Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ОБУЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЙ

Овечкина Е.В. 1 Кошкина Н.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»
В статье рассматриваются вопросы обучения детей школьного возраста безопасному поведению. Безопасность школьника напрямую зависит от уровня сформированности безопасного поведения. Особая роль в данном вопросе принадлежит системе образования. Своевременное обучение детей безопасному поведению будет способствовать обеспечению безопасности жизни ребенка в окружающей среде. Среди современных технологий обучения необходимо отметить квест-технологии, включающие различные задания и головоломки в игровой форме. В статье представлены результаты анкетирования учащихся, которое проводилось с целью выявления уровня сформированности безопасного поведения школьников. Приводятся примеры квестов, проводимых на уроках оcнов безопасности жизнедеятельности. Авторы подчеркивают важность использования квест-технологий при обучении безопасному поведению школьников, которые способствуют приобретению практических умений и навыков правильно действовать в опасных ситуациях и с минимальным риском для жизни и здоровья. Квест-технологии нацелены на развитие индивидуальности каждого ученика, создание комфортных условий для успешной деятельности, что благоприятно сказывается на процессе обучения и его результатах. Формирование жизненно необходимых умений и навыков безопасного поведения в ходе учебно-воспитательного процесса является процессом целенаправленным, сознательным и возможно только при организованной педагогической деятельности.
безопасность
безопасное поведение
квест-технология
школьный возраст
1. Посмитная А.А. Формирование безопасного поведения у младших школьников на этапе поступления в школу // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 29. С. 201–204. [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2017/770841.htm (дата обращения: 21.07.2020).
2. Вязьмитинов С.Н. Формы и методы формирования культуры безопасности жизнедеятельности в Оренбургском ПКУ // Молодой ученый. 2015. № 11.1. (91.1). URL: https://moluch.ru/archive/91/19331/ (дата обращения: 29.07.2020).
3. Терницкая С.В. Формирование безопасного поведения личности как социально-педагогическая проблема // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 1 (35). С. 90–95.
4. Щеглова Д.В. Квест-технологии в обучении: содержание и понятия // Научный старт–2019: сборник статей магистрантов и аспирантов. М., 2019. С. 219–223.
5. Быховский Я.С. Что такое образовательный веб-квест? [Электронный ресурс]. URL: http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn4.php (дата обращения: 01.07.2020).
6. Игумнова Е.А., Радецкая И.В. Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25517 (дата обращения: 29.07.2020).
7. Оводок Т.К. Потенциал квест технологии как интерактивной образовательной среды в организации процесса обучения // Непрерывная система образования «Школа – университет». Инновации и перспективы: сборник статей III Международной научно-практической конференции (Минск, 31 октября – 01 ноября 2019 г.). Минск, 2019. С. 160–162.
8. Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников: монография. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. 315 с.

Сохранение здоровья детей и формирование культуры безопасного и ответственного поведения в отношении их жизни и здоровья являются ключевыми задачами системы образования на современном этапе развития общества. Безопасность – это основная потребность индивидуума, без реализации которой невозможно полное развитие и самореализация личности.

Безопасность ребенка – это более глубокое понятие, которое включает в себя состояние защиты основных жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз, что, в свою очередь, обеспечивает устойчивое развитие личности ребенка в окружающей среде. От уровня сформированности безопасного поведения напрямую зависит безопасность детей школьного возраста. Безопасное поведение – это «поведение, обеспечивающее безопасность существования личности, а также не наносящее вред окружающим людям» [1, с. 201].

Обучение безопасному поведению ребенка – это процесс и результат приобретения индивидуального опыта, который выражается в стабильном изменении поведения, обеспечивающем безопасную жизнь. Ключевая роль в обеспечении безопасности жизни человека, в частности детей школьного возраста, принадлежит образованию, которое формирует осознанный и ответственный подход к проблеме личной безопасности и готовности к безопасному поведению в молодом возрасте [2; 3].

Исследованиями по формированию образовательных программ в сфере безопасности жизнедеятельности занимались такие известные авторы, как В.В. Гафнер, Л.Н. Горина, А.А. Михайлов, В.Н. Мошкин, С.В. Петров, Ю.В. Репин и многие другие. Авторы считали, что своевременное обучение детей безопасному поведению будет способствовать обеспечению безопасности жизни ребенка в окружающей среде.

