Физическая подготовка в образовательных организациях МВД России является самостоятельной учебной дисциплиной, обеспечивающей профессиональную подготовку слушателей, основной служебной задачей которых выступает обеспечение законности и правопорядка, а также защита граждан от преступных и иных противоправных посягательств.
В процессе учебно-тренировочных занятий по физической подготовке слушателей образовательных организаций МВД России у них формируется «физическая и психологическая готовность к успешному выполнению оперативно-служебных задач, а также умелому применению физической силы, боевых приёмов борьбы и специальных средств при пресечении противоправных действий» [1]. Вместе с тем в процессе физической подготовки слушатели формируют и совершенствуют навыки высокой работоспособности и функциональности, требующиеся им в их повседневной оперативно-служебной деятельности. Таким образом, применение в совокупности и в гармоничном сочетании указанных факторов обеспечит проявление у слушателей навыков устойчивой социально-психологической деятельности и мотивации, а также ценностных интересов ориентаций и потребностей в физической активности [2, 3].
В процессе формирования индивидуальной физической культуры слушателей образовательных организаций МВД России основная роль принадлежит приобретению ими умений и навыков для дальнейшей оперативно-служебной деятельности, особенности которой заключаются в следующем [3, 4]:
- наличие высокого физического и психического напряжения, обусловленное режимом профессионально-служебной деятельности, ненормированный рабочий день и необходимость выполнения большого объёма работы в условиях негативных психических воздействий, в том числе в ночное время – все это приводит к возникновению и развитию профессиональных заболеваний;
- необходимость действовать в экстремальных ситуациях в целях защиты жизни и здоровья граждан, самозащиты и обеспечения личной безопасности в экстремальных условиях и производить в том числе обезоруживание и задержание правонарушителей в обстоятельствах, обусловленных угрозой жизни и здоровью сотрудника.
В указанных условиях эффективность действий слушателей невозможна без их надлежащей подготовленности к экстремальной обстановке. При этом физическая подготовленность является ключевой составляющей подготовленности к действиям в экстремальных и чрезвычайных условиях.
К положительным тенденциям профессионально-прикладной деятельности слушателей следует отнести сократившееся за последние годы общее число преступлений, включая тяжкие, а также укрепление общественной безопасности и правопорядка. Вместе с тем выросло число граждан, которые стали «доверять» сотрудникам правоохранительных органов, считая, что они оказывают существенную помощь в решении ряда проблем [5].
Вместе с тем следует отметить, что при сокращении количества преступлений против личности каждый день возникают новые формы и средства совершения преступных посягательств. В указанных обстоятельствах Министерство внутренних дел РФ начало проводить активную работу по улучшению качества физической подготовки слушателей образовательных организаций МВД России и укреплению морально-волевых качеств рядового и начальствующего состава сотрудников органов внутренних дел.
В контексте сказанного отметим, что на занятиях по физической подготовке к слушателям предъявляются следующие требования [5, 6]:
- наличие крепкого здоровья и высокого уровня общей работоспособности;
- наличие такого уровня физической и морально-психологической подготовленности к выполнению действий в экстремальных условиях, который обусловит соблюдение правомерности применения физической силы и боевых приёмов борьбы в целях эффективного и успешного решения оперативно-служебных и служебно-боевых задач.
Занятия по физической подготовке способствуют решению задач, направленных на закаливание характера, укрепление волевых качеств личности и сознательное преодоление трудностей, как внешних, так и внутренних. К внешним условиям следует отнести факторы окружающей среды, с которыми слушатели сталкиваются во время учебно-тренировочного процесса, а внутренние обусловливаются эмоциональным состоянием (настроением), возникающим у слушателей непосредственно в процессе учебно-тренировочного занятия [7]. Отсюда, отмечая основную цель освоения дисциплины «Физическая подготовка» слушателями, обучающимися в образовательных организациях МВД России, установим ее направленность на «формирование здоровых, физически развитых кадров, обладающих необходимым объёмом специальных знаний, прикладных умений, навыков боевых приёмов борьбы и других служебно-прикладных упражнений. Вместе с тем в процессе физической подготовки воспитываются психологические и морально-волевые качества, обеспечивающие успешное выполнение оперативных и служебных задач» [8, 9].
Кроме того, «основными задачами дисциплины выступают:
- формирование сознательного отношения к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом как к важному элементу здорового образа жизни и физического совершенствования;
- укрепление здоровья, поддержание высокого уровня работоспособности и формирование профессионально значимых физических качеств слушателей;
- формирование навыков боевых приёмов борьбы и других служебно-прикладных упражнений, двигательных способностей, обеспечивающих успешное выполнение задач оперативной и служебной деятельности в типичных и экстремальных ситуациях» [3, 7, 10].
