Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ОПТИМИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРИЕМОВ И ДЕЙСТВИЙ В ОБУЧЕНИИ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ КОНВОИРОВАНИЯ ФСИН РОССИИ РУКОПАШНОМУ БОЮ С АВТОМАТОМ

Помогаева Н.С. 1 Янченков Ю.А. 1
1 ФКУ ДПО Санкт-Петербургский ИПКР ФСИН России
С учетом реформирования уголовно-исправительной системы (УИС) одной из основных задач при обучении сотрудников подразделений конвоирования ФСИН России к выполнению оперативно-служебных задач является совершенствование методов и средств обучения, направленное на их подготовку к несению службы в реальных условиях и умению принимать правильные решения в различных ситуациях, в том числе чрезвычайных. Актуальность работы определяется: низким уровнем физической готовности сотрудников подразделений конвоирования ФСИН России, вновь принятых на службу в УИС, краткими сроками специального первоначального обучения сотрудников УИС в образовательных организациях ДПО ФСИН России, необходимостью совершенствования методики обучения примам рукопашного боя в краткие сроки. Исходя из всего вышесказанного, становится очевидным необходимость качественной подготовки сотрудников к выполнению своих профессиональных задач, а именно по порядку применения ими физической силы в отношении лиц, содержащихся в местах изоляции. В статье проведена оценка и степень значимости приемов и действий в обучении сотрудников подразделений конвоирования ФСИН России рукопашному бою с автоматом. Проведен анализ современного опыта применения вращательно-круговой техники при подготовке к рукопашному бою с автоматом и определены наиболее оптимальные варианты выполнения приемов и действий в обучении сотрудников подразделений конвоирования ФСИН России рукопашному бою с автоматом.
рукопашный бой
автомат
сотрудник подразделений конвоирования
1. Актуальные вопросы совершенствования физической подготовки в уголовно-исполнительной системе / О.В. Радченко [и др.] // Культура физическая и здоровье. – 2014. – № 4 (51). – С. 35–37.
2. Батурин А.Е. Факторы, определяющие необходимость изменения содержания программы по изучению боевых приемов борьбы для сотрудников уголовно-исправительной системы / А.Е. Батурин, В.В. Вольский // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 9(139). – С. 10–13.
3. Индивидуализация процесса развития физических качеств у курсантов образовательных учреждений ФСИН России / К.А. Астафьев [и др.] // Вестник Воронежского института ФСИН России. – 2017. – № 1. – С. 208–213.
4. Кошкин Е.В. Значение приёмов рукопашного боя для сотрудников уголовно-исполнительной системы профиля охрана и конвоирование / Е.В. Кошкин // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: материалы XVIII Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. – 2016. – С. 115–118.
5. Батурин А.Е. Подготовка сотрудников правоохранительных органов к применению физической силы с использованием проблемно-ситуационного метода / А.Е. Батурин, Ю.А. Янченков // Антинаркотическая безопасность. – 2015. – № 1 (4). – С. 85–88.
6. Kamensky D.A., Kovalenko V.N. The increase of fire preparation and training of cadets to the firing from non-standard positions by means of pt // Actual problems of physical and special training of law enforcement agencies. – 2008. – № 1. – Р. 30–36.
7. Экспериментальная проверка модели физической тренировки военнослужащих миротворческих сил / А.Е. Батурин [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 9 (151). – С. 32–37.
8. Вольский В.В. Физическая подготовка сотрудников федеральной службы исполнения наказаний на этапе реформирования / В.В. Вольский, К.П. Бакешин, А.Е. Батурин // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 7. – С. 47–49.
OPTIMIZATION OF CONTENT OF RECEPTIONS AND ACTIONS IN TRAINING OF STAFF OF DIVISIONS OF CONVOY OF FSIN OF RUSSIA IN HAND-TO-HAND FIGHT WITH AUTOMATIC

Pomogaeva N.S. 1 Yanchenkov Yu.A. 1
1 Saint-Petersburg Institute of Advanced Training of the Federal Penitentiary Service of the Russian Federation

