Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ANALYSIS OF MOBILE APPLICATIONS FOR THE REGISTRATION OF EUROPEAN PROTOCOL FOR ROAD TRAFFIC ACCIDENTS

Vorobiev I.A. 1 Luckoyanov V.A. 1
1 Orenburg State University
The article is shown that despite the general availability of the euro protocol registration, many drivers still use the services of the traffic police and emergency commissioners. Analysis of the most popular applications aimed at simplifying the registration of the European Protocol helped to identify the strengths and weaknesses of the utilities, as well as to find out what functions there are in any modern application. The information obtained was systematized in the form of requirements for a hypothetical application that takes into account the experience of all the preceding ones.
road traffic accidents
road traffic incidents
registration of road accidents
Europrotol
mobile applications

Статистика дорожно-транспортных происшествий (ДТП) показывает, что ущерб в каждом отдельном случае большинства ДТП носит исключительно материальный характер, размер которого покрывается страховой выплатой при самостоятельном оформлении происшествия (Европротоколом). Однако, как показывает практика, большинство водителей с нежеланием относится к самостоятельному урегулированию последствий ДТП. Более того, виновники ДТП, будучи в стрессовой ситуации и в надежде любыми способами избежать или смягчить свое наказание, препятствуют быстрому урегулированию конфликтной ситуации, настаиваю на приезде компетентных органов (сотрудников ГИБДД, аварийных комиссаров и т.п.) [1,2,3].

Но приезд на место совершения специалистов служб аварийных комиссаров зачастую занимает относительно длительные промежутки времени, в течении которого в значительной степени повышается риск возникновения дорожных заторов, повторных дорожно-транспортных происшествий и инцидентов, раббернекинга и т.п. С 2009 года с целью нормативного и законодательного регулирования вопроса самостоятельного оформления ДТП, воспользовавшись опытом Европейских стран, в Российской Федерации была введена система Европротокола. Европротокол – система, позволяющая оформить документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции с целью последующего получения страховой выплаты по ОСАГО [4].

Однако, существует и слабая сторона данного варианта оформления ДТП, которая заключается в отсутствии опыта по оформлению «Европротокола», как правило, усугубляющееся стрессовой ситуацией, в которую попали участники ДТП. В настоящее время отсутствует какая-либо стандартная, пошаговая инструкция по регистрации ДТП, доступная и понятная всем автовладельцам. На официальных порталах и источниках размещены исключительно примерный порядок действий при возникновении случае ДТП, который не содержит конкретных инструкций по заполнению бланков и оформлению документов об аварии. Кроме того, существует большая вероятность возникновения конфликта интересов между участниками ДТП, когда обе стороны будут считать себя правыми, но при этом ни одна из сторон не может предоставить доказательств своей правоты [5].

Все это может привести, а зачастую и приводит, к следующим обстоятельствам, которые будут учтены в проводимом анализе, а именно:

– неадекватная оценка тяжести ДТП, влекущая за собой дальнейшее усугубление дорожной опасности;

– «европротоколы» оформляются с существенными нарушениями;

– страховые компании с большим недоверием относятся к протоколам, оформленными самими участниками ДТП или вовсе отказывают в выплатах по причине неправильности оформления документов;

– при возникновении конфликтных ситуаций не редки случаи «разборок» между участниками ДТП, в которых страдают не только они или их имущество, но и посторонние участники дорожного движения;

– мошенники часто устраивают инсценированные ДТП с целью завладения имуществом мало осведомлённой в юридических вопросах «жертвы», либо обмана страховой компании в рамках страхового случая [6].

Реалии жизни 21 века таковы, что абсолютное большинство активного населения России имеет в своем распоряжении смартфон с доступом к сети Интернет. Возможности большинства моделей данного устройств, а так же факт нежелания и невозможности самостоятельного оформления ДТП и ДТИ, побудило как страховые компании, так и энтузиастов на проектирование и создание мобильных приложений, задачи и функционал которых позволили бы в значительной степени упростить оформлении инцидентов с применением Европротокола.

В ходе работ над данным исследованием был проведен анализ, целью которого являлся поиск наиболее полного по функционалу и дружелюбного к конечному пользователю приложения, а так же в систематизации сильных и слабых сторон приложений, для дальнейшей идентификации и формулировании требований к «идеальному» приложению, сочетающему в себе все плюсы проанализированных приложений, а так же учитывало бы все минусы.

Первоначально анализу подверглись мобильные приложения, выпущенные непосредственно страховыми компаниями, которые в любом случае задействованы при оформлении Европротокола и дальнейших выплат по нему.

Были рассмотрены приложения авторства двух крупнейших страховых компаний Российский Федерации, представленных на для популярнейших мобильных операционных систем – IOS и Android, а именно – «Росгосстрах» и «АльфаСтрахование». Заметим, что и другие организации имеют свои утилиты для мобильных устройств, но ни в одном из этих приложений Европротокол не используется и не упоминается.

Мобильное приложении «Росгосстрах»: средняя оценка пользователей (на основе оценок пользователей в магазинах приложений «GooglePlay» и «AppStore»): 2/5. Достоинства приложения:

– наличие «экстренной кнопки»: приложение предлагает пользователю позвонить в единый центр страховой компании и на номер единой службы спасения;

– для работы с приложением нет необходимости в авторизации в какой-либо системе, полный функционал приложения доступен сразу после запуска;

– в приложении представлена подробная памятка по заполнению Европротокола, работающая без подключения мобильного устройства к сети Интернет.

