Научный журнал
Научное обозрение. Педагогические науки
ISSN 2500-3402
ПИ №ФС77-57475

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ

Иванова А.Д. 1 Шамсутдинова Д.Ф. 2
1 ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет»
2 Центр детского (юношеского) технического творчества Кировского района
Агрессивное поведение оказывает влияние на межличностные отношения и взаимоотношения индивида и социума в целом. Агрессия – одно из наиболее ярких проявлений подросткового гормонального кризиса, который характеризуется ярким проявлением самосознания и обостренным чувством самостоятельности. В связи с этим актуальным является вопрос изучения природы подростковой агрессии, а также ее специфических гендерных различий. В статье приведены результаты психологических исследований гендерных проявлений агрессивности школьников в возрасте 13–14 лет, позволяющие провести коррекцию в работе по психолого-педагогической профилактике агрессивного поведения. Предложены методы работы с подростками переходного возраста. Приведен и подробно расписан результат корреляционно-факторного анализа агрессивности. Основным педагогическим решением рассмотренной проблемы будет различный подход к мальчикам и девочкам в конфликтных ситуациях.
подростковый возраст
исследование агрессии
гендерные различия
факторы агрессии
вербальная агрессия
косвенная агрессия
педагогические методы разрешения агрессии
1. Басс А.Х. Психология агрессии. – М: Наука, 1961. – 351 с.
2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. – 512 с.
3. Иванова А., Лапук Н., Шевченко А. К вопросу о трудностях воспитания в подростковом возрасте // Духовно-нравственное воспитание: теория и практика. Материалы международной научно-практической конференции. – Уфа: Изд-во Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова», 2007. – С. 78–81.
4. Иванова А.Д., Шамсутдинова Д.Ф. Проблемы психолого-педагогической адаптации первокурсников // Оптимизация процесса социальной адаптации студентов к новым условиям жизнедеятельности: теоретические и методические аспекты: Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. – М.: ООО «РС Дизайн», 2013. – С. 87–90.
5. Иванова А.Д., Шамсутдинова Д.Ф. Социально-психологические проблемы гендерных различий смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте // Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы 4-й всероссийской научно-практической конференции (заочной) с международным участием: 24–25 апреля 2016 г. – Ульяновск: Зебра, 2016. – 165–170 с.
6. Шамсутдинова Д.Ф. Психологические особенности подростковой агрессивности // Социальное положение детей, подростков и молодежи в современном обществе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 13–14 мая 2010 г. Часть II. Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2010. – С. 119–123.

Агрессивность личности, во всем многообразии ее форм, является актуальной проблемой для любого общества. Большинство исследований в этой области свидетельствуют о том, что пик проявления агрессивности характерен для подросткового возраста. Этот возраст характеризуется ярким проявлением самосознания, неустойчивостью гормонального фона, лабильностью эмоциональной сферы, обостренным чувством самостоятельности. По сути, подросток находится в переходном периоде между двумя фундаментальными состояниями – детства и взрослости. У него уже нет преимуществ ребенка, но ему еще не позволяют возможности взрослого. Стремительное распространение агрессивности в среде подростков требует выявления психолого-педагогических условий профилактики и коррекции агрессивности у мальчиков и девочек.

Возрастные изменения зачастую сопровождаются развитием или прогрессированием девиаций, немотивированными конфликтами и острыми переживаниями любых, даже самых незначительных, жизненных противоречий, что обуславливает необходимость серьезного психолого-педагогического изучения проявлений подростковой агрессивности.

Целью данного исследования явилось изучение гендерных особенностей проявления агрессии в подростковом возрасте.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что девочкам и мальчикам подросткового возраста присущи гендерно-специфические проявления агрессии: девочкам более свойственны вербальные и косвенные ее виды, мальчикам физические и прямые.

Экспериментальной группой для исследования показателей агрессивности выступили учащиеся 6-х классов в возрасте 13–14 лет МОУ СОШ №18 и МОУ СОШ № 101 г. Уфы (Башкортостан) в количестве 180 человек, из которых 90 девочек и 90 мальчиков.

