Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

PROPOSALS FOR ENVIRONMENTAL MONITORING OF DISPERSE PARTICLES CONCENTRATIONS IN THE ROAD TERRITORY OF AUTOMOBILE ROADS OF ORENBURG CITY

Yanush D.N. 1 Volnov A.S. 1
1 Orenburg State University
1165 KB
Identified and systematized using the Issikawa diagram are the factors that have the greatest influence on the results of measurements of the concentrations of dispersed particles in the roadside territory of the city’s highways. In the program Process Modeler r7, the decomposition of the process «Monitoring of concentrations of dispersed particles in the roadside territory of the city’s highways» was carried out. The results of the instrumental determination of the mass concentration of dispersed particles with a size of 2,5 and 10 microns contained in the roadside territory of the roads of the city of Orenburg are presented. Nonlinear dependences between the intensity of the motor traffic flow and the concentrations of dispersed particles 2,5 and 10 microns in size have been established, which makes it possible to predict the level of atmospheric pollution by dispersed particles. It is recommended to perform continuous monitoring of average daily and maximum one-time concentrations of dispersed particles, taking into account their particle size distribution near the roads with the intensity of the motor traffic of more than 2500 vehicles at peak times. The obtained data can be used in calculating the risks to public health from the effects of vehicle emissions, estimating the content of dispersed particles 2,5 and 10 microns in the roadside area of ??the city’s roads, as well as for planning monitoring studies and corrective measures on the territory of a large industrial center.
dispersed particles
monitoring
particle size distribution
emissions
traffic flow
atmospheric air
road
roadside territory

В настоящее время дисперсные частицы (ДЧ), адсорбирующие на своей поверхности токсичные вещества, становятся одними из приоритетных вредных веществ (ВВ), которые необходимо учитывать при организации экологического мониторинга приземного слоя атмосферы [1–4]. Атмосферный мониторинг ДЧ воздушной среды, являясь сложной многоэтапной процедурой, позволяет определить фактические концентрации ДЧ и закономерности их изменения, а также провести оценку степени вреда, наносимого здоровью населения. Основными источниками загрязнения ДЧ, наряду с отработавшими газами (ОГ) и не полностью сгоревшим топливом от автотранспортных средств (АТС), являются антигололедная смесь, присутствующая на поверхности дороги в зимний период, а также продукты истирания органических материалов, входящих в состав тормозных механизмов, автомобильных шин и дорожного покрытия [5–9]. Для гигиенической оценки вредности ДЧ большое значение имеет определение их размеров. Особое внимание следует уделять содержанию частиц менее 10 мкм [1, 2]. Поэтому одним из приоритетных направлений на сегодняшний день должен стать учет загрязнения ДЧ в придорожной территории автомобильных дорог города. При этом важен комплексный подход к определению концентраций и состава ДЧ в воздухе городской среды, для чего необходимо обоснование мест отбора проб, с учетом интенсивности автотранспортного потока, и оценка уровня содержания ДЧ. Для этого требуется разработка методики прогнозирования возможного уровня содержания ДЧ в зависимости от различных факторов.

Цель работы: разработать предложения по экологическому мониторингу ДЧ и провести оценку концентраций ДЧ в придорожной территории автомобильных дорог г. Оренбурга.

На достоверность результатов контроля качества окружающей среды по концентрациям ДЧ влияет множество факторов, в частности, оценка должна проводиться в таком объеме (количество проб) и с такой периодичностью (временной интервал), чтобы обеспечивалась возможность определения динамических процессов в окружающей среде, вызванных техногенными или природными факторами [3]. Нами проведён анализ, выявлены и систематизированы с применением диаграммы Иссикавы факторы (рис. 1), оказывающие наибольшее влияние на результаты оценки концентраций ДЧ в придорожной территории автомобильных дорог города. Установлено, что к основным влияющим факторам относятся выбор методики и средств измерений ДЧ, а также климатические условия при проведении отбора проб.

С учётом выявленных факторов (рис. 1) нами проведено функциональное моделирование процесса «Мониторинг концентраций ДЧ в придорожной территории автомобильных дорог города»; определены входы, выходы, управляющие воздействия и ресурсы (рис. 2).

