Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

THE PROBLEMS OF ACCOUNTING AND REPORTING IN SMALL BUSINESS ENTITIES IN AGRICULTURE

Abdimalik N.M. 1 Mambetali Sh.A. 1 Ybrai K.A. 1
1 Kazakh national agrarian University
Nowadays, the subjects of small business in agriculture of the republic (limited liability partnership, cooperatives, peasant farms) need a more effective regulatory framework governing the organization of accounting and reporting, respectively, with their specifications. Accounting should be simple, but at the same time would provide complete and accurate information about the processes in the current economic activity for the operational management of these processes. There has been done a lot of work to create prerequisites for the transition to the organization of accounting in accordance with international and national standards in the Republic. There has been adopted a number of regulatory documents regulating accounting and reporting to regulate all levels. At the same time, a number of issues of the studied problem are not fully resolved in relation to agricultural enterprises and their main activities. The article presents the research results, the expediency of the simplified accounting model. It is shown that these problems can be practically solved by the development of accounting registers that meet the requirements of modern legislation in the country and allow for the most complete account of the economic activities of small businesses in agriculture. Accounting in a simplified form involves the simplicity of accounting, low complexity, lower costs, clarity and availability in the formation of financial information along with timely reflection of business transactions.
small business entities
simplified accounting
simplified reporting
national standards of financial reporting

В условиях рыночных отношений произошли существенные изменения в сельском хозяйстве Республики Казахстан. В настоящее время в данной отрасли различают несколько видов сельскохозяйственных формирований: акционерные общества, ТОО, крестьянские (фермерские) хозяйства и производственные кооперативы. Важной стороной деятельности каждого сельскохозяйственного формирования является осуществление бухгал- терского учета и отчетности.

Развитие малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве вносит принципиальное изменение в постановку учета и анализа, являющихся одним из основных источников информации для принятия их пользователями управленческих и экономических решений.

Согласно закону Республики Казахстан «О частном предпринимательстве» хозяйствующие субъекты со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и общей стоимостью активов в среднем за год не свыше шестидесяти тысячекратного расчетного показателя являются субъектами малого предпринимательства [1]. В данном законе определены многие аспекты деятельности субъектов малого предпринимательства, в том числе ведение учета и составление финансовой отчетности по упрощенной форме, что позволит упростить и систему налогообложения.

Организация бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности субъектов малого предпринимательства по упрощенной форме впервые была определена законом РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» [2].

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» с целью определения порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности субъектами малого предпринимательства разработан Национальный стандарт финансовой отчетности (НСФО).

В нем определен порядок ведения учета и отчетности юридическими лицами – субъектами малого предпринимательства по упрощенной форме [3].

Согласно НСФО юридическим лицам – субъектам малого предпринимательства, не применяющим упрощенную систему налоговой базы, необходимо самостоятельно вести бухгалтерский учет в наиболее упрощенном виде с использованием счетов и метода двойной записи и определить свои доходы и расходы, т.е. иметь упрощенные формы финансовой отчетности, определяющий наличие материальных и денежных ресурсов и источников их образования, а также результатов хозяйственной деятельности. Поэтому организационная структура учетного процесса, которая является элементом учетной политики субъекта, должна строится на принципах полной централизации. Она заключается в том, что в бухгалтерии субъекта ведется полный цикл учетных работ от заполнения первичных документов до оформления всех учетных регистров и составления финансовой отчетности. При этом субъекту необходимо применять упрощенную форму бухгалтерского учета с использованием регистров, предусмотренные НСФО.

Однако, исследование современного состояния показало, что организация учета и отчетности в субъектах малого предпринимательства (ТОО, производственные кооперативы) в республике не претерпел никаких изменений. У них не используются возможности упрощения учета, которые определены законодательными и нормативными актами по бухгалтерскому учету. В связи с этим назрела потребность в разработке модели ведения упрощенного бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве согласно требованиям вышеуказанных законодательных и нормативных документов.

Исходя из вышеизложенного нами разработана предложения по совершенствованию организации бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в субъектах малого предпринимательства в сельском хозяйстве. При этом нами были учтены те обстоятельства, что субъект малого предпринимательства в сельском хозяйстве (производственный кооператив) является юридическим лицом, не применяющим упрощенную систему налоговой базы.

