Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Муксунова С.Т. 1 Николаева А.В. 1
1 ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме оценивания образовательной деятельности современных дошкольных образовательных организаций. В нашей научной работе рассматривается содержание мониторинга качества образования в дошкольной организации, так как рационально разработанная система мониторинга качества образования позволит поставить перед работниками детского сада принципиально новые задачи по улучшению образовательной деятельности, искать новые пути решения задач и напрямую управлять качеством деятельности дошкольной образовательной организации, своевременно отслеживать динамику качественных изменений в детском саду, вовремя обнаружить проблемы при организации работы детского сада в инновационном режиме. Проделана систематическая работа по анализу потребностей и возможностей организации мониторинга качества деятельности детского сада, которые позволили выявить дальнейшее направление в работе. Были определены объект, основные направления и функции мониторинга. Для организации улучшенной системы мониторинга качества образования в дошкольной организации было принято решение начать с разработки системы методов мониторинга, продумывания системы оценки и интерпретации, а также системы обработки и хранения полученных данных, которые обеспечат эффективное функционирование и развитие системы дошкольного образования.
мониторинг
функции мониторинга
качество образования
система мониторинга в ДОО
1. Скоролупова О.А. Введение ФГОС дошкольного образования: Разработка Образовательной программы ДОУ. – М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2014 – 172 с.
2. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.
3. Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2003 – 399 с.
4. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: gрактич. пособие для руководителей ДОУ. Ч. 1. – Ростов н/Д: Издательство «Учитель», 2002 – 128 с.
5. Голицына Н.С. Стандартизация образовательного процесса в ДОУ. – М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2013. – 110 с.
6. Казакова И.Н. Годовое планирование в ДОУ: Трудности, ошибки, пути преодоления. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
7. Контроль функционирования и развития ДОУ: методические рекомендации / авт.-сост.: М.В. Корепанова, И.А. Липчанская. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.
8. Белая К.Ю. Руководство ДОУ: Контрольно-диагностическая функция – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 64 с.
9. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием: учеб. пособие для студ. пед. вузов. – 2–е изд., стереотип. – М.: Издательский центр Академия, 1999. – 432 с.

Проблема оценки качества образования в наши дни считается одной из самых актуальных для образовательной cиcтемы Российской Федерации. Качество образования – это всеобъемлющая cиcтема, в которой составляющие взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Чтобы достичь успеха, нужно уметь управлять данной cиcтемой комплексно.
Для администрации ДОО управление качеством образования в критериях модернизации
и совершенствования свойства образования, становится приоритетным в работе. Управляющему персоналу необходимо умение быстро приспосабливаться к изменяющимся социально-экономическим и культурным условиям образования, умение овладевать обновляющимися содержанием и технологиями обучения [1, с. 56].

Практическая реальность показывает, что в системе дошкольного образования зачастую не разработана система средств отслеживания за качеством образовательного процесса с целью стимулирования деятельности воспитателей, отсутствуют критерии оценки свойства образовательного процесса и характеристик, обеспечивающих составление целостного представления о его состоянии, отсутствуют группы мониторинга в дошкольных организациях.

Образовавшаяся ситуация настоятельно требует поиска новых путей к организации мониторинга качества образования в дошкольных организациях, а также поиска актуальных методов и средств, которые повысят уровень качества образовательного процесса.

Наиболее эффективным способом решения данной проблемы можно рассматривать мониторинг как систему получения данных о состоянии деятельности дошкольной организации.

Мониторинг в образовании – это система отбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее частей, ориентация на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития
[2, с.36].

Рационально разработанная система мониторинга качества образования позволит поставить перед работниками детского сада абсолютно новые задачи по улучшению образовательной деятельности, искать новые пути решения задач и напрямую управлять качеством деятельности ДОО, своевременно отслеживать динамику качественных изменений в детском саду, вовремя обнаружить проблемы при организации работы детского сада в инновационном режиме.

На основе изучения научной литературы и методических пособий, мы выявили, что за основу модели мониторинга в нашем детском саду была принята систематическая процедура сбора информации об условиях созданных в детском саду для реализации основной образовательной программы дошкольного образования, которая включает в себя регулярную оценку качества оказываемых образовательных услуг. Мониторинг качества образования в детском саду проводится с целью принятия управленческих решений, которые основаны на собранных фактах и данных, и содействует своевременному предотвращению неблагоприятных ситуаций.

