий уровень риска зависимого поведения, 37,5 % – умеренный риск, 7,5 % – высокий риск. Такие данные свидетельствуют о том, что у большинства диагностируемых подростков риск зависимого поведения не выражен, вероятнее всего, эти подростки не склонны к злоупотреблению спиртными напитками, табакокурению, употреблению наркотиков. Можно предположить, что эти подростки негативно относятся к употреблению ПАВ. Подростки группы умеренного риска (37,5 %), вероятнее всего, нейтрально относятся к употреблению ПАВ, при определённых обстоятельствах или из интереса, в компании могут попробовать алкоголь и, возможно, даже наркотики. В отношении таких подростков необходимо проведение мер профилактического характера, ориентированных на формирование потребности к ведению ЗОЖ и негативного отношения к употреблению ПАВ. Наибольшие опасения вызывает группа высокого риска (7,5 %), вероятнее всего, эти подростки уже пробовали алкоголь, возможно, наркотические средства, курят, либо допускают для себя такую возможность. В данном случае необходимы дополнительные исследования, беседы с родителями, классным руководителем, социальным педагогом.
Результаты, полученные с помощью методики RAFFT для выявления склонности к химической зависимости у подростков, представлены на рис. 2.
Рис. 1. Процентное соотношение групп низкого, умеренного и высокого риска зависимого поведения (по методике «Аддиктивная зависимость» В.В. Юсупова, В.А. Корзунина, 2003)
Рис. 2. Процентное соотношение количества обучающихся с различной степенью предрасположенности к алкогольной или наркотической зависимости по методике RAFFT (Ewing, 1984, модификация А.Ю. Егорова)
Анализ полученных результатов: 47,5 % обучающихся с отсутствием склонности к наркотической и (или) алкогольной зависимости, 42,5 % обучающихся с предрасположенностью к алкогольной и (или) наркотической зависимости и 10 % обучающихся с подозрением на наличие алкогольной и (или) наркотической зависимости.
Большинство обучающихся (47,5 %) среди диагностированных склонности к зависимости не проявляют, однако следует обратить внимание на обучающихся с подозрением (42,5 %) или предрасположенностью (10 %) к алкогольной или наркотической зависимости, усилить меры профилактики и осуществлять тесное сотрудничество с семьёй обучающихся в вопросах профилактики зависимостей.
Следует также отметить, что выбранные тесты для диагностики относятся к экспресс-методикам и в качестве единственного средства диагностики склонности к зависимости подростка от ПАВ использованы быть не могут. Необходимы дополнительные методы и средства, в том числе беседы, дополнительные тестирования, диагностика родителей и педагогов относительно выбранного контингента обучающихся.
В Российской Федерации и Республике Хакасия профилактика болезней зависимости, в том числе зависимости от употребления ПАВ, является приоритетным направлением государственной политики и включена в деятельность образовательных, медицинских и правоохранительных структур. Вопросами ранней диагностики потребления ПАВ занимаются на различных уровнях, включая межведомственное взаимодействие.
В числе одного из основных учебных предметов, ориентированных на формирование у обучающихся мотивации к ведению здорового образа жизни, профилактику вредных привычек, можно назвать «Основы безопасности жизнедеятельности». Особенность курса «Основы безопасности жизнедеятельности» как учебного предмета заключается в том, что именно с помощью этого предмета учащиеся приобретают навыки самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности.
Внеурочная деятельность по «Основам безопасности жизнедеятельности» может быть организована в форме кружков, секций, экскурсий, походов, олимпиад, соревнований, круглых столов, наблюдений, работы с литературой, статистическими данными, разработки стендов и стенгазет, конференций, индивидуальных и коллективных проектов, общественно полезных практик, тематических классных часов.
Нами был проанализирован план воспитательной работы МБОУ СОШ № 18 г. Абакана [6]. Воспитательная работа реализуется по направлениям: патриотическое воспитание, духовно-нравственное воспитание, трудовое, экологическое, правовое воспитание, профилактика дорожно-транспортного травматизма, физкультурно-оздоровительное направление, семья и школа.
В целом можно отметить, что воспитательная работа в школе, в том числе работа профилактического характера, проводится регулярно, представлена разнообразными мероприятиями: родительские собрания, тематические классные часы («Последствия употребления ПАВ», «Электронная сигарета – мифы и реальность», «Умей сказать "Нет"»), Всероссийский День трезвости, индивидуальные беседы сотрудников ОДН, УУМ с несовершеннолетними, состоящими на всех видах учёта, организация тренингов по профилактике алкоголизма, профилактическая акция «Мы за ЗОЖ», Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет, День отказа от курения, Заседание Совета профилактики, Видеолекторий на тему «Профилактика употребления содержащей алкоголь продукции», Родительский лекторий, организация летнего отдыха для несовершеннолетних, состоящих на всех видах учёта, посещение неблагополучных семей, индивидуальная работа с семьями (опекаемыми и приемными семьями, семьями, находящимися в социально опасном положении).
