На сегодняшний день большое количество детей младшего школьного возраста испытывают существенные трудности в овладении письменной речью, связанные с недостаточной сформированностью оптико-пространственных представлений. Предпосылки к возникновению дисграфии «начинаются» не в школе, а значительно раньше – у детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте необходимо выявление предпосылок дисграфии.
Р.И. Лалаева определяет дисграфию как частичное нарушение процесса письма, которое проявляется в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма [1].
Одной из разновидностей дисграфии является оптическая дисграфия, возникающая по причине низкого уровня развития зрительного гнозиса и мнезиса, недостаточности операций анализа и синтеза, несформированности зрительно-пространственных представлений (то есть представлений о форме и величине предметов и об их пространственном расположении). Недоразвитие оптического анализатора проявляется в нарушении целостного восприятия, зрительной памяти, дифференцированных зрительных представлений [2].
Важно понимать, что если ребенок за период дошкольного возраста (до начала обучения его грамоте) не приобрел умение сравнивать предметы по форме и величине, не научился ориентироваться в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу, то ему будет очень сложно усвоить довольно тонкие различия в начертании оптических сходных букв. У таких детей затруднено узнавание и запоминание букв, они неправильно располагают элементы букв в пространстве или путают их количество.
Исследованию развития оптико-пространственных представлений у детей посвящены работы таких авторов, как О.Б. Иншакова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, А.Р. Лурия, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова, М.Е. Хватцев и другие.
В исследованиях Т.А. Павловой указывается, что у ребенка к 7 годам при условии полноценного развития формируются три категории элементарных знаний о пространстве: отражение удаленности предмета и его местоположения; ориентирование в направлениях пространства; отражение пространственных отношений между предметами [3].
Пространственные ориентировки, сформированные к данному возрасту, обеспечивают успешное становление письменной речи.
Г.А. Волкова отмечает, что предпосылки оптической дисграфии необходимо выявить и устранить до начала обучения ребенка в школе, чтобы он не успел закрепить неправильные начертания букв и ввести их в «моторную память» руки [4].
Для изучения предпосылок оптико-пространственных нарушений письма у детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи было проведено практическое исследование на базе МКДОУ детский сад № 3 «Радуга детства» общеразвивающего вида г. Новосибирска.
В исследовании приняли участие 9 детей в возрасте 6–7 лет, имеющие речевое заключение о наличии у них общего недоразвития речи III уровня речевого развития (по заключению ПМПК).
Цель исследования: изучение предпосылок оптико-пространственных нарушений письма у детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития.
Материал и методы исследования
Была использована методика Е.Ф. Архиповой [5], которая состоит из следующих разделов:
1. Исследование ориентации в сторонах собственного тела и тела, сидящего напротив.
2. Исследование дифференциации пространственных понятий.
3. Исследование зрительно-пространственной ориентации движения (проба Хэда).
4. Определение конструктивного праксиса.
5. Исследование пространственного вос- приятия.
6. Исследование зрительно-моторной координации движений (графические пробы).
Для оценки результатов выполнения заданий каждого раздела была использована балльная система оценки заданий от 0 до 4 баллов. Далее были суммированы набранные детьми баллы и получен уровень сформированности оптико-пространственных представлений.
Были выделены следующие уровни состояния предпосылок оптико-пространственных нарушений.
Высокий уровень (20–24 балла) характеризуется правильным выполнением заданий.
Уровень выше среднего (15–19 баллов) характеризуется замедленным темпом выполнения задания, допускаются немногочисленные ошибки, которые исправляются самостоятельно.
Средний уровень (10–14 баллов) – задания выполняются с ошибками, которые исправляются с минимальной помощью взрослого.
Уровень ниже среднего (5–9 баллов) – наблюдаются многочисленные ошибки при выполнении.
Низкий уровень (0–4 баллов). Дети с данным уровнем отказываются от выполнения задания, помощь взрослого не помогает.
