Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

MONITORING THE QUALITY OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF THE PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Muksunova S.T. 1 Nikolaeva A.V. 1
1 North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov
The article is devoted to the actual today the problem of evaluating the educational activities of modern pre-school educational organizations. Our scientific work examines the content of monitoring the quality of education in a preschool organization, as a rationally designed system for monitoring the quality of education will enable the kindergarten workers to deliver fundamentally new tasks to improve educational activities, look for new ways to solve problems and directly manage the quality of activities of preschool educational organizations in a timely manner. to track the dynamics of qualitative changes in kindergarten, in time to detect problems when ization of the work of kindergarten in the innovation mode. Systematic work has been done on analyzing the needs and possibilities of organizing the monitoring of the quality of kindergarten activities, which made it possible to identify further directions in the work. The object, main directions and functions of monitoring were determined. In order to organize an improved system for monitoring the quality of education in preschool organizations, it was decided to start with developing a system of monitoring methods, thinking through an assessment and interpretation system, as well as a system for processing and storing the received data that will ensure the effective functioning and development of a preschool education system.
monitoring
monitoring functions
quality of education
monitoring system in secondary vocational schools

Проблема оценки качества образования в наши дни считается одной из самых актуальных для образовательной cиcтемы Российской Федерации. Качество образования – это всеобъемлющая cиcтема, в которой составляющие взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Чтобы достичь успеха, нужно уметь управлять данной cиcтемой комплексно.
Для администрации ДОО управление качеством образования в критериях модернизации
и совершенствования свойства образования, становится приоритетным в работе. Управляющему персоналу необходимо умение быстро приспосабливаться к изменяющимся социально-экономическим и культурным условиям образования, умение овладевать обновляющимися содержанием и технологиями обучения [1, с. 56].

Практическая реальность показывает, что в системе дошкольного образования зачастую не разработана система средств отслеживания за качеством образовательного процесса с целью стимулирования деятельности воспитателей, отсутствуют критерии оценки свойства образовательного процесса и характеристик, обеспечивающих составление целостного представления о его состоянии, отсутствуют группы мониторинга в дошкольных организациях.

Образовавшаяся ситуация настоятельно требует поиска новых путей к организации мониторинга качества образования в дошкольных организациях, а также поиска актуальных методов и средств, которые повысят уровень качества образовательного процесса.

Наиболее эффективным способом решения данной проблемы можно рассматривать мониторинг как систему получения данных о состоянии деятельности дошкольной организации.

Мониторинг в образовании – это система отбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее частей, ориентация на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития
[2, с.36].

Рационально разработанная система мониторинга качества образования позволит поставить перед работниками детского сада абсолютно новые задачи по улучшению образовательной деятельности, искать новые пути решения задач и напрямую управлять качеством деятельности ДОО, своевременно отслеживать динамику качественных изменений в детском саду, вовремя обнаружить проблемы при организации работы детского сада в инновационном режиме.

На основе изучения научной литературы и методических пособий, мы выявили, что за основу модели мониторинга в нашем детском саду была принята систематическая процедура сбора информации об условиях созданных в детском саду для реализации основной образовательной программы дошкольного образования, которая включает в себя регулярную оценку качества оказываемых образовательных услуг. Мониторинг качества образования в детском саду проводится с целью принятия управленческих решений, которые основаны на собранных фактах и данных, и содействует своевременному предотвращению неблагоприятных ситуаций.

Системная работа по организации аналитической деятельности по различным направлениям была начата частной дошкольной образовательной организацией детским садом «Уу-чуку-чук» с октября 2018 года.

При проведении мониторинга рабочий состав использовал следующие литературные источники: по педагогическому мониторингу (Поташник М.М, Крулехт М.В., Тельнюк И.В.) и разработанной Белой К.Ю. технологии управления по результатам [3, с.26]. Ученые (О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьва, В.Н. Казакова) рассматривают результат деятельности детского сада, как комплексное изменение личности ребенка, которое необходимо изучать на базе информации от всех специалистов дошкольной организации [4, с.34].

Чтобы выявить возможности и потребности ДОО по организации мониторинга качества образования мы применили методы: наблюдения; беседы; опросы участников образовательного процесса; анкетирование; тестирование педагогов; сравнение и анализ; отчеты специалистов дошкольной организации; посещение НОД и открытых мероприятий; анализ документов.

В детском саду «Уу-чуку-чук» была организована творческая группа
и проанализирована система мониторинга качества образования, которая уже ранее существовала в дошкольной организации.

Мониторинг в нашем детском саду ориентирован на отслеживание качества образовательной деятельности и ведется по трем направлениям:

1. Качества результатов деятельности дошкольной организации.

Определение результативности деятельности дошкольной организации в первую очередь связано со степенью решения целевых задач: охрана жизни и укрепление здоровья воспитанников, всестороннее развитие детей раннего и дошкольного возраста, взаимодействие с семьей в процессе воспитания детей дошкольного возраста. Исходя из этого, наш мониторинг направлен на исследование удовлетворенности различных групп потребителей деятельностью дошкольной организации.

2. Качества педагогического процесса, реализуемого в дошкольной организации.

Работа ДОО и достижение указанных выше результатов обеспечиваются реализацией основной образовательной программы. При создании карты мониторинга образовательного процесса мы исходим из необходимости обеспечить его направленность на отслеживание качества:

– образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности и в ходе режимных моментов;

– организации самостоятельной деятельности дошкольников;

– взаимодействия с родителями воспитанников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

3. Качества условий деятельности дошкольной организации.

