Проблема совершенствования профессиональной компетентности преподавателя системы высшего образования в обеспечении качества образования обусловлена экономическими и социокультурными изменениями, произошедшими в современном российском обществе. Так, к числу важных и наиболее перспективных проблем высшего образования следует отнести подготовку преподавателей для работы в этом сегменте.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в системе высшего образования до настоящего времени сдерживается качественный рост педагогических работников из-за отсутствия программ подготовки кадров для работы в образовательных организациях высшего образования. Именно поэтому особо остро стоит сегодня проблема непрерывного развития профессиональной компетентности преподавателя.
Перспективы развития и повышения качества современного высшего образования находятся в центре внимания государства, научной общественности и общества в целом [1].
Уточним, что по определению, данному в Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «образовательная организация высшего образования – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность» [2].
Так, высшее образование можно квалифицировать как вид образования, основная направленность которого выражается в удовлетворении в полном объеме образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном и физическом совершенствовании.
В обновлении содержания и структуры высшего образования особое значение, как мы уже отмечали, отводится профессиональной компетентности преподавателя, которая обусловливает повышение качества образования.
Качество образования, в свою очередь, можно охарактеризовать как интегральный показатель (характеристику) образовательного процесса, каким он должен быть и каким целям он должен служить [3].
Деятельность по приведению качества образования в соответствие со стандартами современного уровня прогрессивного развития техники и информационных технологий, науки и культуры, открытости и мобильности, максимальным удовлетворением запросов рынка труда предопределила реформирование преподавательской деятельности в образовательных организациях высшего образования в процессе реализации образовательного и воспитательного процесса и обеспечения высокого уровня образованности и компетентности обучающихся. Вследствие этого эффективность изменений в системе высшего образования в значительной степени стала зависимой от уровня профессиональной компетентности преподавателя, которая в свою очередь формируется на основе компетентностного подхода, продиктованного международными требованиями [4].
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе проведенного анализа существующей практики функционирования образовательных организаций высшего образования определить и обосновать структурные элементы профессиональной компетентности преподавателей.
Методы исследования включили гносеологический анализ (методологический, сравнительный анализ современных подходов в образовании); сравнение и систематизацию профессиональных компетенций преподавателей образовательных организаций высшего образования.
Результаты исследования и их обсуждение
Современные взгляды на профессиональную компетентность преподавателя системы высшего образования в контексте их структуры и содержания находят отражение в самых разнообразных представлениях о них. При изучении многообразия понятия «профессиональная компетентность» хочется отметить наличие общего у всех авторов, а именно «наличие необходимых для избранной профессии знаний, умений, навыков, творческих способностей и личностных качеств для обеспечения продуктивной и эффективной производительности в решении профессиональных задач и достижении поставленных профессиональных целей посредством освоенных компетенций» [2, 3]. Исходя из предложенного определения профессиональной компетентности преподавателя системы высшего образования отметим, что, обусловливая педагогическую деятельность, ее можно структурировать на четыре базовые группы: знания; умения и навыки; профессиональные способности; профессионально-личностные качества [3].
Таким образом, профессионально-педагогическую подготовленность преподавателей образовательных организаций высшего образования целесообразно характеризовать и оценивать на основе важнейших структурных элементов компетентности – личностной составляющей и компетентностного подхода. Следовательно, применительно к профессионально-педагогической подготовленности отмечается качественное, системное и динамическое состояние, которое обусловливает «совокупность личностно и профессионально значимых качеств, направленных на эффективное и результативное осуществление учебно-воспитательной деятельности» [3].
При формировании профессионализма у преподавателей образовательных организаций высшего образования за основу берется компетентностный подход. Он имеет основной направленностью раскрытие практических аспектов образовательного процесса в контексте выявления знаний, умений и навыков осуществления различных видов деятельности. Компетентность, с указанных позиций, представляет собой способность преподавателя строить свое «поступательное развитие с постоянным усложнением профессиональных задач и возрастанием уровней достижения» [4]. Вместе с тем профессиональную компетентность можно охарактеризовать как готовность и способность использовать теоретические знания и практический опыт в преподавательской деятельности [5].
Профессиональную компетентность преподавателя необходимо рассматривать как совокупность компетенций состоящих из трех уровней [4, 5].
На первом уровне преподаватель должен:
- овладеть знаниями и умениями организации образовательного процесса;
- сообразно целям обучения уметь осуществлять выбор методов, форм и средств обучения;
– комбинировать индивидуальные и групповые формы работы в соответствии с принципами и закономерностями личностного и профессионального становления специалиста;
- знать вопросы правового регулирования системы высшего образования;
- при оценивании результатов обучения пользоваться наиболее целесообразными способами и шкалами;
- осуществлять поиск необходимого учебно-методического материала по дисциплинам, в том числе размещенного на различных электронных ресурсах;
- аргументировать педагогические цели электронной образовательной среды при использовании в учебном процессе;
- в электронной форме осуществлять подготовку учебно-методических материалов.
На втором уровне предполагается, что преподаватель знает и умеет:
- организовать продуктивное информационное взаимодействие с обучающимися;
- осуществлять разработку методики преподавания с позиции личностной составляющей и компетентностного подхода;
- применять в образовательном процессе инновационные технологии;
- в ходе учебных занятий проектировать и осуществлять педагогические и андрогические принципы;
- осуществлять рефлексивную оценку результатов преподавательской деятельности;
- посредством электронных образовательных средств разрабатывать различные сценарии обучения;
- создавать целесообразные электронные образовательные ресурсы.
