Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Туленкова Л.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Данная научная статья ориентирована на рассмотрение и анализ понятий «личность» и «личностно-ориентированный подход» в концепциях, принадлежащим различным ученым и педагогам. Проведенный автором анализ научной и педагогической литературы позволил рассмотреть понятие личностно-ориентированного подхода в концепциях В.В. Серикова, Е.В. Бондаревской, И.С. Якиманской. На основе работ данных ученых, определение «личностно-ориентированный подход» анализируется с различных точек зрений, а именно: чем обусловлено формирование и воспитание личности, при помощи чего развиваются необходимые личностные характеристики, что именно должно превалировать: условия для развития личностных характеристик, окружающая среда, образовательная организация или нужно только помощь в дальнейшем развитии уже имеющихся личностных качеств (индивидуальных характеристик). Автор статьи проанализировал различные работы отечественных ученых и педагогов, которые рассматривали и разрабатывали модель личностно-ориентированного подхода, а также его роль в образовательном процессе. В данной статье проанализированы современные педагогические учения в использовании личностно-ориентированного подхода для формирования личности и личностных универсальных учебных действий, рассмотрены и систематизированы основополагающие принципы личностно-ориентированного подхода. Настоящая статья будет интересна специалистам в системе образования, исследователям в данной теме, педагогам и студентам педагогических вузов.
универсальные учебные действия
личностно-ориентированный подход
образование
формирование
личностные универсальные учебные действия
1. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 13–21.
2. Дубинина А.В. Проблематика личностно-ориентированного подхода в современной системе образования // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV Междунар. науч. конф. 2013. С. 5–7.
3. Щербина Н.В., Усольцева К.А. Личностно-ориентированный подход и условия его реализации в профессиональном образовании // Студенческий научный форум: Материалы X Международной студенческой научной конференции. 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018000009 (дата обращения: 22.07.2019).
4. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование: Поиск новой парадигмы. М.: Москва, 1998. 182 с.
5. Бегалиева С.Б. О личностно-ориентированном подходе как о сложном многомерном процессе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 8–3. С. 83–85.
6. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование: идеи и их реализация // Психология и педагогика: пространства взаимодействия: материалы «круглого стола». М.: Школьные технологии, 2010. 400 с. С. 115–132.
7. Крюкова Е.А. Сущность социально-педагогического проектирования: личностный подход // Известия ВГПУ. 2012. № 10. С. 21–24.
8. Сериков В.В. Развитие личности в образовательном процессе: монография. М.: Логос, 2012. 448 с.
9. Хорошилова Н.В. Культурологический подход как методологическая основа реализации развивающей функции образования // Вестник ВятГУ. 2010. № 2. С. 14–16.
10. Пойманова О.В. Использование идей личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе начальной школы // Вестник ТГУ. 2010. № 3. С. 181–185.
11. Гульянц С.М. Сущность личностно-ориентированного подхода в обучении с сточки зрения современных образовательных концепций // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 2. С. 40–51.
12. Бондаревская Е.В. Методология разработки современной теории воспитания в ростовской научной школе // Известия Южного федерального университета. 2011. № 1. С. 21–30.
13. Щербина Н.В., Усольцева К.А. Личностно-ориентированный подход и условия его реализации в профессиональном образовании // Международный студенческий научный вестник. 2018. С. 1–9.
14. Билалов М.К. Личностный подход как условие формирования творческой активной личности // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2009. № 3. С. 43–47.
15. Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного образования. М.: Сентябрь, 2000. 176 с.
16. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2002. 96 с.
17. Диденко С.Ю., Кучманова Е.Г., Ряполова М.В. Понятие личностно-ориентированного обучения, его виды и формы организации в современной общеобразовательной школе // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. 2015. С. 44–46.
18. Сущанский А.С. Научно-педагогические аспекты личностно-ориентированного подхода в высшей школе Российской Федерации // Электронный научный журнал «ГосРег». 2015. № 3. С. 1–9.
19. Шелехова Л.В. К вопросу о личностной парадигме в образовании // Вестник Адыгейского государственного университета. 2006. № 4. С. 115–118.
20. Носова Е.П. Индивидуальная образовательная траектория: сущность и механизмы проявления // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. № 91. С. 138–144.