Для успешного решения перечисленных задач учебно-тренировочный процесс должен содержать различные задания и упражнения, выполняемые в условиях, максимально приближённых к реальным, а также включать в себя дидактически рационально и целесообразно подобранные средства, методы и формы обучения.
Занятия по физической подготовке оказывают на слушателей непосредственное воздействие не только при воспитании у них физических качеств, но и морально-волевых, которые «необходимы в повседневной профессионально-прикладной деятельности. Роль физической подготовки для формирования и развития данных качеств имеет определяющее значение как для успешной учебы, так и дальнейшей профессиональной деятельности» [10].
Цель работы – исследование условий формирования морально-волевых качеств слушателей при занятиях по физической подготовке.
Воспитанию и развитию морально-волевых качеств у слушателей образовательных организаций МВД России придаётся большое значение, и поэтому «физическая подготовка направлена как на физическое совершенствование обучающихся, так и на формирование у них идейности, трудолюбия, духовного богатства и моральной чистоты» [11].
Известно, что морально-волевая подготовка, являясь выразителем высокого уровня работоспособности и компетентности слушателей в их профессионально-служебной деятельности, обусловливает одно из важных направлений эффективной реализации учебно-тренировочного процесса по физической подготовке – воспитание морально-волевых качеств, в числе которых следует отметить «целеустремленность, выдержку, упорство, самообладание, самодисциплину, волю к победе, настойчивость, преданность своему делу, любовь к родине, высокое осознание общественного долга, коллективизм, товарищескую взаимовыручку и взаимопомощь, гуманное отношение к людям, взаимоуважение, честность, правдивость, непримиримость к несправедливости, нечестности, стяжательству и пр.» [11].
Следует обратить внимание, что морально-волевые качества и свойства личности могут формироваться и совершенствоваться как в процессе учебно-тренировочных занятий, так и самостоятельно. Так, на занятиях по физической подготовке, спортивно-массовых мероприятиях и в процессе самостоятельных занятий создаются условия, при которых проявляются, в частности, волевые качества – это настойчивость, решительность, смелость, выдержка, самообладание и самодисциплина.
От правильно организованной физической подготовки зависит формирование «нового человека». Так, путем развития физических и морально-волевых качеств, а также совершенствования двигательных навыков у слушателей формируется такое важное качество, как трудолюбие, которое обуславливает воспитание чувства патриотического долга.
Морально-волевая подготовка слушателей направлена на решение следующих задач, направленных на успешное осуществление ими в дальнейшем служебной деятельности:
1. Сдерживать психические реакции, обусловленные экстремальными условиями и порождающие ошибки, приводящие к снижению профессиональной деятельности.
2. Умение поддерживать такой уровень профессионализма, который позволит действовать осторожно и обеспечит готовность к неприятным неожиданностям, разумному риску и опасности.
3. Безукоризненное выполнение профессиональных обязанностей на фоне психологических перегрузок и физического утомления.
4. Способность оказывать сопротивление третьим лицам, пытающимся оказывать влияние на моральный образ сотрудника.
5. Умение применять навыки саморегуляции и самоконтроля в ситуациях, обусловленных психологическими сложностями, которые привели к применению огнестрельного оружия.
На основе сформированных знаний и понимания, а вместе с этим достойно оценивая неиссякаемые социальные функции физической подготовки, мы рискнем и углубимся в сокровищницу возможностей физической культуры, чтобы обобщить ее ценность для слушателей образовательных организаций МВД России. Для решения поставленной задачи мы провели сравнительный анализ доступной нам научно-методической литературы и обобщили его результаты [12].
Результаты исследования и их обсуждение
Волевая устойчивость слушателей состоит в их подготовленности к выполнению стоящих перед ними задач. Немногие задумываются, но именно на занятиях по физической подготовке закладывается характер и формируется психологическая устойчивость, которая обусловливает состояние психики, позволяющее успешно выполнить поставленную задачу. От уровня сформированности навыков, закладывающихся на занятиях по физической подготовке, а именно владения собой в конфликтных, провоцирующих ситуациях, неподатливости психологическому давлению, напрямую зависит «умение проявлять разумную осторожность и внимание к опасностям» в профессиональной деятельности слушателей [13].
