Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И УГРОЗ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Акулина О.А. 1 Черных В.В. 2
1 ГБУ РМЭ «Савинский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей»
2 ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет»
В статье рассматриваются особенности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья на примере «Савинского детского дома-интерната для умственно-отсталых детей» города Йошкар-Ола Республики Марий-Эл. Представлен авторский анализ сильных и слабых сторон, а также анализ возможностей и угроз внешней среды на примере «Савинского детского дома-интерната для умственно-отсталых детей» города Йошкар-Олы, Республики Марий-Эл. Сильными сторонами являются креативность педагогического коллектива, оборудование дома-интерната, ориентация на повышение качества персонала учебно-воспитательного процесса, традиции высокого качества учебно-воспитательного процесса. В качестве слабых сторон следует подчеркнуть превышение количества учеников в учебных классах, низкая мобильность коллектива, наличие скрытых проблем. Основными возможностями данного учреждения являются выявление талантливых детей, развитие педагогического потенциала, оптимизация образовательного процесса, риски и угрозы заключаются в снижении финансирования и квалификации кадров. Для улучшения ситуации в Савинском детском доме разработан ряд мероприятий. На основании анализа сил и слабостей, возможностей и угроз в Савинском детском доме предлагается реализация следующих мероприятий, направленные на улучшение ситуации в Савинском детском доме-интернате: модернизация зданий, переоборудование помещений, компьютеризация и повышение мобильности детей и кадрового состава.
адаптация
общество
инклюзия
дети с ОВЗ
адаптивное обучение
инклюзивное обучение
возможности и угрозы
1. Крючкова, П.В. Административные барьеры в российской экономике / П.В. Крючкова; Институт национального проекта «Общественный договор», 2001. – С. 5.
2. Корнилова О.А. Инклюзия: иллюзии и реальность проблемы обучения особенных детей в условиях современного российского общества / Вестник университета. – 2018. – № 6. – С. 183–187.
3. Григорьева С.А. Проблемы формирования инклюзивной культуры в условиях города (на примере г. Астрахани) // Журнал фронтирных исследований.– 2018. – №3. – С. 29–40.
4. Ярская-Смирнова В.Н. Противоречия городского социального времени: дискурсы инклюзии и деинституциализации (постановка проблемы) // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. – 2018. – Т. 18, вып. 3. – С. 242–249.
5. Статья 43. Конституции РФ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/8452df644dd1f63f07ca7744f87beddac2947282/ (дата обращения 07.02.2019).
6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru (дата обращения 07.02.2019).
7. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс]. – URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения 07.02.2019).
8. Об утверждении федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы [Электронный ресурс]. – URL: http://government.ru/docs/18268/ (дата обращения 07.02.2019).
9. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. – URL: http://government.ru/info/6217/ (дата обращения 07.02.2019).
10. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья /[Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова. – М.: Просвещение, 2013. – 42 с. – (Стандарты второго поколения).
11. Государственная программа «Доступная среда» на 2011–2025 годы [Электронный ресурс]. – URL: http://government.ru/programs/215/events/ (дата обращения 07.02.2019).
12. Низова Л.М., Черных В.В., Ямбаева Е.Р. Интенсификация программы «Доступная среда» для детей-инвалидов на мезоэкономическом уровне. // Детская и подростковая реабилитация. – 2018. – № 2 (34). – С. 41–46.
ADAPTATION OF CHILDREN WITH RESTRICTED HEALTH IN MODERN SOCIETY: ANALYSIS OF OPPORTUNITIES AND THREATS

Akulina O.A. 1 Chernykh V.V. 2
1 Savinsk children’s boarding school for mentally retarded children
2 Volga State University of Technology