В качестве методик исследования были выбраны: тест Басса-Дарки (диагностика агрессивности); опросник «Ауто- и гетероагрессия» Е.П. Ильина; бланковый тест «Агрессивность» А.И. Крупнова.

В результате эмпирического исследования выявлено, что среднегрупповые результаты общей агрессивности и враждебности укладываются в коридор нормы, однако показатели физической, вербальной агрессии и негативизма завышены.

При определении гендерных различий в показаниях агрессивности по методике А. Басса-А. Дарки были выявлены значимые различия по показателям физической агрессии. У мальчиков этот показатель в 1,4 раза больше чем у девочек. Поскольку половое созревание и вступление во взрослую жизнь – это основные факторы подростковой агрессивности, то девочки начинают испытывать эти проблемы значительно раньше, чем их одногодки-мальчики. Этим и объясняются столь значимые гендерные различия показаний агрессивности.

В обеих подгруппах отмечен высокий процент негативизма, но со статистически значимыми различиями по гендеру. Негативизм, как проявление негативной установки может проявляться как тотально (во всем), так и избирательно. Девочки чаще демонстрируют внутреннее недовольство, беспокойство, стремление к одиночеству, сопровождающиеся враждебной установкой по отношению к окружающим. Мальчики чаще вступают в спор с родителями и учителями, игнорируют просьбы и требования, стремятся выделиться и проявить свое «Я», проявляют нонконформизм. Исходя из этого, негативизм девочек определяется как глубинный и внутренний, а негативизм мальчиков – как коммуникативный и поведенческий.

Вербальная агрессия в обеих подгруппах диагностирована как высокая, однако на наш взгляд существуют существенные различия в формах вербальной агрессии. Для мальчиков более характерна прямая активная вербальная агрессия, а у девочек чаще встречается косвенная или непрямая вербальная агрессия. В конфликтной ситуации мальчики «не стесняются в выражениях»: оскорбляют друг друга, подшучивают над более слабыми, дают друг другу обидные клички. Девочки же предпочитают распространять сплетни, клевету, ябедничать и объявлять бойкоты.

В подгруппе мальчиков гетероагрессия (направленность на других) превышает показатели аутоагрессии (направленность на себя), тогда как у девочек наблюдается равенство между показателями. Мальчикам в этом возрасте свойственно винить других за свои промахи и ошибки, девочки же более критичны к себе – отсюда хоть и небольшая, но разница значений, хотя эти различия статистически не значимы.

По шкале «Эмоциональность» у мальчиков выше показатели стеничности, у девочек – астеничности. В межличностных конфликтных отношениях мальчики демонстрируют активную позицию – могут взорваться, накричать, хлопнуть дверью, разбросать и даже сломать вещи. Девочки же ведут себя гораздо сдержаннее – они более склонны к переживаниям за допущенную нетактичность, чаще испытывают угрызения совести за содеянное, замыкаются в себе в ответ на грубость и агрессию в свой адрес.

Развитие рефлексивных способностей является одним из основополагающих факторов взрослеющей личности, влияющим на поведение подростка. Подростки переживают собственное состояние, анализируют свои поступки, соотносят их со своим ощущениями и требованиями общества. Девочки сдержаннее в проявлениях гетероагрессии, стараются подавить свой гнев, справиться с наступающей агрессией, склонны к самообвинению за допущенную агрессивность. Мальчики более вспыльчивы, отвечают агрессией на агрессию. Этим объясняется, что у мальчиков выше показатели по операциональным трудностям, а у девочек – по эмоционально-личностным.

Корреляционно-факторный анализ в подгруппе девочек позволил выделить 4 фактора:

1) фактор эмоциональной или аффективной агрессии – 37 % дисперсии;

2) рефлексивно-оценочный фактор агрессии – 7 % дисперсии;

3) поведенческий фактор агрессии – 19 % дисперсии;

4) мотивационный фактор агрессии – 11 % дисперсии.