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты исследования показали, что у большинства детей 6–7 лет наблюдаются предпосылки оптико-пространственных нарушений. Это проявляется, прежде всего, в неумении качественно, в полном объеме выполнить необходимое задание. По мере усложнения заданий качество их выполнения значительно снижается. Так, более доступным оказалось задание на выявление умения ориентироваться в собственном теле. Наиболее успешно дети ориентируются в схеме собственного тела, но допускают ошибки при просьбе показать правую и левую сторону на другом человеке. При ориентации на листе бумаги дети испытывают затруднения, часто путают левую и правую сторону листа, не понимают понятие «центр листа», «правый верхний угол», «левый нижний угол». Возникают сложности при просьбе показать фигуру, которая находится между двумя другими.
При исследовании зрительно-пространственной организации движений (проба Хэда) дети также допускали многочисленные ошибки, путали левую и правую руку, застревали на одном и том же движении, повторяли (копировали) движения вслед за взрослым без учета зеркальности, выполняли движения из предыдущих заданий.
Обозначенные трудности проявились также при сложении картинок из разрезанных частей. При выполнении задания на пространственное восприятие рисунка дети неправильно передавали величину рисунка или его пространственное положение, забывали копировать отдельные детали или привносили свои.
При исследовании зрительно-моторной координации движений (графические проб) дети выполняли задания неточно, отрывали карандаш от бумаги, выходили за пределы дорожек, допускали ошибки при рисовании геометрических фигур, а также при рисовании линий сверху вниз и слева направо.
По количеству общих баллов выполненных заданий мы распределили детей по уровням сформированности оптико-пространственных представлений и получили следующие результаты, которые представлены в виде диаграммы (рисунок).
Уровни сформированности оптико-пространственных представлений у детей с ОНР III уровня речевого развития
Из диаграммы следует, что у 5 детей оптико-пространственные представления находятся на уровне ниже среднего; у 2 детей отмечается средний уровень сформированности оптико-пространственных представлений; у 2 детей наблюдается низкий уровень сформированности оптико-пространственных представлений.
Таким образом, у детей с общим недоразвитием речи недостаточно развиты оптико-пространственные представления. Детям необходима систематическая, целенаправленная и планомерная работа по предупреждению предпосылок оптико-пространственных нарушений письма.
С целью предупреждения предпосылок оптико-пространственных нарушений письма у детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи был разработан и систематизирован комплекс упражнений с использованием компьютерных презентаций.
Система упражнений была построена с учетом следующих принципов:
- ориентация на зону ближайшего развития ребенка;
- принцип активного соучастия детей в процессе отбора информации;
- включение детей в различные формы организации деятельности общения со взрослым [6].
Работа включает в себя подготовительный, основной и заключительный этапы.
На подготовительном этапе был подобран дидактический материал для выявления предпосылок оптико-пространственных нарушений письма и разработаны компьютерные презентации по предупреждению предпосылок оптико-пространственных нарушений письма у детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития.
На основном этапе был систематизирован комплекс упражнений по предупреждению оптико-пространственных нарушений письма у детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития.
При подборе комплекса упражнений нами были учтены методические рекомендации, представленные в работах А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой, А.В. Семенович, Н.Я. Семаго, Н.В. Соловьевой, Т.А. Шорыгиной, А.В. Ястребовой, Т.Б. Филичевой и других.
При описании игр мы основывались на дидактических играх, описанных в работах М.М. Безруких, А.К. Бондаренко, В.М. Букатова, Л.Е. Журовой, В.И. Селиверстова, Н.О. Лелявиной, У.М. Сидоровой и других.
Основной этап осуществляется по следующим направлениям.
1. Обучение ориентации в собственном теле.
Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве (видимом и воображаемом). Базовой, наиболее естественной, онтогенетически более ранней и закрепленной всем опытом человека системой ориентации является схема тела.
2. Обучение ориентации в окружающем пространстве.
В процессе обучения ориентировке в пространстве необходимо формировать у ребенка осознание двигательных возможностей и расширять диапазон движений в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней; левая – правая.
3. Обучение ориентировке на листе бумаги.
