Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

STUDENTS’ PROJECT ACTIVITIES IN THE CONTEXT OF IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS (FSES)

Rossova Yu.I. 1 Ivontieva A.K. 1
1 Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky
The article examines the role of students’ project activities in the context of implementation of the federal state educational standards (FSES), showing its capabilities in the implementation of system-activity approach as the main principle of FSES, the goals and objectives of FSES, aimed at personal, cognitive and cultural development of students. The authors analyze the peculiarities of project activities in music lessons, specific of work on projects for these lessons.
federal state educational standard
system-activity approach
project activity
project method
the progress
lesson of music

В современной российской педагогической концепции преобладает системно-деятельностный подход к обучению, одной из основных целей которого является активизация индивидуальной работы учащихся. Данный подход предполагает разработку собственного инструментария, в который входит технология проектной деятельности. В наиболее общем виде под проектной деятельностью понимается реализация структурных проектных планов как в их совокупности, так и в виде отдельных крупных проектов.

Одной из известных практических сложностей претворения в жизнь системно-деятельностного подхода является необходимость адаптации его базисных положений применительно как к отдельным школьным предметам, так и к конкретным возрастным группам учащихся.

Стоит подчеркнуть, что проект как вид деятельности наиболее полно отвечает специфике системно-деятельностного подхода, поскольку он позволяет активизировать развитие разных сторон личности обучающихся [2, 7]. Именно в рамках проекта образуется тесная связь с технологией социального познания, направленной на формирование интеллектуальных, коммуникативных способностей учащихся, их социальной компетентности. Действительно, проект связан с приобретением нового опыта (знаний, умений) в процессе планирования и выполнения заданий практической направленности разной сложности; возможностью осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде; с формированием установки на критическое отношение к своим действиям; с созданием условий для заинтересованности учащихся, выявления лидирующих позиций ребят, умения работать в группе; с формированием умений прогнозировать ситуации, овладевать конфликтной ситуацией, осознавать собственную ответственность; с развитием таких качеств, как дисциплинированность, самоконтроль, научная пытливость, энтузиазм в работе, эмпатия, умение договариваться, социальный интерес, организаторские способности; с формированием гуманистических установок личности, корректировкой системы нравственных ориентиров и установок [4].

Проектная деятельность на уроках музыке является не только рекомендательной. В ФГОС основного общего образования закреплено, что в его основе лежит системно-деятельностный подход [5]. В соответствии с ним основная образовательная программа должна обеспечивать развитие у обучающихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию. ФГОС содержит в себе идейную базу для реализации проектного подхода. Его положения должны находить свое отражение в конкретных рабочих программах, в которых следует делать поправки относительно применения проектных технологий.

Для проектной деятельности на уроках музыки имеют значение специфические особенности: ознакомление обучающихся с разнообразным музыкальным материалом; нацеленность занятий на развитие духовной сферы личности учеников путем приобщения к элитарному искусству; ярко выраженная творческая направленность; привлечение знаний и информации из различных областей науки.

Каждый проект должен обладать методологической обоснованностью, системностью, структурированностью, концептуальностью, целенаправленностью, иметь четкое тематическое содержание и составлен с учетом психолого-возрастных особенностей группы. Исследователь Я.А. Цепкова предлагает школьникам на уроках музыки самостоятельно выбирать интересующие их темы [6, с. 223]. Учащиеся 5-7 классов, например, уже способны воспринимать сложный музыкальный материал, охватывать в познавательном плане разные эпохи, творчество разных композиторов и различные музыкальные стили. Педагог должен стремиться к тому, чтобы учащиеся путем изучения музыки не только приобретали определенную сумму знаний, но и развивались в социальном плане. В процессе работы над проектом обучающий выполняет не императивно-определяющую роль, а налаживает взаимодействие, помогает, подсказывает ученикам. Практически по любой теме программного материала можно применять метод проектов.

На уроках музыки можно применять все видовое многообразие проектов: информационные, исследовательские, творческие, практико-ориентированные, игровые, сценарные, ролевые.

