Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

PHYSICAL TRAINING AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF MORALLY-STRONG-WILLED QUALITIES IN SENIOR STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA

Yaroslavskiy M.A. 1 Tokov Kh.Kh.-A. 2
1 North Caucasian Institute of Professional Development (branch) of the Krasnodar University Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
2 Kabardino-Balkaria State Agrarian University named after V.M. Kokov
Physical training of students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia has a direct impact not only on the upbringing of physical qualities, but also moral and volitional qualities and which they need in everyday professional and applied activities. The role of physical preparation in the formation of moral-volitional qualities in students is of decisive importance both for successful study and for further operational, official, and military service activities. So, the modern conditions of professional and official activity of students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia require considerable mental and physical stress from them. The article discusses issues that reflect the importance of exercise and sports. Classes are aimed at the formation of students’ knowledge, skills, as well as physical and mental qualities that contribute to the successful implementation of tasks of operational-service and service-combat nature. These classes educate students for determination, endurance, perseverance, self-control, self-discipline, the will to win, perseverance and other moral-volitional qualities. Education of moral-volitional qualities is carried out through the formation of students’ ideas, concepts, views and beliefs, as well as skills and habits of behavior that correspond to universal values, morality and ethics. In determining volitional stability, they are guided by the fact that it acts as the most important indicator of the preparedness of students for the fulfillment of the tasks facing them. It should be noted that it is through physical training that the fundamental principles of character formation, and hence the psychological stability of students, are laid. At the same time, physical training ensures the quality of self-mastery in conflict, provocative situations, intractability to psychological pressure, the ability to exercise reasonable caution and attention to dangers in the daily professional and applied activities of employees.
physical training
listeners
moral and will qualities

Физическая подготовка в образовательных организациях МВД России является самостоятельной учебной дисциплиной, обеспечивающей профессиональную подготовку слушателей, основной служебной задачей которых выступает обеспечение законности и правопорядка, а также защита граждан от преступных и иных противоправных посягательств.

В процессе учебно-тренировочных занятий по физической подготовке слушателей образовательных организаций МВД России у них формируется «физическая и психологическая готовность к успешному выполнению оперативно-служебных задач, а также умелому применению физической силы, боевых приёмов борьбы и специальных средств при пресечении противоправных действий» [1]. Вместе с тем в процессе физической подготовки слушатели формируют и совершенствуют навыки высокой работоспособности и функциональности, требующиеся им в их повседневной оперативно-служебной деятельности. Таким образом, применение в совокупности и в гармоничном сочетании указанных факторов обеспечит проявление у слушателей навыков устойчивой социально-психологической деятельности и мотивации, а также ценностных интересов ориентаций и потребностей в физической активности [2, 3].

В процессе формирования индивидуальной физической культуры слушателей образовательных организаций МВД России основная роль принадлежит приобретению ими умений и навыков для дальнейшей оперативно-служебной деятельности, особенности которой заключаются в следующем [3, 4]:

- наличие высокого физического и психического напряжения, обусловленное режимом профессионально-служебной деятельности, ненормированный рабочий день и необходимость выполнения большого объёма работы в условиях негативных психических воздействий, в том числе в ночное время – все это приводит к возникновению и развитию профессиональных заболеваний;

- необходимость действовать в экстремальных ситуациях в целях защиты жизни и здоровья граждан, самозащиты и обеспечения личной безопасности в экстремальных условиях и производить в том числе обезоруживание и задержание правонарушителей в обстоятельствах, обусловленных угрозой жизни и здоровью сотрудника.

В указанных условиях эффективность действий слушателей невозможна без их надлежащей подготовленности к экстремальной обстановке. При этом физическая подготовленность является ключевой составляющей подготовленности к действиям в экстремальных и чрезвычайных условиях.

К положительным тенденциям профессионально-прикладной деятельности слушателей следует отнести сократившееся за последние годы общее число преступлений, включая тяжкие, а также укрепление общественной безопасности и правопорядка. Вместе с тем выросло число граждан, которые стали «доверять» сотрудникам правоохранительных органов, считая, что они оказывают существенную помощь в решении ряда проблем [5].

Вместе с тем следует отметить, что при сокращении количества преступлений против личности каждый день возникают новые формы и средства совершения преступных посягательств. В указанных обстоятельствах Министерство внутренних дел РФ начало проводить активную работу по улучшению качества физической подготовки слушателей образовательных организаций МВД России и укреплению морально-волевых качеств рядового и начальствующего состава сотрудников органов внутренних дел.

В контексте сказанного отметим, что на занятиях по физической подготовке к слушателям предъявляются следующие требования [5, 6]:

- наличие крепкого здоровья и высокого уровня общей работоспособности;

- наличие такого уровня физической и морально-психологической подготовленности к выполнению действий в экстремальных условиях, который обусловит соблюдение правомерности применения физической силы и боевых приёмов борьбы в целях эффективного и успешного решения оперативно-служебных и служебно-боевых задач.

