Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

PERSONALITY-ORIENTED APPROACH IN THE FORMATION OF PERSONALITY UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS

Tulenkova L.A. 1
1 South Ural State Humanitarian Pedagogical University
This scientific article is focused on the consideration and analysis of the concepts of «personality» and «personality-oriented approach» in the concepts belonging to different scientists and teachers. The author’s analysis of scientific and pedagogical literature allowed to analyze the concept of personality-oriented approach in the concepts of V.V. Serikov, E.V. Bondarevskaya, I.S. Yakimanskaya. On the basis of the works of these scientists, the definition of «personality-oriented approach» is analyzed from different points of view, namely, what is the reason for the formation and education of the individual, with which the necessary personal characteristics are developed, what should prevail: the conditions for the development of personal characteristics, the environment, educational organization or only need help in the further development of existing personal qualities (individual characteristics). The author analyzed various works of Russian scientists and teachers who considered and developed a model of personality-oriented approach, as well as its role in the educational process. The article analyzes the modern pedagogical doctrines in the use of personality-oriented approach for the formation of personality and personal universal educational actions, considers and systematizes the basic principles of personality-oriented approach. This article will be of interest to specialists in the education system, researchers in this topic, teachers and students of pedagogical universities.
universal learning activities
personality-oriented approach
education
formation
personal universal learning activities

В современном обществе перед образовательными организациями поставлены такие цели и задачи, которые определяют их дальнейшую деятельность, а именно, воспитать человека, который будет обладать различными компетентностями нужными для дальнейшего его развития во всех сферах жизни. Происходит это из-за происходящих перемен в общественной жизни, и из-за чего обязана меняться и сама система образования. Так, существующая авторитарная система преподавания является недопустимой, так как она не способствует развитию и воспитанию личности обучающегося, не предоставляет и не обучает самостоятельной работе, самостоятельному выбору путей решения проблемы, креативности, не развивает особенные характеристики обучающего [1]. Исходя из всего этого, новая система образования направлена на создание в обучающей организации специальной образовательной среды, которая будет направлена на 1) формирование и развитие личностных качеств обучающихся, 2) его социализацию в обществе, 3) создание необходимых условий для творчества и самоактуализации. Переходу и внедрению новой образовательной траектории поспособствовали общественно-политические, экономические, социальные изменения, из-за чего произошло изменение ценностных ориентаций, если рассмотреть образование, то произошел переход с ценности авторитаризма к ценностям, которые провозглашают принципы гуманизации и демократизации: личности необходимо стать свободной, осведомленной о различных сферах жизни, образованной, умеющей жить и творить в постоянно изменяющемся окружающем мире [2].

Поэтому, одним из самых востребованных и используемых подходов в образовательном процессе выступает личностно-ориентированный подход, потому что данный подход учитывает множество качеств и характеристик самого обучающегося, его потребностей, а также возможности образовательного процесса, трансформируется роль обучающегося и обучаемого.

Цель исследования: анализ личностно-ориентированного подхода и выявление его успешного и адекватного применения при формировании личностных универсальных учебных действий.

Материалы и методы исследования

Для написания статьи анализировались научные труды отечественных психологов и педагогов. Использованные методы: анализ, синтез, сравнение, структурирование.

Результаты исследования
и их обсуждение

Ученые (В.В. Сериков, Е.А. Крюкова, В.В. Зайцев, Б.Б. Ярмахов, Е.В. Бондаревская и др.) рассматривали и разрабатывали личностно-ориентированный подход, но с разных точек зрения. Следует обратить внимание на то, что данное определение содержит в себе различную концептуально-понятийную структуру. Подвергнув анализу педагогические источники, мы выделили несколько концепций в определении «личностно-ориентированный подход». Приведем некоторые часто используемые определения: личностно-ориентированный подход – это:

1) этико-гуманистический принцип используется при взаимодействии обучающего и обучающихся [3];

2) синтез условий и технологий в педагогической деятельности для достижения цели – формирования и развития личности [4];

3) объяснительный принцип, помогающий понять и раскрыть механизмы личностных новообразований в педагогическом процессе: жизненные трансформации обучающегося объясняются через осмыслние их места и роли в формировании и реализации личности [4];

4) необходимая свобода личности в образовательном и воспитательном процессе, при которой личность вправе останавливать свой выбор на таких педагогических технологиях, которые, по мнению самой личности, наиболее результативны [4];

5) такой процесс получения новых знаний, в котором развитие индивидуальности превалирует над коллективно-нивелирующим воспитанием [4];

6) неделимый педагогический процесс, создаваемый с целью избегания суммативности, функционализма при конструировании образовательного процесса [4];

7) построение процесса обучения через определенные цели, содержание, технологии для формирования, развития необходимых особенностей и черт [4].

Проанализировав концепцию В.В. Серикова, мы вычленили три направления личностно-ориентированного подхода. Первое направление, по мнению самого ученого, описывается через общегуманистическоий феномен, под ним понимается ориентация образовательного процесса на уважение прав, достоинства, мнения при предпочтении той или иной образовательной системы обучения (образовательного учреждения, плана и т.д.). Также, личностно-ориентированный подход имеет цель воспитать и обучить «личность» в обучающихся через применение различных методик, техник. Исходя из этого, необходимо учитывать особенности обучающихся, поэтому создается образовательная система, в силах которой как сформировать, так и развить личность в дальнейшей педагогической практике. Стоит упомянуть, что ученый, прежде чем говорить о своей модели, анализировал различные труды С.Л. Рубинштейна. Исходя из мнения С.Л. Рубинштейна о том, что «сущность личности может быть представлена путем выбора и занимания некой жизненной позиции» [5]. Таким образом, «личностно-ориентированное образование может быть представлено через организованный педагогический процесс, в который включены различного рода условия, при помощи которых происходит проявление и развитие личностных характеристик».

