Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ОБУЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЙ

Овечкина Е.В. 1 Кошкина Н.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»
В статье рассматриваются вопросы обучения детей школьного возраста безопасному поведению. Безопасность школьника напрямую зависит от уровня сформированности безопасного поведения. Особая роль в данном вопросе принадлежит системе образования. Своевременное обучение детей безопасному поведению будет способствовать обеспечению безопасности жизни ребенка в окружающей среде. Среди современных технологий обучения необходимо отметить квест-технологии, включающие различные задания и головоломки в игровой форме. В статье представлены результаты анкетирования учащихся, которое проводилось с целью выявления уровня сформированности безопасного поведения школьников. Приводятся примеры квестов, проводимых на уроках оcнов безопасности жизнедеятельности. Авторы подчеркивают важность использования квест-технологий при обучении безопасному поведению школьников, которые способствуют приобретению практических умений и навыков правильно действовать в опасных ситуациях и с минимальным риском для жизни и здоровья. Квест-технологии нацелены на развитие индивидуальности каждого ученика, создание комфортных условий для успешной деятельности, что благоприятно сказывается на процессе обучения и его результатах. Формирование жизненно необходимых умений и навыков безопасного поведения в ходе учебно-воспитательного процесса является процессом целенаправленным, сознательным и возможно только при организованной педагогической деятельности.
безопасность
безопасное поведение
квест-технология
школьный возраст
1. Посмитная А.А. Формирование безопасного поведения у младших школьников на этапе поступления в школу // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 29. С. 201–204. [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2017/770841.htm (дата обращения: 21.07.2020).
2. Вязьмитинов С.Н. Формы и методы формирования культуры безопасности жизнедеятельности в Оренбургском ПКУ // Молодой ученый. 2015. № 11.1. (91.1). URL: https://moluch.ru/archive/91/19331/ (дата обращения: 29.07.2020).
3. Терницкая С.В. Формирование безопасного поведения личности как социально-педагогическая проблема // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 1 (35). С. 90–95.
4. Щеглова Д.В. Квест-технологии в обучении: содержание и понятия // Научный старт–2019: сборник статей магистрантов и аспирантов. М., 2019. С. 219–223.
5. Быховский Я.С. Что такое образовательный веб-квест? [Электронный ресурс]. URL: http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn4.php (дата обращения: 01.07.2020).
6. Игумнова Е.А., Радецкая И.В. Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25517 (дата обращения: 29.07.2020).
7. Оводок Т.К. Потенциал квест технологии как интерактивной образовательной среды в организации процесса обучения // Непрерывная система образования «Школа – университет». Инновации и перспективы: сборник статей III Международной научно-практической конференции (Минск, 31 октября – 01 ноября 2019 г.). Минск, 2019. С. 160–162.
8. Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников: монография. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. 315 с.
TEACHING SAFE BEHAVIOUR TO SCHOOL-AGE CHILDREN USING QUEST TECHNOLOGIES

Ovechkina E.V. 1 Koshkina N.A. 1
1 Vyatka State University

Abstract:
The article deals with the issues of teaching safe behavior to school-age children. Student safety directly depends on the development level of safe behavior. The education system plays a special role in this issue. Timely training of children in safe behavior will help to ensure the safety of a child’s life in the environment. Among modern training technologies, it is necessary to mention quest technologies, which include various tasks and puzzles in a game form. The article presents the results of the students’ survey, which was conducted in order to identify the development level of schoolchildren’s safe behavior. The examples of the quests conducted at the lessons of the basics of life safety are given. The authors emphasize the importance of using quest technologies in teaching safe behavior to schoolchildren, which contribute to the acquisition of practical skills to act correctly in dangerous situations and with minimal risk to life and health. Quest technologies are aimed at developing the personality of each student, creating comfortable conditions for successful activities, which favorably affects learning process and its results. The formation of vital skills and skills of safe behavior during the educational process is a purposeful, conscious process and is possible only with organized pedagogical activities.

Keywords:
safety
safe behavior
quest technology
school age

Сохранение здоровья детей и формирование культуры безопасного и ответственного поведения в отношении их жизни и здоровья являются ключевыми задачами системы образования на современном этапе развития общества. Безопасность – это основная потребность индивидуума, без реализации которой невозможно полное развитие и самореализация личности.

Безопасность ребенка – это более глубокое понятие, которое включает в себя состояние защиты основных жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз, что, в свою очередь, обеспечивает устойчивое развитие личности ребенка в окружающей среде. От уровня сформированности безопасного поведения напрямую зависит безопасность детей школьного возраста. Безопасное поведение – это «поведение, обеспечивающее безопасность существования личности, а также не наносящее вред окружающим людям» [1, с. 201].