Abstract:
Taking into account the reform of the penitentiary system (MIS), one of the main tasks in training officers of the escort units of the Federal Penitentiary Service of Russia to perform operational and official tasks is to improve the methods and means of training aimed at preparing them for service in real conditions and the ability to make correct decisions in various situations, including emergency situations. The urgency of work is determined by: the low level of physical readiness of the officers of the escort units of the FSIN of Russia who are newly arriving to the service in the MIS, the short terms of the special initial training of the MIS staff in the educational organizations of the FPS of Russia, the need to improve the methodology of training primates for hand-to-hand combat in a short time. Proceeding from the foregoing, it becomes obvious the need for qualitative training of employees to perform their professional tasks, namely, in the order of their use of physical force against persons held in places of isolation. The article assesses and assesses the importance of methods and actions in training officers of the escort units of the Federal Penitentiary Service of Russia for hand-to-hand combat with an automatic weapon. The analysis of modern experience in the use of rotational and circular technique in preparation for hand-to-hand combat with an automatic weapon was carried out and the most optimal variants of the implementation of methods and actions in training officers of the escort units of the Russian Federation’s Federal Penitentiary Service for hand-to-hand combat with an automatic weapon were determined.

Keywords:
hand-to-hand combat
machine gun
officer of escort units

Профессиональная деятельность сотрудников УИС сопряжена с тяжелыми и опасными для жизни и здоровья условиями, необходимостью оперативно выполнять служебно-оперативные задачи в обстановке стресса, нервно-психического и эмоционального напряжения в непосредственной близости и контакте с преступниками. Все это требует от сотрудников чрезвычайной мобилизации физических и психофизиологических резервов организма [1, с. 35]. При этом большинство вновь принятых на службу сотрудников УИС имеют изначально низкий уровень мотивации к изучению приемов и действий единоборств [2, с. 12]. Во многом это связано с влиянием неблагоприятных факторов профессиональной деятельности, характеризующейся психологически напряженным ритмом жизни, строгим выполнением элементов распорядка дня, обусловленным рационом питания, повышенной эмоциональной и конфликтной напряженностью в коллективе, вынужденным пропуском ряда занятий из-за болезней и несения службы в наряде [3, с. 208].

Выполнение оперативно-служебных задач сотрудниками подразделений конвоирования ФСИН России происходит при постоянном ношении и возможности применения табельного оружия – автомата. Наряду с этим отмечается несоответствие составляющих компонентов программ подготовки личного состава, которые не учитывают предыдущего опыта работы сотрудников, недостаточное использование в учебно-тренировочных занятиях по рукопашному бою условий, моделирующих реальные условия практической деятельности [4, с. 116]. Исходя из всего вышесказанного, делаем вывод об очевидной необходимости качественной подготовки сотрудников к выполнению своих профессиональных задач, а именно: по порядку и правомочности применения ими физической силы и специальных средств в отношении лиц, содержащихся в местах изоляции [5, с. 86].

Таким образом, целью исследования явилась необходимость уточнения содержания приемов и действий с автоматом сотрудников подразделений конвоирования ФСИН России.

Материалы и методы исследования

Был проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого осуществлялся опрос сотрудников подразделений конвоирования ФСИН России. Анкетируемым был предложен специально разработанный лист оценки, с помощью которого они оценивали степень значимости приемов и действий в обучении рукопашному бою с автоматом сотрудников подразделений конвоирования ФСИН России. Для оценивания были предложены приемы боя с автоматом в соответствии с приказом Минюста России от 12.11.2001 № 301 «Об утверждении Наставления по физической подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы Минюста России» (НФП-2001) и других руководящих документов. С целью оценки приемов и действий предлагалось выбрать один из трех уровней значимости: «наиболее значимые», «значимые» и «менее значимые». Полученные результаты представлены в табл. 1.

