Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

DEVELOPMENT TREND IN VOCATIONAL TEACHER EDUCATION. ROLE OF THE TEACHER PERSONALITY IN EDUCATIONAL PROCESS

Piralova O.F. 1 Beloglazova E.A. 1
1 Omsk State Transport University
Nowadays sociocultural situation requires high-quality education that can be guarantee of improving quality and professional skills of personnel graduating from Russian higher education institutions. It’s necessaryto take into account the integration processes in science, education and various sectors of production, industry. Besides, it must be knowledge of new programs, methods of investigations, innovative technologies. And all of this is impossible without increasing requirements for pedagogical staff as a professional and a personal point of view. Self-improvement of teacher is an integral part of professional growth and guarantee of competitiveness not only in Russia but also abroad. The article deals with the options which can help with self-improvement of teachers and achievement goals. The options are: continuity of education; humanization; democratization; integration; intensification.
vocational teacher education
humanization of education
continuity of education
teacher personality
integration of education

Современные условия развития мира требует пересмотра взглядов на формирование и организацию процессов функционирования сложных систем, как технического, так и образовательного характера. Нынешняя инженерно-техническая деятельность является многофункциональной, а по содержанию – междисциплинарной. Она находится на «стыке» науки, образования, производства и бизнеса.

Подготовка современных выпускников инженерно-технических вузов в настоящее время осуществляется на основе интеграционных процессов в науке, образовании и различных производственных отраслях. Данный процесс связан с профессиональным становлением студентов инженерно-технических вузов. Он обусловлен высоким уровнем профессионализма педагогических кадров и инновационностью технологий обучения и воспитания [6].

В современной сложной социокультурной ситуации существует противоречие между растущими требованиями к личности и деятельности педагога и фактическим уровнем готовности преподавателя. Разрешение этого противоречия требует от системы педагогического образования решения целого ряда проблем, что позволит повысить уровень и качество образования.

И Министерство образования, и высшие учебные заведения в настоящее время адекватно оценивают роль педагога в процессе обучения будущих работников страны, появляется понимание, что в преподавателе важны как профессиональные качества, так и личностные аспекты. То есть, чем выше профессионализм, мотивированность и желание самосовершенствоваться у преподавателя, тем выше шанс, что все эти качества передадутся его студентам и что качество получаемых знаний, навыков и компетенций будет неукоснительно расти по мере взаимодействия с «идеально смоделированным преподавателем». Таким образом, можно говорить о задаче для руководителей, которые отбирают, а зачастую и формируют преподавательский штат. Целью должно быть желание предоставить студентам такого преподавателя, у которого они будут хотеть учиться, а главное, у которого будет, чему учиться.

Так же необходимо говорить о здоровой конкуренции в преподавательской среде. Для того, чтобы педагог мог конкурировать со своими коллегами, он должен обладать определенным набором знаний, навыков, компетенций, личностных и профессиональных качеств, желаний и стремлений, и конечно, способности совершенствоваться. Ведь человек, отдающий знания, должен быть сам неиссякаемым, или хотя бы возобновляемым источником, к которому всегда будут тянуться студенты. Для этого нужно понимать реалии жизни и образования, знать тренды образовательной среды.

Необходимо следовать ведущим тенденциям развития профессионального образования, отражающим в себе общие тенденции развития образования: мировые, национальные, региональные. К числу ведущих тенденций развития профессионального образования относят следующие: непрерывность образования; гуманизация и гуманитаризация; демократизация; интеграция; интенсификация [5].

Непрерывность образования. Профессиональное образование рассматривается сегодня как непрерывный процесс, обусловленный потребностями современного производства в постоянном профессионально-личностном развитии и совершенствовании специалистов, в расширении их возможностей в условиях качественного изменения труда как в рамках одной профессии, так и в условиях смены сфер профессиональной деятельности.

Определение сущности непрерывного образования дано в докладе ЮНЕСКО «Учиться быть» [3], где под ним понимается такое изменение способа бытия человека, когда он открывается новому опыту, когда есть масса стремлений к познанию нового материала и приобретению качественно новых знаний, как в своей профессиональной сфере, так и дополнительных областях, что может поднять педагога на новый, более высокий уровень. Но в России это положение, к сожалению, было сведено до тривиальногопериодического повышенияквалификации, которое зачастую может носить сугубо формальный характер, особенно учитывая то, что на курсах повышения квалификации могут в одной группе находиться педагоги различных уровней и различной степени мотивации к самосовершенствованию.

В широком смысле, непрерывное образование заключается в том, чтобы при наличии основного профессионального образования сформировать систему знаний, умений и качеств личности, которая будет нацелена на самостоятельное продолжение образования и совершенствования себя, что позволит свободно ориентироваться в сложном круге социальных и профессиональных проблем, успешно адаптироваться к изменяющимся условиям и добывать необходимые знания и умения (компетенции).

Гуманизация образования, как ведущая тенденция его развития, означает, что личность индивида ставится во главу угла, нет обезличивания человеческих факторов, исключается потеря своей уникальности. А наоборот, идет стремление к самореализации, самоактуализации, что и является залогом профессионального роста, личностных и профессиональных качеств педагога.

