Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ОБОСНОВАНИЕ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Княжева И.А. 1
1 Государственное учреждение «Южноукраинский национальный педагогический университет имени К.Д. Ушинского»
В статье доказано, что методическая культура проявляет себя как относительно самостоятельная часть объективной реальности. Она представляет собой важную составляющую общей культуры человечества и сферу педагогической культуры, характеризующуюся совокупностью целей, традиций, стилей, правил, образцов преподавательской деятельности, принятых в обществе. В социальном измерении методическая культура не сводится к описанию практик, деятельности, приемов, методов, методик, а представляет собой сложную символическую реальность, в функциональном отношении выступающую механизмом их развития. Автором показано, что методическая культура способна проявлять себя в социальном (как уровень развития существующих в обществе методико-педагогических традиций, норм, правил, ценностей, теорий) и личностном (как уровневая совокупность присвоенных личностью методико-педагогических канонов, обычаев, установок, ценностей, идей, концепций, которая позволяет педагогу «снимать» традиционные и инновационные достижения педагогической науки и практики, объединять их, когда это возможно, в живые формы симбиоза) измерениях. Развитие методической культуры автор понимает как процесс профессионального становления будущего преподавателя в методической культуре общества как социокультурном феномене. В статье обосновано, что осуществление индивидуального развития методической культуры будущего преподавателя высшей школы включает следующие уровни: базовый (его основное содержание предполагает освоение и присвоение базового фонда культурной информации, приобщение будущего преподавателя к методической культуре социума), социально-императивный (предполагает усвоение значительно большего спектра культурной информации, создание собственного «образа культуры») и профессионально-аксиологический (характеризуется освоением широкого культурного контекста, нахождением в нем личностных смыслов). Доказано, что структурными компонентами методической культуры, которые направляют и корректируют в социально-культурном и личностном пространстве методико-педагогическую деятельность будущего преподавателя высшей школы, выступают когнитивный, деятельностно-организационный, рефлексивно-оценочный и ценностно-мотивационный.
SUBSTANTIATION OF LEVELS OF FUTURE UNIVERSITY TEACHER METHODICAL CULTURE DEVELOPMENT

Knyazheva I.A. 1
1 South Ukrainian National Pedagogical University named after K. D. Ushynsky

Abstract:
The presented article highlights the problem of methodical culture which proves to be a relatively independent part of objective reality. Methodical culture is an important component of general humanity culture and it is the sphere of pedagogical culture, which is characterised as a complex of ideas, traditions, styles, rules, samples of teacher’s activity that are accepted in the society. In the social measuring methodical culture is not brought only to the description of practices, actions, techniques, methods, but presents a complex symbolic reality, which is considered to be a mechanism of their development in the functional sense. The author of the article shows that methodical culture is able to present itself in social (as a level of existing in the society methodical-pedagogical traditions, norms, rules, values, theories development) and personal (as a level entity of adopted by a person methodical-pedagogical canons, customs, directions, values, ideas, concepts which allows an educator to use traditional and innovative achievements of pedagogical science, to combine them, when it is possible, into the alive forms of symbiosis) estimations. The author considers methodical culture development as a process of professional future teacher formation in the society methodical culture which is considered as a sociolcultural phenomenon. The article reveals that individial future university teacher methodical culture development includes the following levels: basic (its main content means learning and mastering cultural information basic fund, future teacher’s introduction into methodical culture of socium), social-imperative (it means mastering a great number of cultural information, creating its own “culture image”) and professional-axiological (it characterizes of mastering a wide cultural context, finding personal meaning there). It is proved in the article that there are some structural components of methodical culture which direct and correct methodical-pedagogical activity of future university teacher in social-cultural and personal areas. The above-mentioned components are: cognitive, operating and organizational, reflexive and evaluative, value-motivating.

Keywords:

Библиографическая ссылка

Княжева И.А. ОБОСНОВАНИЕ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2014. – № 1. – С. 151-152;
URL: http://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=212 (дата обращения: 21.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074