Наряду с указанным, занятия по физической подготовке обеспечивают приобретение умений и навыков успешного выполнения служебных задач, а также приобретение физических и психических качеств посредством выполнения слушателями упражнений на силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость, что формирует у слушателей также волевые качества. Так, сформированные навыки и качества благоприятствуют процессу совершенствования умений управлять собой, быстро, правильно и скоординированно действовать в сложных ситуациях и своевременно принимать адекватные решения.
Следует отметить, что «морально-волевые качества слушателей зависят от того, как построены занятия по физической подготовке, т.е. непосредственно от преподавателей (руководителей занятий, тренеров), которые проводят занятия. В целях развития самообладания и выдержки занятия проводятся с моделированием различных ситуаций, приближенных к реальным условиям оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности, на которых слушателями решаются поставленные учебно-тренировочные задачи, при помощи «включения» быстрого оперативного мышления и импровизации. Преподаватели (руководители занятий, тренеры) обеспечивают на занятиях дисциплинированность и организованность слушателей, проявляя строгость и требовательность к выполнению заданий, посещаемости занятий, форме одежды, поведению и соблюдению мер безопасности на занятиях» [14]. Вместе с тем профессиональная компетентность преподавателей (руководителей занятий, тренеров), представляющая собой сплав содержательного, деятельностного и личностного компонентов, выступает в роли сложного феномена. Профессиональная компетентность увязывается с такими качествами и свойствами личности слушателей, профессиональными знаниями, умениями и навыками, которые помогают при осуществлении профессионально-педагогической деятельности, а также помогают самостоятельно принимать управленческие решения при выполнении профессионально-прикладных задач. Также преподаватели (руководители занятий, тренеры) должны обладать методическим мастерством и быть методически подготовленными [15, 16].
Методическое мастерство преподавателей (руководителей занятий, тренеров) составляет совокупность идейно-теоретической зрелости, военно-профессиональной подготовленности (компетентности), организаторско-педагогических способностей, командно-методических навыков и личностных качеств, которые во взаимосвязи обеспечивают успешное и эффективное обучение и воспитание слушателей в процессе физической подготовки. Одновременно методическая подготовленность, выступая составной частью физической подготовки в образовательных организациях МВД России, позволяет сформировать у слушателей специфические знания и навыки физического совершенствования, развивать у них способности к руководству физической подготовкой, а также организацию и проведение её форм.
Параллельно на занятиях по физической подготовке преподавателями (руководителями занятий, тренерами) создаются «возможности для формирования у слушателей чувства коллективизма и товарищеской взаимовыручки и взаимопомощи, которые помогут им на учебно-тренировочных или спортивно-массовых мероприятиях выступить единым коллективом, где интересы каждого в отдельности подчинены интересам всей команды» [9, 17]. В указанных обстоятельствах можно свидетельствовать, о том, что от «успеха каждого члена команды зависит успешное выполнение задачи всего коллектива. Следовательно, неудача или недобросовестность одного человека может обернуться неуспехом для всей команды и привести к совершенно противоположному результату» [7, 16].
Вместе с тем, принимая активное участие в лично-командных и командных состязаниях или выполняя в экстремальных условиях физические упражнения, приемы и действия (например, при групповом преодолении естественных препятствий, при совершении марш-бросков и пр.), слушатели оказывают друг другу товарищескую взаимопомощь, что позволяет легче переносить высокие физические нагрузки и психическое напряжение, а это, в свою очередь, способствует оперативному решению поставленных задач [18].
Кроме всего прочего, процесс формирования у слушателей таких профессионально значимых качеств, как дисциплинированность, честность и правдивость, на занятиях по физической подготовке, а также формы, методы и методики выполнения физических упражнений носят строго регламентированный характер и «регулируются уставами, наставлениями, приказами и распоряжениями руководителей учебно-тренировочных занятий, правилами состязаний и соревнований, поэтому выполнение физических упражнений в определенных условиях производится в точном соответствии с их описанием, по команде руководителя занятия и под его непрестанным контролем» [13, 19]. Таким образом, в процессе физической подготовки преподаватели (руководители занятий, тренеры) должны организовывать занятия так, чтобы учебно-тренировочный процесс органично сочетался с воспитанием морально-волевых качеств у слушателей [20].
Заключение
Обобщая вышеизложенное, отметим, что основной целью образовательных организаций МВД России в области физической подготовки выступает воспитание у слушателей морально-волевых качеств, методической основой которых выступает посещение учебно-тренировочных занятий и выполнение учебной программы, а также формирование у обучающихся соревновательных остановок, что в совокупности обеспечивает решение оперативных, служебных и боевых задач.