В условиях рыночных отношений произошли существенные изменения в сельском хозяйстве Республики Казахстан. В настоящее время в данной отрасли различают несколько видов сельскохозяйственных формирований: акционерные общества, ТОО, крестьянские (фермерские) хозяйства и производственные кооперативы. Важной стороной деятельности каждого сельскохозяйственного формирования является осуществление бухгал- терского учета и отчетности.
Развитие малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве вносит принципиальное изменение в постановку учета и анализа, являющихся одним из основных источников информации для принятия их пользователями управленческих и экономических решений.
Согласно закону Республики Казахстан «О частном предпринимательстве» хозяйствующие субъекты со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и общей стоимостью активов в среднем за год не свыше шестидесяти тысячекратного расчетного показателя являются субъектами малого предпринимательства [1]. В данном законе определены многие аспекты деятельности субъектов малого предпринимательства, в том числе ведение учета и составление финансовой отчетности по упрощенной форме, что позволит упростить и систему налогообложения.
Организация бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности субъектов малого предпринимательства по упрощенной форме впервые была определена законом РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» [2].
В соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» с целью определения порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности субъектами малого предпринимательства разработан Национальный стандарт финансовой отчетности (НСФО).
В нем определен порядок ведения учета и отчетности юридическими лицами – субъектами малого предпринимательства по упрощенной форме [3].
Согласно НСФО юридическим лицам – субъектам малого предпринимательства, не применяющим упрощенную систему налоговой базы, необходимо самостоятельно вести бухгалтерский учет в наиболее упрощенном виде с использованием счетов и метода двойной записи и определить свои доходы и расходы, т.е. иметь упрощенные формы финансовой отчетности, определяющий наличие материальных и денежных ресурсов и источников их образования, а также результатов хозяйственной деятельности. Поэтому организационная структура учетного процесса, которая является элементом учетной политики субъекта, должна строится на принципах полной централизации. Она заключается в том, что в бухгалтерии субъекта ведется полный цикл учетных работ от заполнения первичных документов до оформления всех учетных регистров и составления финансовой отчетности. При этом субъекту необходимо применять упрощенную форму бухгалтерского учета с использованием регистров, предусмотренные НСФО.
Однако, исследование современного состояния показало, что организация учета и отчетности в субъектах малого предпринимательства (ТОО, производственные кооперативы) в республике не претерпел никаких изменений. У них не используются возможности упрощения учета, которые определены законодательными и нормативными актами по бухгалтерскому учету. В связи с этим назрела потребность в разработке модели ведения упрощенного бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве согласно требованиям вышеуказанных законодательных и нормативных документов.
Исходя из вышеизложенного нами разработана предложения по совершенствованию организации бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в субъектах малого предпринимательства в сельском хозяйстве. При этом нами были учтены те обстоятельства, что субъект малого предпринимательства в сельском хозяйстве (производственный кооператив) является юридическим лицом, не применяющим упрощенную систему налоговой базы.
Для упрощения учета в субъекте малого предпринимательства – на базе типового плана счетов предлагаем разработать рабочий план счетов бухгалтерского учета хозяйственных операции. В результате объединения в учете однородных по экономическому содержанию и различных по видам хозяйственных средств (активов), их источников, затрат на производство количество синтетических счетов можно существенно сократить [4].
Исходя из вышеизложенного субъект малого предпринимательства в сельском хозяйстве может использовать следующий сокращенный рабочий план счетов (табл. 1).