У мальчиков также выделили эти факторы, но компоненты третьего и четвертого факторов позволили их объединить под общим названием:

• эмоционально-аффективный фактор агрессии – 16 % дисперсии;

• регуляторно-оценочный – 15 % дисперсии;

• когнитивный фактор агрессии – 40 % дисперсии.

Первым рассмотрим эмоционально-аффективный фактор агрессии. Как известно из курса возрастной психологии, физиологически и социально девочки вступают в фазу взросления раньше. Этим можно объяснить то, что в возрасте 13–14 лет для девочек этот фактор является более значимым: 37 % дисперсии по сравнению с 16 % дисперсии у мальчиков.

Как уже отмечалось ранее, подростки в возрасте 13–14 лет стоят между детством и взрослостью. Можно сказать, что они находятся в положении маргинальной личности, этим и объясняются некоторые особенности их поведения. Подростки чувствуют двойственность своего положения: с одной стороны им твердят, что они уже взрослые, а с другой – не дают должной самостоятельности, контролируют их поступки, взаимоотношения и т.п. [6]. На фоне таких метаний мальчики и девочки нередко испытывают обиду по отношению к взрослым и сверстникам.

На фоне взросления взаимоотношения между ровесниками и сверстниками тоже претерпевают значительные изменения. Появляются новые увлечения, меняется система ценностей, в связи с этим в классах создаются различные группировки, выделяются лидеры и аутсайдеры. Нередко подростки, желая признания референтной группы, переступают через себя, демонстрируют «нужное» поведение, врут и льстят лидерам. Осознание и понимание такого собственного поведения вызывает подозрительность и враждебность по отношению к другим. Это выражается в частых конфликтах. Обычно враждебность подростков направлена на родителей, учителей и более слабых товарищей, не способных адекватно ответить тем же. Для таких агрессивных подростков характерны злопамятность, мстительность, они не могут успокоиться, пока не отомстят обидчику. Иногда даже нейтральные ситуации подростки с высоким уровнем враждебности рассматривают как посягательство на собственные права, угрозу их самостоятельности.

Второй фактор – рефлексивно-оценочный – описывает 7 % дисперсии у девочек. Сюда вошли показатели операциональных трудностей, эмоционально-личностных трудностей и стеничности (на уровне тенденции). Девочки-подростки, демонстрируя агрессивные формы поведения, переживают внутренний конфликт из-за осознания того, что нарушают общепринятые нормы поведения женщин (особенно это касается прямой физической агрессии). Поэтому для девочек 13–14 лет свойственен более жесткий контроль за собственным поведением и чувство вины, как за намеренную, так и непроизвольную аффективную агрессию, хотя последние и можно оправдать неспособностью их регулировать. Девочки в большей степени чем мальчики испытывают эмоционально-личностные трудности и испытывают вину за собственную агрессивность, когда раздражительность и вспыльчивость являются осознаваемыми чертами личности, нежелательными для нее. Мальчики же наоборот, оказываются более спокойными в восприятии произвольной агрессии, имея установку на то, что мужчинам, в случае необходимости, свойственно такое поведение. Регуляторно-оценочный фактор у мальчиков описывает 15 % дисперсии и в него входят показатели эгоцентричности, интернальности и (с обратным знаком) показатель вины.

В третий девичий поведенческий фактор агрессии вошли показатели косвенной агрессии, вербальной агрессии и общей агрессивности. Этот фактор описывает 19 % дисперсии. Как уже отмечалось, у девочек высокий показатель вербальной агрессии, при этом делается акцент именно на косвенной вербальной агрессии – девочкам не характерна открытая конфронтация, они чаще участвуют в заговорах, распространяют слухи, объявляют бойкоты и т.п.

Показатель агрессивности по методике А. Басса-А. Дарки – это сумма показателей физической, косвенной и вербальной агрессии. Две переменные данной формулы со статистически значимым весом входят во второй фактор, поэтому на наш взгляд логично, что общая агрессивность стала одним из компонентов данного фактора [2].