В современном обществе перед образовательными организациями поставлены такие цели и задачи, которые определяют их дальнейшую деятельность, а именно, воспитать человека, который будет обладать различными компетентностями нужными для дальнейшего его развития во всех сферах жизни. Происходит это из-за происходящих перемен в общественной жизни, и из-за чего обязана меняться и сама система образования. Так, существующая авторитарная система преподавания является недопустимой, так как она не способствует развитию и воспитанию личности обучающегося, не предоставляет и не обучает самостоятельной работе, самостоятельному выбору путей решения проблемы, креативности, не развивает особенные характеристики обучающего [1]. Исходя из всего этого, новая система образования направлена на создание в обучающей организации специальной образовательной среды, которая будет направлена на 1) формирование и развитие личностных качеств обучающихся, 2) его социализацию в обществе, 3) создание необходимых условий для творчества и самоактуализации. Переходу и внедрению новой образовательной траектории поспособствовали общественно-политические, экономические, социальные изменения, из-за чего произошло изменение ценностных ориентаций, если рассмотреть образование, то произошел переход с ценности авторитаризма к ценностям, которые провозглашают принципы гуманизации и демократизации: личности необходимо стать свободной, осведомленной о различных сферах жизни, образованной, умеющей жить и творить в постоянно изменяющемся окружающем мире [2].

Поэтому, одним из самых востребованных и используемых подходов в образовательном процессе выступает личностно-ориентированный подход, потому что данный подход учитывает множество качеств и характеристик самого обучающегося, его потребностей, а также возможности образовательного процесса, трансформируется роль обучающегося и обучаемого.

Цель исследования: анализ личностно-ориентированного подхода и выявление его успешного и адекватного применения при формировании личностных универсальных учебных действий.

Материалы и методы исследования

Для написания статьи анализировались научные труды отечественных психологов и педагогов. Использованные методы: анализ, синтез, сравнение, структурирование.

Результаты исследования
и их обсуждение

Ученые (В.В. Сериков, Е.А. Крюкова, В.В. Зайцев, Б.Б. Ярмахов, Е.В. Бондаревская и др.) рассматривали и разрабатывали личностно-ориентированный подход, но с разных точек зрения. Следует обратить внимание на то, что данное определение содержит в себе различную концептуально-понятийную структуру. Подвергнув анализу педагогические источники, мы выделили несколько концепций в определении «личностно-ориентированный подход». Приведем некоторые часто используемые определения: личностно-ориентированный подход – это:

1) этико-гуманистический принцип используется при взаимодействии обучающего и обучающихся [3];

2) синтез условий и технологий в педагогической деятельности для достижения цели – формирования и развития личности [4];

3) объяснительный принцип, помогающий понять и раскрыть механизмы личностных новообразований в педагогическом процессе: жизненные трансформации обучающегося объясняются через осмыслние их места и роли в формировании и реализации личности [4];

4) необходимая свобода личности в образовательном и воспитательном процессе, при которой личность вправе останавливать свой выбор на таких педагогических технологиях, которые, по мнению самой личности, наиболее результативны [4];

5) такой процесс получения новых знаний, в котором развитие индивидуальности превалирует над коллективно-нивелирующим воспитанием [4];

6) неделимый педагогический процесс, создаваемый с целью избегания суммативности, функционализма при конструировании образовательного процесса [4];

7) построение процесса обучения через определенные цели, содержание, технологии для формирования, развития необходимых особенностей и черт [4].

Проанализировав концепцию В.В. Серикова, мы вычленили три направления личностно-ориентированного подхода. Первое направление, по мнению самого ученого, описывается через общегуманистическоий феномен, под ним понимается ориентация образовательного процесса на уважение прав, достоинства, мнения при предпочтении той или иной образовательной системы обучения (образовательного учреждения, плана и т.д.). Также, личностно-ориентированный подход имеет цель воспитать и обучить «личность» в обучающихся через применение различных методик, техник. Исходя из этого, необходимо учитывать особенности обучающихся, поэтому создается образовательная система, в силах которой как сформировать, так и развить личность в дальнейшей педагогической практике. Стоит упомянуть, что ученый, прежде чем говорить о своей модели, анализировал различные труды С.Л. Рубинштейна. Исходя из мнения С.Л. Рубинштейна о том, что «сущность личности может быть представлена путем выбора и занимания некой жизненной позиции» [5]. Таким образом, «личностно-ориентированное образование может быть представлено через организованный педагогический процесс, в который включены различного рода условия, при помощи которых происходит проявление и развитие личностных характеристик».

Рассмотрим подробнее центральные принципы личностно-ориентированного подхода В.В. Серикова (рисунок) [6, 7].

tulenk1.wmf

Центральные принципы личностно-ориентированного подхода В.В. Серикова

Одним из центральных понятий в концепции В.В. Серикова представляется личностно-ориентированная педагогическая ситуация: педагогический механизм, способный поставить обучающегося в новые особые условия, влияющие и изменяющие устоявшийся процесс существования, поэтому возникает потребность в изменении своего поведения. Для такой ситуации характерны следующие составляющие: необходимый моральный выбор; самостоятельное определение целей; обучающийся выступает в роли соавтора образовательного процесса; трудности; волевые проявления; формирование самозначимости; реализация процесса самоанализа и самооценки; изменение в миропонимании, имеющихся убеждений; формирование и принятие новых ценностей; формирование чувства ответственности [2]. Так, обучающийся является субъектом образовательного процесса выстраивается, базируясь на жизненном опыте. Согласно этому, личностноориентированное образование (В.В. Сериков) – применение определенных педагогических условий с целью сформировать и развить личностные функции обучающихся, а личностные функции – характеристики человека, являющиеся феноменом «быть личностью» [8].

