Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аринова К.Н. 1 Алшынбекова Г.К. 1
1 РГП на правах хозяйственного ведения «Карагандинский государственный университет имени академика Е.А. Букетова» Министерство образования и науки Республики Казахстан
Цель данной работы – готовность педагогов к инклюзивному образованию. В статье представлена сущностная характеристика формирования теоретической, практической и психологической готовности педагогов к инклюзивному образованию, ее структура и компоненты. Дан анализ психолого-педагогической литературы, нормативно-правового обеспечения профессиональной подготовки учителей к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Представлены основные профессиональные компетенции учителя в области инклюзивного образования. Для того чтобы внедрить инклюзивное образование в общеобразовательные учреждения, необходимо внести некоторые изменения в организацию учебного процесса, а это в свою очередь помогает педагогам найти наилучшие методы для обучения детей с особыми образовательными потребностями. Нововведения неизбежно приводят к повышению требований к деятельности учителя, расширению его функциональных обязанностей, изменению профессионально значимых качеств личности. В статье показана значимость инклюзивного образования в Республике Казахстан. Рассмотрены главные проблемы инклюзивного образования, выявлены основные трудности подготовки педагогов к профессиональной деятельности в сфере инклюзивного образования. Проанализирована готовность педагогов общеобразовательных школ к реализации инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями в развитии в своей педагогической деятельности. Определены основные проблемы, на которые ссылаются педагоги общеобразовательных школ при внедрении инклюзивного образования. Приведены способы переподготовки педагогов общеобразовательных школ.
инклюзивное образование
особые образовательные потребности
педагог
социальная среда
родители
1. Закон Республики Казахстан «Об образовании» // Казахстанская правда. – 2007. – № 127. – С. 3–6.
2. Мовкебаева З.А., Денисова И.А., Оралканова И.А., Жакупова Д.С. Инклюзивное образование. – Алматы, 2014. – 200 с.
3. Акимова О.И. Продвижении идей и принципов инклюзивного образования в России / О.И. Акимова, А.Д. Насибуллина // Инклюзивное образование. Индивидуализация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. / отв. Л.Б. Осипова, Е.В. Плотникова. – Челябинск, 2016. – С. 20–28.
4. Инклюзивное образование / сост. С.В. Алехина, Н.Я. Семаго, А.К. Фадина. – М., 2010. – Вып. 1. – С. 65.
5. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 07.12.2010 г. № 1118 // Казахстанская правда. – 2010. – № 153–154. – С. 10–12.
6. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. – 2014. – Т. 19, № 1. – С. 5–16.
THE WILLINGNESS OF TEACHERS TO PROFESSIONAL ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION

Arinova K.N. 1 Alshynbekova G.K. 1
1 Ministry of education and science of the republic of Kazakhstan RSE in the basis of the right of economic management «Academician E.A. Buketov Karaganda State University»

Abstract:
The aim of this work is the willingness of teachers to inclusive education. The article presents the essential characteristic of the formation of theoretical, practical and psychological readiness of teachers for inclusive education, its structure and components. The analysis of psychological and pedagogical literature, normative-legal support of professional training of teachers to training and education of children with special educational needs. Professional competence of teachers in inclusive education. In order to introduce inclusive education in General education institutions, it is necessary to make some changes in the organization of the educational process, which in turn helps teachers to find the best methods for teaching children with special educational needs. Innovations inevitably lead to increasing demands for activities of teachers, expansion of its functional duties, change of professionally significant qualities of personality. The article shows the importance of inclusive education in the Republic of Kazakhstan. Describes the main problems of inclusive education, identified the main challenges of training teachers for professional activity in the field of inclusive education. Analyzed the readiness of secondary school teachers to implement inclusive education of children with disabilities in the development in their teaching activities. The main problem referenced by teachers of secondary schools in the implementation of inclusive education. There are ways of retraining the teachers of secondary schools.

