Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ВОЗМОЖНОСТИ И ТРУДНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИАЛОГА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ

Ерофеева А.В. 1
1 ГОУ ВПО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева»
В образовательной практике высшей школы сложилась противоречивая ситуация: с одной стороны, в процессе обучения сохраняется господство образовательного монолога, а с другой, проявляется ограниченность монолога в образовательном процессе в условиях меняющейся реальности. Преобладание монологических способов и приёмов обучения имеет своё историко-педагогическое и культурно-психологическое объяснение и может стать предметом специального изучения. Построение диалога в образовании сопряжено, прежде всего, с методологическими трудностями: отсутствием общепринятой трактовки термина «диалог», незавершенностью общей теории диалога и, в связи с этим, ориентацией образования на разные культурные ценности диалога. Цель настоящей статьи – обсуждение результатов комплексного исследования возможностей педагогического диалога при изучении иностранного языка. В ходе исследования, проведённого автором, статьи выявлены четыре взаимосвязанных позиции преподавателей в межличностном взаимодействии со студентами, а именно: отказ от диалога, информационный (формальный) диалог, ситуативный диалог, иистинный (педагогический) диалог, и разработана педагогическая модель диалогового взаимодействия участников образовательного процесса при изучении иностранного языка.
POSSIBILITIES AND DIFFICULTIES OF EDUCATIONAL DIALOGUE IN THE PROCESS OF LEARNING FOREIGN LANGUAGES IN HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

Erofeeva A.V. 1
1 Nizhegorodsky State Technical University n.a. R.E. Alekseev

Abstract:
The following contradictory situation has emerged in the teaching practice of a higher educational institution. On the one hand the educational monologue predominance still remains in the teaching process but on the other hand some monologue meagerness presents in the learning process under conditions of changing reality. The prevalence of monologic methods and techniques in teaching has its historic-and-educational, cultural-and-psychological explanation and may become the subject of special study. The composition of a dialogue in education is first of all associated with the following methodological difficulties: the lack of the common interpretation for the term “dialogue”, the non-completeness of the general dialogue theory and therefore the educational orientation at different cultural values of a dialogue. The purpose of this article is to discuss the results of the integrated study of teaching dialogue capabilities in learning a foreign language. In the course of the investigation carried out by the author of the article there were revealed the following four teachers’ correlated positions in interpersonal communication with students: the waiver of dialogue, an information (a formal) dialogue, a situational dialogue and a true (educational) dialogue) and a teaching model was elaborated for an interactive dialogue between participants of the educational process in studying a foreign language.

Keywords:

Библиографическая ссылка

Ерофеева А.В. ВОЗМОЖНОСТИ И ТРУДНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИАЛОГА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2014. – № 1. – С. 121-121;
URL: http://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=161 (дата обращения: 22.04.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074