Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Пиралова О.Ф. 1 Белоглазова Е.А. 1
1 ГОУ ВПО «Омский государственный университет путей сообщения»
В настоящее время социокультурная ситуация требует высокого качества преподавания, что может стать залогом повышения и качества, и квалификации кадров, выпускаемых высшими учебными заведениями России. Необходимо учитывать интеграционные процессы, происходящие в науке, образовании и различных отраслях производства, промышленности. Кроме того, обязательным является знание новых программ, методов исследования, инновационных технологий. И все это невозможно без повышения требований к педагогическим кадрам, как с профессиональной, так и с личностной точки зрения. Самосовершенствование преподавателя является неотъемлемой частью его профессионального роста и гарантом конкурентоспособности не только в России, но и за рубежом. В статье рассмотрены позиции, которые могут способствовать совершенствованию преподавателей и достижению поставленных целей. А именно: непрерывность образования; гуманизация и гуманитаризация; демократизация; интеграция; интенсификация.
профессиональное педагогическое образование
гуманизация образования
непрерывность образования
личность преподавателя
интеграция образования
1. Борытко Н.М. Педагогика: учебник для ст-тов пед. специальностей вузов: В 2 ч. / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: ТЦ «Оптим», 2007. – Ч. 1 – 256 с; С. 164–165.
2. Мовчан Р.А. Гуманитаризация образования в высшей школе: интеграционный аспект (по материалам контент-анализа) / Р.А. Мовчан // Альманах современной науки и образования. – Тамбов: Грамота, 2007. – № 1 (1). – С. 165–166.
3. Нехватка инженеров – угроза развитию / Первый Всемирный доклад ЮНЕСКО по инженерным наукам // UNESCO.ORG. Франция, 2010.
4. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика / Н.Н. Никитина. – М., 2004. – 224 с.
5. Управление качеством подготовки инженерно-педагогических кадров в системе повышения квалификации. Диссертация кандидата педагогических наук Котовской Любови Васильевны. – Челябинск, 1999. – 183 с. / http://www.dissercat.com/content/upravlenie-kachestvom-podgotovki-inzhenerno-pedagogicheskikh-kadrov-v-sisteme-povysheniya-kv.
6. Сазонова З.С. Инженерно-педагогический подход к управлению качеством профессиональной подготовки выпускников технических вузов / З.С. Сазонова // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. – 2010. – № 4. – С. 115–119.

Современные условия развития мира требует пересмотра взглядов на формирование и организацию процессов функционирования сложных систем, как технического, так и образовательного характера. Нынешняя инженерно-техническая деятельность является многофункциональной, а по содержанию – междисциплинарной. Она находится на «стыке» науки, образования, производства и бизнеса.

Подготовка современных выпускников инженерно-технических вузов в настоящее время осуществляется на основе интеграционных процессов в науке, образовании и различных производственных отраслях. Данный процесс связан с профессиональным становлением студентов инженерно-технических вузов. Он обусловлен высоким уровнем профессионализма педагогических кадров и инновационностью технологий обучения и воспитания [6].

В современной сложной социокультурной ситуации существует противоречие между растущими требованиями к личности и деятельности педагога и фактическим уровнем готовности преподавателя. Разрешение этого противоречия требует от системы педагогического образования решения целого ряда проблем, что позволит повысить уровень и качество образования.

И Министерство образования, и высшие учебные заведения в настоящее время адекватно оценивают роль педагога в процессе обучения будущих работников страны, появляется понимание, что в преподавателе важны как профессиональные качества, так и личностные аспекты. То есть, чем выше профессионализм, мотивированность и желание самосовершенствоваться у преподавателя, тем выше шанс, что все эти качества передадутся его студентам и что качество получаемых знаний, навыков и компетенций будет неукоснительно расти по мере взаимодействия с «идеально смоделированным преподавателем». Таким образом, можно говорить о задаче для руководителей, которые отбирают, а зачастую и формируют преподавательский штат. Целью должно быть желание предоставить студентам такого преподавателя, у которого они будут хотеть учиться, а главное, у которого будет, чему учиться.