Abstract:
The article discusses the features of adaptation of children with disabilities on the example of the «Savinsky orphanage for mentally retarded children» in the city of Yoshkar-Ola of the Republic of Mari-El. The author presents an analysis of strengths and weaknesses, as well as an analysis of the opportunities and threats of the environment on the example of the “Savinsky orphanage for mentally retarded children” in the city of Yoshkar-Ola, Republic of Mari-El. The strengths are the creativity of the teaching staff, the equipment of the orphanage, a focus on improving the quality of the staff of the educational process, the tradition of high quality of the educational process. As weaknesses, it is necessary to emphasize the excess of the number of students in the classrooms, the low mobility of the team, the presence of hidden problems. The main capabilities of this institution are the identification of talented children, the development of pedagogical potential, the optimization of the educational process, the risks and threats are the reduction of funding and skills. To improve the situation in the Savinsky orphanage, a number of activities have been developed. Based on the analysis of strengths and weaknesses, opportunities and threats in the Savinsky orphanage, it is proposed to implement the following measures aimed at improving the situation in the Savinsky orphanage: building modernization, re-equipment of rooms, computerization and increasing the mobility of children and staff.

Keywords:
adaptation
society
inclusion
children with disabilities
adaptive learning
inclusive learning
opportunities and threats

Особенности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в настоящее время являются актуальным вопросом для изучения. В настоящее время в России условия, в которых находится данная группа населения, являются достаточно сложными. Дети с ОВЗ являются той категорией населения, которая требует заботы общества с точки зрения гуманности и сострадания и реальной помощи со стороны действия закона.

Целью исследования является: разработка мероприятий, направленных на улучшение условий адаптации детей-инвалидов Савинского детского дома в обществе.

Материалы и методы исследования

В качестве исходных данных для написания статьи использованы данные статуправления по Республике Марий Эл, анализ федеральных документов и программ на основе которых осуществляется работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В статье использованы методы анализа и синтеза, методы логического и сравнительного анализа, структурно-логический подход.

Результаты исследования и их обсуждение

Большинство программ, разработанных для помощи данной категории социума, являются труднореализуемыми, по причине возникновения препятствий барьерного характера в процессе трансформации экономической системы [1, С. 5.].

Аспекты адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе рассмотрены в работах таких ученых как: О.А. Корнилова [2, С. 183–187], С.А. Григорьева [3, С. 29–40], В.Н. Ярская-Смирнова [4, С.242–249]. Анализируя проблемы инклюзивного образования, О.А. Корнилова подчеркивает, что предложенные модели лишены необходимого сопровождения.

В работах С.А. Григорьевой рассмотрены проблемы адаптации детей с ОВЗ, тесно связанные с вопросами построения новой социальной политики, основанной на принципах инклюзивной культуры, ориентированной на включение детей в современное общество [3, С. 29–40].

Слабая инклюзивная культура в совокупности с недостаточной приспособленностью к окружающей среде снижают реальные возможности лиц с ОВЗ и сирот на полноценную адаптацию. В обществе происходит формирование образа потребителя. Эти группы оказываются в уязвимом положении и балластом для социума. Служба, обладающая инклюзивной культурой, убеждена, что каждый может рассчитывать на сопереживание, сотрудничество, чувство доверия.

По мнению В.Н. Ярской-Смирновой, противоречие нашего общества в том, что «особенные люди», в частности дети с отклонениями в развитии, оказываются депривированными, а их социальное время – разорванным. Такие люди, как: лица с ограниченными возможностями здоровья, дети-сироты, бедные, неблагополучные семьи, люди без определённого места жительства в силу социокультурных, экономических причин исключены из общественных отношений. Это не способствует сплочению отдельных групп и индивидов, а наоборот, усиливает разобщение, социальную несправедливость и маргинализацию социальных слоев населения. В результате не решается глобальная проблема – социальная интеграция особенных детей и подростков в общество и устранение социального исключения [4, С.242–249].

Деятельность по адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе осуществляется на основании законодательных актов [5,6,7]. Это те документы, которые определяют базовые принципы деятельности по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.

