Специалисты в области метрологии справедливо отмечают, что «время показало востребованность процедуры оценки состояния измерений, проводимой в испытательных и измерительных лабораториях в соответствии с требованиями МИ 2427–97 «ГСИ. Оценка состояния измерений в испытательных и измерительных лабораториях»» [1]. Как видно из схемы (рис. 1), к оценке состояния измерений вместо аккредитации испытательные лаборатории прибегают из-за проблем финансового и процедурного характера.
Рис. 1. Случаи подтверждения компетентности испытательных лабораторий в форме оценки состояния измерений
Как известно, с 15 августа 2016 года в Российской Федерации утверждена новая редакция МИ 2427–2016 «Рекомендация. ГСИ. Оценка состояния измерений в испытательных, измерительных и лабораториях производственного и аналитического контроля». Необходимость принятия новой редакции МИ 2427–2016 в метрологическом сообществе сформировалась давно. Она обусловлена не только продолжительным периодом, прошедшим с момента принятия предыдущего документа МИ 2427–97, но и значительными изменениями в российской законодательной метрологии, которые произошли за это время. Новая Методика разработана совместными усилиями двух государственных научных метрологических институтов – ФГУП «ВНИИМС» и ФГУП «УНИИМ», согласована с Росстандартом и рекомендована к применению в подведомственных организациях для повышения качества работ по оценке состояния измерений. На работы по оценке состояния измерений не распространяются критерии аккредитации, установленные приказом Минэкономразвития России от 30 мая 2014 г. № 326, поскольку работы эти виды работ не являются обязательными и не подлежат аккредитации
Четкость разграничения функций аккредитации и проведения оценки соответствия стала более прозрачна с принятием единых критериев аккредитации (ФЗ РФ от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации») [2] и закрепления областей, на которые распространяется их легитимность. Следует подчеркнуть, что уже из названия новой редакции Рекомендаций видно, что процедура оценки состояния измерений расширилась и теперь относится не только к испытательным и измерительным лабораториям, но и к лабораториям производственного и аналитического контроля, а также к лабораториям, проводящим испытания и измерения в исследовательских целях. Причем, аналитический контроль может быть частью других видов контроля (экологического, санитарного, технологического контроля; внутреннего контроля качества продукции и сырья и т.д.). Согласно новым рекомендациям МИ 2427–2016 «оценку состояния измерений имеют право проводить только Государственные научные метрологические институты (ГМНЦ) и Государственные региональные центры стандартизации, метрологии и испытаний, проведение оценки состояния измерений иными юридическими лицами не правомерно». Следует отметить, что новые требования не распространяются на деятельность по оценке соответствия лабораторий требованиям компетентности, предусмотренным ФЗ РФ от 28 декабря 2013 г. № 412–ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации». Для этих целей служат критерии, принятые в ГОСТ Р ИСО 17025–2009 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий».
Проведенный нами сравнительный анализ целей и задач (табл. 1) двух версий Рекомендаций показал, в новом нормативном документе (НД) задачи по оценке состояния измерений также расширились.
Таблица 1
Анализ целей, задач и субъектов, имеющих право на оценку состояния измерений (согласно МИ 2427–97 и МИ 2427–2016)
Цель проведения оценки состояния измерений |
|
МИ 2427–97 [3] |
МИ 2427–2016 [4] |
установление соответствия условий выполнения измерений требованиям Российского законодательства в области обеспечения единства измерений. |
подтверждение соответствия условий проведения измерений предъявляемым метрологическим требованиям. |
Задачи оценки состояния измерений |
|
МИ 2427–97 [3] |
МИ 2427–2016 [4] |
– установление соответствия достигнутого уровня метрологического обеспечения измерений современным требованиям; – официальное удостоверение наличия в лаборатории условий, необходимых для выполнения измерений (например, для получения лицензии на вид деятельности и т.п.) |
– идентификация метрологических требований; – метрологическая экспертиза заявленных объектов; – установление наличия в лаборатории всех условий, обеспечивающих выполнение измерений в соответствии с предъявляемыми метрологическими требованиями к измерениям, включая наличие соответствующей инфраструктуры, персонала и технической возможности проведения измерений в заявленной области деятельности. |
Субъекты, проводящие оценку состояния измерений |
|
МИ 2427–97 [3] |
МИ 2427–2016 [4] |
1. Метрологическая служба федеральных органов исполнительной власти |
1. Государственные метрологические институты; 2. Государственные региональные центры стандартизации, метрологии и испытаний. |
Известно, что дополнительно для предприятий и организаций действуют Рекомендации МИ 2240–98 «ГСИ. Анализ состояния измерений, контроля и испытаний на предприятии, в организации, объединении. Методика и порядок проведения работы». До момента принятия новых требований к оценке состояния измерений область распространения МИ 2240–98 была сформулирована в общем виде «….проведение работ по анализу состояния измерений, контроля и испытаний на предприятии, в организации, объединении».