Так же необходимо говорить о здоровой конкуренции в преподавательской среде. Для того, чтобы педагог мог конкурировать со своими коллегами, он должен обладать определенным набором знаний, навыков, компетенций, личностных и профессиональных качеств, желаний и стремлений, и конечно, способности совершенствоваться. Ведь человек, отдающий знания, должен быть сам неиссякаемым, или хотя бы возобновляемым источником, к которому всегда будут тянуться студенты. Для этого нужно понимать реалии жизни и образования, знать тренды образовательной среды.

Необходимо следовать ведущим тенденциям развития профессионального образования, отражающим в себе общие тенденции развития образования: мировые, национальные, региональные. К числу ведущих тенденций развития профессионального образования относят следующие: непрерывность образования; гуманизация и гуманитаризация; демократизация; интеграция; интенсификация [5].

Непрерывность образования. Профессиональное образование рассматривается сегодня как непрерывный процесс, обусловленный потребностями современного производства в постоянном профессионально-личностном развитии и совершенствовании специалистов, в расширении их возможностей в условиях качественного изменения труда как в рамках одной профессии, так и в условиях смены сфер профессиональной деятельности.

Определение сущности непрерывного образования дано в докладе ЮНЕСКО «Учиться быть» [3], где под ним понимается такое изменение способа бытия человека, когда он открывается новому опыту, когда есть масса стремлений к познанию нового материала и приобретению качественно новых знаний, как в своей профессиональной сфере, так и дополнительных областях, что может поднять педагога на новый, более высокий уровень. Но в России это положение, к сожалению, было сведено до тривиальногопериодического повышенияквалификации, которое зачастую может носить сугубо формальный характер, особенно учитывая то, что на курсах повышения квалификации могут в одной группе находиться педагоги различных уровней и различной степени мотивации к самосовершенствованию.

В широком смысле, непрерывное образование заключается в том, чтобы при наличии основного профессионального образования сформировать систему знаний, умений и качеств личности, которая будет нацелена на самостоятельное продолжение образования и совершенствования себя, что позволит свободно ориентироваться в сложном круге социальных и профессиональных проблем, успешно адаптироваться к изменяющимся условиям и добывать необходимые знания и умения (компетенции).

Гуманизация образования, как ведущая тенденция его развития, означает, что личность индивида ставится во главу угла, нет обезличивания человеческих факторов, исключается потеря своей уникальности. А наоборот, идет стремление к самореализации, самоактуализации, что и является залогом профессионального роста, личностных и профессиональных качеств педагога.

Развитие педагогического образования в направлении гуманизации предполагает планирование, организацию и реализацию подготовки учителя на основе личностного, индивидуального, культурологического, аксиологического и других личностно и профессионально ориентированных подходов, обеспечивающих становление личности выпускника, обладающей широким культурным, научным, социальным и профессиональным потенциалами.

В гуманитарной парадигме акцент смещается с «самости» человека на его взаимодействие с миром, приобретение опыта проживания и переживания ценностных отношений, включение его в мир культуры.

Гуманитарная педагогика часто именуется бытийной (онтологической) педагогикой, педагогикой духовности [1]. Сущность педагогики духовности может быть раскрыта через систему ее основных, фундаментальных положений. Основополагающим является рассмотрение человека во всей его целостности – не только в плане его физических, психических, социальных свойств, но и как носитель духовной сущности, того, что отличает человека от других живых существ и именуется «Человеческим качеством», «человеческим в человеке», и проявляется в неповторимой индивидуальной форме. Именно на становление духовной сущности человека должны быть в первую очередь направлены воспитательные усилия.

Гуманитарные установки субъекты являются одним из условий, благодаря которым его деятельность приобретает ценностный характер, т.к. помогают увидеть за внешними проявлениями (поведение, внешний вид, манера общения и пр.) подлинно человеческую сущность и принять мир во всем его многообразии.

Через призму гуманитарности необходимо рассматривать и многообразие столь непохожих одна на другую концепций воспитания, существующих сегодня в педагогической науке. Гуманитарные установки позволяют педагогу увидеть единство в многообразии, оценить преимущества каждой концепции воспитания независимо от ее парадигмальной принадлежности [1].