Обучение безопасному поведению ребенка – это процесс и результат приобретения индивидуального опыта, который выражается в стабильном изменении поведения, обеспечивающем безопасную жизнь. Ключевая роль в обеспечении безопасности жизни человека, в частности детей школьного возраста, принадлежит образованию, которое формирует осознанный и ответственный подход к проблеме личной безопасности и готовности к безопасному поведению в молодом возрасте [2; 3].

Исследованиями по формированию образовательных программ в сфере безопасности жизнедеятельности занимались такие известные авторы, как В.В. Гафнер, Л.Н. Горина, А.А. Михайлов, В.Н. Мошкин, С.В. Петров, Ю.В. Репин и многие другие. Авторы считали, что своевременное обучение детей безопасному поведению будет способствовать обеспечению безопасности жизни ребенка в окружающей среде.

Проведенный анализ литературных источников по теме исследования позволил отметить, что безопасность – это не только отсутствие реальной угрозы, но и результат правильной когнитивной оценки окружающей среды, способность занимать наиболее выгодную позицию и гибко реагировать на данные изменения. При формировании безопасного поведения необходимо сосредоточиться также на развитии таких личностных качеств человека, как оптимизм, надежность, честность, навыки партнерства, настойчивость, смелость и способность понимать суть происходящего. Особого внимания заслуживает выработка психологической модели безопасного поведения, которая включает

1) идентификацию опасности;

2) принятие когнитивной ориентации;

3) своевременность реагирования в определенной ситуации.

Школьный возраст наиболее благоприятствует формированию у человека правил и стандартов безопасного поведения. В этом возрасте легче формировать модели, побуждающие учащихся соблюдать нормы и правила безопасного поведения, которые станут основой для формирования безопасного и независимого образа жизни [3].

В связи с этим к образовательной деятельности, связанной с выполнением задач по созданию культуры безопасного поведения, предъявляются следующие требования:

1) профессиональная и этическая ответственность специалистов за предупреждение и защиту физического, психологического и социального обеспечения личности;

2) способность педагога быть примером безопасной поведенческой культуры и обучать этому подрастающее поколение;

3) позитивная направленность в отношении личностного роста ученика, а также развитие у подростка чувства собственного достоинства;

4) способность педагога при обучении учитывать неблагоприятные факторы влияния социокультурной среды как в целом, так и конкретной сферы жизни в частности, и на основании этого формировать соответствующие программы развития;

5) организация коллективной и творческой деятельности для формирования нравственных, идеологических, правовых представлений и убеждений по вопросам безопасности, а также безопасного поведения обучающихся с привлечением организаций дополнительного образования и разработки дополнительных программ развития.

В последнее время широкое распространение как в педагогической практике, так и в повседневной жизни получила квест-технология. Квест-технология в образовательном процессе как понятие появилась относительно недавно [4].

«Квест», или «приключенческая игра» (транслит. англ. Quest – поиски, Аdventure – приключение) – это один из основных жанров игр, требующих от участника решения умственных задач для продвижения по сюжету [5]. Проблемой квестов в нашей стране занимаются Андреева М.В., Быховский Я.С., Николаева Н.В. и другие.

Квест-технологии сегодня активно внедряются современными педагогами в учебно-воспитательный процесс для обучения школьников безопасному поведению.

Квест-технологии вызывают интерес у обучающихся разного возраста и применяются при изучении разных учебных предметов, а также во внеурочной деятельности. Особую заинтересованность вызывает у школьников применение квест-технологий на уроках основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). Уроки ОБЖ – это уроки практической направленности, где проигрывание конкретных ситуаций позволяет сформировать необходимые умения и навыки безопасного поведения у обучающихся, научить правильно выстраивать алгоритмы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях и оказывать помощь пострадавшему.

Анализ научно-методической и педагогической литературы показал, что современные педагоги чаще всего используют в образовательной деятельности следующие типы квест-технологий, такие как web-квесты с применением интернет-ресурсов; квесты-гонки, основанные на постепенном выполнении заданий, и т.д. [6].

Содержание квеста заключается в существовании конкретной конечной цели и единственного способа ее достижения – последовательное решение различных головоломок и сопутствующих ситуационных заданий. Каждая головоломка является ключом к следующему пункту и следующему заданию. Задачи могут быть различного характера и направления: на выявление силовых качеств, активности, творческие, интеллектуальные. Квест имеет четкую структуру и определенные требования для каждого компонента всего процесса.