Занятия по физической подготовке способствуют решению задач, направленных на закаливание характера, укрепление волевых качеств личности и сознательное преодоление трудностей, как внешних, так и внутренних. К внешним условиям следует отнести факторы окружающей среды, с которыми слушатели сталкиваются во время учебно-тренировочного процесса, а внутренние обусловливаются эмоциональным состоянием (настроением), возникающим у слушателей непосредственно в процессе учебно-тренировочного занятия [7]. Отсюда, отмечая основную цель освоения дисциплины «Физическая подготовка» слушателями, обучающимися в образовательных организациях МВД России, установим ее направленность на «формирование здоровых, физически развитых кадров, обладающих необходимым объёмом специальных знаний, прикладных умений, навыков боевых приёмов борьбы и других служебно-прикладных упражнений. Вместе с тем в процессе физической подготовки воспитываются психологические и морально-волевые качества, обеспечивающие успешное выполнение оперативных и служебных задач» [8, 9].

Кроме того, «основными задачами дисциплины выступают:

- формирование сознательного отношения к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом как к важному элементу здорового образа жизни и физического совершенствования;

- укрепление здоровья, поддержание высокого уровня работоспособности и формирование профессионально значимых физических качеств слушателей;

- формирование навыков боевых приёмов борьбы и других служебно-прикладных упражнений, двигательных способностей, обеспечивающих успешное выполнение задач оперативной и служебной деятельности в типичных и экстремальных ситуациях» [3, 7, 10].

Для успешного решения перечисленных задач учебно-тренировочный процесс должен содержать различные задания и упражнения, выполняемые в условиях, максимально приближённых к реальным, а также включать в себя дидактически рационально и целесообразно подобранные средства, методы и формы обучения.

Занятия по физической подготовке оказывают на слушателей непосредственное воздействие не только при воспитании у них физических качеств, но и морально-волевых, которые «необходимы в повседневной профессионально-прикладной деятельности. Роль физической подготовки для формирования и развития данных качеств имеет определяющее значение как для успешной учебы, так и дальнейшей профессиональной деятельности» [10].

Цель работы – исследование условий формирования морально-волевых качеств слушателей при занятиях по физической подготовке.

Воспитанию и развитию морально-волевых качеств у слушателей образовательных организаций МВД России придаётся большое значение, и поэтому «физическая подготовка направлена как на физическое совершенствование обучающихся, так и на формирование у них идейности, трудолюбия, духовного богатства и моральной чистоты» [11].

Известно, что морально-волевая подготовка, являясь выразителем высокого уровня работоспособности и компетентности слушателей в их профессионально-служебной деятельности, обусловливает одно из важных направлений эффективной реализации учебно-тренировочного процесса по физической подготовке – воспитание морально-волевых качеств, в числе которых следует отметить «целеустремленность, выдержку, упорство, самообладание, самодисциплину, волю к победе, настойчивость, преданность своему делу, любовь к родине, высокое осознание общественного долга, коллективизм, товарищескую взаимовыручку и взаимопомощь, гуманное отношение к людям, взаимоуважение, честность, правдивость, непримиримость к несправедливости, нечестности, стяжательству и пр.» [11].

Следует обратить внимание, что морально-волевые качества и свойства личности могут формироваться и совершенствоваться как в процессе учебно-тренировочных занятий, так и самостоятельно. Так, на занятиях по физической подготовке, спортивно-массовых мероприятиях и в процессе самостоятельных занятий создаются условия, при которых проявляются, в частности, волевые качества – это настойчивость, решительность, смелость, выдержка, самообладание и самодисциплина.

От правильно организованной физической подготовки зависит формирование «нового человека». Так, путем развития физических и морально-волевых качеств, а также совершенствования двигательных навыков у слушателей формируется такое важное качество, как трудолюбие, которое обуславливает воспитание чувства патриотического долга.

Морально-волевая подготовка слушателей направлена на решение следующих задач, направленных на успешное осуществление ими в дальнейшем служебной деятельности:

1. Сдерживать психические реакции, обусловленные экстремальными условиями и порождающие ошибки, приводящие к снижению профессиональной деятельности.

2. Умение поддерживать такой уровень профессионализма, который позволит действовать осторожно и обеспечит готовность к неприятным неожиданностям, разумному риску и опасности.

3. Безукоризненное выполнение профессиональных обязанностей на фоне психологических перегрузок и физического утомления.

4. Способность оказывать сопротивление третьим лицам, пытающимся оказывать влияние на моральный образ сотрудника.

5. Умение применять навыки саморегуляции и самоконтроля в ситуациях, обусловленных психологическими сложностями, которые привели к применению огнестрельного оружия.

На основе сформированных знаний и понимания, а вместе с этим достойно оценивая неиссякаемые социальные функции физической подготовки, мы рискнем и углубимся в сокровищницу возможностей физической культуры, чтобы обобщить ее ценность для слушателей образовательных организаций МВД России. Для решения поставленной задачи мы провели сравнительный анализ доступной нам научно-методической литературы и обобщили его результаты [12].