На рис. 2 представлена «Родительская диаграмма» процесса, выполненная в программе Process Modeler r7. Декомпозиция рассматриваемого нами процесса (рис. 3) позволила детально рассмотреть основные этапы проведения мониторинга ДЧ в придорожной территории автомобильных дорог города и выявить нормативные документы, регламентирующие мониторинг ДЧ, средства измерений и вспомогательные устройства для оценки ДЧ, ответственных за проведение процесса, исходные данные для мониторинга, и предполагаемые результаты. Применение предлагаемой процессной модели позволит получить достоверные данные о содержании ДЧ10 и ДЧ2,5 в воздухе, с последующей разработкой корректирующих мероприятий по уменьшению выбросов ДЧ10 и ДЧ2,5 от автотранспортного потока, которые могут применяться службами гигиенического контроля качества атмосферного воздуха.

anu-1.tif

Рис. 1. Причинно-следственная диаграмма факторов, влияющих на результаты оценки концентраций ДЧ в придорожной территории автомобильных дорог

anu-3.tif

Рис. 2. «Родительская диаграмма» процесса «Мониторинг концентраций дисперсных частиц в придорожной территории автомобильных дорог города»

anu-4.tif

Рис. 3. Схема декомпозиции процесса «Мониторинг концентраций дисперсных частиц в придорожной территории автомобильных дорог города»

Согласно разработанной процессной модели нами проведено измерение концентраций ДЧ на основных перекрестках г. Оренбурга с использованием счётчика частиц Ht-9600. Отбор проб был организован на 36 постах, размещаемых на территориях, примыкающих к асфальтированным автомобильным дорогам с интенсивным движением АТС – свыше 1000 автомобилей в час на исследуемых участках. Причём на каждом из постов было проведено по три измерения ДЧ, с последующим расчетом средних концентраций (таблица).

Общие требования к методам определения концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе установлены ГОСТ 17.2.4.02–81 и РД 52.04.186–89. Относительная погрешность метода не должна превышать 25 % во всем диапазоне массовых концентраций и обеспечивать измерение с указанной погрешностью концентраций взвешенных частиц от 0,048 до 0,6 мг/м3 для фракции ДЧ10 и от 0,028 до 0,35 мг/м3 – для фракции ДЧ2,5.

Для указанных фракций ДЧ согласно РД 52.04.830–2015 установлен суточный (24 ч) режим отбора проб, как основной для гравиметрического метода измерений. Допускается вариант определения разовой концентрации, средней за час, но только в случае применения автоматических анализаторов ДЧ. В соответствии c ГН 2.1.6.3492–17 (дополнение № 8) установлены нормативы содержания для ДЧ10: ПДКм.р.=0,3 мг/м3, ПДКс.с.= 0,06 мг/м3, а для ДЧ2,5 ПДКм.р.= 0,16 мг/м3, ПДКс.с.= 0,035 мг/м3. Согласно требованиям РД 52.04.186–89 для выполнения отбора проб первоначально в каждой контрольной точке определялись климатические условия: температура, атмосферное давление, относительная влажность и скорость ветра (таблица).

Для определения массового выброса ДЧ от АТС на городских автомобильных дорогах и последующего их использования в качестве исходных данных при оценке уровня загрязнения атмосферы анализировались особенности распределения автотранспортных потоков (их состава и интенсивности) по городу и их изменения во времени (в течение суток). Интенсивность движения определялась путем учета числа проходящих АТС. Подсчет АТС (в обоих направлениях) проводился во временном промежутке – один час. При описании структуры автотранспортного потока учитывались основные категории АТС: M1, М2, М3, N1, N2, N3. При высокой интенсивности движения (более 2–3 тыс. автомобилей в час) подсчет проходящих АТС проводился раздельно по каждому направлению движения. Для сбора указанной информации использовались секундомер и предварительно подготовленные формы (таблицы) для учета. Разовые концентрации ДЧ достигали уровней 1,5 ПДКм.р. Однако за исследуемый период превышений установленных величин ПДКс.с. для мелкодисперсных частиц фракций ДЧ2,5 и ДЧ10 вблизи автомобильных дорог не выявлено.