Для упрощения учета в субъекте малого предпринимательства – на базе типового плана счетов предлагаем разработать рабочий план счетов бухгалтерского учета хозяйственных операции. В результате объединения в учете однородных по экономическому содержанию и различных по видам хозяйственных средств (активов), их источников, затрат на производство количество синтетических счетов можно существенно сократить [4].

Исходя из вышеизложенного субъект малого предпринимательства в сельском хозяйстве может использовать следующий сокращенный рабочий план счетов (табл. 1).

Таблица 1

Сокращенный рабочий план счетов, используемый юридическим лицом – субъектом малого предпринимательства в сельском хозяйстве

І – РАЗДЕЛ. АКТИВЫ

1010

«Денежные средства в кассе»

1030

«Денежные средства на текущих банковских счетах»

1060

«Прочие денежные средства»

1210

«Задолженность покупателей и заказчиков»

1250

«Прочая дебиторская задолженность»

1310

« Сырье и материалы»

1320

«Готовая продукция»

1330

«Товары»

1340

«Незавершенное производство»

2010

«Финансовые инвестиции»

2410

«Основные средства и нематериальные активы»

2420

«Амортизация основных средств и нематериальных активов»

2510

«Биологические активы»

2940

«Прочие долгосрочные активы»

ІІ – РАЗДЕЛ. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

3010

«Кредиты банков и внебанковских учреждений»

3110

«Обязательства по налогам»

3220

«Обязательства по пенсионным отчислениям»

3310

«Кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам»

3350

«Задолженность по оплате труда»

3540

«Прочие обязательства»

ІІІ – РАЗДЕЛ. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

5010

«Уставный капитал»

5410

«Резервы»

5510

«Нераспределенный прибыль (непокрытый убыток) »

5610

«Итоговая прибыль (итоговый убыток)»

ІV – РАЗДЕЛ. ДОХОДЫ

6010

«Доход от реализации продукции и оказания услуг»

6110

«Доходы по вознаграждениям и дивидендам»

6280

«Прочие доходы»

V – РАЗДЕЛ. РАСХОДЫ

7010

«Себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг»

7110

«Расходы периода»

7710

«Расходы по корпоративному подоходному налогу»

7720

«Прочие расходы»

VІ – РАЗДЕЛ. СЧЕТА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО УЧЕТА

8110

«Основное производство»

8410

«Накладные расходы»

Примечание: подготовлен на основании типового плана счетов

Для оформления хозяйственных операции в субъекте малого предпринимательства могут применяться типовые и специализированные формы первичных документов.

Субъект малого предпринимательства, не применяющего упрощенную систему налоговой базы, должен использовать преимущества организации учета в нем, предусмотренного вышеуказанным нормативным документом. Например, доходы и расходы субъекта могут признаваться методом начисления, в соответствии с которым доходы признаются (отражаются), когда они заработаны, а расходы и убытки – когда они понесены.

В соответствии с НСФО для начисления амортизации могут применяться следующие методы [3]:

– Равномерный (прямолинейный) метод списания;

– Производственный метод;

– Метод ускоренного списания;

Субъект малого предпринимательства согласно НСФО может выбрать метод равномерного (прямолинейного) списания.

Товарно-материальные запасы оцениваются, согласно МСФО 2 «Запасы», одним из трех методов: метод средневзвешенной стоимости; ФИФО, метод специфической идентификации [5].

А в субъекте малого предпринимательства можно использовать наиболее простой метод: средневзвешенный стоимости.

Субъекту малого предпринимательства, осуществляющего производство продукции (работ, услуг) для ведения текущего учета предлагаем использовать регистров, предусмотренных национальным стандартом финансовой отчетности (НСФО), которые максимально упрощены и не вызывают затруднений при использовании на практике [3]:

Ведомость учета денежных средств – форма В-1;

Ведомость учета запасов – форма В-2;

Ведомость учета финансовых инвестиций – форма В-3;

Ведомость учета с подотчетными лицами – форма В-4;

Ведомость учета расчетов с покупателями и заказчиками – формы В-5;

Ведомость учета расчетов с поставщиками – форма В-6;

Ведомость учета расчетов и прочих операций – форма В-8;

Ведомость учета биологических активов – форма В-9;

Ведомость учета движения основных средств и нематериальных активов форма В-10;

Ведомость учета амортизационных отчислений по основным средствам нематериальным активам – форма В-11;

Ведомость учета затрат отчетного периода – форма В-12;

Обобщение итогов по оборотам в применяемых ведомостях производится в сводной ведомости по форме В-14, на основании которой составляется бухгалтерский баланс.