Результаты исследования и их обсуждение

Волевая устойчивость слушателей состоит в их подготовленности к выполнению стоящих перед ними задач. Немногие задумываются, но именно на занятиях по физической подготовке закладывается характер и формируется психологическая устойчивость, которая обусловливает состояние психики, позволяющее успешно выполнить поставленную задачу. От уровня сформированности навыков, закладывающихся на занятиях по физической подготовке, а именно владения собой в конфликтных, провоцирующих ситуациях, неподатливости психологическому давлению, напрямую зависит «умение проявлять разумную осторожность и внимание к опасностям» в профессиональной деятельности слушателей [13].

Наряду с указанным, занятия по физической подготовке обеспечивают приобретение умений и навыков успешного выполнения служебных задач, а также приобретение физических и психических качеств посредством выполнения слушателями упражнений на силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость, что формирует у слушателей также волевые качества. Так, сформированные навыки и качества благоприятствуют процессу совершенствования умений управлять собой, быстро, правильно и скоординированно действовать в сложных ситуациях и своевременно принимать адекватные решения.

Следует отметить, что «морально-волевые качества слушателей зависят от того, как построены занятия по физической подготовке, т.е. непосредственно от преподавателей (руководителей занятий, тренеров), которые проводят занятия. В целях развития самообладания и выдержки занятия проводятся с моделированием различных ситуаций, приближенных к реальным условиям оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности, на которых слушателями решаются поставленные учебно-тренировочные задачи, при помощи «включения» быстрого оперативного мышления и импровизации. Преподаватели (руководители занятий, тренеры) обеспечивают на занятиях дисциплинированность и организованность слушателей, проявляя строгость и требовательность к выполнению заданий, посещаемости занятий, форме одежды, поведению и соблюдению мер безопасности на занятиях» [14]. Вместе с тем профессиональная компетентность преподавателей (руководителей занятий, тренеров), представляющая собой сплав содержательного, деятельностного и личностного компонентов, выступает в роли сложного феномена. Профессиональная компетентность увязывается с такими качествами и свойствами личности слушателей, профессиональными знаниями, умениями и навыками, которые помогают при осуществлении профессионально-педагогической деятельности, а также помогают самостоятельно принимать управленческие решения при выполнении профессионально-прикладных задач. Также преподаватели (руководители занятий, тренеры) должны обладать методическим мастерством и быть методически подготовленными [15, 16].

Методическое мастерство преподавателей (руководителей занятий, тренеров) составляет совокупность идейно-теоретической зрелости, военно-профессиональной подготовленности (компетентности), организаторско-педагогических способностей, командно-методических навыков и личностных качеств, которые во взаимосвязи обеспечивают успешное и эффективное обучение и воспитание слушателей в процессе физической подготовки. Одновременно методическая подготовленность, выступая составной частью физической подготовки в образовательных организациях МВД России, позволяет сформировать у слушателей специфические знания и навыки физического совершенствования, развивать у них способности к руководству физической подготовкой, а также организацию и проведение её форм.

Параллельно на занятиях по физической подготовке преподавателями (руководителями занятий, тренерами) создаются «возможности для формирования у слушателей чувства коллективизма и товарищеской взаимовыручки и взаимопомощи, которые помогут им на учебно-тренировочных или спортивно-массовых мероприятиях выступить единым коллективом, где интересы каждого в отдельности подчинены интересам всей команды» [9, 17]. В указанных обстоятельствах можно свидетельствовать, о том, что от «успеха каждого члена команды зависит успешное выполнение задачи всего коллектива. Следовательно, неудача или недобросовестность одного человека может обернуться неуспехом для всей команды и привести к совершенно противоположному результату» [7, 16].

Вместе с тем, принимая активное участие в лично-командных и командных состязаниях или выполняя в экстремальных условиях физические упражнения, приемы и действия (например, при групповом преодолении естественных препятствий, при совершении марш-бросков и пр.), слушатели оказывают друг другу товарищескую взаимопомощь, что позволяет легче переносить высокие физические нагрузки и психическое напряжение, а это, в свою очередь, способствует оперативному решению поставленных задач [18].

Кроме всего прочего, процесс формирования у слушателей таких профессионально значимых качеств, как дисциплинированность, честность и правдивость, на занятиях по физической подготовке, а также формы, методы и методики выполнения физических упражнений носят строго регламентированный характер и «регулируются уставами, наставлениями, приказами и распоряжениями руководителей учебно-тренировочных занятий, правилами состязаний и соревнований, поэтому выполнение физических упражнений в определенных условиях производится в точном соответствии с их описанием, по команде руководителя занятия и под его непрестанным контролем» [13, 19]. Таким образом, в процессе физической подготовки преподаватели (руководители занятий, тренеры) должны организовывать занятия так, чтобы учебно-тренировочный процесс органично сочетался с воспитанием морально-волевых качеств у слушателей [20].

Заключение

Обобщая вышеизложенное, отметим, что основной целью образовательных организаций МВД России в области физической подготовки выступает воспитание у слушателей морально-волевых качеств, методической основой которых выступает посещение учебно-тренировочных занятий и выполнение учебной программы, а также формирование у обучающихся соревновательных остановок, что в совокупности обеспечивает решение оперативных, служебных и боевых задач.