Scientific journal
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH OF GENDER DIFFERENCES AGGRESSION IN ADOLESCENTS

Ivanova A.D. 1 Shamsutdinova D.F. 2
1 Ufa State Aviation Technical University
2 Сenter of children’s (youthful) technical creativity of the Kirov area
Aggressive behavior has an impact on interpersonal relationships and relationships of the individual and society as a whole. Aggression – one of the most striking manifestations of adolescent hormonal crisis. So urgent is the question of studying the nature of teenage aggression, as well as its gender-specific differences. The paper published the results of psychological studies of gender-based expressions of aggression pupils aged 13–14 years. These results allow for a correction in the work of psycho-pedagogical prevention of aggressive behavior. The paper suggests ways to work with teenagers puberty, are given in detail painted the results of correlation and factor analysis of aggressiveness. The main pedagogical decisions addressing the problem would be a different approach to boys and girls in conflict situations.
adolescence
a study of aggression
gender differences
factors of aggression
verbal aggression
indirect aggression
educational methods of limiting aggression

Агрессивность личности, во всем многообразии ее форм, является актуальной проблемой для любого общества. Большинство исследований в этой области свидетельствуют о том, что пик проявления агрессивности характерен для подросткового возраста. Этот возраст характеризуется ярким проявлением самосознания, неустойчивостью гормонального фона, лабильностью эмоциональной сферы, обостренным чувством самостоятельности. По сути, подросток находится в переходном периоде между двумя фундаментальными состояниями – детства и взрослости. У него уже нет преимуществ ребенка, но ему еще не позволяют возможности взрослого. Стремительное распространение агрессивности в среде подростков требует выявления психолого-педагогических условий профилактики и коррекции агрессивности у мальчиков и девочек.

Возрастные изменения зачастую сопровождаются развитием или прогрессированием девиаций, немотивированными конфликтами и острыми переживаниями любых, даже самых незначительных, жизненных противоречий, что обуславливает необходимость серьезного психолого-педагогического изучения проявлений подростковой агрессивности.

Целью данного исследования явилось изучение гендерных особенностей проявления агрессии в подростковом возрасте.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что девочкам и мальчикам подросткового возраста присущи гендерно-специфические проявления агрессии: девочкам более свойственны вербальные и косвенные ее виды, мальчикам физические и прямые.

Экспериментальной группой для исследования показателей агрессивности выступили учащиеся 6-х классов в возрасте 13–14 лет МОУ СОШ №18 и МОУ СОШ № 101 г. Уфы (Башкортостан) в количестве 180 человек, из которых 90 девочек и 90 мальчиков.

В качестве методик исследования были выбраны: тест Басса-Дарки (диагностика агрессивности); опросник «Ауто- и гетероагрессия» Е.П. Ильина; бланковый тест «Агрессивность» А.И. Крупнова.

В результате эмпирического исследования выявлено, что среднегрупповые результаты общей агрессивности и враждебности укладываются в коридор нормы, однако показатели физической, вербальной агрессии и негативизма завышены.

При определении гендерных различий в показаниях агрессивности по методике А. Басса-А. Дарки были выявлены значимые различия по показателям физической агрессии. У мальчиков этот показатель в 1,4 раза больше чем у девочек. Поскольку половое созревание и вступление во взрослую жизнь – это основные факторы подростковой агрессивности, то девочки начинают испытывать эти проблемы значительно раньше, чем их одногодки-мальчики. Этим и объясняются столь значимые гендерные различия показаний агрессивности.

В обеих подгруппах отмечен высокий процент негативизма, но со статистически значимыми различиями по гендеру. Негативизм, как проявление негативной установки может проявляться как тотально (во всем), так и избирательно. Девочки чаще демонстрируют внутреннее недовольство, беспокойство, стремление к одиночеству, сопровождающиеся враждебной установкой по отношению к окружающим. Мальчики чаще вступают в спор с родителями и учителями, игнорируют просьбы и требования, стремятся выделиться и проявить свое «Я», проявляют нонконформизм. Исходя из этого, негативизм девочек определяется как глубинный и внутренний, а негативизм мальчиков – как коммуникативный и поведенческий.

Вербальная агрессия в обеих подгруппах диагностирована как высокая, однако на наш взгляд существуют существенные различия в формах вербальной агрессии. Для мальчиков более характерна прямая активная вербальная агрессия, а у девочек чаще встречается косвенная или непрямая вербальная агрессия. В конфликтной ситуации мальчики «не стесняются в выражениях»: оскорбляют друг друга, подшучивают над более слабыми, дают друг другу обидные клички. Девочки же предпочитают распространять сплетни, клевету, ябедничать и объявлять бойкоты.