Проекты должны включать в себя возможности для самовыражения обучающихся. Процесс самовыражения детей на уроках музыки является актуальной педагогической проблемой. Он связан с особенностями развития интеллектуальной, эмоциональной сфер школьников.

Этот процесс на уроках музыки легче осуществляется в младшей школе [1], а в средних и старших классах самовыражение трансформируется в более осмысленные формы. Связано это с тем, что начиная с 5 класса, дети начинают идентифицировать себя как самостоятельного, отделенного от родителей человека, что проявляется в таких моментах, как формирование собственной точки зрения по разным вопросам, осознание своих стремлений, способностей, развитие морально-ценностных характеристик личности. Учащиеся могут более осознанно воспринимать смысловую нагрузку музыкальных произведений, жизненный путь композиторов, поэтому представляется необходимым реализовывать комплексные проекты, которые сочетали бы в себе музыку с разными стилистическими особенностями и биографические сведения авторов.

С целью эффективного решения проблемы самовыражения требуется широкое использование различных методов и форм проектной деятельности. В современных исследованиях на уроках музыки предлагается применять апробированный на практике метод моделирования художественно-творческого процесса (Л.В. Школяр, В.А. Школяр) [1]. Данный метод вполне реализует концепцию системно-деятельностного подхода и требования проектной технологии. В процессе моделирования художественно-творческого процесса школьнику позволено встать в позицию творца и созидателя и заново создавать произведение искусства и для себя, и для других. Как отмечает М.В. Деньгина, самовыражение младшего школьника в данном методе тождественно прохождению пути рождения музыки, воссозданию ее как бы «изнутри» и проживанию самого момента воссоздания. В рамках применения проектной деятельности и, в том числе, метода моделирования художественно-творческого процесса на уроках музыки школьникам важно предоставить самостоятельность в добывании и присвоении знаний, создавать условия для творчества, когда учащиеся фантазируют, воображают, сравнивают, выбирают, создают, развивать способности к индивидуальному слушанию-слышанию и творческой интерпретации. Учителю необходимо поставить так педагогическую задачу, решение которой будет направлено на мысленное экспериментирование с материалом, самостоятельный поиск еще неизвестных связей внутри явлений, проникновение в его природу [1].

Специфика уроков музыки требует творческой презентации полученных результатов работы над проектами. Это должно быть не только вербальное представление, но и музыкальное сопровождение, использование рисунков, анкет, диаграмм. Это могут быть инсценировки, демонстрация альбомов о творчестве того или иного композитора, авторские разработки сценариев каких-либо творческих мероприятий. В качестве экспертов можно пригласить родителей, других педагогов, старшеклассников.

Безусловно, реализация проектной деятельности на уроках музыки требует изменения культуры взаимодействия в системе «педагог-школьник» с переходом на диалог и сотрудничество. Педагог теперь анализирует не только полученные результаты, но и сам процесс деятельности ученика, а также создает оптимальные условия для развития его личности. Ученик тоже меняет свои позиции: он теперь не прилежный исполнитель, а активный творец; его мышление становится рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Таким образом, в изменяющихся отношениях между педагогом и учеником главной целью становится развитие учащегося, создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращающая ребенка в субъект, заинтересованный в учении, собственной деятельности. Учащиеся работают на протяжении всего урока, в течение которого осуществляется постоянный диалог в системе «педагог-школьник».

Уроки музыки во многом направлены на общесоциальное и общекультурное развитие личности, и в соответствии с системно-деятельностным подходом, ориентированным на формирование общеучебных умений [3], эти уроки музыки становятся особенно актуальными, поскольку соприкосновение с искусством способно дать большой импульс развитию личности ребенка. Проектные технологии в рамках концепции урока музыки представляются наиболее действенными по причине их синтетического характера, комплексности и структурности. Педагог, проявив методологические знания и творчество, способен в рамках даже одного проекта объединить и показать разные особенности музыки как искусства или как вида деятельности.