Наряду с этим, существуют федеральные программы и концепции направленные на творческое развитие детей с ОВЗ и на их гармоничное включение в общество [8, 9, 10]. Список нормативных документов и Федеральных программ представлен на рис. 1.

akul-1.tif

Рис. 1. Нормативные документы, программы и концепции, направленные на адаптацию и развитие детей с ОВЗ в современном обществе

Особенности адаптации детей с ОВЗ в настоящем исследовании рассматриваются на примере Республики Марий-Эл. На рисунке 2 приведена численность детей-инвалидов по республике Марий-Эл, за период с 2000 по 2016 год с выделением численности по городу Йошкар-Ола.

Из графика видно, что в Республике Марий-Эл и в городе Йошкар-Ола с 2000 по 2016 год имеет место тенденция к снижению общей численности детей-инвалидов. Если в 2000 году в Республике Марий-Эл было 3804 ребенка-инвалида, то к 2016 году численность снизилась до 2721 человек (на 0,28 %). В том числе по городу Йошкар-Ола в 2000 году числилось 1462 ребенка-инвалида, а в 2016 году численность снизилась до 1357 человек (на 0,07 %).

Из табл. 1 видно, что количество мест для детей с ограниченными возможностями здоровья в социальных учреждениях городов и районов Республики Марий Эл, где оказывают помощь по их обучению и адаптации, существенно меньше численности таких детей.

akul-2.tif

Рис. 2. Численность детей-инвалидов в возрасте от 0 до 17 лет в Республике Марий-Эл за период 2000–2016 годы

Таблица 1

Количество мест в учреждениях для детей-инвалидов по Республике Марий Эл

Населенный пункт

2006

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Город Йошкар-Ола

255

315

315

270

270

270

270

270

Город Волжск

0

60

60

60

60

60

60

60

Звениговский район

0

90

180

180

180

180

90

0

Советский район

35

0

0

0

0

0

0

0

В качестве примера рассмотрим одно из социальных учреждений для детей с ОВЗ – «Савинский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей», который находится в Республике Марий-Эл. Детский дом-интернат представляет собой государственное воспитательное учреждение для детей сирот и детей, лишенных родительской опеки полностью или ограниченных в ней.

Анализ сильных и слабых сторон внутренней среды представлен в табл. 2 на примере Савинского детского дома-интерната для умственно-отсталых детей.

Таблица 2

Анализ сильных и слабых сторон внутренней среды на примере Савинского детского дома-интерната

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

1. Оборудование дома-интерната:

Техническое оснащение; класс для занятий информатикой, учебные и бытовые помещения, мастерские для занятий по труду, собственный транспорт, манеж для занятий иппотерапией, реабилитационные тренажёры

1. Недостаток оборудования: в том числе, интерактивных досок в большинстве классов и другого оборудования для проведения уроков в большинстве. Нехватка школьных принадлежностей, низкое обеспечение учебными пособиями по учебным предметам во всех классах.

Отсутствие бассейна

2. Квалификация педагогического коллектива: систематическое самообразование педагогов и повышение квалификации, активное участие в различных открытых и Интернет-конкурсах. Организация и проведение домом-интернатом межрегионального мероприятия на тему «Реабилитация и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дома-интерната» (2018 год). Публикация статей специалистами на темы о дефектологии, психологии, логопедии

2. Низкая мобильность коллектива: Только 1/3 педагогов используют компьютерные технологии в работе.

Потеря мотивации по причине сильного стресса в работе.