Средние арифметические концентрации ДЧ на исследованных перекрестках г. Оренбурга (фрагмент)

Название

перекрестка

Интенсивность автотранспорт-ного потока, авт./ч

Средние концентрации ДЧ, мкг/м3

Темпера-тура, °C

Давление, мм рт. ст.

Влаж-ность, %

Скорость ветра, м/с

ДЧ2,5

ДЧ10

ул. Терешковой/

ул. Орская

5088

6

19

33,800

751

43,767

1,667

пр-т Гагарина/

ул. 60 лет Октября

3912

5

14

33,867

751

38,967

0,333

пр-т Гагарина/

ул. Газовиков

3552

4

12

39,067

752

23,900

1,667

ул. Салмышская/

ул. Родимцева

3588

3

8

41,133

752

20,367

2,000

ул. Волгоградская/

ул. Театральная

3912

5

14

35,033

752

29,967

0,333

ул. Чкалова/

ул. М. Жукова

4116

7

18

32,800

751

47,367

1,333

ул. Восточная/

ул. Карагандинская

3132

4

11

36,067

752

29,733

1,333

Нами установлено, что одним из наиболее загрязнённых участков улично-дорожной сети является перекрёсток ул. Терешковой/ул. Орская. Поэтому на этом участке было проведено более подробное исследование. После обработки полученных концентраций ДЧ10 и ДЧ2,5 на перекрестке ул. Терешковой/ул. Орская построены графики изменения концентрации ДЧ от интенсивности автотранспортного потока (рис. 4 и 5).

anu-5.tif

Рис. 4. Изменение концентраций ДЧ2,5 от интенсивности автотранспортного потока на перекрёстке ул. Терешковой и ул. Орская

anu-6.tif

Рис. 5. Изменение концентраций ДЧ10 от интенсивности автотранспортного потока на перекрёстке ул. Терешковой и ул. Орская

Параметры автотранспортных потоков (интенсивность и состав движения) являются одними из наиболее существенных факторов, влияющих на содержание ДЧ в атмосферном воздухе городских улиц. Необходимо отметить, что работа автомобильного транспорта, особенно в городских условиях, характеризуется частой сменой скоростных и нагрузочных режимов (рис. 4, 5). Это существенно влияет на загрязнение воздуха вблизи автомобильных дорог. Гистограмма на рисунке 5 показывает нам явную зависимость концентрации ДЧ10 от интенсивности автомобильного потока, что нельзя сказать о концентрациях ДЧ2,5, которые почти не изменяются от количества автомобилей в час. В часы пиковой активности автотранспорта концентрация ДЧ возрастает и может достигать для ДЧ10 – 0,045 мг/м3, а для ДЧ2,5 – 0,016 мг/м3.

Таким образом, результаты инструментального определения массовых концентраций ДЧ 2,5 и 10 мкм, содержащихся в придорожной территории автомобильных дорог города Оренбурга, показали, что на их содержание в воздушной среде существенное влияние оказывают интенсивность движения автомобильного транспорта, состав автотранспортного потока, режим движения автотранспорта. Уровень загрязнения воздушного бассейна города ДЧ определяется геометрическими характеристиками улично-дорожной сети, автотранспортного потока, а также качеством регулирования дорожного движения. При этом необходимо дополнительное исследование закономерностей изменения концентраций ДЧ 2,5 и ДЧ10 от времени суток, а также климатических условий, в частности, времени года. Полученные данные могут быть использованы при построении карта рассеивания ДЧ, экологических карт ДЧ по районам города, а также при расчете рисков для здоровья населения от воздействия выбросов автотранспортных средств. Результаты оценки содержания дисперсных частиц размером 2,5 и 10 мкм в придорожной территории автомобильных дорог города дополнительно могут быть применены при планировании мониторинговых исследований и корректирующих мероприятий на территории крупного промышленного центра.

Работа выполнена под руководством профессора кафедры метрологии, стандартизации и сертификации Оренбургского государственного университета Третьяк Людмилы Николаевны – д.т.н., доцента, члена-корреспондента РАЕ.