В МИ 2240–98 в разделе «Цели и задачи анализа состояния измерений, контроля и испытаний» указано, что «анализ состояния измерений, контроля и испытаний на предприятии, в организации, объединении проводится в целях установления соответствия достигнутого уровня метрологического обеспечения современным требованиям производства и разработки на этой основе предложений по планированию его дальнейшего развития, создания или внедрения методов и средств измерений, испытаний, контроля, необходимых для интенсификации производства, создания и внедрения новых видов техники и технологии, улучшения качества продукции, повышения достоверности результатов измерений при контроле условий труда, рационального использования материальных, энергетических и трудовых ресурсов, при испытаниях продукции и услуг для целей сертификации» [5]. Следует отметить, что цели и задачи анализа состояния измерений в этом нормативном документе (НД) были сформулированы обобщенно и довольно обширно (табл. 1). Это можно объяснить необходимостью проведения общего контроля и метрологического надзора, свойственного деятельности Госстандарта РФ в те годы.
Сравнительный анализ версий НД показал, что оценку состояний измерений проводят не только на соответствие требований в области обеспечения единства измерений, но и на соответствие требованиям технического регулирования применительно к конкретным закрепленным объектам и измеряемым показателям. В настоящее время оценку состояния измерений в испытательных, измерительных и лабораториях производственного и аналитического контроля проводят на договорной основе. Кроме этого можно констатировать, что в МИ 2427–97 более полно и четко расписаны структуры, принимающие участие. Однако нюансы создания комиссии по оценке состояния измерений более конкретизированы в новых методических инструкциях.
Документ МИ 2427–2016 действительно существенно отличается от документа МИ 2427–97, который не соответствует действующим нормативным правовым актам, документам по стандартизации в области обеспечения единства измерений, технического регулирования и предполагает оформление Свидетельства об оценке состояния измерений, что не предусмотрено действующим законодательством и является в настоящее время неправомерным. Разработка нового МИ 2427–2016 была вызвана еще тем, что старая версия МИ 2427–97 не соответствовала действующим нормативным правовым актам, документам по стандартизации в области обеспечения единства измерений, технического регулирования и предполагала оформление Свидетельства об оценке состояния измерений, что не предусмотрено действующим законодательством и является в настоящее время неправомерным.
Таблица 2
Сравнение наполняемости форм в паспорте метрологического обеспечения (МО) испытательной лаборатории
Формы паспорта метрологического обеспечения |
|
по МИ 2427–97 |
по МИ 2427–2016 |
1. Сведения отсутствуют |
1. Информационные данные о лаборатории |
2. НД на объекты, методики выполнения измерений и методы испытаний |
2. НД на объекты, методики измерений и методы испытаний, применяемые в лаборатории |
3. Перечень средств измерений |
3. Перечень применяемых средств измерений |
4. Перечень испытательного оборудования, подлежащего аттестации в соответствии с ГОСТ Р 8.568 |
4. Перечень применяемого испытательного оборудования |
5. Сведения отсутствуют |
5. Сведения о вспомогательном оборудовании |
6. Перечень применяемых стандартных образцов |
6. Перечень применяемых стандартных образцов |
7. Состояние методик выполнения измерений (МВИ) |
7. Состояние методик (методов) измерений |
8. Состав и квалификация персонала |
8. Состав и квалификация персонала |
9. Сведения отсутствуют |
9. Сведения об оснащённости лаборатории химическими реактивами |
10. Сведения отсутствуют |
10. Перечень нормативной документации, необходимой для функционирования лаборатории |
11. Сведения отсутствуют |
11. Состояние основных лабораторных помещений |
Выход нового МИ 2427–2016 (с изменениями №1) предполагает заполнение форм Паспорта метрологического обеспечения (табл. 2). Их заполнение, как показала практика, вызывает у заказчиков услуги достаточно много вопросов.
В новой версии НД (следует из приведенной табл. 2) теперь дополнительно должны быть регламентированы: информационные данные о лаборатории; сведения о вспомогательном оборудовании; сведения об оснащенности лаборатории химическими реактивами; перечень НД, необходимой для функционирования лаборатории; состояние основных лабораторных помещений. Содержание этих информационных сведений, регламентированное в новой редакции Рекомендаций, представлено на рис. 2, 3.
Специалисты в области подготовки документов к оценке состояния измерений рекомендуют подробно изучить новую версию Рекомендаций с целью облегчения процедуры их заполнения. Причем важно обеспечить рациональность набора сведений рекомендуемых новой редакцией документа МИ 2427 для осуществления указанной процедуры.
Рис. 2. Содержание информационных данных и сведений о вспомогательном оборудовании лаборатории, регламентированных МИ 2427–2016 (новые формы паспорта МО)
Рис. 3. Сведение об оснащенности, перечне НД, регламентированных МИ 2427-2016 (содержание новых форм паспорта МО)
Рис. 4. Сведения о состоянии основных лабораторных помещений, регламентированных МИ 2427-2016 (содержание новых форм паспорта МО)
Работа выполнена под руководством профессора кафедры метрологии, стандартизации и сертификации Оренбургского государственного университета – члена-корреспондента РАЕ, д.т.н., доцента Третьяк Л.Н.