Таблица 1
Сокращенный рабочий план счетов, используемый юридическим лицом – субъектом малого предпринимательства в сельском хозяйстве
І – РАЗДЕЛ. АКТИВЫ |
|
1010 |
«Денежные средства в кассе» |
1030 |
«Денежные средства на текущих банковских счетах» |
1060 |
«Прочие денежные средства» |
1210 |
«Задолженность покупателей и заказчиков» |
1250 |
«Прочая дебиторская задолженность» |
1310 |
« Сырье и материалы» |
1320 |
«Готовая продукция» |
1330 |
«Товары» |
1340 |
«Незавершенное производство» |
2010 |
«Финансовые инвестиции» |
2410 |
«Основные средства и нематериальные активы» |
2420 |
«Амортизация основных средств и нематериальных активов» |
2510 |
«Биологические активы» |
2940 |
«Прочие долгосрочные активы» |
ІІ – РАЗДЕЛ. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
|
3010 |
«Кредиты банков и внебанковских учреждений» |
3110 |
«Обязательства по налогам» |
3220 |
«Обязательства по пенсионным отчислениям» |
3310 |
«Кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам» |
3350 |
«Задолженность по оплате труда» |
3540 |
«Прочие обязательства» |
ІІІ – РАЗДЕЛ. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ |
|
5010 |
«Уставный капитал» |
5410 |
«Резервы» |
5510 |
«Нераспределенный прибыль (непокрытый убыток) » |
5610 |
«Итоговая прибыль (итоговый убыток)» |
ІV – РАЗДЕЛ. ДОХОДЫ |
|
6010 |
«Доход от реализации продукции и оказания услуг» |
6110 |
«Доходы по вознаграждениям и дивидендам» |
6280 |
«Прочие доходы» |
V – РАЗДЕЛ. РАСХОДЫ |
|
7010 |
«Себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг» |
7110 |
«Расходы периода» |
7710 |
«Расходы по корпоративному подоходному налогу» |
7720 |
«Прочие расходы» |
VІ – РАЗДЕЛ. СЧЕТА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО УЧЕТА |
|
8110 |
«Основное производство» |
8410 |
«Накладные расходы» |
Примечание: подготовлен на основании типового плана счетов |
Для оформления хозяйственных операции в субъекте малого предпринимательства могут применяться типовые и специализированные формы первичных документов.
Субъект малого предпринимательства, не применяющего упрощенную систему налоговой базы, должен использовать преимущества организации учета в нем, предусмотренного вышеуказанным нормативным документом. Например, доходы и расходы субъекта могут признаваться методом начисления, в соответствии с которым доходы признаются (отражаются), когда они заработаны, а расходы и убытки – когда они понесены.
В соответствии с НСФО для начисления амортизации могут применяться следующие методы [3]:
– Равномерный (прямолинейный) метод списания;
– Производственный метод;
– Метод ускоренного списания;
Субъект малого предпринимательства согласно НСФО может выбрать метод равномерного (прямолинейного) списания.
Товарно-материальные запасы оцениваются, согласно МСФО 2 «Запасы», одним из трех методов: метод средневзвешенной стоимости; ФИФО, метод специфической идентификации [5].
А в субъекте малого предпринимательства можно использовать наиболее простой метод: средневзвешенный стоимости.
Субъекту малого предпринимательства, осуществляющего производство продукции (работ, услуг) для ведения текущего учета предлагаем использовать регистров, предусмотренных национальным стандартом финансовой отчетности (НСФО), которые максимально упрощены и не вызывают затруднений при использовании на практике [3]:
Ведомость учета денежных средств – форма В-1;
Ведомость учета запасов – форма В-2;
Ведомость учета финансовых инвестиций – форма В-3;
Ведомость учета с подотчетными лицами – форма В-4;
Ведомость учета расчетов с покупателями и заказчиками – формы В-5;
Ведомость учета расчетов с поставщиками – форма В-6;
Ведомость учета расчетов и прочих операций – форма В-8;
Ведомость учета биологических активов – форма В-9;
Ведомость учета движения основных средств и нематериальных активов форма В-10;
Ведомость учета амортизационных отчислений по основным средствам нематериальным активам – форма В-11;
Ведомость учета затрат отчетного периода – форма В-12;
Обобщение итогов по оборотам в применяемых ведомостях производится в сводной ведомости по форме В-14, на основании которой составляется бухгалтерский баланс.
Субъект малого предпринимательства, не применяющий упрощенную систему налоговой базы, представляет финансовую отчетность, состоящую из бухгалтерского баланса и отчета о Прибылях и убытках, в сроки, предусмотренные для представления декларации по подоходному налогу.
Ниже нами предлагается примерная структура бухгалтерского баланса сельскохозяйственной организации, являющегося субъектом малого предпринимательства (табл. 2).