Отсутствие должного материального обеспечения не способствуют повышению квалификациии и качества педагогики в целом

3. Ориентация на повышение качества учебно-воспитательного процесса:

разделение классов на две группы для более комфортного учебного процесса. Недельное расписание по учебным предметам составлено с учетом умственных способностей обучаемых. Уроки проводятся в сочетании умственной и физической нагрузок

3. Превышенное количество учеников в учебных классах приводит к снижению качества учебно-воспитательного процесса в целом. Низкий темп работы педагога из-за сильной разности успеваемости и умственных возможностей учеников. Нехватка учебного времени для коррекции знаний учеников с низкой успеваемостью

4. Высокие результаты основного и дополнительного образования: воспитанники являются призёрами, дипломантами различных конкурсов, выставок, в т.ч. международного уровня. Дети являются постоянными участниками международных, региональных, городских конкурсов, концертов, а также инклюзивных фестивалей, в результате которых становятся лауреатами 1,2,3 степени в номинациях хореография, вокал, прикладное искусство. Есть спортсмены-разрядники по конному спорту

4. Наличие ограничений: ограничения на проведения мероприятий в связи с частыми карантинами. Дети проводят много времени, находясь на лечении в изоляторе

5. Волонтерское движение: Русская Православная Церковь, благотворительные фонды и организации, частные лица. Обеспечивается помощь различной направленности: подарки, покупка оборудования для школы, различные культурные мероприятия, экскурсии и поездки

5. Наличие скрытых проблем: необходимость ремонта и модернизации здания дома-интерната, нехватка медицинского оборудования, мебели, продуктов питания.

Сильная стрессовая ситуация для педагогов в целом

Учитывая особенности работы с детьми с ОВЗ на примере Савинского детского дома-интерната для умственно-отсталых детей можно сделать следующие выводы. Данное учреждение обладает сильными сторонами. Это наличие в доме-интернате специального оборудования для развития детей, креативность и ориентация педагогического коллектива на повышение качества учебно-воспитательного процесса.

В настоящее время необходимо обновление педагогического коллектива; поддержание нематериальной и материальной мотивации у квалифицированных сотрудников, педагогов, работников обслуживающей сферы. Следует уделить внимание формированию положительного имиджа Учреждения, позитивного восприятия образовательной услуги.

В последнее время финансирование учреждения является неравномерным. В связи с этим необходимо расширить возможности сверхнормативного финансирования, источников внебюджетного финансирования: участие в федеральных и региональных проектах, привлечение средств за счет участия в грантах, рост доходов за счет средств привлечённых от Благотворительных фондов. Существует необходимость проведения целенаправленной работы по развитию материально-технической базы Учреждения для обеспечения введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью, либо интеллектуальными нарушениями.

Образовательная система учреждения направлена на реализацию потенциальных возможностей, удовлетворение индивидуальных наклонностей, интересов и развитие компенсаторных механизмов личности ребенка с инвалидностью.

Эффективным представляется продолжение работы по ряду направлений, одним из которых является реализация государственной программы «Доступная среда» на 2011–2025 годы, утверждённой постановлением Правительства от 1 декабря 2015 года № 1297 [11].

Главным условием успешности развития учреждения является сочетание высокого профессионализма педагогов и внутренней мотивации обучающегося. Анализ возможностей и угроз внешней среды на примере Савинского детского дома-интерната для умственно-отсталых детей представлен в табл. 3.

Из перечисленных в таблице 3 возможностей, наиболее важным является разработка учебно-воспитательной программы, посредством которой воспитанники вовлекаются в творческие проекты, внутренние развлекательно-познавательные и спортивные мероприятия, в ходе которых они учатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг-другу. Особую роль в успешной интеграции детей с ОВЗ в общество играет дополнительное образование: кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия. Участие детей в конкурсах, соревнованиях оказывает благоприятное влияние на здоровье детей в целом.

Таблица 3

Возможности и угрозы внешней среды Савинского детского дома-интерната

ВНЕШНЯЯ СРЕДА

ВОЗМОЖНОСТИ

УГРОЗЫ (РИСКИ)

1. Роль руководителя: высокая личная инициатива директора в обеспечении комфортных условий для успешной работы и учебы, общения, самореализации и медико-социально-психолого-педагогического сопровождения сотрудников и воспитанников.

1.Снижение финансирования: сокращение притока денежных средств из Федерального бюджета, необходимость учреждения в самофинансировании путем предоставления платных услуг при низкой реализация лицензированной программы.