Проведенный анализ литературных источников по теме исследования позволил отметить, что безопасность – это не только отсутствие реальной угрозы, но и результат правильной когнитивной оценки окружающей среды, способность занимать наиболее выгодную позицию и гибко реагировать на данные изменения. При формировании безопасного поведения необходимо сосредоточиться также на развитии таких личностных качеств человека, как оптимизм, надежность, честность, навыки партнерства, настойчивость, смелость и способность понимать суть происходящего. Особого внимания заслуживает выработка психологической модели безопасного поведения, которая включает

1) идентификацию опасности;

2) принятие когнитивной ориентации;

3) своевременность реагирования в определенной ситуации.

Школьный возраст наиболее благоприятствует формированию у человека правил и стандартов безопасного поведения. В этом возрасте легче формировать модели, побуждающие учащихся соблюдать нормы и правила безопасного поведения, которые станут основой для формирования безопасного и независимого образа жизни [3].

В связи с этим к образовательной деятельности, связанной с выполнением задач по созданию культуры безопасного поведения, предъявляются следующие требования:

1) профессиональная и этическая ответственность специалистов за предупреждение и защиту физического, психологического и социального обеспечения личности;

2) способность педагога быть примером безопасной поведенческой культуры и обучать этому подрастающее поколение;

3) позитивная направленность в отношении личностного роста ученика, а также развитие у подростка чувства собственного достоинства;

4) способность педагога при обучении учитывать неблагоприятные факторы влияния социокультурной среды как в целом, так и конкретной сферы жизни в частности, и на основании этого формировать соответствующие программы развития;

5) организация коллективной и творческой деятельности для формирования нравственных, идеологических, правовых представлений и убеждений по вопросам безопасности, а также безопасного поведения обучающихся с привлечением организаций дополнительного образования и разработки дополнительных программ развития.

В последнее время широкое распространение как в педагогической практике, так и в повседневной жизни получила квест-технология. Квест-технология в образовательном процессе как понятие появилась относительно недавно [4].

«Квест», или «приключенческая игра» (транслит. англ. Quest – поиски, Аdventure – приключение) – это один из основных жанров игр, требующих от участника решения умственных задач для продвижения по сюжету [5]. Проблемой квестов в нашей стране занимаются Андреева М.В., Быховский Я.С., Николаева Н.В. и другие.

Квест-технологии сегодня активно внедряются современными педагогами в учебно-воспитательный процесс для обучения школьников безопасному поведению.

Квест-технологии вызывают интерес у обучающихся разного возраста и применяются при изучении разных учебных предметов, а также во внеурочной деятельности. Особую заинтересованность вызывает у школьников применение квест-технологий на уроках основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). Уроки ОБЖ – это уроки практической направленности, где проигрывание конкретных ситуаций позволяет сформировать необходимые умения и навыки безопасного поведения у обучающихся, научить правильно выстраивать алгоритмы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях и оказывать помощь пострадавшему.

Анализ научно-методической и педагогической литературы показал, что современные педагоги чаще всего используют в образовательной деятельности следующие типы квест-технологий, такие как web-квесты с применением интернет-ресурсов; квесты-гонки, основанные на постепенном выполнении заданий, и т.д. [6].

Содержание квеста заключается в существовании конкретной конечной цели и единственного способа ее достижения – последовательное решение различных головоломок и сопутствующих ситуационных заданий. Каждая головоломка является ключом к следующему пункту и следующему заданию. Задачи могут быть различного характера и направления: на выявление силовых качеств, активности, творческие, интеллектуальные. Квест имеет четкую структуру и определенные требования для каждого компонента всего процесса.

Структурная составляющая «введения» предполагает наличие хорошо продуманной легенды, то есть источника действия, определяющего направление будущей работы. Благодаря легенде квест-технологии становятся применимыми ко всем предметам обучения.