В подгруппе мальчиков гетероагрессия (направленность на других) превышает показатели аутоагрессии (направленность на себя), тогда как у девочек наблюдается равенство между показателями. Мальчикам в этом возрасте свойственно винить других за свои промахи и ошибки, девочки же более критичны к себе – отсюда хоть и небольшая, но разница значений, хотя эти различия статистически не значимы.

По шкале «Эмоциональность» у мальчиков выше показатели стеничности, у девочек – астеничности. В межличностных конфликтных отношениях мальчики демонстрируют активную позицию – могут взорваться, накричать, хлопнуть дверью, разбросать и даже сломать вещи. Девочки же ведут себя гораздо сдержаннее – они более склонны к переживаниям за допущенную нетактичность, чаще испытывают угрызения совести за содеянное, замыкаются в себе в ответ на грубость и агрессию в свой адрес.

Развитие рефлексивных способностей является одним из основополагающих факторов взрослеющей личности, влияющим на поведение подростка. Подростки переживают собственное состояние, анализируют свои поступки, соотносят их со своим ощущениями и требованиями общества. Девочки сдержаннее в проявлениях гетероагрессии, стараются подавить свой гнев, справиться с наступающей агрессией, склонны к самообвинению за допущенную агрессивность. Мальчики более вспыльчивы, отвечают агрессией на агрессию. Этим объясняется, что у мальчиков выше показатели по операциональным трудностям, а у девочек – по эмоционально-личностным.

Корреляционно-факторный анализ в подгруппе девочек позволил выделить 4 фактора:

1) фактор эмоциональной или аффективной агрессии – 37 % дисперсии;

2) рефлексивно-оценочный фактор агрессии – 7 % дисперсии;

3) поведенческий фактор агрессии – 19 % дисперсии;

4) мотивационный фактор агрессии – 11 % дисперсии.

У мальчиков также выделили эти факторы, но компоненты третьего и четвертого факторов позволили их объединить под общим названием:

• эмоционально-аффективный фактор агрессии – 16 % дисперсии;

• регуляторно-оценочный – 15 % дисперсии;

• когнитивный фактор агрессии – 40 % дисперсии.

Первым рассмотрим эмоционально-аффективный фактор агрессии. Как известно из курса возрастной психологии, физиологически и социально девочки вступают в фазу взросления раньше. Этим можно объяснить то, что в возрасте 13–14 лет для девочек этот фактор является более значимым: 37 % дисперсии по сравнению с 16 % дисперсии у мальчиков.

Как уже отмечалось ранее, подростки в возрасте 13–14 лет стоят между детством и взрослостью. Можно сказать, что они находятся в положении маргинальной личности, этим и объясняются некоторые особенности их поведения. Подростки чувствуют двойственность своего положения: с одной стороны им твердят, что они уже взрослые, а с другой – не дают должной самостоятельности, контролируют их поступки, взаимоотношения и т.п. [6]. На фоне таких метаний мальчики и девочки нередко испытывают обиду по отношению к взрослым и сверстникам.

На фоне взросления взаимоотношения между ровесниками и сверстниками тоже претерпевают значительные изменения. Появляются новые увлечения, меняется система ценностей, в связи с этим в классах создаются различные группировки, выделяются лидеры и аутсайдеры. Нередко подростки, желая признания референтной группы, переступают через себя, демонстрируют «нужное» поведение, врут и льстят лидерам. Осознание и понимание такого собственного поведения вызывает подозрительность и враждебность по отношению к другим. Это выражается в частых конфликтах. Обычно враждебность подростков направлена на родителей, учителей и более слабых товарищей, не способных адекватно ответить тем же. Для таких агрессивных подростков характерны злопамятность, мстительность, они не могут успокоиться, пока не отомстят обидчику. Иногда даже нейтральные ситуации подростки с высоким уровнем враждебности рассматривают как посягательство на собственные права, угрозу их самостоятельности.

Второй фактор – рефлексивно-оценочный – описывает 7 % дисперсии у девочек. Сюда вошли показатели операциональных трудностей, эмоционально-личностных трудностей и стеничности (на уровне тенденции). Девочки-подростки, демонстрируя агрессивные формы поведения, переживают внутренний конфликт из-за осознания того, что нарушают общепринятые нормы поведения женщин (особенно это касается прямой физической агрессии). Поэтому для девочек 13–14 лет свойственен более жесткий контроль за собственным поведением и чувство вины, как за намеренную, так и непроизвольную аффективную агрессию, хотя последние и можно оправдать неспособностью их регулировать. Девочки в большей степени чем мальчики испытывают эмоционально-личностные трудности и испытывают вину за собственную агрессивность, когда раздражительность и вспыльчивость являются осознаваемыми чертами личности, нежелательными для нее. Мальчики же наоборот, оказываются более спокойными в восприятии произвольной агрессии, имея установку на то, что мужчинам, в случае необходимости, свойственно такое поведение. Регуляторно-оценочный фактор у мальчиков описывает 15 % дисперсии и в него входят показатели эгоцентричности, интернальности и (с обратным знаком) показатель вины.