Таблица 2
Бухгалтерский баланс на 31 декабря 2017 года, тыс. тенге
Активы |
Код стр. |
На конец отчетного периода |
На начало отчетного периода |
Денежные средства |
01 |
3074,2 |
337,5 |
Финансовые инвестиции |
02 |
1317,6 |
- |
Дебиторская задолженность |
03 |
2533,0 |
146,7 |
Запасы |
04 |
613,4 |
350,8 |
Основные средства |
05 |
19054,2 |
1149,2 |
Биологические активы |
10 |
1126,2 |
245,0 |
Нематериальные активы |
11 |
565,4 |
110,0 |
Прочие активы |
12 |
1407,8 |
- |
Баланс (всего |
29691,8 |
2339,2 |
|
Обязательство и капитал |
Код стр. |
На конец отчетного периода |
На начало отчетного периода |
Обязательство |
|||
Финансовые обязательства |
13 |
1000,0 |
- |
Обязательства по налогам |
14 |
530,1 |
38,4 |
Кредиторская задолженность |
15 |
118,1 |
57,0 |
Прочие обязательства |
16 |
258,0 |
- |
Итого обязательств |
20 |
1906,2 |
95,4 |
Капитал |
|||
Уставный капитал |
21 |
19632,5 |
800,0 |
Резервы |
22 |
986,2 |
195,2 |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток.) |
23 |
7166,9 |
1248,6 |
Итого капитал |
30 |
27785,6 |
2243,8 |
Баланс (стр. 20 + стр. 30) |
29691,8 |
2339,2 |
Руководитель ______________________ _________
фамилия, имя, отчество) (подпись)
Бухгалтер ________________________ _________
(фамилия, имя, отчество) (подпись)
Для определения финансового результата за отчетный период субъект использует таблицу расчета финансового результата, на основании которого составляется отчет о Прибылях и убытках.
Юридические лица – субъекты малого предпринимательства, не применяющие упрощенную систему определения налоговой базы могут составлять отчет о Прибылях и убытках по формату, предусмотренным в НСФО [3].
В табл. 3 предлагается отчет о Прибылях и убытках сельхозформировании, являющегося субъектом малого предпринимательства.
Таблица 3
Отчет о Прибылях и убытках 31 декабря 2016 г., тыс. тенге
Наименование показателей |
Код стр. |
За отчетный период |
За предыдущий период |
Доход от реализации продукции и оказания услуг |
01 |
166406,3 |
25126,2 |
Себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг |
02 |
127925,4 |
20160,4 |
Валовая прибыль (стр. 01 – стр. 02) |
03 |
38480,9 |
4965,8 |
Доходы от финансирования |
04 |
- |
- |
Прочие доходы |
05 |
- |
|
Расходы на реализацию продукции и оказание услуг |
06 |
12525,6 |
969,8 |
Административные расходы |
07 |
14091,3 |
1616,3 |
Расходы на финансирование |
08 |
4697,1 |
646,4 |
рочие расходы |
09 |
- |
- |
Прибыль (убыток) до налогообложения (стр. 03 + стр. 04 + стр. 05 – стр. 06 – стр. 07 – стр. 08 – стр.09) |
10 |
7166,9 |
1733,3 |
Расходы по корпоративному подоходному налогу |
11 |
1075,0 |
260,0 |
Итоговая прибыль (итоговый убыток) за период (стр. 10-стр. 11) |
20 |
6091,9 |
473,3 |
Руководитель ________________________ _________
(фамилия, имя, отчество) (подпись)
Главный бухгалтер ______________________ _________
(фамилия, имя, отчество) (подпись)
Пояснительная записка и примечания к финансовой отчетности должны быть представлены в упорядоченном виде. По каждой статье баланса, отчета о прибылях и убытках предоставляются перекрестные ссылки на любую относящуюся к ней информацию, а также дополнительная информация, не представленная в самой финансовой отчетности, но необходимая для полного и достоверного представления.
Исходя из вышеизложенного нами разработана схема организации бухгалтерского учета в юридическом лице – субъекте малого предпринимательства в сельском хозяйстве, не применяющего упрощенную систему налоговой базы (рисунок).
Организация бухгалтерского учета и отчетности в субъекте малого предпринимательства в сельском хозяйстве
Таким образом, НСФО дает возможность субъектам малого предпринимательства при наименьших затратах обеспечить ясность, оперативность информации о его финансовом состоянии.