Структурная составляющая «введения» предполагает наличие хорошо продуманной легенды, то есть источника действия, определяющего направление будущей работы. Благодаря легенде квест-технологии становятся применимыми ко всем предметам обучения.

Весь процесс занятия с применением квест-технологии можно разделить на несколько этапов. Организация работы учеников и роль учителя в каждом из них будут разными: начальная стадия или «команда», ролевая стадия, финальная стадия [7]. Планируя занятия, учитель должен психологически подготовить детей к самостоятельной деятельности. Эти действия подчиняются правилам игры. В связи с вышеизложенным цель исследования заключалась в обучении безопасному поведению детей школьного возраста с использованием квест-технологий.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы МКОУ «СОШ № 4» (пгт Песковка, Омутнинский район, Кировская область). В исследовании приняли участие 40 обучающихся седьмых классов. Обучение безопасному поведению школьников проводилось на уроках основ безопасности жизнедеятельности с использованием квест-технологий (таблица).

Квест-технологии при обучении безопасному поведению

Квест-технологии

Краткое содержание

Квест «Поступаем правильно»

Решение ситуационных задач, которые зашифрованы различными способами. Темы: «Чрезвычайные ситуации природного характера»; «Оказание первой помощи пострадавшему»; «Правила поведения при пожаре»

Квест-игра «Знать, уметь, чтобы выжить!»

Игра включает в себя движение по маршруту из 4 станций. Команда изучает маршрут, по которому нужно следовать во время игры благодаря советам, получаемым при выполнении заданий. В начале все команды одновременно получают первое задание (в зашифрованном виде), которое является отправной точкой их маршрутов.

Команды проходят 4 станции:

станция «Действия при возникновении чрезвычайной ситуации»;

станция «Тише едешь – дальше будешь»;

станция «Первая помощь»;

станция «Эвакуация – дымовая завеса»

Квест «Школа безопасности»

Команда проходит 4 этапа. На каждом этапе они выполняют теоретические и практические задания, о которых делается отметка в маршрутной ведомости. Маршрутный лист также указывает время прохождения каждого этапа, что учитывается при расчете баллов, полученных за задание. Чем меньше потрачено времени на выполнение задания, тем выше оценка.

Этап № 1. «Правила поведения во время грозы».

Этап № 2. «Правила поведения при химической аварии».

Этап № 3. «Безопасность на дороге».

Этап № 4. «Первая помощь»

Квест-игра «Вместе все преодолеем»

Игра нацелена на предотвращение употребления психоактивных веществ детьми и подростками, повышение интеллектуальной активности учащихся старших классов и обучение навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья.

Смысл квеста состоит в том, чтобы найти все способы профилактики психоактивных веществ, зашифрованных в задачах, получить ответ на вопрос, поставленный в задаче на объекте, и пройти весь квест как можно быстрее

Для выявления уровня сформированности безопасного поведения обучающихся нами было проведено анкетирование. Определение готовности учащихся к безопасному поведению, характеризующее способность к успешной деятельности в опасных и чрезвычайных ситуациях, осуществлялось в соответствии с разработанными критериями и показателями, предложенными В.Н. Мошкиным [8]. Анкета состояла из 47 вопросов. Обучающиеся при ответе на вопросы выражали свое «согласие», «несогласие» со сформулированным утверждением либо вариант «затрудняюсь ответить».

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты анкетирования показали, что уровень мотивации (утверждения «Чтобы перейти через проезжую часть, я двигаюсь к ближайшему светофору, а также внимательно смотрю за приближением автомобилей», «Находясь на улице, я обхожу места с ямами, канавами» и т.д.) к безопасному поведению достаточно высокий, обучающиеся проявляют осторожность и предусмотрительность к различным опасным факторам (поведение на дороге – 90 %, опасные дороги – 50 %, опасные собаки – 60 %, хулиганы и грабители – 60 %). На вопросы, связанные с получением информации о правилах поведения и способах защиты и самообороны, большая часть респондентов (85 %) отдает предпочтение именно просмотру телепередач о безопасном поведении, 45 % в свободное время занимаются в спортивных секциях: «учатся самозащите и самообороне». При этом у 90 % учащихся такой способ получения информации, как «чтение электронных изданий и заметок по вопросам безопасности», не вызывает особого интереса, и лишь 20 % «интересуются литературой и периодически читают ее». Большинство обучающихся в случае получения травмы (90 % респондентов) обратятся за помощью, при встрече с преступником только 45 % школьников позовут на помощь, при этом 30 % затрудняются ответить.