Рассмотрим другую концепцию личностно-ориентированного подхода, предложенную Е.В. Бондаревской. Принцип культуросообразности является основополагающим фактором, через которое педагогический процесс рассматривается как синтез культуры и образовательного процесса [9]. В данном синтезе будет происходить формирование и развитие личности и ее культурности. Задачами и целью данной концепции предопределяются именно формирование и воспитание культурного индивида, исходя из этого ученая выбирает культурологический подход в роли основным методом проектирования всего процесса обучения [10]. Далее происходит вычленение структурных компонентов подхода. Первый компонент рассматривается через призму понимания обучающегося в роли субъекта культурного воспитания и саморазвития. Второй аспект акцентирует внимание на отведенную роль преподавателю: он становится связующим звеном между учеником и культурой, которую необходимо привить [11]. Исходя из этого, важно анализировать взаимосвязь образовательного и культурного процессов для качественного образовательного процесса. Поэтому, автор также говорит о понимании образовательного учреждения в роли пространства, с помощью которого возможно целостное культурно-образовательное пространство для обучающихся [12]. Личность, которая формируется и развивается при помощи данной теоретической концепции понимается как индивид, который освоил «культуру», через принятие и осмысления, а в дальнейшем и применение различного рода ценностей, который приобрел навыки и умения к нахождению творческого и неординарного решения проблем, поэтому такой индивид может регулировать и изменять свое собственное поведение [13]. Такой человек, в свою очередь, анализируется через следующие понятия: во-первых, это свободная личность, которая имеет умения и навыки самоопределяться в окружающей ее
культуре; во-вторых, личность, обладающая необходимыми качествами сопереживания; в-третьих, личность, к которой заложены базовые черты духовности; в-четвертых, личность, способная творчески и неординарно находить пути решения для различного рода проблем и препятствий [14].

Развивая концепцию личностно-ориентированного подхода, И.С. Якиманская определяет его как формирование педагогических условий с целью формирования и развития личностных черт, а именно, индивидуальности при помощи образовательного процесса, как самостоятельной и значимой деятельности [15, 16]. Принципы личностно-ориентированного подхода:

1. Необходимо всегда помнить, что каждый ученик обладает неповторимыми и присущими только ему характеристиками.

2. Ученик от рождения представляет из себя личность, поэтому она не может быть сформирована через образовательный и воспитательный процесс.

3. Перед любым образовательным учреждением поставлены совершенно новые задачи в воспитание именно личности через формирование индивидуальных характеристик.

4. Исходя из вышеупомянутых пунктов, каждое образовательное учреждение обязано воспитать личность в каждом ученике [17].

И.С. Якиманская представляет следующее разделение модели личностно-ориентированного образования (таблица) [18–20]:

Классификация моделей личностно-ориентированного образования И.С. Якиманской

 

социально-педагогическая

предметно-дидактическая

психологическая

Основание

Согласно педагогике социального заказа необходимо воспитать личность с заранее заданными свойствами

Необходимо организовать научные знания, учитывая их содержательную сторону и научное наполнение учебного предмета

Имеются различные познавательные способности, анализируемые через некие психические образования

Задачи

Каждый обучающийся по мере взросления должен соответствовать возрастной модели, быть ее носителем

Применение индивидуального подхода, учитывая умственные способности. Должен использоваться дифференцированный подход, на основе которого будет строиться обучение и отстающих, и одаренных обучающихся

Сформировать, развивать, анализировать и корректировать познавательную способность

Понимание определения «личность»

Носитель массовой культуры, в котором сформированы следующие понятия: собственные интересы не ставятся выше общественных, послушание, ценность коллективизма и другие

Некий продукт, который получается после педагогических воздействий

Познавательные способности, а именно индивидуальные возможности каждого ученика усвоить знания

 

Заключение

Основываясь на вышесказанном, мы можем сделать вывод о том, что применение личностно-ориентированного подхода наиболее ориентировано на воспитание и формирование личности, поэтому и использование данного подхода в условиях формирования именно личностных универсальных учебных действий целесообразно.


Библиографическая ссылка

Туленкова Л.А. ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 5-1. – С. 15-19;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2129 (дата обращения: 22.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674