Keywords:
inclusive education
special educational needs
teacher
social environment
parents

Перед нами встает много новых вопросов и задач по успешному внедрению инклюзивного образования. Если в Казахстане инклюзивное образование постепенно начинает развиваться, то зарубежная практика показывает богатый опыт в данной сфере. Инклюзивное образование – это возможность всех детей без исключения социализироваться в обществе и принимать участие во всех ее сферах. Главное отличие состоит в том, что нужно признать тот факт, что мы сможем изменить общество, дабы оно приняло и приспособилось к детям с особыми образовательными потребностями [1]. Простое, физическое включение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательное пространство не является инклюзивным образованием. Внедряя инклюзивное образование, нужно помнить, что оно охватывает все общественные процессы школы, тем самым создает моральную, материальную, педагогическую среду, адаптированную к образовательным потребностям каждого ребенка [2]. Только при тесном сотрудничестве всех членов образовательного процесса, а в особенности родителей, можно создать такую благоприятную среду. Учителя должны быть готовы работать и изменяться в такой среде, чтобы помочь «особым» детям и самым обычным. Принцип инклюзивного образования состоит в том, что необходимым потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья должна соответствовать такая образовательная среда, которая является менее ограничивающей и более включающей. Чтобы запустить механизм инклюзивного образования, нужно приложить максимум усилий всем участникам образовательного процесса, ведь само по себе инклюзивное образование осуществить нельзя. Данный процесс связан с переменами на ценностном и нравственном уровне. Одна из главных проблем состоит в том, что современная школа привыкла двигаться в темпе, предусмотренном, стандартной программой. Здесь важно изменить психологическое и профессиональное сознание педагогов, для того чтобы реализовать процесс инклюзии. Если педагог не будет готов профессионально и психологически работать и вводить новые технологии и методы, то трудно социализировать детей с особыми образовательными потребностями, результата не будет. Улучшение системы современного образования в Республике Казахстан подразумевает подготовку и переподготовку педагогов образовательного учреждения. Для работы в данной области нужно обращать внимание на опыт работы учителей в данной сфере, уровню их подготовки и другим личным чертам, которые помогут им в работе. Но самое ключевое – это желание работать с такими детьми, основанное на толерантности, эмпатии, педагогическом оптимизме. Средства массовой информации все чаще говорят о детях с ограниченными возможностями здоровья. На данный момент стали говорить и писать что дети с особыми образовательными потребностями имеют право на полноценнее детство, на образование в общеобразовательной школе, об интеграции и инклюзии. Термин инклюзивное образование слышим от разных людей: педагогов, родителей, депутатов, общественных деятелей, учёных, руководителей организаций образования. Сейчас происходит обновление системы образования, что приводит к изменению отношения общества к детям с особыми образовательными потребностями и одновременно появляется вопрос об условии организации их обучения и воспитания на последующую перспективу. Центральным вопросом остро встало совместное обучение нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Все дети должны достигнуть определенного социального статуса и утверждения своей общественной значимости. Нужно придать уверенность в собственных силах детям с особыми образовательными потребностями, мотивируя их к обучению в школе совместно с другими учениками. Инклюзивное образование даёт:

– Свободу становления личности.

– Родителям – возможность применить весь свой родительский потенциал в воспитании ребёнка.

– Школе – вероятность расширить личные образовательные услуги с целью подготовить детей с самостоятельной жизни.

– Обществу – возможность толерантного отношения ко всему происходящему.