Таблица 1

Оценки значимости приемов и действий в рукопашном бою с автоматом подразделений конвоирования ФСИН России

п/п

Наименование приема

степень значимости

наиболее значимые (кол/ %)

значимые (кол/ %)

мало значимые (кол/ %)

1

Элементы страховки и акробатики с автоматом (падение на спину, правый (левый) бок, перекаты лежа и сидя, кувырок вперед (назад)

51/81

12/19

2

Тычок стволом с выпадом

49/78

14/22

3

Тычок стволом без выпада

13/21

42/67

8/12

4

Удар прикладом: сбоку снизу затыльником приклада

48/76

4/6

23/37

15/24

21/33

36/57

38/61

4/6

5

Защита подставкой автомата от ударов противника (слева, справа, сверху, снизу)

9/14

44/70

10/16

6

Отбивы автоматом (вправо, влево, вниз направо)

44/70

13/21

6/9

7

Освобождение от захвата автомата противником

8/12

31/50

24/38

Нас интересовали приемы и действия, получившие выбор «наиболее значимые» и «значимые», то есть составляющие актуальное содержание рукопашного боя с автоматом для сотрудников подразделений конвоирования ФСИН России. Согласно данным табл. 1 к таким приемам и действиям было отнесено преимущественное большинство, за исключением удара прикладом снизу и при ударе затыльником приклада, оцененных как «мало значимые».

Как «наиболее значимые» были оценены отбивы автоматом. Можно сказать, что это приемы, лежащие в основе содержания всех известных методик обучения рукопашному бою с автоматом.

В то же время достаточно высокая значимость отмечается у приемов и действий, которые не включены в содержание обучения сотрудников подразделений конвоирования ФСИН России рукопашному бою с автоматом, а также отсутствуют и в НФП-2001. К ним относятся:

– элементы страховки и акробатики с автоматом;

– обезоруживание противника при уколе штыком с помощью автомата;

– обезоруживание противника с помощью автомата при ударе прикладом сбоку;

– удары ногами в сочетании с приемами боя автоматом.

Полученные в результате оценивания данные были подтверждены результатами 10 бесед с сотрудниками подразделений конвоирования ФСИН России. Проведенные после анкетного опроса и беседы, в ходе которых приходилось применять приемы рукопашного боя с автоматом, подтвердили данные табл. 1 о значимости приведенных в ней приемов и действий.

Таким образом, было установлено содержание приемов и действий рукопашного боя с автоматом для обучения сотрудников подразделений конвоирования ФСИН России.

Однако, как мы установили выше, для повышения эффективности подготовки сотрудников подразделений конвоирования ФСИН России рукопашному бою с автоматом необходимо совершенствовать технику рассматриваемых приемов и действий на основе вращательно-кругового принципа.

Анализ современного опыта применения вращательно-круговой техники в прикладных целях подготовки к рукопашному бою с автоматом, показывает что эффективной системой такой подготовки является одно из направлений в русском боевом искусстве (РОСС). Основные принципы построения техники движений в РОСС (использование силы и инерции движения противника, работа в трех плоскостях с акцентом на слабое звено в биомеханической цепи, минимальное мышечное напряжение и др.) нисколько не противоречат данным исследований о трехфазном построении унифицированных защитно-ответных действий и эффективности вращательно-круговой техники и, можно сказать, практически подтверждают и развивают основные положения исследования.

Для того чтобы обосновать применение вращательно-круговой техники в выделенных приемах и действиях с автоматом, был проведен анализ видеозаписи трех практических семинаров по изучению приемов рукопашного боя с карабином (автоматом) РОСС, а также в ходе одного из семинаров проводилось педагогическое наблюдение [6, с. 32]. После чего были отобраны 2–3 варианта выполнения каждого из интересующих нас приемов и действий, за исключением элементов самостраховки и акробатики, защиты подставкой автомата от ударов противника, техника выполнения которых с использованием вращательно-кругового принципа менее вариативна. Также одной из задач специальной физической тренировки является совершенствование психических качеств, особенно формирование общей психологической устойчивости, позволяющей действовать уверенно в напряженной обстановке за счет воспитания уверенности в своих силах [7, с. 35].

Таким образом, были определены наиболее оптимальные варианты выполнения интересующих нас приемов и действий.

Для обоснования экономичности рассматриваемых приемов и действий с автоматом по сравнению с традиционными был проведен лабораторный эксперимент. Для проведения эксперимента были отобраны две группы испытуемых: контрольная – 14 человек и экспериментальная – 15 человек, не имеющих существенных различий в физической подготовленности (табл. 2). Проверка уровня физической подготовленности в соответствии с программой обучения по служебной подготовке предусматривает выполнение следующих упражнений: подтягивание на перекладине, челночный бег 10х10 м, бег 1000 м [8, с. 48].