Весь процесс занятия с применением квест-технологии можно разделить на несколько этапов. Организация работы учеников и роль учителя в каждом из них будут разными: начальная стадия или «команда», ролевая стадия, финальная стадия [7]. Планируя занятия, учитель должен психологически подготовить детей к самостоятельной деятельности. Эти действия подчиняются правилам игры. В связи с вышеизложенным цель исследования заключалась в обучении безопасному поведению детей школьного возраста с использованием квест-технологий.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы МКОУ «СОШ № 4» (пгт Песковка, Омутнинский район, Кировская область). В исследовании приняли участие 40 обучающихся седьмых классов. Обучение безопасному поведению школьников проводилось на уроках основ безопасности жизнедеятельности с использованием квест-технологий (таблица).

Квест-технологии при обучении безопасному поведению

Квест-технологии

Краткое содержание

Квест «Поступаем правильно»

Решение ситуационных задач, которые зашифрованы различными способами. Темы: «Чрезвычайные ситуации природного характера»; «Оказание первой помощи пострадавшему»; «Правила поведения при пожаре»

Квест-игра «Знать, уметь, чтобы выжить!»

Игра включает в себя движение по маршруту из 4 станций. Команда изучает маршрут, по которому нужно следовать во время игры благодаря советам, получаемым при выполнении заданий. В начале все команды одновременно получают первое задание (в зашифрованном виде), которое является отправной точкой их маршрутов.

Команды проходят 4 станции:

станция «Действия при возникновении чрезвычайной ситуации»;

станция «Тише едешь – дальше будешь»;

станция «Первая помощь»;

станция «Эвакуация – дымовая завеса»

Квест «Школа безопасности»

Команда проходит 4 этапа. На каждом этапе они выполняют теоретические и практические задания, о которых делается отметка в маршрутной ведомости. Маршрутный лист также указывает время прохождения каждого этапа, что учитывается при расчете баллов, полученных за задание. Чем меньше потрачено времени на выполнение задания, тем выше оценка.

Этап № 1. «Правила поведения во время грозы».

Этап № 2. «Правила поведения при химической аварии».

Этап № 3. «Безопасность на дороге».

Этап № 4. «Первая помощь»

Квест-игра «Вместе все преодолеем»

Игра нацелена на предотвращение употребления психоактивных веществ детьми и подростками, повышение интеллектуальной активности учащихся старших классов и обучение навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья.

Смысл квеста состоит в том, чтобы найти все способы профилактики психоактивных веществ, зашифрованных в задачах, получить ответ на вопрос, поставленный в задаче на объекте, и пройти весь квест как можно быстрее

Для выявления уровня сформированности безопасного поведения обучающихся нами было проведено анкетирование. Определение готовности учащихся к безопасному поведению, характеризующее способность к успешной деятельности в опасных и чрезвычайных ситуациях, осуществлялось в соответствии с разработанными критериями и показателями, предложенными В.Н. Мошкиным [8]. Анкета состояла из 47 вопросов. Обучающиеся при ответе на вопросы выражали свое «согласие», «несогласие» со сформулированным утверждением либо вариант «затрудняюсь ответить».

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты анкетирования показали, что уровень мотивации (утверждения «Чтобы перейти через проезжую часть, я двигаюсь к ближайшему светофору, а также внимательно смотрю за приближением автомобилей», «Находясь на улице, я обхожу места с ямами, канавами» и т.д.) к безопасному поведению достаточно высокий, обучающиеся проявляют осторожность и предусмотрительность к различным опасным факторам (поведение на дороге – 90 %, опасные дороги – 50 %, опасные собаки – 60 %, хулиганы и грабители – 60 %). На вопросы, связанные с получением информации о правилах поведения и способах защиты и самообороны, большая часть респондентов (85 %) отдает предпочтение именно просмотру телепередач о безопасном поведении, 45 % в свободное время занимаются в спортивных секциях: «учатся самозащите и самообороне». При этом у 90 % учащихся такой способ получения информации, как «чтение электронных изданий и заметок по вопросам безопасности», не вызывает особого интереса, и лишь 20 % «интересуются литературой и периодически читают ее». Большинство обучающихся в случае получения травмы (90 % респондентов) обратятся за помощью, при встрече с преступником только 45 % школьников позовут на помощь, при этом 30 % затрудняются ответить.