Утверждения, связанные с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, также подтверждают правильность и последовательность безопасного поведения школьников. Так, например, при поражении человека электрическим током на улице 60 % учащихся будут стараться как «можно быстрее привлечь внимание других людей и звать на помощь», 50 % обучающихся воспользуются правилами перемещения в зоне «шагового напряжения». Однако 40 % испытывают трудности при ответе, что, возможно, говорит о недостаточно сформированных знаниях и умениях, правилах поведения в данной ситуации и требует дальнейшего изучения в ходе учебно-воспитательного процесса.

Большинство обучающихся (55 %) согласны с утверждением о недопуске посторонних лиц в квартиру. О поведении на дороге 90 % респондентов согласны с утверждением «Я никогда не буду перебегать дорогу в неположенном месте или при наличии рядом движущегося автомобиля». Ответом на утверждение «Если укротитель львов скажет, что животные безопасны и можно зайти к ним клетку, я зайду с ним вместе» результаты показали 100 % отрицание, т.е. у школьников отсутствует склонность к неоправданному риску. Вопросы, связанные с наличием различных опасных ситуаций, подтверждают понимание обучающимися необходимости принятия верных решений, правильных действий и, по возможности, оказания первой помощи пострадавшему («опасные ситуации всегда рядом, и необходимо стремиться их избежать» – 65 %, «я считаю, что можно избежать любых опасностей, и обезопасить себя при любых обстоятельствах, и в случае необходимости оказать помощь» – 45 %).

Результаты утверждения «Если наступит опасность, я могу растеряться, испугаться и не смогу действовать так, как надо» распределились одинаково (50 % – «Да», 50 % – «Нет»), что свидетельствует о недостаточной оценке своих возможностей и поведения при опасности.

На утверждение «Если наступит опасность, я никогда не растеряюсь и найду выход при любых обстоятельствах» результаты распределились следующим образом: 15 % – «Да», 55 % – «Нет», 30 % – «Затрудняюсь ответить». Обучающиеся оценивают свои интеллектуальные возможности достаточно адекватно, но незначительная часть опрошенных (30 %) высказывают сомнение, что говорит о несформировавшейся самооценке в случае опасной ситуации. К данному возрасту все обучающиеся осознают причины возможных аварийных ситуаций и травматизма на дорогах (100 %). 90 % школьников подтвердили, что основную информацию о правилах безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях получают на уроках основ безопасности жизнедеятельности, отдавая предпочтение игровым практическим формам обучения. Нравственная готовность к безопасной жизнедеятельности в утверждениях «Я считаю, что очень много добрых и хороших людей, которые в случае опасности придут ко мне на помощь, стоит их только позвать» (25 % – «Да», 25 % – «Нет»), «Если возникла опасная ситуация, не стоит ждать помощи от окружающих, можно рассчитывать только на себя» (50 % «Да», 15 % – «Нет»), «Если на улице на меня нападут грабители, я не растеряюсь и подскажу им, где можно ограбить богатых людей, и они меня отпустят» (5 % – «Да», 30 % – «Нет») подтверждает, что нравственные устои подростков недостаточно сформированы.

Выводы

Таким образом, навыки и способности безопасного поведения ребенка в условиях угроз современного общества не заложены на основе инстинктов и не возникают спонтанно. Формированию умений правильно действовать в опасных для жизни и здоровья ситуациях способствует систематически организованная образовательная деятельность.

На основании полученных результатов можно сделать вывод, что применение квест-технологий в образовательном процессе способствует формированию у обучающихся осознанного отношения к вопросам безопасности, необходимых практических умений и навыков. Применение квестов в учебной деятельности способствует повышению мотивации в изучении учебных предметов, в частности основ безопасности жизнедеятельности. Проигрывая конкретные ситуации-задания, школьники учатся основам самоорганизации, взаимопомощи, умению работать в команде, планировать, распределять роли и функции, что способствует повышению информационной культуры, воспитанию дружеских, доброжелательных взаимоотношений со всеми участниками коллектива. Кроме того, квест-технология нацелена на развитие индивидуальности каждого ученика, создание комфортных условий для успешной деятельности, что благоприятно сказывается на процессе обучения и его результатах.

Благодаря конструктивности, доступности и относительной простоте использования такие интерактивные технологии представляют собой эффективный превентивный инструмент для обеспечения безопасного поведения.


Библиографическая ссылка

Овечкина Е.В., Кошкина Н.А. ОБУЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЙ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2020. – № 4. – С. 80-84;
URL: http://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2317 (дата обращения: 31.10.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074