2. Разработка учебно-воспитательной программы, вовлекающей детей в творческие проекты, внутренние развлекательно-познавательные мероприятия, способствующие сохранению физического, психического и духовно-нравственного здоровья воспитанников.

2. Обострение эмоционального фона:

рост разногласий среди воспитанников, развитие комплексов и обид, что неблагоприятно сказывается на отношениях внутри коллектива, трудности в работе над проектами развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

3. Индивидуальный подход к каждому ребенку: создание условий для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирование и выявление достижений одаренных детей

3. Сокращение квалифицированных работников, отсутствие возможности карьерного роста, внутренние разногласия, отток молодых кадров по причине сложной специфики работы.

4. Мотивация педагогов: внедрение системы моральных и материальных стимулов для сохранения лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации, а также для пополнения школы новым поколением учителей.

4.Систематическое невыполнение планов и задач в связи с низкими умственными и физическими способностями детей-воспитанников: короткая память, недееспособность, отсутствие речи, депрессии и быстрая переутомляемость.

5. Расширение коммуникационных проектов: совместных мероприятий с профессиональными студиями, коллективами, организациями.

5. Низкая оплата труда работников: отсутствие материальной мотивации сотрудников сказывается на качестве их деятельности.

В учреждении имеется дефицит медицинских препаратов. Также рекомендуется докомплектация медицинских кабинетов и их реконструкция в отдельных помещениях, в частности, изолятора для детей с разными видами заболевания от инфекций.

Учреждение интерната подключено к сети Интернет в здании администрации, но для учебных классов услуга недоступна. Таким образом, необходимо внедрение новых информационных технологий, что требует обновления компьютерной техники.

Автотранспортные средства присутствуют в ограниченном количестве, что приводит к сильному изнашиванию и постоянному ремонту. Нехватка финансирования приводит к невозможности выезда детей на концерты, спектакли, в частности, по причине дефицита бензина. Требуется обновление парка автотранспортных средств и финансирование выездов детей на мероприятия.

Таким образом, в сложившихся условиях развитие образовательной системы рассматриваемого учреждения должно удовлетворять следующим условиям: стабильность и успешность функционирования, развития учреждения в изменяющемся социуме, в условиях рыночной экономики.

В работе авторов Низовой Л.М., Черных В.В. и Ямбаевой Е.Р. также подчёркивается важность вопроса создания для детей инвалидов доступной среды с целью интеграции их в общество. В статье проанализированы отрицательные и положительные эффекты и предложены мероприятия, направленные на адаптацию детей-инвалидов в социуме [12, С. 41–46].

Выводы

На основании анализа сил и слабостей, возможностей и угроз для применения в Савинском детском доме предлагаются следующие мероприятия, направленные на повышение адаптивности детей-инвалидов в социуме:

– реконструкции зданий: комплексный капитальный ремонт, модернизация инженерных систем водоснабжения, канализации, отопления;

– дооборудования помещений: обновление мебели, технологического и холодильного оборудования для пищеблоков, а также полное переоборудование медицинских кабинетов и их реконструкция и расположение в отдельных помещениях;

– техническое оснащение: внедрение новых информационных технологий предполагает обновление компьютерной техники и программного обеспечения;

– повышение мобильности: требуется обновление парка автотранспортных средств и финансирование выездов детей на мероприятия.

Остается немаловажной реабилитация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей инвалидов и детей с умственной отсталостью, их социализация и интеграция в общество. На фоне этого проблема подготовки квалифицированных кадров для работы с детьми из интернатных учреждений так же является актуальной. Обеспечение учебно-воспитательного процесса высококвалифицированными кадрами обеспечит успешную деятельность учреждения в целом.


Библиографическая ссылка

Акулина О.А., Черных В.В. АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И УГРОЗ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 3-1. – С. 9-14;
URL: http://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1909 (дата обращения: 15.01.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074