На третьем уровне преподаватель знает и умеет:
- осуществлять отбор средств и методов электронного обучения для достижения запланированного результата;
- упорядочить образовательный процесс с позиции собственного субъектного подхода;
- осуществлять отбор позитивного профессионального опыта своей педагогической деятельности с учетом прошлой практики и рефлексии;
- выбирать целенаправленные и результативные технологии обучения;
- применять самые разнообразные средства, методы и техники взаимодействия с субъектами образовательного процесса и обучения профессиональной коммуникации;
- применять возможности новых информационных технологий при проведении мастер-классов, открытых занятий, обучающих семинаров и тренингов;
- разработать средства и методы контроля и оценки результатов достижения обучающихся;
- разработать способы организации самостоятельной работы обучающихся с применением новых информационных технологий [4, 5].
Говоря о структурных элементах профессиональной компетентности преподавателя в контексте реализации качественного образовательного процесса можно отметить такие ее составляющие, как:
- во-первых, это «качество процессов, состоящих из методов, методик и технологий обучения и являющихся элементами качества деятельности преподавателя, связанных с процессом обучения;
- во-вторых, это качество результатов, состоящих из сформированных знаний, умений и навыков на различных этапах обучения, а также компетентности выпускников;
- в-третьих, это качество образования выпускников, состоящего из усвоенных необходимых знаний, умений и навыков умственного, физического и нравственного совершенствования, а также из достижений выпускников высшей школы в соответствии с планируемыми целями и задачами обучения;
- в-четвертых, это качество условий, состоящих из совокупности образовательных программ, педагогических кадров, уровня подготовки обучающихся, материального и учебно-методического обеспечения» [6].
Таким образом, в обобщенном виде «качество образования можно охарактеризовать как комплексный показатель, выражающий степень соответствия образования требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, а также потребностям рынка труда, заказчикам образовательных услуг и личностным ожиданиям человека» [6, 7].
Исходя из сказанного, можно определить, что речь идет об образовательной услуге и качестве ее предоставления. И в этой связи основным требованием выступает профессиональная компетентность преподавателя как поставщика услуги, которая состоит в его квалификации, уровне подготовки, сформированных навыков и опыта [8]. Профессиональная компетентность преподавателя образовательной организации высшего образования включает в себя психолого-педагогическую, социально-экономическую, информационно-технологическую подготовленность при решении педагогических задач. Практика педагогической деятельности обусловливает требования к знаниям, умениям и навыкам, которым преподаватель должен соответствовать.
В частности, «основные знания преподавателя образовательной организации высшего образования, формирующие профессиональную компетентность, должны составлять:
- основы психологии личности и социальной психологии;
- сущность и проблемы образовательного и воспитательного процесса в высшей школе;
- психологические пределы восприятия и усвоения учебного материала обучающимися;
- психологические особенности возраста обучающихся;
- индивидуальные качества обучающихся и их влияние на результаты педагогической деятельности;
- современные образовательные инструменты и технологии, позволяющие моделировать педагогическую деятельность;
- нормативно-правовые основы функционирования системы образования;
- представление о механизмах функционирования системы высшего образования» [9].
«Основные умения преподавателя образовательной организации высшего образования должны составлять:
- использование знаний фундаментальных основ, современных достижений, проблем и тенденций развития соответствующей научной области в образовательном процессе;
- изложение учебного материала во взаимосвязи с другими преподаваемыми предметными дисциплинами;
- знание культуры и искусства в качестве средств воспитания и духовно-нравственного совершенствования обучающихся.
Основные навыки преподавателя образовательной организации высшего образования должны составлять:
- методы научных исследований и организация научно-исследовательской работы;
- научно-методическая и учебно-методическая работа, выражающаяся в структурировании и грамотном преобразовании научного знания в учебный материал, а также в методике и приемах составления упражнений, задач и тестов по преподаваемым дисциплинам;
- методы и приемы устного и письменного изложения учебного материала;
- методы формирования у обучающихся навыков самостоятельной внеаудиторной работы, профессионального мышления, развития творческих способностей, контактной работы» [10, 11].
Это далеко не исчерпывающий перечень требований к знаниям, умениям и навыкам, формирующим профессиональную компетентность преподавателей образовательных организаций высшего образования. Однако на их основе становится возможным определить компетенции, которые должны быть присущи преподавателям. В их числе:
- менеджерские компетенции, в структуру которых входит: определение образовательных целей и планирование достижений, организация своей деятельности и деятельности обучающихся, контроль, коммуникация, искусство убеждения, принятие решений, умение выступать перед аудиторией;
- педагогические компетенции, которые состоят из: владения различными педагогическими приемами, технологиями, методами и средствами обучения, творческое отношение к профессии, высокий интерес и любовь к своему предмету, применение индивидуального подхода;
- психологические компетенции, формирующие: умение диагностировать морально-психологическую обстановку в больших и малых группах, умение расположить обучающихся к себе и преподаваемому предмету, владение приемами снятия возникающих напряжений в группах (больших и малых) [11–13].
Таким образом, можно диагностировать, что компетенция, компетентность представляют собой характеристику специалиста, профессионала своего дела.
Заключение
Обобщая вышеизложенное, отметим, что профессиональная компетентность преподавателя образовательной организации высшего образования выступает ключевым звеном качества представляемых образовательных услуг, которая определяется содержательным аспектом образовательного пространства, качественной характеристикой учебных программ, целесообразностью применяемых методик обучения, конкурентоспособностью выпускников и других параметров, обуславливающих понятие «качество образования». Таким образом, поиск путей повышения профессиональной компетентности преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс в рамках высшего образования, остается важнейшим направлением деятельности в теории и практике образования.