Утверждения, связанные с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, также подтверждают правильность и последовательность безопасного поведения школьников. Так, например, при поражении человека электрическим током на улице 60 % учащихся будут стараться как «можно быстрее привлечь внимание других людей и звать на помощь», 50 % обучающихся воспользуются правилами перемещения в зоне «шагового напряжения». Однако 40 % испытывают трудности при ответе, что, возможно, говорит о недостаточно сформированных знаниях и умениях, правилах поведения в данной ситуации и требует дальнейшего изучения в ходе учебно-воспитательного процесса.

Большинство обучающихся (55 %) согласны с утверждением о недопуске посторонних лиц в квартиру. О поведении на дороге 90 % респондентов согласны с утверждением «Я никогда не буду перебегать дорогу в неположенном месте или при наличии рядом движущегося автомобиля». Ответом на утверждение «Если укротитель львов скажет, что животные безопасны и можно зайти к ним клетку, я зайду с ним вместе» результаты показали 100 % отрицание, т.е. у школьников отсутствует склонность к неоправданному риску. Вопросы, связанные с наличием различных опасных ситуаций, подтверждают понимание обучающимися необходимости принятия верных решений, правильных действий и, по возможности, оказания первой помощи пострадавшему («опасные ситуации всегда рядом, и необходимо стремиться их избежать» – 65 %, «я считаю, что можно избежать любых опасностей, и обезопасить себя при любых обстоятельствах, и в случае необходимости оказать помощь» – 45 %).

Результаты утверждения «Если наступит опасность, я могу растеряться, испугаться и не смогу действовать так, как надо» распределились одинаково (50 % – «Да», 50 % – «Нет»), что свидетельствует о недостаточной оценке своих возможностей и поведения при опасности.

На утверждение «Если наступит опасность, я никогда не растеряюсь и найду выход при любых обстоятельствах» результаты распределились следующим образом: 15 % – «Да», 55 % – «Нет», 30 % – «Затрудняюсь ответить». Обучающиеся оценивают свои интеллектуальные возможности достаточно адекватно, но незначительная часть опрошенных (30 %) высказывают сомнение, что говорит о несформировавшейся самооценке в случае опасной ситуации. К данному возрасту все обучающиеся осознают причины возможных аварийных ситуаций и травматизма на дорогах (100 %). 90 % школьников подтвердили, что основную информацию о правилах безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях получают на уроках основ безопасности жизнедеятельности, отдавая предпочтение игровым практическим формам обучения. Нравственная готовность к безопасной жизнедеятельности в утверждениях «Я считаю, что очень много добрых и хороших людей, которые в случае опасности придут ко мне на помощь, стоит их только позвать» (25 % – «Да», 25 % – «Нет»), «Если возникла опасная ситуация, не стоит ждать помощи от окружающих, можно рассчитывать только на себя» (50 % «Да», 15 % – «Нет»), «Если на улице на меня нападут грабители, я не растеряюсь и подскажу им, где можно ограбить богатых людей, и они меня отпустят» (5 % – «Да», 30 % – «Нет») подтверждает, что нравственные устои подростков недостаточно сформированы.

Выводы

Таким образом, навыки и способности безопасного поведения ребенка в условиях угроз современного общества не заложены на основе инстинктов и не возникают спонтанно. Формированию умений правильно действовать в опасных для жизни и здоровья ситуациях способствует систематически организованная образовательная деятельность.

На основании полученных результатов можно сделать вывод, что применение квест-технологий в образовательном процессе способствует формированию у обучающихся осознанного отношения к вопросам безопасности, необходимых практических умений и навыков. Применение квестов в учебной деятельности способствует повышению мотивации в изучении учебных предметов, в частности основ безопасности жизнедеятельности. Проигрывая конкретные ситуации-задания, школьники учатся основам самоорганизации, взаимопомощи, умению работать в команде, планировать, распределять роли и функции, что способствует повышению информационной культуры, воспитанию дружеских, доброжелательных взаимоотношений со всеми участниками коллектива. Кроме того, квест-технология нацелена на развитие индивидуальности каждого ученика, создание комфортных условий для успешной деятельности, что благоприятно сказывается на процессе обучения и его результатах.

Благодаря конструктивности, доступности и относительной простоте использования такие интерактивные технологии представляют собой эффективный превентивный инструмент для обеспечения безопасного поведения.


Библиографическая ссылка

Овечкина Е.В., Кошкина Н.А. ОБУЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЙ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2020. – № 4. – С. 80-84;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2317 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674