Системная работа по организации аналитической деятельности по различным направлениям была начата частной дошкольной образовательной организацией детским садом «Уу-чуку-чук» с октября 2018 года.

При проведении мониторинга рабочий состав использовал следующие литературные источники: по педагогическому мониторингу (Поташник М.М, Крулехт М.В., Тельнюк И.В.) и разработанной Белой К.Ю. технологии управления по результатам [3, с.26]. Ученые (О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьва, В.Н. Казакова) рассматривают результат деятельности детского сада, как комплексное изменение личности ребенка, которое необходимо изучать на базе информации от всех специалистов дошкольной организации [4, с.34].

Чтобы выявить возможности и потребности ДОО по организации мониторинга качества образования мы применили методы: наблюдения; беседы; опросы участников образовательного процесса; анкетирование; тестирование педагогов; сравнение и анализ; отчеты специалистов дошкольной организации; посещение НОД и открытых мероприятий; анализ документов.

В детском саду «Уу-чуку-чук» была организована творческая группа
и проанализирована система мониторинга качества образования, которая уже ранее существовала в дошкольной организации.

Мониторинг в нашем детском саду ориентирован на отслеживание качества образовательной деятельности и ведется по трем направлениям:

1. Качества результатов деятельности дошкольной организации.

Определение результативности деятельности дошкольной организации в первую очередь связано со степенью решения целевых задач: охрана жизни и укрепление здоровья воспитанников, всестороннее развитие детей раннего и дошкольного возраста, взаимодействие с семьей в процессе воспитания детей дошкольного возраста. Исходя из этого, наш мониторинг направлен на исследование удовлетворенности различных групп потребителей деятельностью дошкольной организации.

2. Качества педагогического процесса, реализуемого в дошкольной организации.

Работа ДОО и достижение указанных выше результатов обеспечиваются реализацией основной образовательной программы. При создании карты мониторинга образовательного процесса мы исходим из необходимости обеспечить его направленность на отслеживание качества:

– образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности и в ходе режимных моментов;

– организации самостоятельной деятельности дошкольников;

– взаимодействия с родителями воспитанников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

3. Качества условий деятельности дошкольной организации.

Осуществление образовательного процесса возможна при обеспечении необходимыми ресурсами и организации необходимых условий. Поэтому в систему мониторинга входит анализ условий, которые обеспечивают качество образовательного процесса в детском саду: особенности профессиональной компетентности педагогических кадров; РППС детского сада.

Были определены 4 функции мониторинга в дошкольной организации:

1. Мотивационно-целевая функция. Одним из ее основных черт является образ будущего результата, который может представляться в виде моделей, понятий, умозаключений [5, с.33].

2. Планово-прогностическая функция. Планирование и прогнозирование заключается в определении зон ближайшего, а также перспективного развития детского сада в определенных условиях педагогического анализа [6, с.78].

3. Организационно-исполнительская функция. Функция организации подразумевает в дошкольной организации выполнение ряда последовательных действий: изучение состояния вопроса; постановка целей и задач; планирование; отбор оптимальных форм и методов предстоящей деятельности; организация условий для выполнения данной работы; расстановка людей и постановка перед каждым исполнителем определенной задачи; создание хорошего настроя на работу; непосредственная поддержка
и помощь в процессе реализации того или иного дела; анализ хода и итогов конкретного дела [7, с.42].

4. Контрольно-диагностическая функция. Благодаря контролю управление приобретает обратную связь. В детском саду «Уу-чуку-чук» ведутся следующие виды контроля: административный, оперативный, тематический, медико-педагогический, сравнительный, итоговый [8, с.60].

Содержание мониторинга образовательного процесса в детском саду «Уу-чуку-чук» включает: оценку программно-информационного обеспечения, наличие эффективности использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе дошкольной организации; обеспеченность методической и учебной литературой; оценку состояния условий воспитания и обучения нормативам и требованиям СанПиН и пр.; оснащенность групповых помещений, кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью.