Рассмотрим подробнее центральные принципы личностно-ориентированного подхода В.В. Серикова (рисунок) [6, 7].

tulenk1.wmf

Центральные принципы личностно-ориентированного подхода В.В. Серикова

Одним из центральных понятий в концепции В.В. Серикова представляется личностно-ориентированная педагогическая ситуация: педагогический механизм, способный поставить обучающегося в новые особые условия, влияющие и изменяющие устоявшийся процесс существования, поэтому возникает потребность в изменении своего поведения. Для такой ситуации характерны следующие составляющие: необходимый моральный выбор; самостоятельное определение целей; обучающийся выступает в роли соавтора образовательного процесса; трудности; волевые проявления; формирование самозначимости; реализация процесса самоанализа и самооценки; изменение в миропонимании, имеющихся убеждений; формирование и принятие новых ценностей; формирование чувства ответственности [2]. Так, обучающийся является субъектом образовательного процесса выстраивается, базируясь на жизненном опыте. Согласно этому, личностноориентированное образование (В.В. Сериков) – применение определенных педагогических условий с целью сформировать и развить личностные функции обучающихся, а личностные функции – характеристики человека, являющиеся феноменом «быть личностью» [8].

Рассмотрим другую концепцию личностно-ориентированного подхода, предложенную Е.В. Бондаревской. Принцип культуросообразности является основополагающим фактором, через которое педагогический процесс рассматривается как синтез культуры и образовательного процесса [9]. В данном синтезе будет происходить формирование и развитие личности и ее культурности. Задачами и целью данной концепции предопределяются именно формирование и воспитание культурного индивида, исходя из этого ученая выбирает культурологический подход в роли основным методом проектирования всего процесса обучения [10]. Далее происходит вычленение структурных компонентов подхода. Первый компонент рассматривается через призму понимания обучающегося в роли субъекта культурного воспитания и саморазвития. Второй аспект акцентирует внимание на отведенную роль преподавателю: он становится связующим звеном между учеником и культурой, которую необходимо привить [11]. Исходя из этого, важно анализировать взаимосвязь образовательного и культурного процессов для качественного образовательного процесса. Поэтому, автор также говорит о понимании образовательного учреждения в роли пространства, с помощью которого возможно целостное культурно-образовательное пространство для обучающихся [12]. Личность, которая формируется и развивается при помощи данной теоретической концепции понимается как индивид, который освоил «культуру», через принятие и осмысления, а в дальнейшем и применение различного рода ценностей, который приобрел навыки и умения к нахождению творческого и неординарного решения проблем, поэтому такой индивид может регулировать и изменять свое собственное поведение [13]. Такой человек, в свою очередь, анализируется через следующие понятия: во-первых, это свободная личность, которая имеет умения и навыки самоопределяться в окружающей ее
культуре; во-вторых, личность, обладающая необходимыми качествами сопереживания; в-третьих, личность, к которой заложены базовые черты духовности; в-четвертых, личность, способная творчески и неординарно находить пути решения для различного рода проблем и препятствий [14].

Развивая концепцию личностно-ориентированного подхода, И.С. Якиманская определяет его как формирование педагогических условий с целью формирования и развития личностных черт, а именно, индивидуальности при помощи образовательного процесса, как самостоятельной и значимой деятельности [15, 16]. Принципы личностно-ориентированного подхода:

1. Необходимо всегда помнить, что каждый ученик обладает неповторимыми и присущими только ему характеристиками.

2. Ученик от рождения представляет из себя личность, поэтому она не может быть сформирована через образовательный и воспитательный процесс.

3. Перед любым образовательным учреждением поставлены совершенно новые задачи в воспитание именно личности через формирование индивидуальных характеристик.

4. Исходя из вышеупомянутых пунктов, каждое образовательное учреждение обязано воспитать личность в каждом ученике [17].

И.С. Якиманская представляет следующее разделение модели личностно-ориентированного образования (таблица) [18–20]:

Классификация моделей личностно-ориентированного образования И.С. Якиманской

 

социально-педагогическая

предметно-дидактическая

психологическая

Основание

Согласно педагогике социального заказа необходимо воспитать личность с заранее заданными свойствами

Необходимо организовать научные знания, учитывая их содержательную сторону и научное наполнение учебного предмета

Имеются различные познавательные способности, анализируемые через некие психические образования

Задачи

Каждый обучающийся по мере взросления должен соответствовать возрастной модели, быть ее носителем

Применение индивидуального подхода, учитывая умственные способности. Должен использоваться дифференцированный подход, на основе которого будет строиться обучение и отстающих, и одаренных обучающихся

Сформировать, развивать, анализировать и корректировать познавательную способность

Понимание определения «личность»

Носитель массовой культуры, в котором сформированы следующие понятия: собственные интересы не ставятся выше общественных, послушание, ценность коллективизма и другие

Некий продукт, который получается после педагогических воздействий

Познавательные способности, а именно индивидуальные возможности каждого ученика усвоить знания

 

Заключение

Основываясь на вышесказанном, мы можем сделать вывод о том, что применение личностно-ориентированного подхода наиболее ориентировано на воспитание и формирование личности, поэтому и использование данного подхода в условиях формирования именно личностных универсальных учебных действий целесообразно.