Самая важная проблема – это то, чтобы учитель владел необходимыми педагогическими технологиями [3]. Отсюда появляются все новые задачи. Нужно осуществить подготовку кадров также передачей опыта и необходимых знаний в данной области, а это не так уже и легко сделать. Педагог, который не получал и не владеет знаниями по специальной психологии и коррекционной педагогике, который раньше не работал с детьми с особыми образовательными потребностями и не знает, какие методы нужно использовать в данной области, не понимает, как все устроено, как ему учить данного ребенка, когда в классе есть еще 30 учеников. Сразу возникает понимание, что приход к инклюзивному образованию процесс очень долгий и это не сделать в короткие сроки. Учителя, владеющие определенным опытом и знающие свое дело, должны с серьезностью подойти к данному вопросу, чтобы их школа или детский сад смогли внедрить инклюзивное образование. Еще не до конца само общество и родители нормально развивающихся детей не принимают инклюзивное образование. Это довольно сложный процесс и в нем возникает много вопросов. Нужно всем вместе преодолеть данные стереотипы, существующие в нашем обществе. Инклюзивное обучение не считается обязательным для детей с особыми образовательными потребностями а является одной из форм их обучения. Одна из главных задач инклюзии – это включить в образовательный процесс всех детей и подобрать индивидуальный подход в обучению каждого ребенка. Нужно предоставить и создать необходимые условия, чтобы все дети без исключения получили одинаковый доступ к образованию, независимо от их индивидуальных особенностей, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей. Педагоги, которые уже начали работать в инклюзивном образовании, отмечают, что нормально развивающиеся дети, стали с легкостью помогать своим сверстникам с особыми образовательными потребностями стать участниками жизни класса, зачастую без помощи взрослых. Если нормально развивающиеся дети начнут толерантно относиться к своим сверстникам с ограниченными возможностями здоровья, то лично для себя получат огромный жизненный опыт на всю жизнь. Все это показывает, насколько общество приходит к осознанию необходимости внедрить инклюзивное образование. Нужно создать и изменить условия для удачной реализации инклюзивного образования. Нужно прийти к тому чтобы принять индивидуальность каждого ребенка. Для того чтобы не вызвать у детей с особыми образовательными потребностями безразличие к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов, важно создавать эффективные формы, модели, методы, способы, условия обучения. Важно правильно подбирать основные методы и формы обучения для развития учебной активности всех детей, а также проводить мероприятия по осмыслению и созданию условий включения учащихся в образовательный процесс. Нужно подобрать такие психолого-педагогические условия, чтобы каждый ребенок смог проявить себя и занять свою личную позицию в учебной деятельности. Новые педагогические технологии помогут педагогам в их работе, а также в принятии индивидуальных особенностей детей с особыми образовательными потребностями и создавать для них условия обучения. Инклюзивное образование основано на следующих приоритетах:

– социальная адаптация ребёнка на всех возрастных этапах его жизни;

– использование и поиск более действенных образовательных задач, способов и методик;

– развитие коммуникативных компетенций, умений взаимодействовать с другими людьми;

– создание безбарьерной образовательной среды.

Нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, для того чтобы дети достигли определенного успеха – это и есть главная задача общеобразовательной школы. Нужно правильно организовывать свободное время детей и при этом сотрудничать с родителями. Семья должна участвовать во всех совместных мероприятиях, праздниках или же развлечениях. Нужно вовлекать родителей в данный процесс через такие мероприятия, тем самым развивать у них толерантное отношение, воспитание любви, доброты и милосердия, а также уважения к правам человека. В самих детях также важно развивать и воспитывать толерантность – это можно осуществить через создание необходимых условий и методов развития ребенка. Нужно создавать такую игровую деятельность, в которой, сохраняя свою индивидуальность, дети будут прививать себе такие черты характера, как уважение и открытость к другим людям. «Если закрыта одна дверь, то всегда открыта другая» – гласит народная мудрость. Наверное, поэтому дети с особыми образовательными потребностями смотрят на мир совершенно другими глазами. Они умудряются оставаться такими же добрыми, неунывающими и весёлыми, уметь видеть великолепное и жить полной жизнью несмотря на свою боль. Детям с особыми образовательными потребностями должны быть доступны все радости, что и нормально развивающимся детям. Только при определенных знаниях и умениях ребенок сможет приспособиться в обществе и найти в нем себя. Поэтому наша основная задача стоит в том, чтобы расширить эти границы пространства, показать ребёнку с особыми образовательными потребностями его возможности, помочь ему добиться результатов в деятельности, которая его интересует. Взгляните вокруг, может, такие дети, «особые дети» живут рядом с вами в соседнем доме, подъезде или дворе. Они также хотят чувствовать себя такими же, как и все. Людям нужно перестать смотреть на них презрительным взглядом, ведь в какой-то степени из-за этого им тяжело достигнуть своей цели. «Мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть их назад, в общество, потому, что они могут нас чему-то научить», – сказал известный канадский педагог Жан Ванье. Нужно продолжать искать наиболее подходящие и оптимальные пути, средства, методы и формы для успешной адаптации и интеграции детей с особыми образовательными потребностями в общество. Давайте делать добро, давайте менять этот мир, который придуман не нами, начиная с себя этот мир станет намного лучше ведь каждый человек достоин счастливой и полной впечатлений жизни. Об инклюзивном образовании нужно информировать население. Если привлечь внимание общественности к проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья, можно постепенно сформировать у них толерантное отношение или же формирование «духа солидарности». В этом плане могут помочь государственные органы и СМИ. Самая первая проблема, которая встает на пути – это неготовность педагогов массовой школы к работе с детьми с ООП, недостаток у них профессиональных компетенций к работе, и конечно же, психологическая неподготовленность к инклюзивному образованию [4]. Во всем мире уже давно идет расширение понятий об инклюзивном образовании, о включении всех детей в образовательный процесс независимо от их способностей, социального статуса. Все смелее инклюзивное образование входит в понимание народа. Нужно создать такие благоприятные условия в образовательных организациях, чтобы все дети смогли осуществить все задуманное, проявить себя и почувствовать свою значимость в этом обществе. Учителю нужно помочь создать обстановку равенства всех детей без исключения и понять значимость каждого ребенка. Для того чтобы плавно перейти к инклюзивному образованию, нужно чтобы все специалисты участвовали в данном процессе, а также в создании теоретических разработок по данной теме. На начальном этапе без теоретической подготовки и практических умений у педагогов возникают трудности в работе с детьми с ООП. Для того чтобы устранить данную проблему, важна особая подготовка в области коррекционной педагогики для помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. «Как будет, если дети будут учиться вместе?» Чтобы ответить на вопрос, нам бы хотелось его перефразировать: «Должны ли «особые» дети обучаться в массовой школе?» Для родителей и педагога каждый ребенок «особенный», но в нашем случае речь идет о детях с особыми образовательными потребностями, то есть об инклюзивном образовании. Все дети имеют право получать образование независимо от их способностей, социального статуса, национальности и других особенностей. Инклюзивное образование дает возможность детям обучаться в школе наиболее близкой к их дому. Родители имеют полное право выбирать для своего ребенка наиболее благоприятное учебное заведение. Нужно трезво понимать и оценивать инклюзивное образование. Все те, кто сегодня учится в специализированных школах, имеют полное право интегрироваться в общеобразовательные школы, а на их место в хорошие спецшколы придут те, кого считали тяжелыми необучаемыми детьми. В нашем обществе «инклюзивное образование» – это право всех детей социализироваться в среде сверстников и прожить полноценную жизнь. Дефектологи должны обратить внимание и помочь родителям и нормально развивающимся детям в важности данной темы. Делая выводы, можно с уверенностью сказать, что наше государство делает все больше шагов к подготовке будущих специалистов в области инклюзивного образования. Идет набор методов и способов в работе и взаимодействии с детьми с особыми образовательными потребностями. Давайте вместе запустим данный механизм, ведь только в сотрудничестве мы сможем помочь детям с особыми образовательными потребностями.

Два основных показателя могут оценить, насколько педагоги готовы работать в инклюзивном образовании: профессиональная готовность и психологическая готовность. Если говорить о профессиональной готовности, то сюда входит:

– готовность педагога к работе с детьми с ООП;

– владение основными педагогическими технологиями;

– знать основы психологии и коррекционной специальной педагогики;

– знание индивидуальных особенностей детей с ООП;

– профессиональное взаимодействие и обучение.