Содержание процедуры оценки профессиональной компетентности воспитателей
и их работы по обеспечению требуемого качества образования включает: аттестацию педагогов; отношение и готовность к повышению педагогического мастерства (систематичность прохождения курсов, участие в различных конкурсах, конференциях
и т.д.); знание и использование современных педагогических методик и технологий; различные достижения воспитанников.

Содержание процедуры оценки здоровья воспитанников включает: наличие медицинского кабинета и его оснащенность; регулярность и качество проведения санитарно-эпидемиологических профилактических мероприятий; оценку заболеваемости воспитанников, оценку эффективности оздоровительной работы и пр.

Данные, полученные нами в ходе анализа потребностей и возможностей по организации мониторинга качества деятельности детского сада «Уу-чуку-чук», позволили выявить дальнейшее направление в работе. Были определены основные направления и функции мониторинга. Для улучшения системы мониторинга качества образования в дошкольной организации было принято решение начать с разработки системы методов мониторинга, продумывания системы оценки и интерпретации, а также системы обработки и хранения полученных данных. Для охвата мониторингом всех направлений в дошкольной организации будет функционировать система мониторинга качества образования по следующим блокам: обеспечение доступности дошкольного образования; содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам дошкольного образования; кадровое обеспечение ДОО; материально-техническое и информационное обеспечение детского сада; состояние здоровья лиц, обучающихся по программам дошкольного образования; финансово-экономическая деятельность дошкольной образовательной организации; создание безопасных условий при организации образовательного процесса в детском саду.

По каждому из перечисленных блоков информации были составлены технологические карты для сбора, анализа информации и принятия управленческого решения. В каждом из этих блоков определено содержание информации, кто, когда
её собирает и где она используется.

Для проведения объективной оценки качества профессиональной деятельности педагогов по каждому показателю мы использовали следующие методы: изучение документов, анкетирование, анализ педагогической деятельности, наблюдение, тестирование, беседа, контроль.

А также нами были разработаны схемы анализа планирования, нормативно-документационного обеспечения, совместной деятельности взрослых и детей, режимных моментов, карты, анкеты, иных мероприятий образовательного процесса, оценочные листы.

Командная деятельность по управлению мониторинговыми процедурами, направленными на изучение качества образовательного процесса, даёт возможность всем членам ДОО оценить качество образования в дошкольной организации. Поэтому было решено создать службу группу мониторинга детского сада «Уу-чуку-чук».

Руководство мониторингом в образовательной организации находится
в компетенции старшего воспитателя д.с. «Уу-чуку-чук» и выполняют следующие функции: определяют объем и структуру информационных блоков и организуют их; планируют и организуют комплексные мониторинговые исследования разных сторон деятельности организации; организуют распространение информации о результатах мониторинга.

В результате изучения теоретических оснований было выделено несколько этапов, которых мы придерживались при создании системы мониторинга качества образования ДОО:

1 этап – нормативно-установочный (разработка локальных актов и положений, приказов, определение основных показателей и критериев, установка целей и задач мониторинга);

2 этап – аналитико-диагностический (сбор информации с помощью подобранных методик, количественная и качественная обработка полученных данных);

3 этап – прогностический (прогнозирование дальнейших тенденций и возможностей развития обследуемого объекта, разработка плана педагогических коррекционных мер);

4 этап – деятельностно-технологический (работа в соответствии с разработанным планом, осуществляется коррекция образовательного процесса, с устранением причин пробелов);

5 этап – промежуточно-диагностический; (анализ результатов проделанной работы, уточнение уровня реальных достижений объекта мониторинга, сопоставление его с «нормативными показателями», установление причин отклонений на основе логического анализа, разработка стратегии коррекционно-развивающей работы).

6 этап – итогово-диагностический (получение информации о результатах организации и проведения мониторинга, степени его эффективности) [9, с.106].

Разработанная и внедренная система мониторинга качества образования предоставила управлению ДОО сущностную, разностороннюю, системную и потому обладающую достаточной прогностической силой информацию.


Библиографическая ссылка

Муксунова С.Т., Николаева А.В. МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 3-1. – С. 94-97;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1927 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674