Осуществление образовательного процесса возможна при обеспечении необходимыми ресурсами и организации необходимых условий. Поэтому в систему мониторинга входит анализ условий, которые обеспечивают качество образовательного процесса в детском саду: особенности профессиональной компетентности педагогических кадров; РППС детского сада.

Были определены 4 функции мониторинга в дошкольной организации:

1. Мотивационно-целевая функция. Одним из ее основных черт является образ будущего результата, который может представляться в виде моделей, понятий, умозаключений [5, с.33].

2. Планово-прогностическая функция. Планирование и прогнозирование заключается в определении зон ближайшего, а также перспективного развития детского сада в определенных условиях педагогического анализа [6, с.78].

3. Организационно-исполнительская функция. Функция организации подразумевает в дошкольной организации выполнение ряда последовательных действий: изучение состояния вопроса; постановка целей и задач; планирование; отбор оптимальных форм и методов предстоящей деятельности; организация условий для выполнения данной работы; расстановка людей и постановка перед каждым исполнителем определенной задачи; создание хорошего настроя на работу; непосредственная поддержка
и помощь в процессе реализации того или иного дела; анализ хода и итогов конкретного дела [7, с.42].

4. Контрольно-диагностическая функция. Благодаря контролю управление приобретает обратную связь. В детском саду «Уу-чуку-чук» ведутся следующие виды контроля: административный, оперативный, тематический, медико-педагогический, сравнительный, итоговый [8, с.60].

Содержание мониторинга образовательного процесса в детском саду «Уу-чуку-чук» включает: оценку программно-информационного обеспечения, наличие эффективности использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе дошкольной организации; обеспеченность методической и учебной литературой; оценку состояния условий воспитания и обучения нормативам и требованиям СанПиН и пр.; оснащенность групповых помещений, кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью.

Содержание процедуры оценки профессиональной компетентности воспитателей
и их работы по обеспечению требуемого качества образования включает: аттестацию педагогов; отношение и готовность к повышению педагогического мастерства (систематичность прохождения курсов, участие в различных конкурсах, конференциях
и т.д.); знание и использование современных педагогических методик и технологий; различные достижения воспитанников.

Содержание процедуры оценки здоровья воспитанников включает: наличие медицинского кабинета и его оснащенность; регулярность и качество проведения санитарно-эпидемиологических профилактических мероприятий; оценку заболеваемости воспитанников, оценку эффективности оздоровительной работы и пр.

Данные, полученные нами в ходе анализа потребностей и возможностей по организации мониторинга качества деятельности детского сада «Уу-чуку-чук», позволили выявить дальнейшее направление в работе. Были определены основные направления и функции мониторинга. Для улучшения системы мониторинга качества образования в дошкольной организации было принято решение начать с разработки системы методов мониторинга, продумывания системы оценки и интерпретации, а также системы обработки и хранения полученных данных. Для охвата мониторингом всех направлений в дошкольной организации будет функционировать система мониторинга качества образования по следующим блокам: обеспечение доступности дошкольного образования; содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам дошкольного образования; кадровое обеспечение ДОО; материально-техническое и информационное обеспечение детского сада; состояние здоровья лиц, обучающихся по программам дошкольного образования; финансово-экономическая деятельность дошкольной образовательной организации; создание безопасных условий при организации образовательного процесса в детском саду.

По каждому из перечисленных блоков информации были составлены технологические карты для сбора, анализа информации и принятия управленческого решения. В каждом из этих блоков определено содержание информации, кто, когда
её собирает и где она используется.

Для проведения объективной оценки качества профессиональной деятельности педагогов по каждому показателю мы использовали следующие методы: изучение документов, анкетирование, анализ педагогической деятельности, наблюдение, тестирование, беседа, контроль.

А также нами были разработаны схемы анализа планирования, нормативно-документационного обеспечения, совместной деятельности взрослых и детей, режимных моментов, карты, анкеты, иных мероприятий образовательного процесса, оценочные листы.

Командная деятельность по управлению мониторинговыми процедурами, направленными на изучение качества образовательного процесса, даёт возможность всем членам ДОО оценить качество образования в дошкольной организации. Поэтому было решено создать службу группу мониторинга детского сада «Уу-чуку-чук».

Руководство мониторингом в образовательной организации находится
в компетенции старшего воспитателя д.с. «Уу-чуку-чук» и выполняют следующие функции: определяют объем и структуру информационных блоков и организуют их; планируют и организуют комплексные мониторинговые исследования разных сторон деятельности организации; организуют распространение информации о результатах мониторинга.

В результате изучения теоретических оснований было выделено несколько этапов, которых мы придерживались при создании системы мониторинга качества образования ДОО:

1 этап – нормативно-установочный (разработка локальных актов и положений, приказов, определение основных показателей и критериев, установка целей и задач мониторинга);

2 этап – аналитико-диагностический (сбор информации с помощью подобранных методик, количественная и качественная обработка полученных данных);

3 этап – прогностический (прогнозирование дальнейших тенденций и возможностей развития обследуемого объекта, разработка плана педагогических коррекционных мер);

4 этап – деятельностно-технологический (работа в соответствии с разработанным планом, осуществляется коррекция образовательного процесса, с устранением причин пробелов);

5 этап – промежуточно-диагностический; (анализ результатов проделанной работы, уточнение уровня реальных достижений объекта мониторинга, сопоставление его с «нормативными показателями», установление причин отклонений на основе логического анализа, разработка стратегии коррекционно-развивающей работы).

6 этап – итогово-диагностический (получение информации о результатах организации и проведения мониторинга, степени его эффективности) [9, с.106].

Разработанная и внедренная система мониторинга качества образования предоставила управлению ДОО сущностную, разностороннюю, системную и потому обладающую достаточной прогностической силой информацию.