– реализована возможность заполнения всего Европротокола на мобильном устройстве, для последующей отправки заполненной формы в страховую компанию;

– встроены интерактивные подсказки (для помощи при заполнении извещении о ДТП);

– возможность заполнения Европротокола для обоих участников на одном устройстве.

Недостатки приложения:

– заполнение Европротокола на мобильном устройстве будет иметь смысл только для клиентов «Росгосстрах», так как данные могут быть обработаны только для релевантных клиентов компании;

– малое количество центров урегулирования в базе приложения;

– отсутствие интерактивной карты местности для работы с приложением;

– приложение не отправляет уведомление сервисам, направленным на борьбу с дорожными заторами.

Приложение страховой компании «АльфаСтрахование». Средняя оценка пользователей (на основе оценок пользователей в магазинах приложений «GooglePlay» и «AppStore»): 1.7/5. Достоинства приложения:

– реализован аналог «экстренной кнопки» но, в отличие от приложения «Росгосстрах», операторы «АльфаСтрахование» совершают обратный звонок (при необходимости такового);

– возможность заполнения Европротокола для обоих участников на одном устройстве;

– заполнение Европротокола на мобильном устройстве аналогично с приложением «Росгосстрах», но в данном приложении услуги доступны только релевантным клиентам компании.

Недостатки приложения:

– нестабильная работа при отсутствии подключения к сети Интернет;

– без регистрации в приложении нет доступа к основным функциям (кроме «экстренной кнопки»);

– приложение не отправляет уведомление сервисам, направленным на борьбу с дорожными заторами.

Подводя итоги относительно утилит от страховых компаний, очевидным становится факт того, что в качестве приложения-помощника их имеет смысл выбирать только клиентам этих компаний, так как большая часть функционала, связанного с Европротоколом, заточена именно под клиента компании, выпустившей приложение. Так же стоит отметить, что данные утилиты разработаны для широкого спектра задач, связанных со страхованием, поэтому оценки пользователей базируются не только на работе приложений с Европротоколом, но на работе в приложения в целом.

Далее был проведен анализ приложений, разработанных фактически физическими лицами. Отметим, что приведенные ниже приложения специализируются исключительно на Европротоколе, потому оценка пользователей напрямую отражает удовлетворенность функционалом и интерфейсом.

«ДТП.ЕВРОПРОТОКОЛ» от Российского Союза Автостраховщиков. Средняя оценка пользователей: пользователей 2/5. Достоинства приложения:

– возможность заполнения Европротокола для обоих участников на одном устройстве;

– в приложении представлена полная памятка по оформлению Европротокола (работающая без подключения мобильного устройства к сети Интернет);

– реализована возможность заполнения всего Европротокола на мобильном устройстве, для последующей отправки заполненной формы в страховую компанию.

Недостатки приложения:

– страховые компании могут игнорировать заполненную в данном приложении электронную форму Европротокола;

– без авторизации в приложении доступно фотографирование на месте ДТП и просмотр справки, остальной функционал приложения доступен только зарегистрированным пользователям;

– приложение не отправляет уведомление сервисам, направленным на борьбу с дорожными заторами.

«e-Accident». Средняя оценка пользователей: пользователей 3/5. Достоинства приложения:

– возможность заполнения Европротокола для обоих участников на одном устройстве;

– синхронное использование двух языков;

– приложение автоматически определяет и выставляет геолокацию, дату и время происшествия;

– наличие интерактивной карты;

– наличие короткой памятки, поясняющей при каких обстоятельствах возможно оформление Европротокола;

Недостатки приложения:

– заполненный Европротокол сохраняется в самом мобильном приложении и на сайте разработчика, что, разумеется, небезопасно;

– страховые компании могут игнорировать заполненную в данном приложении электронную форму Европротокола;

– приложение не отправляет уведомление сервисам, направленным на борьбу с дорожными заторами.

Очевидным минусом для этих приложений является то, что страховые компании до сих пор нехотя принимают Европротоколы, заполненные в сторонних мобильных утилитах.

Отметим, что на IOS и Android представлены и другие приложения-помощники, но ни одно из таких приложений не предоставляет большего функционала, нежели проанализированные выше приложения, но при этом имеют более серьезные недостатки.

Исследовав наиболее релевантные приложения-помощники при оформлении ДТП, узнав сильные и слабые стороны, а так же отсутствующий функционал можно составить требования к гипотетическому «идеальному» приложению, которое смогло бы удовлетворить потребности большинства автолюбителей. Утилита должна:

– напрямую сотрудничать со страховыми компаниями (хотя бы самыми крупными в государстве);

– иметь кнопку экстренного вызова (либо звонок в службу 112, либо на специальную горячую линию, желательно региональную);

– иметь интерактивную карту, на которой можно отметить место ДТИ, эта информация будет использована и при заполнении Европротокола, и для уведомления участников движения о проблеме на дороге;

– уведомлять других участников не только о месте ДТИ, но и о приблизительном времени устранения последствий этого ДТИ;

– при каждом включении открывать подробную памятку, содержащую в себе инструкции по заполнению Европротокола, а так же инструкции по поведению в такой ситуации;

– при попадании ДТИ вне поля действия Европротокола, помогать в вызове сотрудников ГИБДД или служб аварийных комиссаров.