В четвертый девичий фактор, названный мотивационным, вошли социоцентричность, эгоцентричность и косвенная агрессия (на уровне тенденции). Этот фактор покрывает 11 % дисперсии. Проявление агрессивности среди девочек-подростков носит весьма не однозначный характер. Часть испытуемых демонстрирует агрессивность с общественно-значимой направленностью. Их агрессивное поведение обычно побуждается намерением защитить права других людей, желанием оградить товарищей от неприятностей. В этом случае можно говорить о социоцентричном типе агрессивности. Другая же часть девочек проявляет агрессивность, чтобы добиться признания, продемонстрировать свою силу и власть. Это подгруппа с эгоцентричным типом агрессивности. При этом выяснилось, что такой тип агрессивности проявляют как социометрические звезды, так и аутсайдеры.

Отметим, что в подгруппе мальчиков был диагностирован фактор, определенный как когнитивный фактор агрессивности (40 % выборки). В него входят показатель осведомленности, покрывающий 24 % дисперсии со значимым весом, и показатель осмысленности, покрывающий 16 % дисперсии. Подростки 13–14 лет вполне осознают особенности собственного поведения, у мальчиков уже есть представления и установки по поводу мужского типа поведения. В ходе исследования отмечено, что среди мальчиков-подростков культивируется мнение, что достичь уважения среди сверстников, добиться чего-то в жизни, получить желаемое проще всего через силу, угрозу или нанесение ущерба другим людям. Иногда подростки, видя агрессивное, и даже насильственное, поведение в собственной семье, принимают это за норму жизни. Некоторые мальчики в дальнейшем объясняют собственную агрессивность как врожденное, генетически переданное свойство.

Когнитивный подход к объяснению агрессивности в разработках Кеннета Доджа обозначается как враждебная атрибуция [2]. Атрибуция относительно намерений других зачастую играет важную роль в агрессивном поведении. Понимая причины агрессивного поведения другого человека, подросток может регулировать уровень своей агрессии – как физической, так и вербальной. Отметим, что когнитивный фактор агрессивности описывает в целом 40 % выборки у мальчиков 13–14 лет. Подростки, проявляющие неосознанные враждебные реакции, агрессивное поведение для демонстрации силы, для достижения поставленных целей склонны считать, что их агрессивность зависит не от них самих, а от жизненных обстоятельств и внешних условий. Для них проще разрешить разразившийся конфликт кулаками, доказывая свою правоту, нежели искать компромисс. При этом им свойственно винить за проявление своей агрессии всех кроме себя: обстоятельства, других людей и даже плохую погоду. Мальчики из этой дисперсии, имеют внутреннее разрешение на то, чтобы использовать агрессию как средство достижения цели, когда им это необходимо.

Агрессия – одно из наиболее ярких проявлений подросткового гормонального кризиса. Дети 13–14 лет мгновенно реагируют на минимальные раздражители, несправедливость, неосторожное слово. Они чувствуют перемены в своем организме, свое взросление и хотят его ощутить на деле. Первым педагогическим решением этого вопроса будет различный подход к мальчикам и девочкам в конфликтных ситуациях. Необходимо понимать, что за кажущимся спокойствием девочек зачастую стоят серьезные внутренние проблемы и если мальчиков приходится «гасить» в их негативных проявлениях, то девочек зачастую, наоборот, требуется «растормошить». Кроме этого, важнейшим педагогическим методом в разрешении вопроса подростковой агрессивности, является снижение видимого родительского контроля, вовлечение ребенка в обсуждение семейных вопросов, демонстрация уважения к его мнению, принятие его нового взрослого статуса. Агрессивным подросток становится не по собственной воле, и окружающие его взрослые – родители и педагоги – способны смягчить психологический травматизм этого переходного периода.


Библиографическая ссылка

Иванова А.Д., Шамсутдинова Д.Ф. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 1. – С. 109-112;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1551 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674