В третий девичий поведенческий фактор агрессии вошли показатели косвенной агрессии, вербальной агрессии и общей агрессивности. Этот фактор описывает 19 % дисперсии. Как уже отмечалось, у девочек высокий показатель вербальной агрессии, при этом делается акцент именно на косвенной вербальной агрессии – девочкам не характерна открытая конфронтация, они чаще участвуют в заговорах, распространяют слухи, объявляют бойкоты и т.п.

Показатель агрессивности по методике А. Басса-А. Дарки – это сумма показателей физической, косвенной и вербальной агрессии. Две переменные данной формулы со статистически значимым весом входят во второй фактор, поэтому на наш взгляд логично, что общая агрессивность стала одним из компонентов данного фактора [2].

В четвертый девичий фактор, названный мотивационным, вошли социоцентричность, эгоцентричность и косвенная агрессия (на уровне тенденции). Этот фактор покрывает 11 % дисперсии. Проявление агрессивности среди девочек-подростков носит весьма не однозначный характер. Часть испытуемых демонстрирует агрессивность с общественно-значимой направленностью. Их агрессивное поведение обычно побуждается намерением защитить права других людей, желанием оградить товарищей от неприятностей. В этом случае можно говорить о социоцентричном типе агрессивности. Другая же часть девочек проявляет агрессивность, чтобы добиться признания, продемонстрировать свою силу и власть. Это подгруппа с эгоцентричным типом агрессивности. При этом выяснилось, что такой тип агрессивности проявляют как социометрические звезды, так и аутсайдеры.

Отметим, что в подгруппе мальчиков был диагностирован фактор, определенный как когнитивный фактор агрессивности (40 % выборки). В него входят показатель осведомленности, покрывающий 24 % дисперсии со значимым весом, и показатель осмысленности, покрывающий 16 % дисперсии. Подростки 13–14 лет вполне осознают особенности собственного поведения, у мальчиков уже есть представления и установки по поводу мужского типа поведения. В ходе исследования отмечено, что среди мальчиков-подростков культивируется мнение, что достичь уважения среди сверстников, добиться чего-то в жизни, получить желаемое проще всего через силу, угрозу или нанесение ущерба другим людям. Иногда подростки, видя агрессивное, и даже насильственное, поведение в собственной семье, принимают это за норму жизни. Некоторые мальчики в дальнейшем объясняют собственную агрессивность как врожденное, генетически переданное свойство.

Когнитивный подход к объяснению агрессивности в разработках Кеннета Доджа обозначается как враждебная атрибуция [2]. Атрибуция относительно намерений других зачастую играет важную роль в агрессивном поведении. Понимая причины агрессивного поведения другого человека, подросток может регулировать уровень своей агрессии – как физической, так и вербальной. Отметим, что когнитивный фактор агрессивности описывает в целом 40 % выборки у мальчиков 13–14 лет. Подростки, проявляющие неосознанные враждебные реакции, агрессивное поведение для демонстрации силы, для достижения поставленных целей склонны считать, что их агрессивность зависит не от них самих, а от жизненных обстоятельств и внешних условий. Для них проще разрешить разразившийся конфликт кулаками, доказывая свою правоту, нежели искать компромисс. При этом им свойственно винить за проявление своей агрессии всех кроме себя: обстоятельства, других людей и даже плохую погоду. Мальчики из этой дисперсии, имеют внутреннее разрешение на то, чтобы использовать агрессию как средство достижения цели, когда им это необходимо.

Агрессия – одно из наиболее ярких проявлений подросткового гормонального кризиса. Дети 13–14 лет мгновенно реагируют на минимальные раздражители, несправедливость, неосторожное слово. Они чувствуют перемены в своем организме, свое взросление и хотят его ощутить на деле. Первым педагогическим решением этого вопроса будет различный подход к мальчикам и девочкам в конфликтных ситуациях. Необходимо понимать, что за кажущимся спокойствием девочек зачастую стоят серьезные внутренние проблемы и если мальчиков приходится «гасить» в их негативных проявлениях, то девочек зачастую, наоборот, требуется «растормошить». Кроме этого, важнейшим педагогическим методом в разрешении вопроса подростковой агрессивности, является снижение видимого родительского контроля, вовлечение ребенка в обсуждение семейных вопросов, демонстрация уважения к его мнению, принятие его нового взрослого статуса. Агрессивным подросток становится не по собственной воле, и окружающие его взрослые – родители и педагоги – способны смягчить психологический травматизм этого переходного периода.