Однако, на наш взгляд, профилактика употребления ПАВ среди подростков будет более эффективной при систематическом (еженедельном или один раз в две недели) проведении занятий соответствующей направленности. С этой целью нами предлагается разработка курса внеурочной деятельности «Твой выбор» по предмету «ОБЖ» для обучающихся восьмых классов. Тематический план курса (таблица) разработан с учётом данных диагностики, возрастных особенностей обучающихся (8 класс), а также с учётом календарно-тематического планирования по ОБЖ для 8 класса согласно программе А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова [7]. Курс рассчитан на весь учебный год (1 и 2 четверть), 16 академических часов.
Тематический план курса внеурочной деятельности «Твой выбор» для обучающихся 8 классов МБОУ СОШ № 18 г. Абакана
Тема |
Количество часов |
Форма организации |
Вид деятельности обучающихся |
Что такое ПАВ и чем они опасны? |
1 |
теоретическая |
Лекция, изучение нормативных документов по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения и употребления ПАВ учащимися |
1 |
теоретическая |
Просмотр видеофильмов о ПАВ, дискуссия на тему просмотренных фильмов |
|
Социальный портрет лиц, употребляющих наркотики или алкоголь, курильщиков |
1 |
практическая |
Игра в формате КВН, обучающиеся обыгрывают ситуации, связанные с употреблением ПАВ |
ПАВ и безопасность: несчастные случаи с участием лиц в состоянии опьянения |
1 |
практическая |
Подготовка исследовательских мини-проектов по теме |
Мои истинные ценности |
1 |
практическая |
Диагностика по психологическим методикам |
1 |
практическая |
Конкурс творческих работ |
|
Химия зависимости |
1 |
теоретическая |
Теоретическое занятие, по возможности с участием учителя химии, демонстрация опытов, подтверждающих влияние курения, алкоголя, наркотиков на организм |
Социальная реклама |
1 |
практическая |
Разработка социальной рекламы, направленной на профилактику ПАВ, для социальных сетей, разработка мемов для «Вконтакте», целью которых является профилактика употребления ПАВ подростками |
Моё здоровье: понятие здоровья, компоненты здоровья |
1 |
теоретическая |
Лекция с использованием мультимедиапрезентации |
Здоровый образ жизни – мой выбор |
1 |
теоретическая |
Лекция с использованием мультимедиапрезентации |
1 |
практическая |
Практическое занятие с использованием технологии «Дебаты» |
|
Уровни здоровья |
1 |
практическая |
Оценка уровней индивидуального здоровья с помощью различных методик |
Профилактика употребления ПАВ |
1 |
практическая |
Тренинг, направленный на профилактику употребления алкоголя, наркотиков, табакокурения (при участии школьного психолога) |
Наше будущее – в наших руках |
1 |
практическая |
Конкурс мини-проектов, посвящённых тематике употребления ПАВ, темы формулируются совместно с обучающимися |
Итоговое занятие по курсу |
1 |
практическая |
Оформление наглядной агитации: о вреде употребления наркотических, психотропных средств, алкоголизма (для школы: памятки, стенгазеты, презентации для уроков ОБЖ) |
1 |
Цель курса: организация первичной профилактики употребления ПАВ среди обучающихся; формирование у обучающихся стойкой негативной установки по отношению к употреблению ПАВ как способу решения своих проблем или проведения досуга, а также формирование активной жизненной позиции.
Выводы
Таким образом, внеурочная деятельность в современной общеобразовательной школе является обязательным компонентом организации процесса обучения, воспитания и развития обучающихся. Образовательная организация вправе самостоятельно выбирать формы, методы и средства в рамках основных направлений воспитательной работы (патриотическое, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное и т.д.), добиваясь, таким образом, наибольшей эффективности в достижении предметных и метапредметных образовательных результатов, осуществляя процесс воспитания и социализации с учётом индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся. Внеурочная деятельность по ОБЖ может выступать средством первичной профилактики употребления ПАВ среди подростков: осуществляемые систематически занятия, заранее продуманные и спланированные, учитывающие особенности обучающихся, будут способствовать формированию у обучающихся мотивации к ведению ЗОЖ и отказу от вредных привычек.
Нами был разработан курс внеурочной деятельности по ОБЖ «Твой выбор», ориентированный на организацию первичной профилактики употребления ПАВ обучающимися восьмых классов МБОУ «СОШ № 18» г. Абакана. Программа курса рассчитана на один учебный год, 16 академических часов, целью курса является осуществление первичной профилактики употребления ПАВ обучающимися восьмых классов МБОУ СОШ № 18 г. Абакана. Курс включает такие мероприятия, как лекции, игры в формате КВН, практические занятия с использованием технологии «Дебаты», тренинги с участием школьного психолога, диагностики личностных интересов, выполнение мини-проектов и творческих работ, создание памяток и социальной рекламы для сети Интернет. В качестве предполагаемых результатов можно назвать: формирование у подростков устойчивой потребности в ведении ЗОЖ, негативного отношения к употреблению ПАВ, умения прогнозировать негативные последствия от употребления ПАВ, умения критически оценивать информацию из различных источников в отношении ПАВ.