На первых этапах работы ребенка знакомят с горизонтальным и вертикальным расположением листа (альбомный и книжный вариант), учат определять стороны и углы листа, верхние – нижние, правые и левые координаты листа; располагать и называть предметы и рисунки, расположенные по разным сторонам и углам листа.
Основной этап должен включать в себя специально организованную систему логопедической работы с детьми в течение 1,5 месяцев с периодичностью 2 раза в неделю по 15–20 минут. Каждую неделю следует проводить одно подгрупповое и одно индивидуальное занятие. В процессе таких занятий можно выявить, насколько изученные темы оказываются прочно усвоенными, требуется ли дополнительное время на их изучение.
В таблице представлен комплекс упражнений с использованием компьютерных презентаций.
Комплекс упражнений по предупреждению оптико-пространственных нарушений письма у детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития
Направление работы |
Упражнения, предъявляемые в традиционной форме (цель: изучение нового материала) |
Упражнения с использованием компьютерных презентаций (цель: закрепление и повторение пройденного материала) |
Ориентировка в собственном теле |
«Части тела» Цель: развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточнение названий частей тела. «Зеркало» Цель: развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточнение названий частей тела. «Путаница» Цель: развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточнение названий частей тела, развитие внимания. |
«Наше тело» Цель: развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточнение названий частей тела. «Пальчики» Цель: развитие ориентировки в собственном теле, определение пальцев на правой и левой руке. «Определи по следу» Цель: развитие ориентировки в собственном теле, определение правой и левой руки, ноги. |
Ориентировка в окружающем пространстве |
«Что находится справа (слева) от меня?» Цель: развитие умения определять направления относительно своего тела. «Робот» Цель: развитие ориентировки в окружающем пространстве, понимание координат пространства. «Звери фотографируются» Цель: определение положения предметов относительно других предметов. |
«Ближе – дальше» Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве. «Веселые зверята» Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, усвоение понятий «направо», «налево». «Помоги колобку добраться до бабушки» Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве. «Определи, где находится» Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве по отношению к другому предмету, объекту. «Магазин игрушек» Цель: развитие умений ориентироваться в пространстве, различать направления налево – направо, какие фигуры находятся вверху, какие внизу? |
Ориентировка на листе бумаги |
«Лесная школа» Цель: развитие умения моделировать сказочные истории на листе бумаги. «Птичка и кошка» Цель: развитие умения моделировать сказочные истории на листе бумаги, упражнять детей в построении предметного ряда. «Во дворе росло дерево» Цель: упражнять детей в построении предметного ряда, развитие ориентировки на плоскости листа (около, верх, низ). |
«Где находится?» Цель: развитие навыков ориентировки на плоскости листа по готовому изображению. «Волшебные перемещения» Цель: развитие ориентировки на плоскости листа (право, лево, верх, низ, правый верхний угол и т.д.). «Найди картинку и назови» Цель: развитие ориентировки на плоскости листа, умения отсчитывать клетки, строчки. «Разноцветные квадраты» Цель: закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определять «спрятанное» изображение, развивать воображение. |
Подобранные упражнения с использованием компьютерных презентаций могут способствовать успешному предупреждению оптико-пространственных нарушений письма у детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития.
На заключительном этапе должна быть проведена рефлексия проведенной работы.
Выводы
Проведенная диагностика выявила, что дети с ОНР III уровня испытывают существенные трудности при ориентировке в собственном теле, в окружающем пространстве, а также на листе бумаги. Кроме того, у этих детей недостаточно развита зрительно-моторная координация и конструктивный праксис, что тоже свидетельствует о низком уровне сформированности оптико-пространственных представлений.
Для решения задач по обучению детей оптико-пространственной ориентировке в качестве основного метода было выбрано использование компьютерных презентаций. Предложенный комплекс упражнений дает возможность использования компьютерных презентаций, созданных при помощи Power Point.
Автор выражает благодарность научному руководителю канд. пед. наук, доценту Е.А. Шкатовой.