Что же касается психологической готовности, то отсюда следуют следующие пункты:

– принятие – отторжение

– включение – изоляция

– удовлетворенность собственной деятельностью

Педагог должен обладать профессиональной гибкостью, уметь следовать за учеником, учитывая его возможности и способности к обучению, а также следить за учебным процессом. Учителя не должны существовать сами по себе, они нуждаются в помощи, особенно работая в инклюзивном образовании. Инклюзия во многом изменит педагогов. Важным этапом будет создание материально-технических и педагогических условий, необходимых для работы инклюзивных школ. Чтобы реализовать модель инклюзивного образования, нужно, чтобы педагог стремился к личностному росту. Традиционные формы повышения квалификации это хорошо, однако следует находить новые пути, например посещать экспериментальные площадки, где уже внедряется инклюзивное образование. Например, у нас в городе Караганде КГУ ОСШ № 27 постепенно внедряет политику инклюзивного образования, там вместе с детьми с ООП обучаются обычные здоровые дети. Нужно проводить тематические семинары, где будут выноситься на обзор важные вопросы, касающиеся инклюзивного образования, что поможет в дальнейшем избежать некоторых проблем. Конечно, существует ряд проблем, которые сразу не решить, однако нужно поставить на реализацию следующие вопросы: переподготовка учителей, разработка специальных методов и программ. Инклюзивное образование сейчас стоит на начальном этапе и сопровождается рядом трудностей. Важно подготовить весь персонал школы, правильно его подобрать. Нужно сломать стереотип настороженности или же негативного отношения. Президент РК Н.А. Назарбаев в своем послании народу Казахстана сказал о положении людей с особыми образовательными потребностями: «...надо усилить внимание нашим гражданам с ограниченными возможностями. Позаботиться об этих людях, которых немало, – наш долг перед собой и обществом». Наше государство пытается создать все условия для лиц с ООП. Гарантии прав детей с особыми образовательными потребностями на получение образования закреплены в Конституции Республики Казахстан, Законах Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан», «Об образовании», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан», «О специальных социальных услугах» [5]. Это не означает, что если будет внедрено инклюзивное образование, то закроются специальные школы. В то же время многие из педагогов-дефектологов отмечают, что довольно большое количество детей с особыми образовательными потребностями уже сидят в «обычных» школах, не получая при этом соответствующей учебной и коррекционной поддержки. Право на образование – это право любого человека. А образование детей – это одна из важнейших задач. Нам нужны такие педагоги, которые захотят и смогут работать с детьми с особыми образовательными потребностями. Нам уже давно нужны новые методы преподавания урока, а также составления новых методик и плана. На уроке должна быть такая атмосфера, чтобы детям с особыми образовательными потребностями было спокойно и комфортно работать. Педагог должен следить за эмоциональным и психологическим состоянием детей, чтобы ни в коем случае не допустить негативных, стрессовых ситуаций. В такие моменты следует обратить и переключить внимание ребенка на другой вид деятельности, дабы его отвлечь и успокоить. Нужно проводить как можно больше бесед о толерантности, об уважении к друг другу, о взаимопомощи. Все это можно проводить к примеру на внеклассных занятиях, можно использовать игровую форму донесения материала [6]. Также важно постоянно следить за здоровьем учеников и придерживаться медицинских рекомендаций специалистов. Подводя все итоги и выводы, хотелось бы сказать: если каждый пропустит через себя понятие «инклюзивное образование», он начнет глубже думать о жизни, об отношениях с окружающими людьми, о своих слабостях, о системе образования и о своем личном предназначении в этом обществе. Чем больше людей поймет, для чего нужно вводить инклюзивное образование, тем быстрее наступит тот момент, когда инклюзия станет реальностью нашего общества. Успех придет в том случае, когда не только школа будет готова, но и все участники будут готовы к осуществлению данного процесса.


Библиографическая ссылка

Аринова К.Н., Алшынбекова Г.К. ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2018. – № 3. – С. 10-14;
URL: http://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1753 (дата обращения: 01.06.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074