Таблица 2

Результаты проверки физической подготовленности контрольной и экспериментальных групп

№ п/п

Контрольные упражнения

КГ

ЭГ

1

Подтягивание на перекладине (количество раз)

14,1 + 0,48

14,4 + 0,61

2

Челночный бег 10х10 м (с)

25,9 + 0,11

26,1 + 0,13

3

Бег 1000 м (мин)

3,50 + 0,62

3,45 ± 0,55

Для получения соответствующей нагрузки каждый испытуемый экспериментальной группы должен был выполнить по два раза в максимальном темпе пять разных приемов, построенных на вращательно-круговой технике выполнения:

1. Обезоруживание противника при уколе штыком с уходом влево.

2. Обезоруживание противника при уколе штыком с уходом вправо.

3. Освобождение от захвата автомата противником.

4. Обезоруживание противника при уколе штыком с помощью автомата.

5. Обезоруживание противника при ударе прикладом сбоку с помощью автомата.

Испытуемые контрольной группы должны были выполнить те же приемы, в тех же условиях, только построенные на линейной технике выполнения, за исключением обезоруживания при уколе штыком с помощью автомата и обезоруживания противника при уколе штыком с помощью автомата, так как эти приемы отсутствуют в фактическом содержании обучения рукопашному бою с автоматом. Вместо них выполнялись обезоруживание противника при уколе штыком с уходом влево и освобождение от захвата автомата противником.

Результаты исследования и их обсуждение

Данные табл. 3 свидетельствуют о том, что до нагрузки (в покое) показатели сердечно-сосудистой системы в контрольной и экспериментальной группах практически не отличались.

Таблица 3

Показатели работы сердечно-сосудистой системы при нагрузке (в покое) в контрольной и экспериментальной группах

п/п

Показатели

КГ (х+m)

Прирост

%

ЭГ (х+m)

Прирост

%

до нагрузки

после нагрузки

 

до нагрузки

после нагрузки

1

ЧСС, мин

72 + 6,1

139,7 + 8,4

93

75,2 + 5,2

101,6 + 7,3

35

2

АД сист., мм рт. ст.

123,2 + 4,3

168,8 + 7,1

37,2

125,6 + 5,3

155,4 + 5,8

24,9

3

АД диаст., мм рт. ст.

81,5 + 6,4

90,2 + 5,1

10,7

80,8 + 7,1

91,1 + 6,8

12,7

4

ЧД, мин

13,8 + 2,4

26,2 + 2,1

89,2

14,1 + 2,7

22,1 + 2,2

56,7

5

МОД, л

6,8 + 1,2

26,6 + 2,4

286,8

7,1 + 1,4

20,3 + 2, 8

186

6

УО %

3,1 + 0,2

4,3 + 0,3

38,7

3,0 + 0,1

3,8 + 0,2

26,7

7

ЭТ ккал/мин

1,08

5,7 + 0,49

427

1,11 + 0,19

4,12 + 0,57

271

После выполнения специальной нагрузки в контрольной группе хронотропная реакция сердца (ЧСС) увеличилась на 93 % (139,7), в экспериментальной на 35 % (101,6). Систолическое артериальное давление (АД сист.) возросло соответственно на 37,2 % и 24,9 %. Разницы в изменении диастолического давления (АД диаст.) между контрольной и экспериментальной группами практически не наблюдалось.

В результате специальной нагрузки частота дыхания (ЧД) в контрольной группе увеличилась на 89,2 % и значительно меньше в экспериментальной группе, на 56,7 %. Также значительно большее увеличение показателей минутного объема дыхания (МОД) наблюдалось в контрольной группе по сравнению с экспериментальной.

Заключение

Проведенное исследование позволило решить задачу по оптимизации содержания рукопашного боя с автоматом для личного состава подразделений конвоирования ФСИН России.


Библиографическая ссылка

Помогаева Н.С., Янченков Ю.А. ОПТИМИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРИЕМОВ И ДЕЙСТВИЙ В ОБУЧЕНИИ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ КОНВОИРОВАНИЯ ФСИН РОССИИ РУКОПАШНОМУ БОЮ С АВТОМАТОМ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2018. – № 3. – С. 54-57;
URL: http://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1760 (дата обращения: 01.06.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074