Развитие педагогического образования в направлении гуманизации предполагает планирование, организацию и реализацию подготовки учителя на основе личностного, индивидуального, культурологического, аксиологического и других личностно и профессионально ориентированных подходов, обеспечивающих становление личности выпускника, обладающей широким культурным, научным, социальным и профессиональным потенциалами.

В гуманитарной парадигме акцент смещается с «самости» человека на его взаимодействие с миром, приобретение опыта проживания и переживания ценностных отношений, включение его в мир культуры.

Гуманитарная педагогика часто именуется бытийной (онтологической) педагогикой, педагогикой духовности [1]. Сущность педагогики духовности может быть раскрыта через систему ее основных, фундаментальных положений. Основополагающим является рассмотрение человека во всей его целостности – не только в плане его физических, психических, социальных свойств, но и как носитель духовной сущности, того, что отличает человека от других живых существ и именуется «Человеческим качеством», «человеческим в человеке», и проявляется в неповторимой индивидуальной форме. Именно на становление духовной сущности человека должны быть в первую очередь направлены воспитательные усилия.

Гуманитарные установки субъекты являются одним из условий, благодаря которым его деятельность приобретает ценностный характер, т.к. помогают увидеть за внешними проявлениями (поведение, внешний вид, манера общения и пр.) подлинно человеческую сущность и принять мир во всем его многообразии.

Через призму гуманитарности необходимо рассматривать и многообразие столь непохожих одна на другую концепций воспитания, существующих сегодня в педагогической науке. Гуманитарные установки позволяют педагогу увидеть единство в многообразии, оценить преимущества каждой концепции воспитания независимо от ее парадигмальной принадлежности [1].

Гуманитаризация образования, в том числе и высшего технического, имеет огромную значимость в очеловечивании знаний [2]. Именно поэтому в современно образовании блок гуманитарных наук является обязательным в каждом вузе. Человек с высшим образованием должен быть всесторонне развитым, и в состоянии составить конкуренцию на рынке труда, как своим соотечественникам, так и иностранным специалистам. Гуманитаризация образования несет на себе одну из ключевых ролей в достижении поставленной цели и должна рассматриваться как дополнительный и необходимый компонент профессионального образования. Гуманитаризация образования преследует две основные и взаимосвязанные цели: во-первых, с ее помощью стремятся преодолеть «частичность» человека (молодого специалиста), его одномерность, задаваемую профессиональной подготовкой; во-вторых, с помощью гуманитаризации стремятся заложить у молодого специалиста основы гуманистического мировоззрения. Другими словами, гуманитаризация рассматривается как способ приобщения молодого человека к духовным ценностям цивилизованного мира, как его окультуривание в широком смысле слова, отнюдь не сводимом к узкой профессионализации. И как раз, говоря об инженерно-техническом высшем образовании, задача преподавателя будет в принятии студентом информации, которая не относится напрямую к его будущей профессиональной деятельности.

Демократизация образования, в какой-то мере, может рассматриваться, как логическое следствие гуманизации, и предоставление права выбора в процессе получения образования. В первую очередь, это оказывает существенное влияние на повышении роли студента в сфере формирования структуры образования, существует альтернатива образовательных услуг, альтернативных форм получения образования (индивидуальное обучение, экстернат, дистанционное обучение, заочная и вечерняя форма).Таким образов, обеспечиваетсяиндивидуализацию и дифференциацию обучения. Кроме того, демократический характер взаимоотношений позволяет создать обстановку равноправного диалога, партнерства, необходимую для присвоения студентами гуманистических общечеловеческих и профессиональных ценностей; при комфортном общении с преподавателем студент будет с большим интересом относиться к самой учебной дисциплине, и, как следствие, будут достигнуты более высокие показатели в приобретении знаний, навыков и компетенций, необходимых для полноценного освоения учебного модуля, что впоследствии положительно отразится на нем, как будущем работнике российской индустрии.

Стремление к интеграциисвязано с необходимостью предоставления максимальных возможностей студенту в получении интегрированной профессиональной подготовки, которая обеспечит ему достойное место в современном столь быстро меняющемся мире и будет гарантом комфортной социализации. Интеграция является важнейшим условием осуществления многоуровневого профессионального образования, предусматривает создание интегрированных программ непрерывного педагогического образования на всех этапах профессиональной подготовки.

Тенденция интенсификации в профессиональном образовании связана с постоянно возрастающим усложнением характера профессиональной деятельности, социальной сферы, стремительно развивающимися наукой и современными технологиями. Все это требует всестороннего максимального развития студентов, готовых к интеллектуальной и практической деятельности в масштабах, диктуемых реалиями науки и жизни.

Основные тенденции развития высшего образования находят свое отражение в совершенствовании и организации профессиональной подготовки педагогических кадров. На данном этапе необходим пересмотр сложившихся подходов к определению содержания, форм организации, средств и методов повышения квалификации специалистов профессиональной школы в направлении поиска путей ее актуализации и соответствию всем требованиям современного образования.

Попытки интеграции инженерного и педагогического образования в рамках единого профессионально-педагогического образования пока не привели к созданию целостной системы непрерывного профессионально-педагогического образования [4]. А, следовательно, на данный момент не создано актуальной модели преподавателя, в которой могли бы быть отражены личностные качества, система приобретения знаний, система актуализации навыков и компетенций, а также параметры соответствия современным требованиям, предъявляемым к педагогическим кадрам.