Гуманитаризация образования, в том числе и высшего технического, имеет огромную значимость в очеловечивании знаний [2]. Именно поэтому в современно образовании блок гуманитарных наук является обязательным в каждом вузе. Человек с высшим образованием должен быть всесторонне развитым, и в состоянии составить конкуренцию на рынке труда, как своим соотечественникам, так и иностранным специалистам. Гуманитаризация образования несет на себе одну из ключевых ролей в достижении поставленной цели и должна рассматриваться как дополнительный и необходимый компонент профессионального образования. Гуманитаризация образования преследует две основные и взаимосвязанные цели: во-первых, с ее помощью стремятся преодолеть «частичность» человека (молодого специалиста), его одномерность, задаваемую профессиональной подготовкой; во-вторых, с помощью гуманитаризации стремятся заложить у молодого специалиста основы гуманистического мировоззрения. Другими словами, гуманитаризация рассматривается как способ приобщения молодого человека к духовным ценностям цивилизованного мира, как его окультуривание в широком смысле слова, отнюдь не сводимом к узкой профессионализации. И как раз, говоря об инженерно-техническом высшем образовании, задача преподавателя будет в принятии студентом информации, которая не относится напрямую к его будущей профессиональной деятельности.

Демократизация образования, в какой-то мере, может рассматриваться, как логическое следствие гуманизации, и предоставление права выбора в процессе получения образования. В первую очередь, это оказывает существенное влияние на повышении роли студента в сфере формирования структуры образования, существует альтернатива образовательных услуг, альтернативных форм получения образования (индивидуальное обучение, экстернат, дистанционное обучение, заочная и вечерняя форма).Таким образов, обеспечиваетсяиндивидуализацию и дифференциацию обучения. Кроме того, демократический характер взаимоотношений позволяет создать обстановку равноправного диалога, партнерства, необходимую для присвоения студентами гуманистических общечеловеческих и профессиональных ценностей; при комфортном общении с преподавателем студент будет с большим интересом относиться к самой учебной дисциплине, и, как следствие, будут достигнуты более высокие показатели в приобретении знаний, навыков и компетенций, необходимых для полноценного освоения учебного модуля, что впоследствии положительно отразится на нем, как будущем работнике российской индустрии.

Стремление к интеграциисвязано с необходимостью предоставления максимальных возможностей студенту в получении интегрированной профессиональной подготовки, которая обеспечит ему достойное место в современном столь быстро меняющемся мире и будет гарантом комфортной социализации. Интеграция является важнейшим условием осуществления многоуровневого профессионального образования, предусматривает создание интегрированных программ непрерывного педагогического образования на всех этапах профессиональной подготовки.

Тенденция интенсификации в профессиональном образовании связана с постоянно возрастающим усложнением характера профессиональной деятельности, социальной сферы, стремительно развивающимися наукой и современными технологиями. Все это требует всестороннего максимального развития студентов, готовых к интеллектуальной и практической деятельности в масштабах, диктуемых реалиями науки и жизни.

Основные тенденции развития высшего образования находят свое отражение в совершенствовании и организации профессиональной подготовки педагогических кадров. На данном этапе необходим пересмотр сложившихся подходов к определению содержания, форм организации, средств и методов повышения квалификации специалистов профессиональной школы в направлении поиска путей ее актуализации и соответствию всем требованиям современного образования.

Попытки интеграции инженерного и педагогического образования в рамках единого профессионально-педагогического образования пока не привели к созданию целостной системы непрерывного профессионально-педагогического образования [4]. А, следовательно, на данный момент не создано актуальной модели преподавателя, в которой могли бы быть отражены личностные качества, система приобретения знаний, система актуализации навыков и компетенций, а также параметры соответствия современным требованиям, предъявляемым к педагогическим кадрам.


Библиографическая ссылка

Пиралова О.Ф., Белоглазова Е.А. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – № 5. – С. 57-60;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1534 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674