Субъект малого предпринимательства, не применяющий упрощенную систему налоговой базы, представляет финансовую отчетность, состоящую из бухгалтерского баланса и отчета о Прибылях и убытках, в сроки, предусмотренные для представления декларации по подоходному налогу.

Ниже нами предлагается примерная структура бухгалтерского баланса сельскохозяйственной организации, являющегося субъектом малого предпринимательства (табл. 2).

Таблица 2

Бухгалтерский баланс на 31 декабря 2017 года, тыс. тенге

Активы

Код стр.

На конец отчетного периода

На начало отчетного периода

Денежные средства

01

3074,2

337,5

Финансовые инвестиции

02

1317,6

-

Дебиторская задолженность

03

2533,0

146,7

Запасы

04

613,4

350,8

Основные средства

05

19054,2

1149,2

Биологические активы

10

1126,2

245,0

Нематериальные активы

11

565,4

110,0

Прочие активы

12

1407,8

-

Баланс (всего

 

29691,8

2339,2

Обязательство и капитал

Код стр.

На конец отчетного периода

На начало отчетного периода

Обязательство

     

Финансовые обязательства

13

1000,0

-

Обязательства по налогам

14

530,1

38,4

Кредиторская задолженность

15

118,1

57,0

Прочие обязательства

16

258,0

-

Итого обязательств

20

1906,2

95,4

Капитал

     

Уставный капитал

21

19632,5

800,0

Резервы

22

986,2

195,2

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток.)

23

7166,9

1248,6

Итого капитал

30

27785,6

2243,8

Баланс (стр. 20 + стр. 30)

 

29691,8

2339,2

Руководитель ______________________ _________

фамилия, имя, отчество) (подпись)

Бухгалтер ________________________ _________

(фамилия, имя, отчество) (подпись)

Для определения финансового результата за отчетный период субъект использует таблицу расчета финансового результата, на основании которого составляется отчет о Прибылях и убытках.

Юридические лица – субъекты малого предпринимательства, не применяющие упрощенную систему определения налоговой базы могут составлять отчет о Прибылях и убытках по формату, предусмотренным в НСФО [3].

В табл. 3 предлагается отчет о Прибылях и убытках сельхозформировании, являющегося субъектом малого предпринимательства.

Таблица 3

Отчет о Прибылях и убытках 31 декабря 2016 г., тыс. тенге

Наименование показателей

Код стр.

За отчетный период

За предыдущий период

Доход от реализации продукции и оказания услуг

01

166406,3

25126,2

Себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг

02

127925,4

20160,4

Валовая прибыль (стр. 01 – стр. 02)

03

38480,9

4965,8

Доходы от финансирования

04

-

-

Прочие доходы

05

-

 

Расходы на реализацию продукции и оказание услуг

06

12525,6

969,8

Административные расходы

07

14091,3

1616,3

Расходы на финансирование

08

4697,1

646,4

рочие расходы

09

-

-

Прибыль (убыток) до налогообложения (стр. 03 + стр. 04 + стр. 05 – стр. 06 – стр. 07 – стр. 08 – стр.09)

10

7166,9

1733,3

Расходы по корпоративному подоходному налогу

11

1075,0

260,0

Итоговая прибыль (итоговый убыток) за период (стр. 10-стр. 11)

20

6091,9

473,3

Руководитель ________________________ _________

(фамилия, имя, отчество) (подпись)

Главный бухгалтер ______________________ _________

(фамилия, имя, отчество) (подпись)

Пояснительная записка и примечания к финансовой отчетности должны быть представлены в упорядоченном виде. По каждой статье баланса, отчета о прибылях и убытках предоставляются перекрестные ссылки на любую относящуюся к ней информацию, а также дополнительная информация, не представленная в самой финансовой отчетности, но необходимая для полного и достоверного представления.

Исходя из вышеизложенного нами разработана схема организации бухгалтерского учета в юридическом лице – субъекте малого предпринимательства в сельском хозяйстве, не применяющего упрощенную систему налоговой базы (рисунок).

abdim1.wmf

Организация бухгалтерского учета и отчетности в субъекте малого предпринимательства в сельском хозяйстве

Таким образом, НСФО дает возможность субъектам малого предпринимательства при наименьших затратах обеспечить ясность, оперативность информации о его финансовом состоянии.